Блиц-вопросы”
1. Назовите имя и отчество Носова.
2. Где и когда родился Носов?
3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”?
4. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ?
5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы.
6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках?
7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
8. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город?
9. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”?
10. Кто сочинял из коротышек стихи?
11. Самый знаменитый житель цветочного города?
12. На что обменял Виталик рыбку.
Назовите произведение и его героев?
1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород….
2. “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” или “Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток”
3. “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”.
4. “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее”
5. “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату”
6. “Сумел порвать, сумей и зашить”
Автор следующих фраз?
1. Ты, Незнайка, видно, больной. У тебя что-то с глазами случилось. Когда это ты видел, чтоб у меня вместо носа был градусник
2. «Ну, способный, способный, только отстань! У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи».
З. «Братцы! Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал!»
4. «Это потому, что ты к моей музыке еще не привык. Вот привыкнешь, и уши не станут болеть.
5. «Садитесь, пожалуйста, устраивайтесь поудобнее. Места на воздушном шаре всем хватит».
а) Как называется книга, герои которой маленькие весёлые человечки?
б) Как называется город, где жили весёлые коротышки?
в) Кто был главным героем в этом городе?
г) Как звали механиков из Цветочного города?
д)Кто из героев Н Носова варил кашу?
е) Кто пришёл к Барбосу в гости?
ж)Кто оказался «живой шляпой»?
з)Какое название детской игры является названием книги Н.Носова?
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово.
Сегодня мы поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его
книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он — автор
знаменитого Незнайки, а зовут его... (Ответы детей.)
Правильно, Николай Николаевич Носов. (Ведущий показывает портрет
писателя.)
У Носова была большая голова, крупный нос, широкие плечи. Роста он был
невысокого, имел тихий глуховатый голос. Николай Носов был молчаливым,
замкнутым человеком. Но вы знаете, что он писал очень веселые, смешные
рассказы, и с детства был большим выдумщиком и очень многим увлекался.
Ведущий 1. Родился Николай Носов в Киеве 23 ноября 1908 г. в семье актера. Писатель вспоминал, что когда ему было 4 года, то его очень смешил старый диван, огромный шкаф ему казался серьезным, неразговорчивым человеком, а кровать он считал верным другом, который ночью спасал его от страшного старика — окна. В школьные годы Носов мечтал стать известным музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это занятие. Носов закончил семилетнюю школу и устроился работать на кирпичный завод мусорщиком — вывозил шлак из печи для обжига кирпича. В свободное время он увлекался фотографией и тратил на это увлечение все заработанные деньги. Он поступил в Киевский художественный институт на фотокиноотделение. А потом перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончил его и почти двадцать лет работал в кино, был режиссером мультфильмов, научных и учебных фильмов.
В 2008 году государственный Банк России выпустил юбилейную монету достоинством в два рубля в честь 100-летия со дня рождения замечательного детского писателя Н.Н.Носова.
А в этом году мы отмечаем 110-летие со дня рождения замечательного детского писателя Н.Н.Носова.
Ведущий 2. Когда у Носова родился маленький сын, он начал сочинять сказки и рассказы. Один из них — «Затейники»
— он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в
1938 году, когда Носову исполнилось тридцать лет. За этим рассказом последовали
другие, которые печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник»
и в газете «Пионерская правда».
Как же Носов сочинял рассказы? Он очень внимательно прислушивался к разговорам
вокруг, и даже незначительный факт мог подсказать ему очередной сюжет.
Например, рассказ «Огурцы»
Носов написал, основываясь на истории, которая произошла с его пятилетним племянником.
Ведущий 1. Однажды мальчик гулял рядом с домом на площадке,
где была овощная палатка. Он увидел за палаткой бочку с солеными огурцами,
залез в нее обеими руками, ухватил в каждую руку по огурцу и, довольный, пошел
к маме. Ну а что было дальше, вы уже знаете из рассказа.
Книги Н. Носова нравятся детям, потому что в них рассказывается о таких же, как
и они, непоседах, изобретателях и фантазерах — словом, об обычных мальчишках и
девчонках.
Ведущий 2. Внимательно ли вы читали книгу Н. Носова? Сейчас мы
немного поиграем. Я опишу героя одной из книг Носова, а вы постарайтесь
угадать, о ком идет речь. Он «...носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные
брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски.
Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу... У него был
друг по имени Гунька, который жил на улице Маргариток и с которым он по
двадцать раз на день ссорился и мирился...». (Незнайка.)
Кто из вас знает, сколько всего книг о Незнайке написал Николай Носов?
(Три: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе»,
«Незнайка на Луне».)
Ведущий 1. Читая рассказы Носова, вы можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни и еще многому другому. А вот в сказочной трилогии о Незнайке писатель ведет читателя к знаниям, далеко выходящим за пределы его житейского опыта: он пишет о воздухоплавании, ракетостроении, о сложнейшей технике будущего.
Ведущий 2. В основе каждой из сказок трилогии — история
путешествия. Путешествуя на воздушном шаре, его герои буквально сваливаются с
неба в Зеленый город, где обитают одни малышки («Приключения Незнайки и
его друзей»); на волшебном автомобиле катят они в край благоденствия и
фантастической техники («Незнайка в Солнечном городе»); наконец, на
космическом корабле навещают лунных жителей («Незнайка на Луне»).
Ведущий 1.
(«В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать
малышей-коротышек».)
2. Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательным музыкантом.
Он играл на разных музыкальных инструментах. Незнайка ему завидовал. Какой
музыкальный инструмент предложил Гусля Незнайке?
A) Барабан.
Б) Балалайку.
B) Гармошку.
(— Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.
— Учись, — согласился Гусля. — На чем ты хочешь играть?
— А на чем легче всего выучиться?
— На балалайке.)
3. После того, как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил
сделаться художником.
Ведущий 2. Вы помните, как хвастунишка Незнайка решил стать художником и нарисовал портреты коротышек? Только никому его рисунки не понравились.
Игра “Нарисовать портрет”
Ведущий 1. Ребята , мы сейчас тоже с вами попробуем стать художниками и поиграем в игру « Нарисуй портрет». Каждый член команды рисует на мольберте часть портрета человечка из Солнечного города. (Незнайка, Доктор Пилюлькин, Знайка)
Все присутствующие должны угадать, какого героя рисовала каждая команда.
Ведущий 2. Молодцы команды! А сейчас вспомним, что Незнайка еще был поэтом и сочинял стихи.
Сценка «Незнайка поэт»
После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.
Цветик - О! Кого я вижу, Незнаечка! Заходи!
Незнайка - Здравствуй, Цветик, научи меня сочинять стихи.
Цветик - Ты знаешь, что такое рифма?
Незнайка - Рифма? Нет, не знаю.
Цветик - Для хорошей рифмы надо, чтобы слова были похожи.
печка - свечка, птица – спица, тучка – кучка - авторучка. Понял?
Незнайка - понял, понял!
Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол.
Незнайка - Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Знайка - Одну минуточку, Незнайка, когда это я прыгал через овечку?
Незнайка - Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
Торопыжка - Братцы! Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.
Незнайка - У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Авоська - Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
Пилюлькин - Братцы! Надо прекратить это! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врет про всех?
Все - Довольно! Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.
С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.
Есть ли среди вас поэты?
Конкурс «Поэтический - рифма».
- подушка— ……….кормушка, погремушка;
- речка — …………печка, свечка;
- шишка — ………...мишка, мартышка;
- кошка — ………...картошка, ладошка;
- бочка — …………..точка;
- огурцы ………….вы большие молодцы.
Одна из книг Николая Николаевича называется «Фантазеры». Иногда это слово употреблять как обидное, укоряющее: «Эх ты, фантазёр!». Кто такой фантазёр?
Это мечтатель, сердце которого наполнено смелыми и неожиданными замыслами.
Сценка «Фантазёры»
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
- Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепешку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.
- На чем же ты летал?
- На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
- Что же ты там, на Луне видел?
- Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.
- Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...
- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.
Физминутка «Песня Незнайки» (пальчиковая гимнастика)
Коллективная аппликация
- Сегодня мы продолжаем делать аппликацию Цветочного города. У нас в городе уже есть домики и жители этих домиков. Давайте еще раз вспомним их имена. (Незнайка, Знайка, Тюбик, Гусля, Винтик, Шпунтик и т.д.)
- Город малышей называется Цветочным, поэтому сейчас мы украсим его объемными цветами.
Для этого нам понадобятся цветки, которые лежат у вас на столах. (Дети вспоминают, название каких цветов встречаются в Цветочном городе).
Дети работают группами.
Закончив работу, дети соединяют в одно целое Цветочный город.
Общий танец «Гимн Незнайки».
А сейчас нам пора прощаться.
Сегодня всех нас вместе собрал замечательный писатель Н.Носов. Мы прочитали много его рассказов, думаю, в дальнейшем вы уже сами с удовольствием будете читать произведения этого замечательного автора.
И мы вам говорим – спасибо за внимание, на этом - до свидания.
Занятия по Музыке |
|||
Автор: Мошкова Елена Сергеевна |
|||
11.02.2016 12:37 |
|||
(для подготовительной к школе группы 6-7 лет). Хотела бы поделится авторским сценарием по мотивам произведения известной сказки, написанной замечательным писателем Н.Носовым. Данный сценарий был использован для постановки мюзикла в детском саду и отправлен на городской конкурс в номинации «театральное искусство». Чем хорош этот сценарий, что в отличии от сценариев в интернете, он написан в стихотворной форме, что, безусловно облегчает его запоминание и делает его более легким, веселым и доступным зрителю. Песни выбирала самостоятельно из уже имеющихся, варианты есть разные: как классические из мультфильма, так и из других сценариев, поэтому предлагаю подборку сделать вам самим, на ваш вкус.
Скачать сценарий Сценарий мюзикла «Приключения Незнайки и его друзей» (подготовительная к школе группа) Выходят коротышки, выстраиваются полукругом и вперед выходит Сиропчик — начинает всех представлять: Сиропчик: Где-то в Цветочном городе, есть малыши-коротыши. Я вас сейчас познакомлю со всеми: Вот вам Пиллюлькин — он доктор известный, Помощь окажет он повсеместно, Хочешь таблетку, хочешь укол: Вылечит все от соплей до икоты, Главное, чтобы слушал его ты. Знайка наш любит — мысли и труд, Знайкой его же не зря же зовут. Книжки читает он ежечасно, Очень пристрастно, очень пристрастно. Если взять Пончика – это сластена, Ты никогда не найдешь его дома, Он постоянно на кухне сидит, Делает торты и тесто месит. Тюбик – художник, таких у нас мало, Может пейзаж получится на славу, Вот натюрморт из –под кисти, От настоящего ты отличи. Славный наш Гусля – он музыкант, Песню споете вы с ним прямо в такт, В арии ждет вас огромный успех, Хватит таланта его ведь на всех. Это Незнайка — герой нашей сказки, Он мальчишка — хвастунишка. Много у него друзей, Но учиться ему лень. Танец под песню «Гимн Незнайки» Незнайка: Ой, гулять охота! (Звук удара, Незнайка падает и трет лоб.) Ай, меня ударил кто-то! Кто дерется покажись, Мой обидчик, объявись! Странно, нету никого… Ой, как на небе светло! (смотрит наверх) Точно! Солнце откололось и упало на меня, Вот и шишку мне набило, Разгадал загадку я! Убегает. Знайка выходит и поет песню. Прибегает Незнайка. Незнайка: Знайка, Знаечка, смотри, Друг мой милый, помоги! Шишка у меня большая, Голова от ней кривая! Знайка: От чего же шишка? Видно трогал мишку? Незнайка: Нет, мишутку я не трогал. Кусок солнца на меня обвалился, Обломился и ударил сгоряча. Знайка: Ой, Незнайка, что ты брешешь! Раскололось солнце вдруг! Отколись кусок от солнца Не стоял бы ты так тут. Солнце очень велико, Находясь так далеко, Кажется тарелкой малой, Но на деле столь огромно Хоть крупица отломись, Осторожно, берегись! Весь наш город пропадет И кусок нас всех прибьет! Незнайка: Ничего себе, вот штука! Весь наш город пропадет, И кусок нас всех прибьет… Незнайка побежал рассказывать коротышкам, об услышанном. Незнайка: Коротышки, коротышки И девчонки, и мальчишки! Вместе нам грозит беда, Это вам не ерунда! Солнце в небе раскололось, Часть его летит сюда, И притопнет, и прихлопнет Всех нас раз и навсегда! Пончик: Ну надо же, ну надо же! Скорее собираемся! Сиропчик: Летим на полюс северный, Спасаемся, спасаемся! Знайка: Стойте, стойте! Успокойтесь! Вы кого послушали? Вы Незнайку слушали? Наш Незнайка выдумщик, всех вас напугал. Никакой кусок к нам не прилетал. Гусля: Ах, Незнайка, какой гадкий, Ты чего нас испугал? Тебе нравится смеяться? В совести твоей провал! Незнайка: Извините, вы друзья! Я и сам поверил! Что летит прямо сюда, солнечное бремя. Доктор Пилюлькин поет песню. Незнайка: Нет, нет, уважаемый! Больше не буду, хорошим я буду, Послушным я буду! Доктор Пилюлькин: Посмотрим, посмотрим! Займись-ка ты делом! Возьми научись, мастерством овладей. На шутки такие, потеряно время, А дела не видно, вот ты прохиндей! Незнайка: Я очень хочу научится чему-то, Но так чтобы сразу, без лишних хлопот! Пойду-ка я к Гусли, возможно что-то Покажет он мне и споет. Гусля, привет! Чем занят сегодня? Гусля: Здравствуй, Незнайка! Я песню пою! Гусля поет песню. Незнайка: Гусля, надо мне по-дружбе Инструменты показать. Выбрать тот, который громче, Научить меня играть. Гусля: На, попробуй балалайку, Очень звонкий инструмент, Вот, попробуй, поиграй-ка, Струны ты освой в момент! Незнайка бренчит на балалайке Незнайка: Что-то эта балалайка Очень тихонько бренчит! Мне бы инструмент погромче, Чтоб сыграть нам новый хит! Гусля: На, попробуй ты трубу, я тебе ее даю, Духовой ведь инструмент, Выдаст громкий элемент! Незнайка дудит в трубу. Незнайка: Вот труба – это по мне, Громкий инструмент, Слышно будет всем везде Как играю на трубе! Гусля: Да, Незнайка, но учится Нужно, чтобы получится. Чтобы песня вышла в свет, Заручить у всех успех! Незнайка: Ой, о чем ты, так сойдет! Главно громко он поет! Остальное ерунда, Всем сыграю я тогда! Незнайка идет к коротышкам, все зажимают уши. Доктор Пилюлькин: Это что за шум и гам! Это что за тарарам! Ты, Незнайка, что шумишь, Что наш слух ты теребишь?! Незнайка: Это я, доктор, играю! Свой талант вам проявляю! Ноты льются как вода, Дивна музыка моя! Доктор Пилюлькин: Нет, Незнайка, ты дудишь! Уши наши не щадишь! Ну-ка, быстро прекрати! Трубу свою ты убери! Незнайка: Эх, не вышло музыканта из меня, Приношу страдания всем я… Ладно, может художником я стану, Картины писать я не перестану! Незнайка идет к Тюбику. Незнайка: Привет, Тюбик! Что малюешь? Тюбик: Не малюю, а рисую! Вдохновенья полон я, Я пишу дола, леса, ветви ели и рябины Выйдет мой пейзаж красивый! Тюбик поет песню. Незнайка: Да, неплохо получилось! Вот картина – высший класс! Дай попробую сейчас Я портреты нарисую И поставлю их для вас! Незнайка: Ну попробуй, только ты Соблюдай пропорции, На, палитру ты бери, Маленькие порции. Красок вовсе не жалей Вот тебе наука, Буйство красок и теней, Вон прогонит скуку. Тюбик отдает Незнайке краски и выходит. Заходит Пончик и Сиропчик. Незнайка: Здравствуй Пончик и Сиропчик! Как у вас дела? Я смотрю вы лучшие Не разлей вода друзья! Пончик и Сиропчик поют песню. Незнайка: Ой, ребята, а хотите, Нарисую вместе вас? Ваш портрет запечатлю, Славы я хоть отхвачу! Пончик: Ой, Незнаечка, давай! Сиропчик: Да покраше навояй! Незнайка: Здесь мазок и здесь мазок! Вот и вышел образок! Поворачивает мольберт, а Пончик с Сиропчиком чуть не падают от испугу. Пончик: Это что же за портрет! Что же съел я на обед, Что зеленое лицо, Что под носом потекло? Сиропчик: Ты смеешься, что ль над нами?! Ну, держи в нос кулаками! Завязалась драка, заходят коротышки, и разнимают дерущихся. Доктор Пилюлькин: Что такое? Что случилось? Что, Незнайка, приключилось?! Незнайка: Я картину написал, Ясно образ описал, Красок взял, не пожалел, Пончик взял и обомлел, А Сиропчик так вообще, Начал колотить по мне. Доктор Пилюлькин: Ну, Незнайка, это что? Кисть не трогай ни за что! Можешь только оскорблять! Здесь обид не избежать. Незнайка: Я не нужен никому! Вот сейчас от вас уйду! Знайка: И куда же ты пойдешь? Что же ты пешком уйдешь? Незнайка: Ну пешком идти мне долго, Ехать очень неудобно… Я мечтал на пузыре Облететь все на Земле. Знайка: Ой, Незнайка, вот идея! Шар придумал, не робея! Вместе мы соорудим, И по небу полетим! Сиропчик: Шар воздушный – это дело! Полетим же вместе смело! Молодец, Незнайка — ты, Исполняешь все мечты! Доктор Пилюлькин: Наконец-то за ум взялся, Путешественником стался, Верь в мечту – и все придет, Шар нам счастье принесет! Финальный танец с шарами.
|
Сценарий литературной игры для начальной школы «Н. Носов и В. Драгунский в гостях у Незнайки»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Н. Носова и В. Драгунского, научить их восприятию прочитанного; развивать навыки работы с иллюстрированным тематическим каталогом и тематической картотекой, умение работать с картотекой.
Оборудование: выставка книг Н. Носова и В. Драгунского, книги этих писателей для каждой команды, картотека рассказов, использованных в игре, разноцветные карточки с вопросами.
Предварительная подготовка: накануне игры провести обзор рассказов.
Ход мероприятия
Ведущая.
Есть страна Австралия,
Есть страна Италия,
А еще на свете
Есть страна Читалия!
Ребята, кто из вас был хоть однажды в этой стране? Знаете ли вы, кто там живет?
Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится, тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны!
(Раздается стук.)
Ведущая. Ребята! К нам кто-то стучится. Может, кто-ни- будь из жителей страны Читалии пришел? Где же он? Я догадалась, нужно посмотреть на книжной полке. (Из-за стеллажа выглядывает Незнайка.)
Ведущая. Незнайка, выходи! Ты книжек-то сам не читаешь, поди!
Незнайка.
Кто сказал такую бяку:
«Не читал Незнайка книг?»
Это враки, просто враки! –
Заявляю напрямик.
Я читаю без запинки
Десять тысяч книжек в год.
От картинки до картинки,
А потом наоборот!
Со страниц мелькают лица –
Я читаю все подряд.
Три страницы - про жар-птицу,
Две страницы - про зверят.
Я вперед быстрее звука
Над страницами лечу,
Прочитал вчера про Чука,
Завтра Гека изучу.
Ведущая. Ребята! Видите, сколько Незнайка книг прочитал? Почему же он плачет?
(Появляется Ворона.)
Ворона.
Карр! О Незнайке скажем кратко:
Он читает кое-как.
Ну а там, где нет порядка,
Что бывает? - Беспорядок! Кавардак!
Ведущая. Что же с тобой случилось? Незнайка, ребята помогут тебе и выручат в этой беде.
Незнайка. Прочитал я недавно книгу. Во! Интересный рассказ. Ухохочешься. Ну и Дениска! Помните, он с друзьями в пионерский лагерь раньше всех приехал. А ребята голодные, есть хотят. Дениска решил кашу сварить. Ну и умора тут началась. Крупы целую кастрюлю насыпал, а она у него оттуда как полезла. Отбавлял, отбавлял... Так ничего и не получилось. А есть хочется. Тут Мишка про курицу вспомнил. Она за окном висела. Стали ее палить. Она аж почернела, бедная. Хорошо, что Дениска научил, как ее вымыть с мылом. Но суп тоже не получился. (Плачет.)
Ведущая. Незнайка! Не плачь, пожалуйста! Наши ребята не раз приходили в библиотеку, тоже прочитали много книг и, я думаю, смогут тебе помочь.
(Ведущая образует два спасательных отряда-команды.)
Ведущая. Внимание! Я задам вам два вопроса. Команда, ответившая быстрее и полнее, получает право бросать кубик первой. Итак. Какие рассказы перепутал Незнайка? («Огородники», «Мишкина каша», «Куриный бульон».) Кто написал эти рассказы? (Н. Носов написал «Огородников», «Мишкину кашу»; В. Драгунский - «Куриный бульон».) Молодцы! Незнайка, отряды читателей готовы помогать тебе и в дальнейшем.
Правила
1. Грани кубика разноцветные: синяя, желтая, красная, зеленая и две белые. Им соответствуют цвета карточек. Задание команды определяется по цвету, выпавшему на кубике.
2. При выпадении двух раз одного цвета вторая команда получает карточку, на цвет которой указывает стрелка.
3. При выпадении на кубике белого цвета команда получает право самостоятельного выбора карточки любого цвета.
4. Ответы оцениваются по 2-балльной системе (2 - правильный и полный ответ; 1 - неполный, но в целом правильный; О - неправильный или нет ответа).
Незнайка. Ребята, а Мишку помните? Вечно с ним происходят неприятные истории. Хотел полить огород, а в бочке вместо воды оказалась краска. Дениска хотел его предупредить об этом, да не смог, потому что в телефонной будке кто-то тявкал. (В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Н. Носов «Телефон».)
Ведущая. Незнайка! Ты опять все перепутал! Ребята, помогите ему разобраться.
(Участники игры кидают кубик и выполняют одно из заданий.)
Красная карточка. По иллюстрации* определите автора рассказа.
Синяя карточка. По оглавлению в книге найдите рассказ, к которому нарисована данная иллюстрация.
Зеленая карточка. Вспомните имена героев, изображенных на этой иллюстрации.
Желтая карточка. Чем закончился рассказ, иллюстрацию к которому вы видите?
Незнайка. Спасибо, ребята! Я теперь вспомнил. А в Цветочном городе я учился рисовать у художника Тюбика. И, когда прочитал рассказы Н. Носова и В. Драгунского, решил нарисовать к ним иллюстрации. Они у меня получились такие красивые! А жители Цветочного города смеются, и Знайка говорит: «Ты все перепутал. Надо было читать внимательнее». Посмотрите, Тюбик принес мне портреты авторов этих рассказов. Я знаю, что на одном из портретов - Н. Носов, а на другом - В. Драгунский. Вот только до сих пор не пойму: кто есть кто? И не знаю, как они стали детскими писателями.
Ведущая. Ребята, помогите Незнайке!
(Ребята показывают портреты каждого из писателей и рассказывают об их жизни и творчестве. Ведущая дополняет рассказ.)
Ведущая. Разные бывают книги. Иную читаешь потому, что в школе велели. В другой книге понравился один рассказ, а остальные - так себе. Но вот стоит взять рассказы Н. Носова и В. Драгунского, и не оторвешься, пока не закроешь последнюю страницу. Читаешь и смеешься над пытливыми, наблюдательными выдумщиками, веселыми и искренними, и задумываешься над вещами очень серьезными: учиться дружить, уважать труд, различать людей хороших и плохих, отличать правду ото лжи, учиться доброте и отзывчивости.
Оба, и Н. Носов, и В. Драгунский, писать стали совершенно неожиданно. Сначала это были сказки и рассказы для своих сынишек и их маленьких товарищей, и только потом стали книгами, полными светлого и жизнерадостного юмора. Сейчас этих замечательных писателей нет в живых. Но герои их книг живут рядом с нами. Они сошли со страниц книг на экраны кинотеатров и телевизоров, встречи с ними всегда приятны.
Незнайка. Да, да! И маленькие читатели Цветочного города очень любят читать рассказы Н. Носова и В. Драгунского. Я их тоже прочитал залпом и с большим интересом. Мне сказали, что книги заболели, а как их лечить - не знаю.
Ребята. Надо подклеить оторванные страницы, погладить помятые, сделать обложку и закладку...
(Ведущий вручает ребятам кубик, они кидают его и выполняют то задание, которое им выпадает сделать в книжной больнице. Задания также вписываются на разноцветные карточки. Работа идет на фоне тихой музыки. Незнайка оценивает работу каждого и команды в целом, благодарит за помощь.)
Незнайка. Знайка утверждал, что из книг Н. Носова и В. Драгунского можно узнать много полезного. А я и не задумывался над этим.
(Ребята бросают кубик.)
Красная карточка. Почему ребятам из рассказа Н. Носова не удалось сварить вкусную кашу? Как бы сварили кашу вы? («Мишкина кагиа».)
Синяя карточка. Вспомните, при каких обстоятельствах потерялся щенок Миши Козлова и какое стихотворение ему помогло найти четвероногого друга? (Рассказ «Дружок» Н. Носова.)
Зеленая карточка. Вспомните слова песни, исполненной дуэтом малышей Дениски и Мишки на пионерском «сатириконе». На мелодию какой песни они исполняли свои куплеты? (В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано...».)
Желтая карточка. Кто написал эту страшную записку: «Би- риги сваю плету! Она ща как подзарвется!» Какой писатель и как разоблачил автора записки? Какие грамматические ошибки вы заметили в ней? (В. Драгунский «Фантомас».)
(Выполнив эти задания, ребята выбирают карточку любого цвета.)
• Почему Аленка сказала: «Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик... чтоб ты его выпустил?» Найдите этот рассказ в сборнике по содержанию. (В. Драгунский «Красный шарик в синем небе».)
• О чем задумались ребята? Все ли у них получилось так, как они пожелали? Найдите этот рассказ в сборнике по содержанию. (Иллюстрация к рассказу Н. Носова «Огородники».)
• Кого испугались ребята на этой иллюстрации? В каком рассказе можно найти ответ на этот вопрос? Найдите рассказ в сборнике по содержанию. (Иллюстрация к рассказу Н. Носова «Тук-тук-тук».)
• Какое чувство испытывал мальчик, изображенный на этом рисунке? Найдите рассказ в сборнике по оглавлению. (Иллюстрация к рассказу В. Драгунского «Двадцать лет под кроватью».)
Незнайка. Ребята! Вы были на книжной ярмарке? Там нет системы расстановки книг, как в библиотеке. Помогите мне составить картотеки рассказов Н. Носова и В. Драгунского.
Ведущий. Очень трудное задание, но нам надо постараться его выполнить.
(Ребята выполняют задание с помощью библиотекаря.)
Незнайка. Спасибо, ребята! Теперь я все вспомнил и никогда не буду путать рассказы и истории, которые произошли с героями книг Н. Носова и В. Драгунского. А вы, ребята, хорошо знаете содержание всех рассказов? Давайте устроим сейчас экзамен. Интересно, какая команда победит?
(Команды кидают по очереди кубик, выполняют одно из следующих заданий.)
• В каком рассказе физкультурную зарядку проводил слон? (В. Драгунский «Слон и радио».)
• Кому вместо боксерской груши вручили игрушечного медведя? (Герою рассказа В. Драгунского «Друг детства».)
• Что сделал Мишка из алюминиевой кастрюли, клея, серы, железных проволочек? (Бенгальские огни. Н. Носов «Елка».)
• Из чего были сделаны парашюты у коротышек, когда они прыгали с воздушного шара? (Из пушинок одуванчиков. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)
• В каком рассказе герои доставали воду из колодца чайником и кружкой? (Н. Носов «Мишкина каша».)
• В каком из рассказов и кто из его героев летал в цирке вместе с клоуном Карандашом и посыпал всех помидорами? (Дениска. В. Драгунский «Не хуже вас, цирковых».)
• Кто и кому в день рождения подарил гусиное горлышко? (Дениска Мишке. В. Драгунский «Гусиное горло».)
• В каком из рассказов и кто из героев «совершает два подвига» одновременно: «спасает из горящего дома девочку» и «вытаскивает из проруби мальчика»? (Дениска и Мишка из рассказа В. Драгунского «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах».)
(Подведение итогов. Незнайка вручает приз самой начитанной команде-победителю и приглашает ребят
Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках.Список литературы. Краткая биография Н. Носова для детей. Фильмы по рассказам Носова для детей.
Иногда кажется, что у известных людей в их жизни всё было гладко и понятно. Сразу же стали писать, нашли своё призвание, получили известность. Но это не так. Всё в жизни Николая Носова складывалось таким образом, что он должен был заниматься техникой, но … он стал любимейшим детским писателем многих поколений.
Эта статья — необычная биография писателя — «живая» и «человечная», без сухих фраз, но зато с жизненными уроками для всех нас. Рассказывая о биографии Николая Носова мы постараемся увидеть в ней тот урок жизни, который поможет и нам идти к своим целям, понимать себя и делать добрые дела в этом замечательном мире!
Говоря о детском писателе, хочется максимально приблизиться к нему с позиции ребенка, понять, почему же дети в разных странах так любят Незнайку и откуда эта неисчерпаемая фантазия, создавшая целый мир удивительных героев?
Попробуем раскрыть тайны «тайну на дне колодца» — именно так назвал Н. Носов книгу — автобиографию о своих детских года. И искать ответы на загадки его интересной творческой судьбы мы начнем в детстве писателя, ведь именно это время жизни человека выбрано им в качестве основного в своих произведениях.
Николай рос в многодетной семье, были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Николаю очень нравились выступления отца, в семье даже думали, что он пойдет по стопам родителя.
Мальчик решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом. Но, оказалось, что это не так-то просто, и Коля забросил скрипку.
Потом он увлекся химией, мечтая уже видеть себя ученым в белом халате, делающим потрясающие открытия в области науки.
Увлекался он и фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал. В школьные годы Николай выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской школьной сцене «Тараса Бульбу»
На рисунке ниже в этой статье представлены все увлечения и профессии Николая Носова. Они нашли отражение в его произведениях, особенно в «Приключениях Незнайки».
Каждого коротышку автор наделяет социальным статусом, то есть дает ему профессию:художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка и тд. А коротышка рад стараться, он преданно следует своему предназначению. Вот только главный герой – Незнайка – пока не определился с выбором своего жизненного пути. Автор позволяет нам с вами проследить, как Незнайка ищет себя. И согласитесь это весьма интересно.
Такой путь — путь поиска своего жизненного пути, путь Незнайки — прошел и Николай Носов в своей жизни.
Детство Николая Носова пришлось на тяжелое время, Первая мировая война и Гражданская война оставили свой след. Вся семья писателя переболела тифом, а Коля болел дольше всех. Но все выжили, это воспринималось как чудо в то время. Носов на всю жизнь запомнил, как мама плакала от радости, когда он выздоровел: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».
К слезам у автора сформировалось чуткое отношение, особенно к детской слезинке. Он считал, что плачущего ребенка непременно нужно утешить, спросить, кто его обидел, что случилось. Потому что когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды, а мы ка-то равнодушно смотрим на его слезы и… считаем их просто дурью или капризом». Не верит Носов физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что… слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь. Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается». Такого Носова мы не увидим напрямую в его рассказах, но его внимательность к проблемам ребенка, торжество добра и нравственности проходят сквозь все творчество.
Маленький Николай не был идеальным учеником или идеальным ребенком. Было время, когда гимназист Николай бросил делать уроки, получил двойки и остался на второй год. После чего он числился в самых отстающих учениках. Но однажды он услышал такой диалог взрослых. На вопрос «Как он учится» его учитель ответил: «Ничего», на секунду замявшись. У мальчика сразу же поменялся взгляд на взрослых людей и появилось доверие к ним. Проще всего было назвать его отстающим, сложнее было — поверить в его возможности. И это случилось! После этого Николай всегда старался видеть хорошее в людях и в героях своих произведений.
После этого началась эпопея освоения маленьким Николаем программы гимназии — надо было наверстать всё упущенное за предыдущие годы. Математику он изучает по учебнику и справляется с алгеброй «самоучкой». Физика и химия вдруг неожиданно увлекают его так, что он делает дома на чердаке настоящую лабораторию и мечтает стать химиком. А еще он играет в оркестре, много читает, поет в школьном хоре, прекрасно играет в шахматы! Изучает гармонию, много читает русской классики. Он сам подготавливает брата и сестричку к поступлению в четвертый класс гимназии, обучая их! Даже встретившись на улице с беспризорниками, Николай не избегает их, а входит в их круг и знакомит с книгой и объясняет, что «книга — это пища для ума», читает им рассказ Лескова и учит с ними наизусть «У лукоморья дуб зеленый».
В жизни Николая Носова были разные люди и разные случаи. Но он очень разумно подходил к жизни и исповедовал принцип «всё видеть, никого не винить».
Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.
Именно маленький Николай в трудные годы голода спас свою семью — он боронил огород, сажал картошку вместе со старшим братом и сестрой. Ведь отец был на заработках, мать занята по женским хозяйственным работам, старший брат в то время уже учился живописи. Николай не боялся трудной работы — дробил щебень на бетонном заводе, работал на кирпичном заводе, косил траву для козы, торговал газетами, возил тяжелый бревна на станцию, обучал детей грамоте, и спокойно относился к работе за «кусок хлеба». Но — работая за кусок хлеба — он всегда мечтал найти свое призвание. Николай писал, что он ощущал себя в душе «Шерлоком Холмсом, Оводом и Христофором Колумбом — одним в трех лицах; и если уж говорить до конца правду, то капитан Немо — это тоже был я».
Всё шло к тому, что Николай явно должен был бы пойти учиться в политехнический институт. Николай страстно мечтал о профессии химика! Но — вмешался Его Величество Случай.
Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Но зато к нему вдруг пришло новое увлечение в жизни, которое дало совсем другое направление его жизни!
Помешала ему стать химиком страсть к учительству :). Вот как это произошло.
Брат Николая занимался рисованием. Николай объяснил брату, что он рисует неправильно: надо отображать на картине не что попало, а состояние души! Это в картине самое главное, особое состояние Художника в ее Творении! Поэтому нужно выбрать особое место по настроению картины. Чтобы передать брату свою мысль, Коля решил сделать фотографию (рисовать он совсем не умел, поэтому в рисунке передать свою мысль он не мог). Для этого ему пришлось прочитать несколько подшивок журналов по фотографии, смастерить фотоаппарат, купить реактивы и всё необходимое. Фотография получилась! И.. Николай вдруг увлекся фотографией и решил, что это будет его способ «сказать миру хоть сколько — нибудь доброго»! И он поступает на киноотделение Киевского училища живописи и ваяния.
А через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. Закончив этот институт, Николай стал постановщиком и режиссером научных, мультипликационных и учебных фильмов.
Более 20 лет своей жизни писатель отдаст кино, будет он работать и художником-мультипликатором.
Это интересно: сохранился такой эпизод из жизни Николая Носова.
Как-то Н. Носову поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию, и английский инструктор показал русскому водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали, но спустя несколько дней, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, начал описывать кривую дугу. Танкист нервничал и суетился, но танк упрямо не хотел поворачиваться и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.
Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но и судьба танка, который должен был поступить на вооружение советских войск. Николай Николаевич работал до этого над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре, наблюдая за действиями механика, он обнаружил ошибку. Водитель был смущен, извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что режиссер знает технику просто как любитель. Носов так же снял работу разных деталей машины, сопроводив их показ «Лунной сонатой» Бетховена.
За этот фильм, и за работу в области научно-технического кино Носов был награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.
Несмотря на тяжелые моменты детства, выработалось у Носова одно очень хорошее качество – он умел разглядеть в людях их лучшие стороны.
Еще один пример из его детства в качестве иллюстрации сказанного. В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками. Однажды Коля нечаянно столкнулся в дверях с выходящим учителем. Ожидая неминуемой кары, мальчик на протяжении всего урока вглядывался в каждое движение учителя: что он задумал, как решил наказать его или отомстить. Но кары не последовало, и в Колину голову закралось подозрение, что его учитель просто хороший человек. Это качество сказывается в дальнейшем и в творчестве писателя, каждый из коротышек наделен определенными добрыми чертами характера, может, у кого-то они в большей или в меньшей степени проявляются, но семя добра есть в каждом.
Многие из нас считают, что в 30 лет уже поздно начинать что-то новое :). Уже есть специальность и … зачем ее менять. Но… Николай Носов ничего, совсем ничего не написал до… 30 лет! И даже не собирался писать!
Сам Н. Носов признавался, что он пришел в детскую литературу совершенно случайно и даже не мечтал о профессии и карьере детского писателя.
Писать рассказы Носов стал в 37 лет, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей — дошкольников. А через десять лет он был уже известным писателем и получил престижную государственную премию за свое творчество!
Дебют Николая Носова как писателя состоялся в 1938 году — это был его первый рассказ для детей «Затейники». Вскоре рассказы стали публиковаться в одном из самых известных и популярных в то время детских журналов — в «Мурзилке».
Первый сборник детских рассказов вышел в 1945 году в Детгизе. В него вошли рассказы «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.
Если Вы думаете, что после издания этой книги Носов решил стать писателем, то Вы ошибаетесь. Он и не собирался менять свою работу и продолжал работать в кинематографии.
Ситуация резко изменилась только в 1951 году.
Как Николай Носов вошел в «большой литературный мир» и стал писателем — профессионалом: в 1951 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Главным редактором журнала «Новый мир» в то время А.Т.Твардовский. С его «легкой руки» с этого момента к Носову и пришла известность. А повесть получила высокую награду — Государственную премию СССР. С этого времени Николай Носов окончательно оставил мир кино и стал профессиональным писателем.
Интересные факты: В 1957 году (через шесть лет после решения Н.Носова стать писателем) был составлен список писателей, которых больше всего переводили на другие языки. Николай Носов оказался в списке третьим. Его герои говорили на разных языках.
«Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…» — так высказывался сам автор о своей работе.
Николай Носов, относясь с большим уважением к своему сыну, перенес это на всех детей, кому адресованы рассказы. Дети это чувствуют, именно такой позиции и придерживался Носов, они не только чувствуют, но и отдают взамен свое уважение и любовь. Так не в этом ли секрет популярности писателя?
Сами того не подозревая, дети часто давали пищу для рассказов. Каждая история, рассказанная нам Н. Носовым, имеет отголосок и своё происхождение в реальной жизни.
Например, рассказ «Огурцы» он написал с истории, которая произошла с его пятилетним племянником. Однажды мальчик гулял рядом с овощной палаткой. Он увидел за палаткой бочку с солеными огурцами, залез в нее обеими руками, ухватил в каждую по огурцу и, довольный, пошел к маме. А что произошло дальше, описано в рассказе «Огурцы» — посмотрите видео ниже с Вашими малышами.
Книги наполнены такими же непоседами, изобретателями и фантазерами, как все мы в стране детства. Это обычные мальчишки и девчонки, с которыми случаются разные смешные истории. Вспомните свое детство, уверена, и у вас найдется десяток таких историй.
А вот как вспоминает свое детство и своего дедушку Николая Носова внук писателя Игорь:
«1) Всегда был занят.
2) Всегда со мной играл. Или писал, или играл… Обожал сына, моего
отца, обожал меня. …Любил покупать мне игрушки. Помню, как мы ездили в
«Лейпцип», еще старый, на Ленинском. Он купил немецкие машинки. Сам любил с
ними играть».
3) Забивал гвозди, сверлил дырки. Рисовал, лепил. Сделал что -то вроде кондиционера…».
Так и хочется
сказать: вот бы нам такого дедушку!
Рассказы и повести Н. Носова – книги о реальной жизни ребят, в которых юные читатели могли узнать не только себя, но и обстановку, в которой жили: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря. Герои Носова были не просто детьми, а маленькими гражданами своей страны — ответственными, изобретательными и умными.
Самое любимое всеми произведение Носова – повести о Незнайке, трилогия удивительных приключений коротышки в большой шляпе. «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965). Этот герой стал узнаваем благодаря талантливому художнику – А. М. Лаптеву. Он смог так прочувствовать каждого героя, что, смотря на иллюстрации, возникает мысль: вот, дескать, именно такими я и представлял героев Н. Носова.
А сколько мультфильмов снято с участием Незнайки! Большую роль в их популярности сыграло то, что созданы они отцом и сыном, которые вложили в эти фильмы всю свою любовь к этому маленькому человечку. Сын Николая Носова пошел по стопам отца и стал кинорежиссером, мультипликатором.
В предисловии одной из книг Носов написал комментарий:
Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!
И действительно, знакомя детей с житейскими правилами, Н. Носов подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой. Прыгающие, плавающие и порхающие автомашины, летящие по воздуху благодаря прибору невесомости пароходы, малышовые воздушные шары и космические ракеты – вот сколько дивных изобретений можно встретить на страницах его книг. Герои очень изобретательны, а наследуют они это от автора. Внук писателя Игорь хорошо помнит, как дедушка «сделал что-то вроде кондиционера: в металлической коробке лампа, лампа нагревает воздух, воздух по трубе поступает от балконной двери…»
Интересен еще и тот факт, что последнюю часть трилогии о Незнайке многие экономисты назвали самым толковым и доступным для понимания учебником политэкономии. Они считают, что в нем в легкой и удобоваримой форме были даны определения рекламы, безработицы, забастовки, биржи, даже раскрыта суть рыночных отношений :).
Николай Носов раскрывает в «Приключениях Незнайки» и свое отношение к женщинам. А оно у него самое трепетное и рыцарское. И то, что этот момент находит свое место в детских рассказах — весьма удачно и правильно. Ведь модель поведения и отношения к противоположному полу формируется в детские годы. Николай Носов наделяет своих малышек чертами идеальной женщины: красота, благовоспитанность, доброта, снисходительность. Из занятий он предоставляет им земледелие и врачевание. Методы доктора Медуницы весьма отличаются от методов «мужского» лечения доктора Пилюлькина. Если последний стоит за йод и касторку, то Медуница практикует приятное и безболезненное лечение медом. Отсюда и основное назначение женщины по Носову – смягчение нравов в обществе.
Но вернемся именно к детскому прочтению Н. Носова. Вопрос, который мучает многих образованных читателей трилогии (ну, и у меня он тоже возник) – почему главный герой не Знайка, а глупенький и непонятливый Незнайка? Уж простите меня за омонимы в вопросе. Должно быть, потому, что Незнайка – это нечто нарицательное для всех деток. Все мы в столь юном возрасте – Незнайки, пытливые и изобретательные, любопытные и настойчивые. Именно такой образ живет в каждом ребенке, а значит, и понравится детям у него больше шансов. И Николай Носов, как тонкий психолог детских душ, прекрасно это уловил.
Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы — мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношение родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах»), вредные привычки («Об употреблении спиртных напитков»).
Также Н. Носов написал замечательную книгу — автобиографию о своих детских годах «На дне колодца».
А также книгу о детстве «Повесть о моем друге Игоре» — о том, как рос его внук, о том, как дети овладевают родным языком и начинают говорить первые слова и слоги, как они воспринимают взрослых и мир вокруг.
Вот несколько отрывков из этой повести Николая Носова о жизни и развитии своего маленького внука
«Дидя, ву!»
Вечер
31 декабря 1963 года. Я держу Игоря на руках перед наряженной новогодней
елкой. Он тянется ручонками то к сверкающему стеклянному шару, то к
светящейся лампочке и кричит, захлебываясь от восторга:
— Дидя, ву! Дидя, ву-у!
Он называет меня не деда или дедя, как обычно зовут своих дедушек другие ребята
его возраста. Я у него почему-то «дидя». Я не возражаю против такого
названия. Наоборот, оно мне даже нравится. Во всяком случае — оригинально.
Интересно то, что он не кричит просто «Ву!», или «Во!», или «Ва!», выражая
радость по поводу увиденного предмета. Нет, ему хочется, чтоб и
я порадовался вместе с ним. А
поделиться радостью с другим — разве это не проявление чувства
дружбы, которое доступно
ребенку уже в тот период, когда он начинает произносить свои первые слова?
«Как шутят, когда еще не исполнилось двух лет»
Играем
с пластилином.
— Сделаем колбасу, — говорю.
Скатал ему из пластилина длинную колбаску. Игорь взял ее, раскрыл широко рот,
делая вид, будто хочет откусить кусочек, а сам искоса, лукаво поглядывает на
меня. Заметив, что моя рука невольно тянется, чтоб отнять у него эту «колбасу»,
расплывается в улыбке.
А вот любимая его шутка. Берет со стола тарелку, поднимает над головой и делает
вид, что хочет с размаху бросить на пол. Увидев у окружающих выражение ужаса на
лице, громко смеется и, довольный своей шуткой, ставит тарелку на стол.
«Первый рассказ о случившемся происшествии»
Как-то
утром Петя привез к нам Игоря, а сам быстро уехал: спешил куда-то. Не успев
раздеться, Игорь начал твердить, как-то горячась и волнуясь:
— Папа, дядя, бензин дай! Дядя, папа, бензин нет!
Видя, что мы не очень-то его понимаем, он повторял эти две фразы,иногда лишь
меняя порядок слов. Мы, конечно, поняли, что по дороге у Петра кончился в
машине бензин и он попросил у встречного шофера немного бензина, но тот не дал.
Когда Петр
приехал, он подтвердил, что именно так и было.
Разговор Игоря теперь напоминает разговор индейца, знающего несколько слов из
языка белых. Однако у индейца — ум взрослого человека, большой жизненный опыт,
а также знание своего собственного языка, у Игоря ничего этого нет. Но с
задачей все же справляется.
Рассказ «Я еду!»
Купили
ему трехколесный велосипед самого крошечного калибра. Быстро выучился вертеть
ногами педали. Катит по асфальтовой дорожке от ворот к дому. Вдруг увидел шагах
в двадцати вышедшую на крыльцо Таню и как закричит:
— Бабочка, осторожно! Я еду!
Дальше дорожка была неровная. Он и говорит:
— Дорога поломатая.
Заканчивает книгу о внуке Николай Носов словами своего внука -дошкольника: «Мы с тобой друзья, дедушка!». Вот оно — счастье бабушки и дедушки!
Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Писателю было 68 лет. Похоронен он на Кунцевском кладбище в Москве.
Знакомить детей с биографиями писателей и с биографией Николая Носова можно уже в старшем дошкольном возрасте. Для детей важны интересные занимательные факты, как писатель придумывает рассказ (ведь дети тоже сочиняют рассказы и сказки), как он жил, и все случаи из серии «Когда … был маленьким».
Очень хорошо, если Вы сделаете тематическую выставку произведений Н.Носова из своих домашних книжек и книг из детской библиотеки. Чтобы ребенок узнал все известные ему произведения по картинкам и понял, что их написал один и тот же писатель. Чтобы малыш знакомился с авторским стилем, знал, как по-разному можно рассказать о мире!
Если есть возможность, то можно взять в библиотеке один и тот же рассказ Н.Носова с иллюстрациями разных художников и сравнить их. Пока у Вас дома будет такая выставка, Вы познакомите малышей с жизнью этого любимого всеми нами писателя.
Знакомство с биографией воспитывает ребенка не как пользователя книжек, а как творца, талантливого вдумчивого читателя. Дошкольник из нашего рассказа узнает о процессе творчества и .. пробует и сам «стать настоящим писателем» и продиктовать маме первые сочиненные сказки и рассказы. И это надо поддерживать и обязательно их записывать. Кто знает, а может быть и в Вашем малыше есть талант художественного слова? Ведь когда Николай Носов был маленьким, он никак не проявлял своих литературных способностей!
Что же рассказать детям о Николае Носове? Конечно, не все факты биографии любого человека доступны детям для осмысления. Поэтому в этом разделе я даю небольшую шпаргалку для взрослых — организаторов детских викторин и литературных праздников: что будет интересно детям из биографии писателя.
Краткие факты биографии Николая Носова для детей:
Интересный сценарий викторины для детей 6-8 лет по произведениям Николая Носова Вы можете найте на сайте «Педагогическая копилка» — [urlspan]литературный детский праздник «Он любил детство в людях». [/urlspan]
Адреса домов, в которых жил Николай Носов в Москве:
Новокузнецкая улица, 8 (До 1950-ых годов),
Киевская улица, дом 20,
Красноармейская улица, дом 21 (с 1968 года и до смерти).
К сожалению, хотя Николай Носов — один из любимейших детских писателей, ни на
одном из этих домов нет мемориальн
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.