Блокада Ленинграда

  • Культурные мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

разработка внеклассного мероприятия, урока мужества к годовщине прорыва блокады. Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Задачи: Познакомить ребят с понятием блокада; Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войныЦель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Задачи: Познакомить ребят с понятием блокада; Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны
Иконка файла материала сценарий.docx
девушки – ведущей:  «Блокадный Ленинград». ­ Хороши были белые июньские ночи в Ленинграде в 1941 году! Чуть вздрагивают у гранитных   набережных   воды   величавой   Невы.   Воздушными   кажутся   стройные   дуги мостов.   Медленно   затихает   городской   шум,   дыхание   огромного   города   становится ровным   и   спокойным.   Кто   из   ленинградцев­старших   школьников   тех   лет   не   помнит чудесной   ночи   на   воскресенье,   на   22   июня!   (На   экране   видео   выпускного   вальса наших дней, девушки в белых платьях кружатся в вальсе).  Танец Слова парня – ведущего: ­ 12 часов 20 минут  дня 22  июня. Позывные  радиостанции  «Коминтерна». «Говорит Москва…Говорит Москва…»  Слова девушки ­ ведущей звучат под музыку «Колыбельная для ангела» из к/ф «Список Шиндлера». ­   На   Советский   Союз   вероломно   напала   гитлеровская   Германия.   В   Ленинграде   и Ленинградской области объявляется военное положение. Уже в ночь на 23 июня тишину белой ночи над городом разорвали залпы зениток, над Ленинградом первый вражеский стервятник, но он был сбит метким огнём   из орудия, которым командовал сержант Коцюба.  С первых часов навязанной нам войны в городе началась мобилизация.  Видео №1 начало блокады 5 мин Слова – парня – ведущего: ­   Сотни,   тысячи   заявлений   посыпались   с   заводов,   учреждений,   школ,   институтов.   В течение только одного дня в Добровольческую армию Ленинграда было отобрано 11 тысяч человек. Студенты Ленинградского университета писали ( далее читает девушка – ведущая): Мы молоды, мы жить хотим, И мы во имя жизни Пойдём вперёд и победим И мирный труд вернём отчизне... Кровопролитные   бои   шли   в   пригородах   .Героически   отстаивали   войска   и   рабочие каждую пять земли. Герои колпинцы грудью прикрыли Колпино с Ижорским заводом. Немцы так и не прошли в Колпино ( И. Ржавский). Резван: В памяти нашей , Как вешнее солнце, Подвиги их лучезарно горят, Вечная память героям­ ижорцам, Павшим в боях За родной Ленинград. ( И.  Драгина) слова парня – ведущего: ­   30   августа   гитлеровцы   захватили   станцию   Мга,   с   этого   времени   железнодорожное сообщение  Ленинграда  с Большой  землёй  было  прервано.  Город  оказался   полностью блокирован с суши. Девушка – ведущая: ­ Говорит осаждённый Ленинград! Слушайте все! 8 сентября 1941 года враги захватили Шлиссельбургскую   крепость.   Кольцо   блокады   вокруг   нашего   города   замкнулось.   На Ленинград обрушилась злобная сила немецкой армии. Вот статистика этих дней: каждые три минуты на улицы и площади падала бомба или снаряд; каждые 5 минут погибал человек; норма хлеба снижена до 125 г в сутки. Видео о Шлиссельбургской крепости. 4 мин Слова парня – ведущего: ­   Врагу   не   удалось   вывести   из   строя   промышленность   города.   Люди   работали   не покладая рук, по много часов, сутками не выходя из цехов.   Диана: Всё яростнее сжимала горло Ленинграда блокада. Надвигался голод. С 20  ноября установлена самая низкая норма хлеба: гражданскому населению выдавали 250  граммов, 125 г выдавали служащим и детям. На 74­й день блокады голод принял  невиданные размеры. Люди ловили галок, охотились на кошек и собак, варили кожу, из  столярного клея готовили студень. Видео Ленинград –Блокада 3.33 мин Даша Ватрушкина  В ушах всё время словно щебет птички Как будто ропот льющейся воды, От слабости. Ведь голод. Нет еды.Который час? Не знаю. Жалко спички, Чтобы взглянуть. Я с вечера легла, И длится ночь без света и тепла. Хлеб с детством сопрягается моим. Он круглый, как земное полушарье. Он тёплый. В нём благоухает тмин. Он рядом. Здесь. И, кажется, пошарь я Рукой, перчатку лишь сними,­ И ешь сама. И брата накорми. Да, хлеб… Бывало, хоть не подходи – и то бывало жутко, Начнёшь его ­ и съешь без промежутка Весь целиком. А день­то впереди!  ( Е. Жданова) Девушка – ведущая: ­   Блокада   принесла   и   другие   тяжелейшие   испытания:   не   работали   водопровод   и канализация;   не   было   электроэнергии   и   топлива   в   30­40­   градусные   морозы;   стоял транспорт; везде скапливались нечистоты, город заваливался снегом, забивался льдом. Резко возрастает заболеваемость цингой, дистрофией. Смерть носится по городу и всё сильнее взмахивает страшной косой. Умирают взрослые, умирают дети.  Видео  «Дети войны­ дети без детства». Кадр из фильма 2.18 мин Слова парня – ведущего: ­ Помни, что за время осады по городу было выпущено 150000 тяжёлых артиллерийских снарядов, сброшено 5000 фугасных, 10000 зажигательных бомб; что полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания, повреждено 7143; свыше 9000 деревянных домов и построек пришлось разобрать   на топливо; что из строя вышла почти треть жилого фонда; разрушено и повреждено более 3900 промышленных зданий; что общий ущерб в денежном выражении составил 26 млрд. рублей.   Диана Файзулина В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью И детством Где черта? Нам в сорок третьем Выдали медали И только В сорок пятом­ Паспорта. Слова парня – ведущего: ­ Единственной ниточкой, связывающей Ленинград со страной, была Ладога. 22 ноября  1941 года на ещё не окрепший лёд вышли первые грузовики с мукой.  ( Ю. Воронов)Видео «эх, Ладога» «Дорога жизни». 1.37 мин8 Лиана Файзулина Дорогой жизни шёл к нам хлеб, Дорогой дружбы многих к многим. Ещё не знают на земле Страшней и радостней дороги. И было так, на всём ходу Машина задняя осела, Шофёр вскочил, шофёр на льду: «Ну, так и есть, ­ мотор заело». Ремонт на пять минут, пустяк. Поломка эта ­ не угроза, да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнёшь ­ опять сведёт. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб­ две тонны? Он спасёт 16000 ленинградцев! И вот, в бензине руки он смочил. Поджег их от мотора­ И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофёра. Вперёд!  Как ноют волдыри, Примёрзли к варежкам ладони, Но он доставит хлеб, пригонит к  хлебопекарне до зари. 16 тысяч матерей пайки получат на заре­ 125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам! ( О. Берггольц) Слова парня – ведущего: ­ Мучительно ­ долгие тянулись тяжёлые дни и ночи в 1942 году. Вымирали целые семьи. Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!» Но он просчитался: Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев! Слова девушки – ведущей: ­   Печальна   история   Тани   Савичевой,11­летней   школьницы,   которая   вела   дневник, ставший свидетельством тех страшных дней.  Видео трагедия блокадного Ленинграда в дневнике Тани Савичевой Настя Галкина На берегу Невы, В лазурном зданье, Хранится очень скромный дневничок. Его писала  Савичева Таня. Он каждого пришедшего влечёт. Пред ним стоят сельчане, горожане, От старца­До наивного мальца. И письменная сущность содержанья Ошеломляет Души и сердца. ….Это всем живущим В назиданье, Чтобы каждый в суть явлений вник. …..В каждом слове ­ ёмкость телеграммы, Глубь подтекста, Ключ к людской судьбе, Свет души, простой и многогранной, И почти молчанье о себе… Это смертный приговор убийцам В тишине Нюрнбергского суда. Это ­ боль, которая клубится. Это – сердце, что летит сюда. Время удлиняет расстоянья Между всеми нами и тобой. Встань над миром, Савичева Таня, Со своей  Немыслимой судьбой. ( С. Смирнов) Слова парня  – ведущего: ­   Дневник   Тани   Савичевой   выставлен   в   Музее   истории   Ленинграда,   его   копия   –   в витрине Пискарёвского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900­дневной блокады, и на Поклонной горе в Москве. Слова девушки – ведущей: ­   Детская   рука,   теряющая   силы   от   голода,   писала   неровно,   скупо.   Хрупкая   душа, поражённая невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – «трагический визит смерти» в свою семью. И когда читаешь это, цепенеешь. Максим  Занимались   чаще   в   первых   этажах,   поближе   к   бомбоубежищам.   В   классах сидели в пальто, в перчатках и шапках, чернила замерзали от мороза. От голода таяли классы, редели ряды учителей, великую роль играла тарелка школьного супа. Слова девушки – ведущей: ­ В школах было тихо, никто не бегал. Лица у детей бледные, со страшными синими кругами под глазами, носы заострились. Это признаки дистрофии. Скоро привыкли к тому, что на уроках начали падать учителя, потом и дети. Лиана Девчонка руки протянула И головой ­ на край стола. Сначала думали, уснула,А оказалось, умерла… Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья – после похорон. ( Ю. Воронов) Слова девушки – ведущей: ­ Но культурная жизнь города продолжалась. Крупнейшим событием было исполнение симфоническим   оркестром   Седьмой   симфонии   Дмитрия   Шостаковича   (   на   фоне симфонии).   Это   произведение­выражение   растущей   и   неизбежной   победы   советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества. Симфония возникла   из   совести   русского   народа,   принявшего   без   колебания   смертный   бой   с чёрными силами. Видео шестакович 7 симфония 3 мин                                                    Все музы жили в городе,  Одетые в шинели. Но дух не сломлен гордый! Не укрываясь в щели, Они с врагом сражались, К лишениям глухи. Какие здесь писались И песни, И стихи! Здесь говорили пушки, Но музы не молчали. ( О. Берггольц). Слова парня – ведущего: ­ Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют! Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили   практически всю Ленинградскую область. Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. Видео прорыв блокады Ленинграда 3.11 мин Диана  Прошли   годы!   И   ещё   пройдёт   время!   Но   героические   дни   Ленинградской обороны   впечатаны   в  историю   навечно.  Это   прошлое   неподвластно   времени.  Оно   не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда. Видео Пискарёвского кладбища. 3 мин Слова девушки – ведущей:­ Огонь. Вечный огонь. Он трепещет на ветру. Он не гаснет в снег и дождь. Он ещё ярче ночью. Этим священным огнём зажжены сердца наши – в них жгучая боль за павших, в них светлая благодарность к ленинградцам, которые погибли,  но отстояли свой город.. Максим Вечный огонь. Вечный факел Пискарёвского кладбища. Он зажжён в память о тех, кто лежит вокруг него, кого не досчитались в 44­ом. Это пламя ­ искра вечного факела светлой памяти и благодарности всех поколений, прошедших войну.  .   3 мин Когда начинается чтение стих­я в минуте   Видео минуты молчания молчания, все участники выходят на сцену со свечами по парам. Каждая пара доходит   до   центра   сцены,   потом   дети   расходятся   в   разные   стороны   и останавливаются, одна пара спускается со сцены и остаётся в центре, 5 – классники остаются в центре сцены. Когда стучит метроном, весь зал встаёт, чтобы минутой молчания почтить памяти павших в боях.  Заключительные слова девушки – ведущей: ­ Давно отгремела война. Заросли кустарником и травой окопы, зарубцевались раны. Но великая Родина – мать и по сей день склоняет свою поседевшую голову над могилами своих сыновей и дочерей, погибших ради мира на земле.   Максим Миллионы жизней унесла война, и каждая из них – великий подвиг. Вот почему память о них живёт и будет жить в наших сердцах. Задача каждого человека – сделать всё возможное, чтобы ни наша страна, ни любая другая никогда не узнали всех ужасов войны, всех тех бед, которые она несёт с собой.