Технологическая карта урока

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема:  Как возникло Древнерусское государство

Пухаева Мадона Ивановна

ГБОУ ЦППРК г. Владикавказ

Учитель

Предмет: История

7 класс

Раздел 2. Древнерусское государство. Тема 1. Как возникло Древнерусское государство.

Базовый учебник : “История России. 7 класс” Пузанова, специализированный учебник для коррекционных школ.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об основных версиях и этапах образования Древнерусского государства, выявить факторы, способствовавшие объединению восточнославянских племен.

Планируемые результаты:

  • личностные:
    • Формирование чувства уважения к истории своей Родины, к культурному наследию предков.
    • Развитие патриотизма и гражданственности.
    • Формирование представлений о нравственных ценностях, лежащих в основе российской государственности.
  • метапредметные:
    • Регулятивные:
      • Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности.
      • Умение планировать свою работу, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
      • Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в свою деятельность.
    • Познавательные:
      • Умение извлекать информацию из различных источников (учебник, исторические карты, иллюстрации, схемы).
      • Умение анализировать и сравнивать исторические факты, выделять главное и второстепенное.
      • Умение устанавливать причинно-следственные связи.
      • Умение обобщать и систематизировать информацию, делать выводы.
    • Коммуникативные:
      • Умение участвовать в учебном диалоге, выражать свои мысли и идеи.
      • Умение слушать и понимать других, уважать чужое мнение.
      • Умение работать в парах и группах, сотрудничать при решении учебных задач.
      • Умение представлять результаты своей работы.
  • предметные:
    • Знание основных версий происхождения Древнерусского государства (“норманнская” и “антинорманнская”).
    • Знание этапов формирования Древнерусского государства (объединение Киева и Новгорода).
    • Понимание роли первых русских князей в образовании государства.
    • Умение показывать на исторической карте территорию Древней Руси в IX-X веках.
    • Умение описывать социально-экономические и политические условия, способствовавшие образованию государства.

Формируемые УУД:

  • личностные: Самоопределение, смыслообразование, ценностно-нравственная ориентация.
  • регулятивные: Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
  • познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей.
  • коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления и повторения).

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска (желательно), экран, историческая карта “Образование Древнерусского государства”, иллюстрации, схемы, раздаточный материал.

Структура и ход занятия

 

Этап урока

 

Время

 

Деятельность учителя

 

Деятельность    учащихся

 

 

Формируемые УУД

 

 

Методы и приемы

 

 

Наглядность (примеры)

1. Организационный момент

 

1 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: самоорганизация. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Словесный (приветствие), создание эмоционального настроя.

 

2. Актуализация знаний

5 мин

1. Повторение пройденного материала по теме “Восточные славяне”. Вопросы: - Где расселялись восточные славяне? - Каковы были их основные занятия? - Что такое родовая община? 2. Мотивация: - Как вы думаете, что произошло дальше с восточными славянами? - Почему возникла необходимость объединения?

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают изученный материал. Высказывают свои предположения о дальнейшей судьбе восточных славян.

Познавательные: воспроизведение информации, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: целеполагание.

Словесный (опрос), проблемный метод (постановка вопросов).

Иллюстрации, карты, использовавшиеся на предыдущих уроках (на слайде или распечатанные).

3. Целеполагание и планирование

 

3 мин

Подводит учащихся к формулированию темы урока и целей. 1. Предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока на основе повторенного материала и мотивационного вопроса. 2. Помогает сформулировать цели урока. 3. Предлагает план работы на уроке.

1. Формулируют тему урока (например, “Образование Древнерусского государства”). 2. Определяют цели урока (узнать, как образовалось государство, кто стоял у его истоков и т.д.). 3. Участвуют в планировании работы на уроке.

Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли и идеи, участвовать в обсуждении.

Словесный (беседа), проблемный метод (постановка проблемы), наглядный (представление плана на доске или слайде).

Слайд с темой урока, планом урока.

4. Изучение нового материала

20 мин

1. Рассказ учителя с использованием презентации: - “Норманнская” и “антинорманнская” теории происхождения государства. (схема + текст + иллюстрация) - Легенда о призвании варягов (фрагмент из “Повести временных лет” + иллюстрация). - Образование государства: князь Олег и объединение Киева и Новгорода (карта + схема). 2. Организация работы с учебником (чтение, выделение главного).

1. Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради, рассматривают иллюстрации, схемы на слайдах. 2. Читают текст учебника, выделяют основные моменты. 3. Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: извлечение информации, анализ, сравнение, структурирование знаний. Коммуникативные: умение слушать и понимать, умение выражать свои мысли.

Рассказ, объяснение, работа с текстом, демонстрация презентации.

1. Презентация с картой, схемами, иллюстрациями. 2. Раздаточный материал с отрывком из “Повести временных лет”.

5. Первичное закрепление материала

7 мин

1. Работа в парах: - Задание: Составить краткий конспект по теме урока, используя схему, иллюстрации, записи в тетради. 2. Фронтальный опрос: - Каковы основные теории происхождения Древнерусского государства? - Как звали первого киевского князя, объединившего Киев и Новгород? - Какое значение имело образование государства для восточных славян?

1. Работают в парах, составляют конспект. 2. Отвечают на вопросы учителя, демонстрируя усвоение материала.

Регулятивные: самоконтроль, оценка. Познавательные: применение знаний на практике. Коммуникативные: умение сотрудничать, умение выражать свои мысли.

Работа в парах, фронтальный опрос, работа с конспектом.

Раздаточный материал (карточки с вопросами, схема).

6. Подведение итогов. Рефлексия

 

3 мин

1. Подводит итоги урока, акцентирует внимание на достижении поставленных целей. 2. Организует рефлексию: - Что нового вы узнали на уроке? - Что вам больше всего запомнилось? - Что было самым сложным? - Что нужно повторить? 3. Дает оценку работе учащихся.

 

1. Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока. 2. Оценивают свою работу на уроке, делятся своими впечатлениями.

Регулятивные: оценка, самооценка. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение слушать других.

Словесный (беседа), метод рефлексии.

 

 

7. Домашнее задание

1 мин

1. Читать текст учебника. 2. Ответить на вопросы после параграфа (письменно). 3. (Для продвинутых учеников): Подготовить сообщение о князе Олеге или о “норманнской теории”.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: планирование.

Словесный (объяснение).

 

 

Графический вариант технологической карты

Ключевые моменты, которые следует учесть при адаптации технологической карты:

  • Уровень подготовки учащихся: Учитывать особенности развития учеников (в коррекционной школе). Упрощать материал, использовать больше наглядности, давать более четкие инструкции.
  • Наличие ресурсов: Убедиться, что есть все необходимые ресурсы (карты, иллюстрации, презентация, раздаточный материал).
  • Время: Следить за временем, чтобы уложиться в отведенные рамки урока.
  • Гибкость: Быть готовым к тому, что придется корректировать свой план в ходе урока, в зависимости от реакции и активности учеников.
  • Инклюзивность: Адаптировать задания и материалы для учеников с различными потребностями (использовать крупный шрифт, предоставлять аудиозаписи, предлагать альтернативные варианты выполнения заданий).