Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА
Оценка 4.7

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Оценка 4.7
Библиография
doc
воспитательная работа +1
7 кл—11 кл
24.04.2018
Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА
Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием для нашей страны Опираясь на экономику оккупированной Европы, собрав многочисленные полчища, гитлеровская клика бросила их против нашей Родины, стремясь поработить советский народ. В ходе небывалых по своему размаху и ожесточению сражений наши доблестные Вооруженные Силы разгромили немецко-фашистскую армию, отстояли честь и независимость социалистического Отечества, принесли освобождение народам Европы.текст
экскурсия 2-ая возд.doc
Экскурсия. Боевой путь 2­й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием для нашей страны Опираясь   на   экономику   оккупированной   Европы,   собрав   многочисленные полчища,   гитлеровская   клика   бросила   их   против   нашей   Родины,   стремясь поработить   советский   народ.   В   ходе   небывалых   по   своему   размаху   и ожесточению   сражений   наши   доблестные   Вооруженные   Силы   разгромили немецко­фашистскую   армию,   отстояли   честь   и   независимость социалистического Отечества, принесли освобождение народам Европы. На фронтах Великой Отечествейтой войны до конца выполнили свой долг все виды   Вооруженных   Сил   и   рода   войск.   Народ   не   забудет   подвигов   своих пехотинцев, артиллеристов, танкистов и других воинов Красной Армии. Вместе с   ними   отстаивали   завоевания   советского   народа   славные   летчики,   подвиги которых останутся в веках примером беззаветной храбрости и отваги. Советская   авиация   в   ходе   войны   выросла   в   грозную   силу,   обеспечившую победоносный   исход   крупнейших   операций.   В   ее   рядах   достойное   место занимала   2­я   воздушная   армия.   Овеянные   боевой   славой   соединения   2­й воздушной армии прошли героический путь от Ельца и берегов Дона до Берлина, Праги и реки Эльбы. Они сражались на важнейших стратегических направлениях участвовали во многих выдающихся операциях Великой Отечественной войны, ковали в них победу над врагом Контрнаступление на Волге, битвы под Курском и на Днепре, наступательные операции   под   Житомиром   и   Львовом,   Краковом   и   Ченстоховом, освободительный   поход   в   Польше   и   Чехословакии,   наконец,   Берлинская операция,   где   карающий   меч   Красной   Армии   окончательно   сломил гитлеровскую   военную   машину, —  таковы   важнейшие   вехи   боевого   пути   2­й воздушной   армии,   этапы   ее   борьбы   и   побед. [12] Своими   мощными   ударами наши летчики помогали сухопутным войскам прорывать оборону, окружать и уничтожать крупные группировки противника. В боях с врагами социалистической Родины соединения 2­й воздушной армии воевали под знаменами Брянского, Воронежского и 1­го Украинского фронтов, которыми командовали известные советские полководцы А. И. Еременко, Ф. И. Голиков, Н. Ф. Ватутин, Г. К. Жуков и И. С. Конев. Членами Военных советов этих фронтов были генералы Н. Т. Кальченко, К. В. Крайнюков, Ф. Ф. Кузнецов, П. К.Пономаренко, И. С. Сусайков и Н. С. Хрущев. Военный   совет   Военно­воздушных   сил   и   Военные   советы   фронтов   чутко относились к летчикам и по заслугам оценивали их действия. Они своевременно нацеливали   ВВС   на   решение   главных   задач,   умело   организовывали взаимодействие   с   соседними   воздушными   армиями,   дальней   авиацией   и сухопутными   войсками,   помогали   обобщать   боевой   опыт,   оперативно   и конкретно ставили боевые задачи, всегда прислушивались к нашим просьбам и запросам. Летчики 2­й воздушной армии решали боевые задачи в тесном взаимодействии с пехотинцами,   танкистами,   кавалеристами,   артиллеристами   С   глубоким уважением   вспоминаю   начальника   штаба   фронта   генерала   С.   П.   Иванова   и заместителя командующего фронтом генерала И. Р. Апанасенко, которые четко согласовывали   усилия   авиации   и   сухопутных   войск.   В   Белгородско­ Харьковской, Корсунь­Шевченковской, Проскурово­Черновицкой и Львовско­ Сандомирской наступательных операциях, в великом наступательном походе от берегов Волги и Дона до Эльбы особенно плодотворным было взаимодействие с общевойсковыми   и   танковыми   армиями,   во   главе   которых   стояли   такие прославленные генералы, как П. И. Батов, А. А Гречко, А. С. Жадов, Ф. Ф. Жмаченко, М.Е. Катуков, П. А. Курочкии, Д. Д. Лелюшенко, К. С. Москаленко, Н.   П.   Пухов,   П.   А.   Ротмистров,   П.   С.   Рыбалко,   С.   Г.   Трофименко,   М.   С. Шумилов, И. Д. Черняховский, И.М. Чистяков. Как   оперативное   объединение   2­я   воздушная   армия   в   разное   время   имела   в своем составе истребительные корпуса, которыми командовали генералы А. С. Благовещенский, Д. П. Галунов, М. М. Головня, М. Г. Мачин, И. Д. Подгорный, А.   В.   Утин;   штурмовые   корпуса,   во   главе   которых   были   генералы   М.   И. Горлаченко, П. П. Каманин, В. В. Нанейшвили, С. В Слюсарев, В. Г. Рязанов и др.;   бомбардировочные   корпуса   генералов   П.   П.   Архангельского,   Д.   Т. Никишина, И. С. Полбина и др., [13] а также дивизии под командованием В. И. Александровича,   П.   Н.   Анисимова,   А.   Н.   Витрука,   Л.   И.   Горегляда,   В.   И. Давидкова, Ф. И. Добыша, В. М. Забалуева, Ф. П. Котляра, И. А. Лакеева, Г. А. Лобова, П. И. Мироненко, П. В. Недосекина, С. И. Нечипоренко, А. П. Осадчего, А. И. Покрышкина, Е. Я. Савицкого, И. Г. Чук, Л. К. Чумаченко и др. Кроме того, в составе воздушной армии была смешанная авиационная Чехословацкая дивизия   под   командованием   подполковника   Людвига   Будина.   Командирами полков были майоры Франтишек Файтл, Иван Галузицкий и Микулаш Гулянин. Армия формировалась в начале 1942 г. — в трудные для советской Родины дни. Это   было   суровое   время.   Враг   располагал   тогда   очень   большими   силами, несмотря на удары, которые нанесла ему Красная Армия в битве под Москвой и в контрнаступлении под Тихвином и Ростовом. 2 ВА была создана 5 мая 1942 г. в районе Ельца на базе ВВС Брянского фронта. Первоначально она имела только несколько авиационных дивизий. Ветераны 2­й воздушной армии помнят, что уже в период формирования нам пришлось вести активные боевые действия. Первые   напряженные   бои   разгорелись   во   время   весенне­летнего   наступления гитлеровцев   в   1942   г.  на   воронежском   направлении.  Несмотря   на   численное превосходство авиации противника, армия успешно выполнила свои задачи. Уже в первых схватках с врагом наши летчики показали образцы героизма и отваги. Особенно   отличились   соединения,   которыми   командовали   генерал   Г.   П. Кравченко и полковники Е. Я. Савицкий, М. Г. Мачин. А. А. Ложечников, Ф. П. Котляр. Зимой 1942­1943 гг. части воздушной армии принимали участие в великой битве на Волге, действуя на правом крыле Юго­Западного фронта. Здесь фашистские войска в полную меру испытали силу сокрушительных ударов Красной Армии. Героические   защитники   волжской   твердыни,  выдержав   натиск   противника   на земле и в воздухе, перешли в контрнаступление, окружили и уничтожили 300­ тысячную группировку немцев. Мы справедливо можем гордиться тем, что и 2­я воздушная армия внесла свою скромную лепту в дело победы над врагом во время этого величайшего сражения. Одной из крупнейших битв, в которой принимали участие соединения нашей армии, была битва на Курской дуге летом 1943 г. Гитлеровцы сосредоточили здесь две трети всех пехотных и танковых дивизий, действовавших на советско­ германском фронте. Авиационное обеспечение операции было возложено на 4­й и   6­й   воздушные   флоты   Германии.   Семнадцать   авиационных   эскадр, насчитывавших   2050   самолетов,   скрытно   заняли   70­80   близлежащих аэродромов. [14] С   нашей   стороны   в   обороне   на   орловско­курском   и   белгородско­курском направлениях участвовали 16, 2 и 17­я воздушные армии, а также часть сил авиации   дальнего   действия.   Кроме   того,   в   Резерве   Ставки   находилась   5­я воздушная армия Степного фронта. К   лету   1943   г.   положение   в   воздухе   изменилось   в   нашу   пользу.   Немецкая авиация уже не имела численного превосходства, как это было в первые два года войны. Советские ВВС количественно и качественно выросли. К началу битвы под   Курском   2­я   воздушная   армия   получила   много   новых   истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, а ее летчики и командиры обладали уже большим   опытом   борьбы   с   авиацией   противника.   Но   враг   был   еще   очень сильным, и все понимали, что предстоят упорные сражения. Накануне битвы была проделана большая работа по подготовке авиационных соединений   и   частей   к   боевым   действиям.   Учеба   велась   днем   и   ночью. Обобщался опыт, вводилось в строй молодое пополнение. Чтобы обмануть противника и скрыть от него базирование частей армии, было организовано демонстративное сосредоточение авиации на ложных аэродромах. В этой связи следует отметить, что маскировочные средства, а также остроумно задуманная   и   хорошо   подготовленная   сеть   ложных   аэродромов   сыграли исключительно   важную   роль.   Если   над   таким   «аэродромом»   появлялся воздушный разведчик, то специально дежурившие на нем самолеты взлетали и садились, имитируя боевую работу По некоторым из них гитлеровцы совершили по 3­4 налета за операцию. Всего же на ложные аэродромы за два месяца они произвели 49 налетов, т. е. намного больше, чем на действующие аэродромы. Это в значительной степени способствовало сохранению наших сил. Приближалось решающее сражение. Гитлеровцы наметили свое наступление на утро 5 июля. Однако на рассвете этого дня 2­я воздушная армия, участвуя в артиллерийско­авиационной   контрподготовке,   нанесла   упреждающий   удар   по аэродромам противника. В воздух было поднято около 320 самолетов. Именно в те   минуты,   когда   вражеские   экипажи   готовились   к   вылету,   а   некоторые самолеты   уже   выруливали   на   старт,   над   аэродромами   появились   наши штурмовики и бомбардировщики и с пикирования нанесли удары. Благодаря умелым штурмовым и бомбардировочным действиям противнику был нанесен значительный урон. Особенно эффективными были налеты авиационных групп   1­го   штурмового   авиационного   корпуса   под   командованием   генерал­ лейтенанта авиации В. Г. Рязанова. На аэродромах Сокольники и Померки они уничтожили 43 самолета. [15] Большие потери в личном составе и самолетах противник понес также на аэродромах Рогань, Микояновка, Томаровка и др. В результате внезапных массированных ударов были выведены из строя многие аэродромы.   План   гитлеровцев   по   использованию   авиации   в   первый   день наступления был нарушен. Однако немало самолетов врага все же поднялось в воздух.   В   небе   появились   «юнкерсы»,   «мессершмитты»   и   «хейнкели», прилетевшие с аэродромов Полтавы и Харькова. Разгорелись воздушные бои огромного масштаба. В некоторых сражениях с обеих сторон участвовало по сто и более самолетов. Наши летчики проявляли небывалую стойкость и выносливость. Вернувшись на свой аэродром после выполнения задачи, они просили быстрее готовить самолет к   следующему   боевому   вылету.   За   день   многие   из   них   по   пять­шесть   раз вылетали на боевые задания. Под   Белгородом,   Томаровкой   и   Обоянью   наши   летчики   вписали   славные страницы в историю советской авиации. Герой Советского Союза майор М. С. Токарев сбил в одном бою четыре самолета противника. Боевое крещение здесь получил   молодой   летчик   И.   Н.   Кожедуб,   который   за   боевые   подвиги   в последующих   боях   был   удостоен   звания   трижды   Героя   Советского   Союза. Навеки   обессмертил   себя   летчик   А.   К.   Горовец.   Презрев   опасность,   он   в неравном бою сбил девять фашистских самолетов и сам погиб смертью храбрых. Советское   правительство   высоко   оценило   подвиг   гвардии   лейтенанта   А.   К. Горовца,   присвоив   ему   почетное   звание   Героя   Советского   Союза.   Отлично действовали   истребительные   корпуса   под   командованием   генералов   И.   Д. Подгорного и Д. П. Галунова. Метко разили танки, орудия и живую силу врага летчики­штурмовики генерала В. Г. Рязанова и полковника А. Н. Витрука. Один за   другим   следовали   массированные   налеты   бомбардировщиков,   которыми командовал полковник И. С. Полбин. Хорошо воевали ночные бомбардировщики полковника Л. Н. Юзеева. В   кровопролитных   сражениях   гитлеровские   авиационные   эскадры   несли большой   урон.  Только   6   июля   советские   летчики   уничтожили   217   немецких самолетов. Советским наземным войскам было обеспечено надежное прикрытие с   воздуха.   И   когда   затем   к   фронту   стали   подтягиваться   наши   оперативные резервы,   авиация   противника   уже   была   не   в   состоянии   подвергать   их бомбардировкам. Правда, активность ВВС противника заметно усилилась во время крупнейшего танкового   сражения,   которое   состоялось   12   июля   в   районе   Прохоровки.   Но советские   истребители   быстро   остудили   пыл   гитлеровцев,   сбив   более   150 фашистских   самолетов. [16]Господство   в   воздухе   безраздельно   принадлежало нашей авиации. Экипажи пикирующих бомбардировщиков и особенно летчики­ штурмовики умело взаимодействовали с танкистами и сумели вместе с ними вывести   из   строя   до   четырехсот   немецких   танков.   Наступление   фашистской бронированной армады было остановлено. В результате огромного урона, понесенного гитлеровцами, их наступление на белгородско­курском   направлении   окончательно   захлебнулось.   Первая   часть битвы была нами выиграна. Предстояла вторая часть — контрнаступление. Воздушная армия в те дни пополнилась новыми частями, техникой и летным составом.   Ранним   утром   3   августа   после   артиллерийской   и   авиационной подготовки, в которой участвовало  более двухсот самолетов, войска  фронта перешли п решительное наступление. Советские штурмовики мелкими группами поддерживали   сухопутные   войска,   уничтожая   танки,   орудия   и   пехоту   врага. Одновременно   250   наших   бомбардировщиков   подвергли   налетам   немецкие резервы в районах Томаровки, Борисовки, Грайворона. Контрнаступление   советских   войск   успешно   развивалось.   Противник   был отброшен на 200­250 км. В ходе контрнаступления соединения 2­й воздушной армии совершили 15 тыс. самолето­вылетов и нанесли врагу большой урон в живой силе и боевой технике. Только в воздушных боях было сбито около 400 немецких самолетов. 5   августа   1943   г.   в   столице   нашей   Родины —   Москве   прогремел   первый артиллерийский салют в честь воинов, освободивших города Белгород и Орел. И приятно   сознавать,   что   этой   чести   удостоены   также   летчики,   штурманы, техники — все воины 2­й воздушной армии. После   сражения   на   Курской   дуге   началась   подготовка   к   операциям   по освобождению   Украины.   Войска   Воронежского   фронта,   переименованного   в октябре 1943 г. в 1­й Украинский фронт, наступали на киевском направлении. В составе   фронта   действовав   2­я   воздушная   армия.   Стрелковые   соединения фронта   сумели   переправиться   через   Днепр   севернее   и   южнее   Киева,   где   им удалось  захватить  Лютежский  и Букринский  плацдармы.  Завязались  упорные бои.   Противник   пытался   отбросить   наши   войска   на   левый   берег   Днепра,   а советские части упорно стремились расширить плацдармы. В   эти   дни   особенно   усилилась   активность   вражеской   авиации.   Немецко­ фашистское командование намеревалось ударами бомбардировщиков разрушить переправы   наших   войск   через   Днепр,   нанести   потери   советским   частям, оборонявшим плацдармы. [17] Воздушная обстановка была очень сложной. В районе Киева базировалось до семи эскадр 4­го воздушного флота фашистской Германии, насчитывавших в общей   сложности   665   самолетов.   Кроме   того,   противник   периодически использовал авиационные соединения, которые базировались в полосе соседних фронтов. 2­я   воздушная   армия   имела   до   700   самолетов.   По   числу   истребителей   она превосходила вражеские военно­воздушные силы, но значительно уступала им по   количеству   дневных   бомбардировщиков.   К   тому   же   после   напряженных летних боев все наши авиационные полки нуждались в отдыхе и пополнении. Необходимо было вводить в строй молодых летчиков. В связи с многократным и частым перебазированием авиационных частей армия столкнулась с серьезными трудностями   в   организации   аэродромного   й   материально­технического обеспечения боевых действий. В таких тяжелых условиях наши летчики были вынуждены вступить в борьбу с авиацией противника над седым Днепром. Первоочередной задачей истребительной авиации являлось прикрытие переправ. Оно осуществлялось путем непрерывного дежурства истребителей  в воздухе. Летчики­истребители патрулировали строго по намеченному графику, сменяя друг друга в воздухе. Для наращивания сил в воздушных боях применялся вызов с аэродромов дежурных подразделений. Над Днепром за октябрь и ноябрь 1943 г. было проведено 379 воздушных боев и уничтожено 305 фашистских самолетов. Особенно   памятны   воздушные   бои,   проведенные   группой   истребителей, возглавляемых   старшим   лейтенантом   С.   Д.   Гореловым.   Так,   14   октября восьмерка   истребителей,   во   главе   которых   был   старший   лейтенант   Горелов, несла   боевое   дежурство   над   переправами.   В   это   время   немецко­фашистское командование   направило   крупные   силы   бомбардировщиков   для   разрушения переправ.  К  Лютежскому   плацдарму   последовательно   подошло   девять   групп «юнкерсов»   общим   составом   до   100   самолетов.   Отважная   восьмерка   смело вступила в бой с многочисленным противником. В горячей схватке с врагом наши   летчики   сбили   10   фашистских   самолетов.   Группы   вражеских бомбардировщиков   были   рассеяны.   Беспорядочно   сбросив   бомбовый   груз, противник был вынужден отступить, не решив поставленной задачи. Через несколько дней группа Горелова вновь вступила в бой с крупными силами немецких бомбардировщиков. [18] На этот раз советские летчики одержали еще более убедительную победу, уничтожив 15 из 90 самолетов противника. Налет вражеской авиации на переправы был снова сорван. В 5­м истребительном корпусе особенно отважно сражались с врагом летчики авиационного полка, которым командовал майор В. С. Василяка. Сам командир полка   неоднократно   водил   группы   истребителей   на   прикрытие   переправ.   Он умело руководил воздушными боями, учил подчиненных личным примером. В полку выросла целая плеяда мастеров воздушного боя. Напористо и тактически грамотно вели воздушные бои ведущие групп А. В. Ворожейкин, Н. В. Худяков, А. А. Вахлаев и др. 12 октября 1943 г. советские войска нанесли удар по противнику с Букринского плацдарма. Всю ночь перед атакой по оборонительным сооружениям врага, его войскам и боевой технике действовали ночные бомбардировщики — самолеты По­2,   совершившие   около   300   самолето­вылетов.   А   когда   пехота   и   танки двинулись   в   наступление,   над   полем   боя   появились   наши   «петляковы»   и «ильюшины»,  которые   нанесли   меткие   удары   по   огневым   средствам   и   узлам сопротивления противника. Группы самолетов менялись непрерывно в воздухе. За   день   советские   летчики   произвели   более  1300  вылетов,   уничтожив   много фашистской боевой техники. 24 октября войскам 1­го Украинского фронта была поставлена новая задача: подготовить   в   сжатые   сроки   и   про   вести   операцию   по   овладению   Киевом. Главный удар намечался с Лютежского плацдарма. 2­я воздушная армия должна была основными силами поддержать войска при прорыве обороны противника, обеспечить   ввод   в   прорыв   и   действия   в   оперативной   глубине   танковых   и кавалерийских соединений, вести борьбу с подходящими резервами. По   получении   директивы   Ставки   немедленно   в   войсках   и   штабах   закипела напряженная работа. Осуществлялась скрытная перегруппировка войск фронта с   Букринского   на   Лютежский   плацдарм,   сопровождавшаяся   переброской крупных   сил   танков,   артиллерии   и   пехоты   на   расстояние   150­200   км.   Оба истребительных авиакорпуса воздушной армии имели задачу прикрыть войска на марше и в районах сосредоточения. Чтобы немецко­фашистское командование заблаговременно   не   вскрыло   подготовку   советских   войск   к   наступлению   с Лютежского плацдарма, велась активная борьба с воздушными разведчиками. Заместитель командующего генерал В. В. Нанейшвили и штаб 2­й воздушной армии во главе с генералом Ф. И. Качевым оказывали практическую помощь командирам авиационных частей и соединений в организации и проведении всех подготовительных мероприятии. [19] Офицеры штаба выезжали в расположение сухопутных   войск   для   согласования   вопросов   взаимодействия,   налаживали систему управления, занимались вопросами обеспечения боевых действий. Политорганы   и   партийные   организации   под   руководством   заместителя командующего   армией   генерала   С.   Н.   Ромазанова   и   начальника   политотдела полковника А. И. Асауленко усилили работу по мобилизации личного состава авиационных частей и соединений на лучшее выполнение боевых задач. Многие воины­авиаторы   подавали   заявления   о   вступлении   в   члены   КПСС,   желая сражаться за Киев коммунистами. Поздно   вечером   2   ноября   у   командующего   войсками   фронта   в   селе   Ново­ Петровцы состоялось совещание, на котором были даны последние указания, установлен час начала атаки. В   ночь   перед   наступлением   на   оборонительные   позиции   врага   сбросили бомбовый груз самолеты 208­й ночной бомбардировочной авиационной дивизии. Экипажи маленьких тихоходных самолетов По­2 старательно выполнили свою задачу. Они всю ночь не давали фашистам отдыха. Бомбы, сброшенные ночными бомбардировщиками, причинили немалый ущерб противнику. Рано утром 3 ноября, едва забрезжил рассвет, все было приведено в готовность к атаке.   На   многих   аэродромах   состоялись   короткие   митинги.   На   старт   были вынесены овеянные славой Знамена авиационных частей, сражавшихся с врагом на Дону и Волге, на Курской дуге и под Харьковом. Перед строем летчиков и техников был зачитан приказ Военного совета фронта. В нем подчеркивалось громадное   значение   Киева   для   нашей   страны,   говорилось   о   славных   боевых традициях русского и украинского народов. Приказ требовал, чтобы каждый солдат и офицер проникся чувством ответственности за выполнение почетной боевой задачи — освобождения столицы Советской Украины. В 8 час. 40 мин. после артиллерийской подготовки пехота и танки атаковали противника. К сожалению, аэродромы, где базировались наши части, и цели, по которым должна   была   действовать   авиация,   окутал   плотный   туман.   Первый   вылет бомбардировщиков   и   штурмовиков   пришлось   несколько   задержать.   Но   как только рассеялся туман, по основным узлам сопротивления на участке прорыва 64 бомбардировщика Пе­2 и 103 штурмовика Ил­2 нанесли сосредоточенный удар. Налет авиации серьезно нарушил систему огня противника. Наши войска ускорили   продвижение   в   глубину   вражеской   обороны.   В   последующем штурмовики, действуя мелкими группами, непрерывно подавляли огневые точки врага, обеспечивая тем самым успех пехоты и танков. К исходу дня советские войска вклинились в оборону на глубину 7 км. [20] Поддерживая наступающие войска, авиационные части воздушной армии совершили 545 самолето­вылетов. На протяжении первого дня операции над районом сражения велись упорные воздушные   бои.   Советские   летчики   провели   36   воздушных   боев   и   сбили   31 немецкий самолет. Особенно отличились летчики­истребители В. И. Бородачев, В.   К.   Кулешов,   А.   С.   Куманичкин,   И.   И.   Мусатов.   Нанося   тяжелые   потери фашистской   авиации,   наши   летчики   прочна   удерживали   инициативу   в   своих руках. Они не давали авиации противника осуществлять  удары с воздуха по войскам наступавшей 38­й армии и переправам через Днепр. На   второй   день   операции   погода   еще   более   ухудшилась.   Район   сражения, переправы, аэродромы затянул густой туман. Ни наша авиация, ни самолеты противника   летать   не   могли.   Сухопутные   войска   продолжали   вести напряженные бои на подступах к Киеву без нашей поддержки и вышли к третьей полосе вражеской обороны. Поздно вечером 4 ноября начался ввод в сражение 3­й гвардейской танковой армии. 5   ноября   авиация,   наконец,   получила   возможность   оказывать   поддержку наступавшим   танкам   и   пехоте.   Несмотря   на   сложные   метеорологические условия, летчики­штурмовики метко поражали врага на окраинах Киева. Они первыми обнаружили отступление противника из города и подвергли сильному воздействию отходившие на запад колонны немецко­фашистских войск. В 90­м гвардейском   штурмовом   авиационном   полку,   который   успешно   бомбил отходящие   на   запад   колонны   гитлеровцев,   отличился   молодой   летчик   В.   А. Кумсков. В ночь на 6 ноября советская авиация наносила удары по отступавшим немецко­ фашистским войскам. Бомбардировщики По­2 и СБ надежно контролировали шоссе   Киев —   Житомир.   Своими   непрерывными   действиями   они дезорганизовывали отступление вражеских войск. Утром   6   ноября   город   Киев   был   освобожден   от   немецко­фашистских захватчиков. Вместе с передовыми частями в город возвращались его жители, прятавшиеся от фашистов. Они радостно встречали воинов­освободителей. Во многих районах города состоялись митинги, на которых киевляне благодарили воинов   Красной   Армии,   нашу   славную   Коммунистическую   партию   за освобождение от фашистского ига. Немецко­фашистское командование принимало все меры, чтобы снова вернуть себе Киев. В район Белой Церкви спешно стягивались дивизии, прибывшие с запада и снятые с других участков советско­германского фронта. Противник предпринял   ряд   контрударов. [21] Одновременно   повысилась   активность немецко­фашистской   авцации.  Над   Фастовом   и   Белой   Церковью   разгорелись упорные   воздушные   бои.   Но   наши   летчики,   проявляя   героизм   и   высокое мастерство, удерживали господство в воздухе. Показателен   в   этом   отношении   воздушный   бой,  проведенный   группой   наших истребителей   6   ноября   в   районе   Белой   Церкви.   Семерка   «яков»   во   главе   с капитаном А. В. Ворожейкиным, прикрывая передовые части 3­й гвардейской танковой   армии,   обнаружила   в   воздухе   приближавшиеся   с   юга   три   группы самолетов   Ю­87.   Бомбардировщиков   противника   сопровождало   20 истребителей.   В   результате   смелой,   дерзкой   атаки   наши   летчики   сбили несколько немецких истребителей. Остальные заметались в панике, по существу прекратив   прикрытие   бомбардировщиков.   Советские   асы   незамедлительно воспользовались этим. Они атаковали основную ударную группу врага и нанесли ей   тяжелый   урон.   Противник   в   этом   бою   потерял   11   самолетов.   Все   наши самолеты возвратились на свой аэродром. С 7 ноября погода резко ухудшилась. Низкая облачность, туманы, дожди сильно ограничивали деятельность авиации. Но и в этих сложных условиях наиболее подготовленные экипажи продолжали выполнять ответственные боевые задачи. Наши   штурмовики   действовали   по   контратакующим   танкам   противника   в районах Житомира и Фастова. Воздушные разведчики доставляли командованию ценные сведения о составе и перегруппировке немецко­фашистских войск. К. 12 ноября советские войска вышли на рубеж Чернобыль, Малин, Житомир, Фастов,   Триполье.   На   этом   рубеже   наши   части   перешли   к   обороне   и   в дальнейшем   почти   полтора   месяца   вели   напряженные   оборонительные   бои   в районе Житомира. Отразив контрудары врага, войска 1­го Украинского фронта продолжали   вести   наступательные   бои   по   освобождению   Правобережной Украины. В   результате   Киевской   наступательной   операции   наши   войска   разгромили крупную   группировку   противника,   освободили   важный   административно­ политический, культурный и промышленный центр, столицу УССР — Киев и ряд других украинских городов. Советская авиация только с 1 по 12 ноября уничтожила 89 немецких самолетов. Прочно удерживая господство в воздухе, летчики воздушной армии надежно прикрывали сухопутные всйска от налетов вражеской авиации. Несмотря   на   сложные   метеорологические   условия,   советская   авиация действовала с высоким напряжением. Части и соединения 2­й воздушной армии совершили около 3500 самолето­вылетов и вывели из строя до 60 танков, более 250 автомашин и много другой военной техники. [22] В  Киевской  операции   советские   летчики  проявили   массовый   героизм.  Сотни летчиков,   штурманов,   стрелков­радистов   были   награждены   орденами   и медалями. Лучшим из них было присвоено звание Героя Советского Союза. За участие   в   освобождении   Киева   были   удостоены   почетного   наименования «Киевских» шесть авиационных дивизий, пять авиационных полков и отдельная авиационная эскадрилья. Под   ударами   войск   фронта,   поддержанных   авиацией   с   воздуха,   противник отступал на запад, цепляясь за каждый пункт. Удары наших бомбардировщиков и   штурмовиков   по   войскам   и   военной   технике   следовали   один   за   другим. Особенно памятен случай, когда группа Ил­2, ведомая старшим лейтенантом И. М.   Долговым,   нанесла   сокрушительный   удар   по   железнодорожному   узлу Шепетовка. Было уничтожено тогда 460 вагонов, в том числе несколько из них с боеприпасами,   разрушены   железнодорожные   пути.   Все   это   вызвало   большую панику среди немецких частей, находившихся на станции. Знаменательным этапом на боевом пути 2­й воздушной армии была Львовско­ Сандомирская операция, проведенная летом 1944 г. Эта операция отличалась невиданным ранее размахом использования авиации. Армия в тот период имела в своем составе восемь авиационных корпусов и три отдельные авиационные дивизии. В боевых действиях участвовало свыше 3000 советских самолетов. Противник построил сильные инженерные оборонительные сооружения. Он имел в полосе наступления войск 1­го Украинского фронта 600­тысячную армию, 900 танков, 700 самолетов, 6300 орудий и минометов. Действия   нашей   авиации   уже   в   подготовительный   период   приняли   большой размах.   Только   на   разведку   было   совершено   1876   самолето­вылетов. Истребители   надежно   прикрывали   наземные   войска,   готовившиеся   к наступлению. На левом фланге, в районе города Коломыя, было организовано ложное   сосредоточение   авиации   и   танков,   что   в   значительной   степени дезориентировало разведку и командование противника. Авиационная   подготовка   наступления   началась   массированными   ударами воздушной   армии   по   сосредоточению   войск   и   резервам   противника.   Только бомбардировщики генерала И. С. Полбина уничтожили в районе Золочев до 100 танков  немецкой дивизии, направлявшейся   на  фронт. К этому  времени  наше господство в воздухе было полным и безраздельным. 15   июля   гитлеровское   командование   организовало   сильный   контрудар,   в котором участвовало шесть дивизий. Для борьбы с противником были брошены почть   все   силы   2­й   воздушной   армии. [23] Наши   летчики   и   прежде   всего бомбардировщики   генералов   П.   П.   Архангельского,   И.   С.   Полбина   и штурмовики генералов В. И. Аладинского, Н. П. Каманина, В. В. Нанейшвили, В. Г. Рязанова нанесли несколько мощных ударов по врагу. Контрудар был сорван. «Авиация   спасла   положение   38­й   армии», —   писал   тогда   командующий фронтом Маршал Советского Союза И. С. Конев. Нельзя забыть мужественный подвиг летчика М. П. Девятаева. Под Львовом он был сбит в бою и попал в плен. С группой советских воинов, томившихся в концлагере, он захватил на немецком аэродроме Свинемюнде самолет Хе­111 и прилетел   на   наш   аэродром,   избавив   себя   и   группу   советских   воинов   от мучительной   смерти   в   фашистском   плену.   За   этот   подвиг   летчику   М.   П. Девятаеву присвоено звание Героя Советского Союза. После освобождения Львова военные действия были перенесены на территорию Польши. 28 июля 1944 г. наши войска вышли к реке Висла и начали переправу на ее   западный   берег.   Перед   летчиками   2­й   воздушной   армии   стояла   задача надежно прикрывать с воздуха переправы. В результате совместных действий наземных войск и авиации был достигнут крупный   успех:   разгромлена   группа   немецких   войск   «Северная   Украина», которая потеряла 350 тыс. солдат и офицеров. Советские войска форсировали Вислу,   продвинулись   на   300   км   вперед,   освободив   Западную   Украину   и значительную часть Польши. В   конце   августа   1944   г.   вспыхнуло   Словацкое   национальное   восстание. Стотысячная армия словацкого народа с оружием в руках поднялась на борьбу за освобождение своей страны от фашизма. Для оказания помощи восставшим из состава 2­й воздушной армии был выделен и перебазировав на аэродром Три Дуба   в   Словакии   1­й   Чехословацкий   истребительный   авиационный   полк. Находясь   в   распоряжении   руководства   восстанием,   которое   возглавлял   Ян Шверма,   полк   выполнял   сложные   боевые   задачи.   В   этих   боях   особенно отличились   командир   авиационного   полка   майор   Франтишек   Файтл,   летчики Иржи   Сенгал,   Иосиф   Стеглик,   Франтишек   Хабера,   Людвиг   Коза,   Антонин Матушек,   Ян   Скопаль   и   др.   За   успешные   боевые   действия   полк   получил наименование «Зволинский». В   январе   1945  г.   начался   завершающий   этап   войны.  Летчики   2­й   воздушной армии содействовали успешному наступлению советских войск по территории Германии, нанося удары по немецким войскам, громя гитлеровскую авиацию в воздухе и на земле. Освободив Силезию, советские части форсировали Одер и вышли на линию Губен — Герлиц — река Нейсе — Ратибор. [24] После выхода советских войск на реку Нейсе противник сосредоточил мощную группировку в районе восточнее Герлиц, Дрезден и нанес контрудар в северном и   северо­восточном   направлениях.   Гитлеровцы   использовали   крупные   силы авиации, располагавшие широкой сетью аэродромов с бетонированными взлетно­ посадочными полосами. В   условиях   весенней   распутицы   действия   нашей   авиации   по   прикрытию   и поддержке войск серьезно затруднялись из­за отсутствия аэродромов с твердым покрытием.   В   создавшейся   обстановке   было   решено   для   взлета   и   посадки самолетов   использовать   участки   автострады   Бреслау —   Берлин.   После некоторых   работ   получилась   взлетно­посадочная   полоса   шириной   в   23   м. Конечно, взлетать с такой полосы и садиться на нее было очень трудно. Но опытные летчики 9­й и 22­й гвардейских истребительных авиационных дивизий, которыми командовали А. И. Покрышкин и Л. И. Горегляд, быстро преодолели эти трудности. В   авиационной   практике   не   было   случая,   чтобы   истребители   пользовались шоссейной   дорогой   для   взлета   и   посадки.   Первое   испытание   необычного аэродрома   А.   И.   Покрышкин   произвел   лично.   Вскоре   на   автостраде   уже базировалось все соединение, а через несколько дней по соседству разместилось в полном составе и соединение Л. И. Горегляда. С этого аэродрома истребители успешно   действовали   до   начала   Берлинской   операции.   Дивизии   А.   И. Покрышкина   и   Л.   И.   Горегляда   произвели   с   него   несколько   тысяч   боевых: вылетов. Воздушная разведка противника обнаружила взлеты истребителей с автострады. Немцы предприняли ряд попыток уничтожить наши самолеты на автостраде, но безуспешно.  Тогда  враг  решил использовать   еще одно  средство.  На этот  раз гитлеровцы   применили   так   называемые   спаренные   самолеты.   «Спарка» представляла   собой   начиненный   взрывчаткой   Ю­88,   который   управлялся летчиком   с   истребителя   ФВ­190,   закрепленного   сверху   «юнкерса».   В   точке сбрасывания   «спарка»   переводилась   в   пикирование.   После   прицеливания «фокке­вульф»   отцеплялся   и   действовал   как   истребитель.   Начиненный взрывчаткой «юнкерс», управляемый автопилотом, пикировал и, ударившись о землю,   взрывался.   Создавалась   огромная   воронка,   взрывная   же   волна действовала   в   радиусе   до   100   м.   Но   это   ухищрение   не   принесло   пользы фашистам. «Спарки» легко уничтожались нашими истребителями, так же как и остальные самолеты. В   ходе   Висло­Одерской   операции   войска   фронта   окружили   два   крупных гарнизона   противника   в   Бреслау   и   Глогау.   Бреслау   являлся   важным промышленным центром Германии и мощным опорным пунктом на реке Одер, прикрывавшим   пути   к   Лейпцигу,   Дрездену   и   Праге. [25] Боеспособность окруженных войск, а их насчитывалось до 40 тыс., обеспечивалась транспортной авиацией, которая ночью доставляла в город боеприпасы и другое имущество. Для   блокирования   и   уничтожения   окруженных   гарнизонов   потребовались большие   силы   наших   войск   и   авиации.   В   боях   при   ликвидации   окруженных немецких   частей   погибли   талантливый   командир   корпуса,   внесший   большой вклад в развитие тактики бомбардировочной авиации, генерал И. С. Полбин и командир истребительного авиационного полка полковник В. С. Василяка. Задача по срыву обеспечения немецкого гарнизона с воздуха остроумно была решена   небольшой   группой   личного   состава   во   главе   с   майором   В.   И. Лукьяновым, которая имитировала на нашей территории немецкий аэродром. Обман удался, и на небольшую посадочную площадку приземлились пять Ю­52 и четыре планера с 149 тоннами военных грузов. Кроме того, зенитные батареи ПВО сбили 20 самолетов, снижавшихся по сигналам с ложного аэродрома. В апреле 1945 г. войска фронта начали подготовку к решающему удару: штурму логова   фашистского   зверя —   Берлина.   Сроки   подготовки   к   операции   были чрезвычайно сжатыми. По всем дорогам шли подкрепления, доставлялась новая боевая техника. 2­я воздушная армия получила большое количество новых самолетов, отличавшихся высокими   тактико­техническими   данными.   Так,   2­й   гвардейский   штурмовой авиационный   корпус   получил   самолеты   Ил­10,   многие   истребительные   части вооружались   машинами   Як­3,   превосходившими   по   своим   боевым   качествам Ме­109.   Як­3   в   то   время   был   одним   из   лучших   облегченных   маневренных истребителей с большим радиусом действия. По непрерывно увеличивающемуся количеству боевой техники, по ее качеству можно   было   судить   о   всевозраставшей   в   ходе   войны   экономической   мощи Советского   государства,   о   крепости   нашего   тыла,   о   героических   усилиях рабочего   класса,   сумевшего   под   руководством   Коммунистической   партии   в труднейших условиях разрушительной войны развернуть в огромных масштабах производство военной техники. К   началу   операции   противник   на  нашем   участке   фронта   имел   более   тысячи самолетов. Авиачасти 2­й воздушной армии, базировавшиеся на 82 аэродромах, превосходили противника по численности самолетов в 2,1 раза. [26] В   ходе   боев   нам   предстояло   совершить   более   35   тыс.   самолето­вылетов. Главными   задачами,   которые   возлагались   на   армию,   были:   обеспечить господство   в   воздухе,   прикрыть   перегруппировку   и   сосредоточение   войск   в исходном   положении,   автостраду   на   участке   Бриг —   Форст,   содействовать войскам   в   форсировании   реки   Нейсе   и   прорыве   оборонительных   рубежей, обеспечить   ввод   в   сражение   танковых   соединений   и   действия   их   в   глубине обороны. Для   решения   этих   задач   мы   располагали   достаточными   силами.   Только   для действий на главном направлении выделялись шесть авиационных корпусов и ночная   бомбардировочная   авиационная   дивизия.   В   первый   день   наступления планировалось нанести четыре массированных налета. В первом из них должны были участвовать 240 бомбардировщиков, 260 штурмовиков и 300 истребителей. В   ходе   подготовки   к   последнему   удару   были   подтянуты   к   фронту   базы снабжения. Дивизии А. И. Покрышкиня и Л. И. Горегляда оставили автостраду и в   апреле   перебазировались   на   аэродромный   узел   в   районе   Нейсе.   Штабы детально разработали планы взаимодействия авиационных частей с наземными войсками. Перед началом операции во всех танковых и пехотных соединениях побывали   авиационные   командиры,   которые   на   месте   согласовали   вопросы взаимодействия.   Для   более   удобного   руководства   авиационными   частями командиры соединений выехали на командные пункты танковых армий. На КП командующего 4­й гвардейской танковой армией генерала Д. Д. Лелюшенко был командир   авиационного   корпуса   генерал   П.   П.   Архангельский,   на   КП   3­й гвардейской танковой армии генерала П. С. Рыбалко — командир авиационного корпуса полковник Д. Т. Никишин. В частях царило всеобщее воодушевление. Каждый знал, что внимание всего мира приковано к советским войскам, находившимся на подступах к Берлину. В ночь на 16 апреля было зачитано Обращение Военного совета фронта. В нем говорилось,   что   войска   1­го   Украинского   фронта   во   взаимодействии   с   1­м Белорусским   фронтом   должны   окружить   и   уничтожить   берлинскую группировку   противника,   овладеть   столицей   фашистской   Германии — Берлином и водрузить Знамя Победы. «...Пришло время, — говорилось в  Обращении, — подвести итог страшных  злодеяний, совершенных гитлеровскими  людоедами на нашей земле, и покарать  преступников. За нашу Советскую Родину!... Вперед, на  Берлин!...». В полках, дивизиях состоялись митинги. В памятный день 16 апреля еще до рассвета экипажи самолетов на аэродромах с нетерпением ждали вылета. Залп нескольких   десятков   тысяч   орудий   и   минометов   возвестил   начало   битвы   за Берлин. [27] После   мощной   артиллерийской   и   авиационной   подготовки   войска   1­го Украинского фронта перешли в наступление. С ­плацдармов западнее Губен и Форст   двинулись   танковые   и   механизированные   соединения.   В   это   время   с прифронтовых аэродромов поднялись первые группы штурмовиков. Одну из них вел Герой Советского Союза гвардии майор И. Л. Степанов. В 6 час. 50 мин. они появились над передним краем противника и поставили дымовую завесу. Вслед за штурмовиками показались советские истребители. Они «прочесывали» небо перед прохождением наших самолетов. В момент, когда войска начали форсировать реку Нейсе, в воздухе показались стройные колонны «петляковых» и «илов». Впереди шли полбинцы — их вел теперь молодой командир корпуса полковник Д. Т. Никишин. Волна за волной в посветлевшем небе проносились группы Ф. И. Добыша, Г. В. Грибакина, П. А. Плотникова, Н. С, Гуляева, А. И. Новикова из корпусов В. Г. Рязанова, С. В. Слюсарева, П. П. Архангельского, А. В. Утина. Самолеты шли четкими рядами. За   штурвалами   первоклассных   советских   машин   сидели   ветераны   воздушных боев, летчики, прошедшие суровую школу войны, отмеченные многими боевыми орденами. Бомбардировщики и штурмовики били по целям в непосредственной близости от наступающих войск. К 10 час. утра Нейсе была форсирована на всем фронте. Огненный   вал   катился   к   Берлину.   Две   недели   продолжалась   битва.   Тысячи подвигов в ней совершили советские воины на земле и в воздухе. 1   мая   1945   г.   в   12   час.   дня   с   аэродрома   Альтено   поднялись   22   наших истребителя и взяли курс на Берлин. На борту самолета, который вел командир 1­го гвардейского  авиационного истребительного  полка  гвардии майор И.  А. Малиновский, находилось Красное Знамя, которое было опущено на рейхстаг. Флагмана   эскортировали   Герои   Советского   Союза   К.   В.   Новоселов,   А.   В. Ворожейкин,   В.   Н.   Буянов,   прославленные   летчики   И.   П.   Лавейкин,   П.   И. Песков и др. После разгрома берлинской группировки войска фронта получили новый приказ: в   кратчайший   срок   перейти   в   наступление   в   общем   направлении   Дрезден — Прага,   разгромить   противостоящие   войска   противника   и   освободить   город Прагу.   Для   перегруппировки   войск   и   занятия   исходного   положения   для наступления требовалось не менее 3­5 суток. Командующий   фронтом   Маршал   Советского   Союза   И.   С.   Конев   приказал воздушной   армии   полным   составом   содействовать   уничтожению   окруженной группировки   противника   в   Бреслау. [28] После   двух   массированных авиационных   ударов   гарнизон   Бреслау   капитулировал,   и   воздушная   армия переключилась   на   выполнение   новой   задачи   по   уничтожению   дрезденско­ пражской группировки противника. Войска   фронта   наступали   успешно.   Авиация   действовала   только   по   узлам сопротивления   и   важнейшим   объектам   противника.   9   мая   Прага   была освобождена. На аэродроме в Праге состоялась радостная встреча с летчиками 1­й смешанной Чехословацкой   авиационной   дивизии,   которая   снова   вошла   в   состав   2­й воздушной армии. 9 мая 1945 года фашистская Германия капитулировала. Великая Отечественная война   советского   народа   против   гитлеровских   захватчиков   увенчалась блестящей победой. Так закончила свой боевой путь 2­я воздушная армия в Великой Отечественной войне. За время боевых действий в армии выросло много выдающихся летчиков, героев с   мировым   именем,   таких,   как:   трижды   Герой   Советского   Союза   А.   И. Покрышкин,   дважды   Герои   Советского   Союза   В.   И.   Андрианов,   А.   В. Ворожейкин, М. В. Кузнецов, М. П. Одинцов, В. И. Попков. В рядах армии сражались   17   дважды   Героев   Советского   Союза,   среди   них —   авиационные командиры генералы В. Г. Рязанов  и И. С. Полбин. Высокого  звания Героев Советского Союза во 2­й воздушной армии были удостоены 228 человек. Рука   об   руку   с   советскими   авиаторами   сражались   летчики   Чехословакии.  В Словакии, на Дукельском перевале и под Остравой, закалялась боевая дружба советских и чехословацких воинов. В   ходе   многочисленных   операций   требовались   четкая   организация   и планирование   боевых   действий   авиации.   Нуж   но   было   управлять   огромной массой самолетов с учетом погоды, местных условий и изменения обстановки. Вся эта работа ложилась в основном на штаб армии и штабы соединений. Много бессонных   ночей   провели   офицеры   штабов,   обеспечивая   правильное использование   авиационных   сил   армии,   непрерывно   руководя   частями   и соединениями ВВС. Боевая деятельность воздушной армии неразрывно связана с именами генералов Ф.   П.   Полынина,   являвшегося   с   мая   по   октябрь   1942   г.   заместителем командующего армией, Н. Л. Степанова, Ф. И. Качева, К. И. Тельнова и А. С. Пронина, которые в разное время работали начальниками штаба армии, а также офицеров штаба полковников Г. М. Василькова, А. Гнатюка, Д. Г. Денисенко, А. А. Исаева, А. А. Катца, Ф. С. Ларина, Р. С. Терского, И. Ю. Хайме. Большая работа проделана штурманской службой, которую возглавляли В. А. Лекпович, М. X. Гордиенко, К. Ф. Олехнович, В. П. Боришполь. [29] Решающая роль в организации победы принадлежала партийным организациям армии.   Коммунисты   и   комсомольцы   были   в   первых   рядах   бойцов.   Своей смелостью и отвагой они увлекали за собой весь личный состав. Политической работой во 2­й воздушной армии руководил генерал­лейтенант авиации С. Н. Ромазанов. В летных и авиатехнических частях хорошо знали и любили наших политработников —   А.   И.   Асауленко,   Ф.   И.   Брагина,   В.   Н.   Буянова,   А.   С. Калашникова, Ф. С. Кутузова, М. А. Маченкова, Н. И. Носкова, А. Г. Рытова, В. Г. Точилова, редактора армейской газеты И. Ф. Шипилова и его заместителя Г. В.   Коновалова.   Они   с   честью   выполняли   свой   благородный   долг.   Не   раз политработники наших частей личным примером увлекали авиаторов на схватку с врагом. Всем памятен подвиг летчика­истребителя Н. А. Зуб. Возглавляемая им   шестерка   Ла­5,   сопровождавшая   штурмовиков,   храбро   вступила   в   бой   с большой группой истребителей противника. В этом бою было сбито 6 немецких «фокке­вульфов», а наши самолеты возвратились на свой аэродром без потерь. Много труда в обеспечение победы вложили инженеры и техники во главе с генералами А. В. Винокуровым и Н. Д. Гребенниковым. Самоотверженно трудились работники тыла: генерал В. И. Рябцев, начальник штаба тыла генерал Г. В. Мусиенко, офицеры А. З. Злобин, А. Г. Качекан, М. Г. Ржевский, И. Г. Мишин, М. И. Проценко, В. М. Зайцев, Н. К. Линников, М. В. Глухов, П. Байшев и другие, обеспечившие бесперебойную боевую деятельность армии. Боевой   путь   2­й   воздушной   армии   проходил   по   территории   Российской Федерации, Украины, Польши, Германии и Чехословакии. Ее летчиками было совершено 336 тыс. боевых вылетов и проведено более 6000 воздушных боев, во время которых уничтожено более 7 тыс. самолетов противника. 65 авиационных частей   и   соединений   армии   получили   гвардейские   звания,   125 —   почетные наименования, 227 частей и соединений, входивших в разное время в состав 2­й воздушной   армии,   награждены   орденами   СССР.   51   раз   Верховный Главнокомандующий   объявлял   благодарность   личному   составу   частей   и соединений армии за отличные боевые действия. 2­я воздушная армия, пройдя славный боевой путь, внесла свой вклад в дело разгрома   ненавистного   .врага.   Своими   успехами   соединения   и   части   армии обязаны   замечательному   личному   составу,   беспредельно   преданному Коммунистической   партии   и   Советскому   правительству   и   готовому   к самопожертвованию   в   интересах   защиты   своей   матери­Родины. [30] В   боях Великой   Отечественной   войны   у   личного   состава   армии   сложились   хорошие боевые   традиции:   дружба,   товарищество,   взаимная   выручка   и   благородное чувство гордости за свою часть, соединение и воздушную армию. Эти традиции мы   будем   бережно   хранить,  умножать   во   имя   укрепления   оборон   ной   мощи нашей Родины и как эстафету передавать молодому поколению авиаторов. Конечно, современная авиационная техника не похожа на ту, которая была во время   Великой   Отечественной   войны.   Советская   авиация   стала   реактивной, сверхзвуковой   и   ракетоносной.   Исторические   полеты   советских   летчиков­ космонавтов свидетельствуют о новом этапе в овладении человеком воздушного и космического пространства. Однако советская военная доктрина исходит из того,   что   решающая   роль   в   достижении   окончательной   победы   принадлежит человеку,   хорошо   владеющему   новой   боевой   техникой,   беспредельно преданному своей Родине. Коммунистическая партия и наше правительство проявляют неустанную заботу об укреплении боевой мощи советской авиации. Наследники ее боевой славы, в том числе воины 2­й воздушной армии, ныне имеют   в   своих   руках   самое   совершен   ное   оружие,   позволяющее   нанести сокрушительный удар любому врагу, который посягнет на священные рубежи нашего Отечества. Поучительные   уроки   боевых   действий   2­й   воздушной   армии   должны   быть использованы   в   интересах   воспитания   молодых   кадров,   которые   решают сложные задачи боевого применения современной авиация.

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА

Боевой путь 2-й воздушной армии Герой Советского Союза маршал авиации С. А. Красовский, бывший командующий 2 ВА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018