«Богата природа России»

  • docx
  • 24.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окружающий мир 6.docx

 «Богата природа России»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: знакомство с разнообразием и богатством природы России, формирование умений ориентироваться по карте, определять значение цветов, символов (знаков).

Задачи:

Дидактическая: познакомить с разнообразием и богатством природы России, с представителями животного мира и местом их обитания на территории нашей страны.

Развивающая: развивать логическое мышление, творческое воображение

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-       умение строить сообщения в устной форме о разнообразии и богатствах природы России;

-       умение ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков);

-       умение находить представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны.

Метапредметные:

Познавательные:

-       умение искать необходимую информацию из учебника;

-       умение выделять существенный признак изучаемого объекта;

-       делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Регулятивные:

-       самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;

-       умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-       уметь оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

-       умение оформлять свои мысли в устной форме;

-       высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;

-       слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.

Личностные:

-       принятие и освоение роли обучающегося;

-       готовность к обучению, положительное отношение к окружающему миру;

-       проявлять интерес к познавательной деятельности.

Методы: наглядный, практический, словесный

Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник «Окружающий мир» 1 класс, 2 часть (Н.Ф. Виноградова)


 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Игоревна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие учителя

 

 

2. Актуализация знаний в пробном учебном действии

-Ребята, скажите мне, а как называется наша страна?

-Кто помнит, какие размеры имеет Россия, если сравнивать ее с другими странами? Покажите границы нашей страны на карте.

-У каждой страны есть свои символы. Кто мне назовет символы России?

-Как выглядит герб России? Из каких цветов состоит флаг?

 

 

Россия

 

 

Дети показывают на карте границы России

 

 

Герб, флаг, гимн

На гербе изображен двуглавый орел В левой лапе птица держит державу, а в правой – скипетр. На каждой из голов находится корона, а наверху ещё одна, большего размера. В центре щита, на груди орла размещено ещё одно красное полотно. На нем сюжет, Георгий Победоносец убивает змея

Флаг состоит из белого, синего и красного цветов.

3. Выявление места и причины затруднения

- Ребята, вы сказали, как велика наша страна, показали на карте.

-Предположите, пожалуйста, чем может «похвалиться» такая большая страна перед другими странами? 

-Чем обычно хвалятся люди?

-А у нашей страны, как вы думаете, есть какие-то богатства?

-Хорошо. Ну что ж, предлагаю об этом подумать на сегодняшнем уроке.

-И так, мы говорим о нашей стране.  А теперь послушайте и доскажите словечко.

- Посмотри,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и лиса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

- Теперь давайте порассуждаем, подумаем и попробуем сформулировать тему урока.

(на доске появляются карточки со словами: Россия, природа, богатство.)

-О чем мы говорим?

-Какое слово вы досказали в стихотворении?

-А чем хвалятся перед другими?

- Глядя на слова на доске, составьте тему нашего урока

- Верно! Тема нашего урока «Богатство природы России»

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

 

Своим богатством

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа

 

 

 

 

 

 

О России

Природа

 

Богатством

Богатство природы России

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Исходя из темы урока, сформулируем цель на сегодняшний урок.

- Животный мир России по видовому составу богаче растительного. В России обитает до 130 тысяч видов животных (из них 90 тысяч видов насекомых) и всего 18 тысяч видов высших растений. Состав и облик животного мира зависит от климата (температура, влажность), рельефа, геологической истории развития территории.

Сегодня мы с вами познакомимся с животным миром России.

 

 

Познакомиться с богатством природы России

 

 

 

 

 

 

Дети слушают учителя

5. Реализация построенного проекта

- Рассмотрите карту в учебнике на страницах 18-19.

- Я буду загадывать вам загадки о животных, а покажите на карте, где данное животное обитает.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц.)

- Ребята, заяц – небольшое лесное животное, грызун. Распространен по всей Европе. Окраска меха зависит от времени года. Летом заяц серый, а зимой он белеет. Уши у него длинные, длинные задние ноги позволяют ему делать большие прыжки и убегать от преследования. Питается он сочными частями травянистых растений, корой деревьев и, конечно же, не откажется от капусты.

Зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты.

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится. (Морж.)

- Морж – крупное ластоногое млекопитающее. Длина его тела 3–4 м, масса – около 1,5 т. Вместо ног – ласты. Самой характерной особенностью моржа являются мощные бивни, выступающие вперёд на полметра и более. Питается он различными морскими червями, рачками и моллюсками. Морж занесён в Красную книгу России как охраняемый вид.

- Как вы думаете, почему морж занес в Красную книгу?

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка.)

- Белка – маленький лесной зверёк, живущий в тайге, а также в смешанных и широколистных лесах. Это проворное, симпатичное создание с остренькой мордочкой, цепкими лапками и длинным пушистым хвостом. Окраска шерсти этих зверьков зависит от сезона года. Летом белка рыжая, а зимой – светло-серая. Питается она орехами, желудями, почками и плодами деревьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заяц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потому что он исчезающий вид

 

 

 

 

Белка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Ребята, посмотрите на карту, кто изображен рядом с городом Астрахань?

- Верно! Суслик – млекопитающее из отряда грызунов. В России обитает около 10 видов сусликов. Длина тела до 40 см, хвоста – менее 1/2 длины тела. Суслики обладают большими защечными мешками, в которых переносят зерно. Суслики – дневные животные, заметные и весьма интересные для наблюдений за ними на воле весной или летом.

- Ребята, отгадайте вот это животное:

Корольков, синиц приятель –

На стволе хозяин дятел.

Барабанит в мерзлый ствол:

«Эй, компания, – за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой.

Открывайте пир горой!»

- Ребята, скажи пожалуйста, какое животное очень любит кушать мёд и малину?

Посмотрите на условные обозначения. Какие виды есть медведя?

- Бурый медведь – самый большой и сильный зверь северных лесов. У него тёплая, мохнатая шуба бурого цвета. Бурый медведь всеяден. Он питается растительной и животной пищей и большой охотник до сладкого мёда. Бурый медведь занесён в Красную книгу.

- Белый медведь – самый крупный хищник в мире. Обитает по берегам северных полярных морей. Шуба его желтовато-белого цвета. Питается белый медведь в основном рыбой и тюленями. Белый гигант занесён в Красную книгу.

- Ребята, бурый и белый медведи тоже занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему?

 

 

 

Суслик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дятел

 

Медведь

 

Бурый медведь и белый медведь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди охотятся на них, они относятся к исчезающим видам.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Ребята, проверим, каких зверей и птиц, вы знаете.

- Решим кроссворд «Звери и птицы». В этих клеточках спрятано 11 названий зверей и птиц. Вам нужно их найти, а из оставшихся букв сложить название вымершего животного. Слова могут изгибаться под прямым углом.

Т

И

Г

С

З

Е

З

К

У

П

А

Р

Г

А

Л

Е

М

Р

У

Н

Д

А

Е

Ь

Е

Л

О

Т

К

О

Р

К

Р

Р

О

П

Х

А

К

Ё

А

О

К

Й

А

О

М

Я

Л

В

Л

А

К

Т

Т

Р

А

Ф

О

И

Д

А

Л

Ж

И

Г

З

Р

К

Я

Т

Е

 

 

Самостоятельное выполнение задания

8. Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, посмотрите на карту и скажите, каких животных можно встретить в нашем крае?

- Откроем рабочие тетради на странице 48 Выполним с вами номер 1. Там написан вопрос: «Если кто-то из малышей спросит тебя: «Что такое природа?» - как ты ответишь на этот вопрос?»

Ответь письменно в тетради

 

 

 

 

Ответы обучающихся

 

 

 

 

Дети отвечают вопрос

9. Рефлексия (итог урока)

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Каких животных мы рассмотрели сегодня?

- Вы большие молодцы!

Рефлексия «Светофор»

 

 

Ответы обучающихся