Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе
Тема:«БОГИ И ГЕРОИ ЭЛЛАДЫ».
Подтема:Как боги и герои Эллады влияли на жизнь древних греков?
Цель урока: Формировать представления о богах и мифах Древней Греции
Планируемые результаты урока:
Личностные:познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представление о культурном, историческом значении мифов Древней Греции.
Метапредметные:
- умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать описание объектов и событий, готовить сообщения и презентации.
- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, эстетическое восприятие объектов культуры, уважительное отношение к учителю и одноклассникам.
-умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение задания учителя.
- умение воспринимать информацию на слух, развитие навыков выступления перед аудиторией
Предметные:
- знание основных древнегреческих богов и связанных с ними мифов.
- умение описывать образы богов и анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока:традиционный с элементами дискуссии и опережающего задания.
Ресурсы урока: Учебник Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс, учебная карта «Древняя Греция», современная политическая карта мира, атлас по истории Древнего мира, доска; презентация «Олимпийские боги»
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
I.Организационный момент (1-2 мин) Цель: Организация обучающихся на основную учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, тетради. План изучения нового материала:
|
Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.
|
Формируются знания морально –этических норм (Л) Умение концентрировать внимание (Р) |
II.Проверка домашнего задания. (5-7 мин). Цель: Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания |
Мозговой штурм Узнай по отрывку, о каком событии идет речь: «Знай же, циклоп, что тебя ослепил Одиссей, знаменитый властитель Итаки!» «Дай позволение мне облачиться в доспех твой прекрасный. Может быть, в битве, меня за тебя принимая, троянцы бой прекратят». «В Гектора горло копьем Ахиллес богоравный ударил. В пыль опрокинулся он. И вскричал Ахиллес торжествуя: « Гектор! Убивший Патрокла, ты жить собирался остаться?» Ответьте на вопросы:
Найдите в атласах и покажите на карте где была расположена Троя.
|
Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.
(возвращение Одиссея на о. Итаку, после Троянской войны. Поэма «Одиссея»)
(«Илиада», Патрокл просит разрешения у Ахиллеса участвовать в бою с троянцами) («Илиада», поединок Ахиллеса и Гектора Поэмы «Одиссея», «Илиада»
Троянская война,Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны
Находят в атласах и показывают на карте где расположена Троя Захватить Трою,поводом к войне Гомер считает исторический факт похищения Елены (боги, герои и люди) |
Строят высказывания; формируют выводы, аргументируют свою точку зрения (К). Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению; дают определения понятиям; строят логические рассуждения включающие установление причинно- следственных связей (П) Формируется умение взаимодействовать с учителем и всем классом. (К) |
III.Мотивация к изучению новой темы. Цель: Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы |
- На предыдущих уроках мы изучали поэмы Гомера. Сегодня мы познакомимся с богами, героями и людьми, упомянутых в поэмах Гомера,узнаем, где они живут, и каким занятиям древних греков покровительствуют.
- С какими богами мы уже с вами познакомились на прошлых уроках? |
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. ( Зевс, Гера, Афина, Афродита, Гефест) |
Умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками (П). Умение определить цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения (Р). Умение воспринимать информацию на слух, развитие навыков выступления перед аудиторией (К). Готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение (Л) |
IV.Изложение новой темы (15-20 мин) Цель: обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.
Физминутка
|
1. Сообщение учителя. - на севере земли, населенной эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны ее покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозеленый кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны ее обрывисты, на вершине лежит вечный снег. В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льется яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей. ПАНТЕОН - место, посвященное всем богам (словарное слово) Задание: Работая с учебником, с. 129 п.1, 2 . нам необходимо найти всех богов, живших на Олимпе и записать их в тетрадь. По ходу выполнения задания учитель записывает на доске названные обучающимися имена богов.
Таковы греческие боги они прекрасны и могущественны. Леса, реки и ручьи, долины и горы населяли низшие божества – сатиры и нимфы. Иногда они поднимались на Олимп и участвовали в пирах и совещаниях богов.
Вопрос к классу - Из каких источников нам стало известно о существовании богов, героев? - Вспомните, что называется мифом? - Подумайте, какую роль выполнял миф в жизни древних народов? - Кто является героями мифов? - Кого мы называем героем? - С какими героями мы уже знакомы? Вам было дано опережающее задание, подготовить пересказ об одном из подвигов Геракла. |
1. Обучающиеся слушают и записывают основные понятия в тетрадях (Олимп, Пантеон)
2. Работа с учебником, с. 129 п.1, 2 Обучающиеся работают с текстом параграфа и делают записи в тетради: Зевс – владыка неба; Гера – царица богов и защитница семейного очага; Посейдон – бог морей; Аид - владыка подземного мира и царства мертвых; дети Зевса – близнецы: Афина – богиня мудрости и отважная воительница; Афродита - богиня любви и красоты, покровительствовала мореплавателям; Аполлон – бог солнечного света и воздуха, покровительствовал искусству; Артемида – владычица зверей, покровительница охоты; Гефест – бог огня и кузнечного дела; Гермес – быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников; Деметра – богиня плодородия, земледелия; Персефона – смена времен года; Дионис – бог виноделия; Арес – бог войны (из мифов) (миф – это рассказ, предание в котором переплетаются вымысел, вера и знание)
(Мифы объясняли мир. Они отвечали на многие вопросы, волновавшие людей: как произошла жизнь, в чем суть небесных и природных явлений, что такое смерть. Мифы выполняли и другую задачу: они являлись своеобразными духовными наставниками, учили и воспитывали, внушали определенную мораль)
(боги, герои, люди)
(полубоги – это обязательно сын бога или богини и смертного человека)
Тесей, Ахиллес, Прометей, Атлант, Геракл - это самый любимый герой греческой мифологии, он совершил 12 подвигов
Рассказывают об одном из подвигов Геракла
|
Работа с текстом учебника и тетрадями (П) Устанавливать и сравнивать разные точки зрения Выражать свои мысли; Учет разных мнений (К) Формировать историко- географический образ изучаемого государства и личное отношение каждого к нему (Л)
Здоровьесбережение (Л)
|
V. Первичное применение и закрепление новых знаний Цель: Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала и проведение коррекции. |
На основе просмотра презентации «Олимпийские боги» назвать богов, живших на Олимпе и их род деятельности. |
Обучающиеся рассматривают слайды презентации «Олимпийские боги» и называют имена богов и их род деятельности. |
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез, как составление целого из частей; Подведение под понятие и выдвижение гипотез и их Выражение своих мыслей с полнотой и точностью формулирования и аргументация своего мнения(К) Оценивание изучаемого содержания(Л) обоснование(П) |
VI. Подведение итогов урока Цель: Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Проанализировать работу на уроке с помощью метода Инсерта. |
Анализируют деятельность свою и всего класса |
Рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка результатов деятельности(П) Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения (К) |
VII. Инструктаж домашнего задания Цель: Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. |
Объясняет домашнее задание. Дает дифференцированные и индивидуальные задания к § 24 1.Как звали 9 муз Аполлона? 2.Нарисовать богов, героев, муз. 3.Составить кроссворд из имен богов и героев. |
Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
Регулирование и координация деятельности учеников (Р)
|
Приложения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.