Боги и герои Эллады

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект урока по истории древнего мира
Иконка файла материала БОГИ И ГЕРОИ ЭЛЛАДЫ.docx

Конспект  урока по истории Древнего мира в 5 классе

Тема:«БОГИ И ГЕРОИ ЭЛЛАДЫ».

Подтема:Как боги и герои Эллады влияли на жизнь древних греков?

Цель урока: Формировать представления о богах и мифах Древней Греции

Планируемые результаты  урока:

Личностные:познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представление о культурном, историческом значении мифов Древней Греции.

Метапредметные:

- умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать описание объектов и событий, готовить сообщения и презентации.

- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, эстетическое восприятие объектов культуры, уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

-умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение задания учителя.

- умение воспринимать информацию на слух, развитие навыков выступления перед аудиторией

Предметные:

- знание основных древнегреческих богов и связанных с ними мифов.

- умение описывать образы богов и анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока:традиционный с элементами дискуссии и опережающего задания.

Ресурсы урока: Учебник Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс, учебная карта «Древняя Греция», современная политическая  карта мира, атлас по истории Древнего мира, доска; презентация «Олимпийские боги»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Организационный момент (1-2 мин)

Цель:

Организация обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности  к уроку: наличие учебников, атласов, тетради. План изучения нового материала:

 

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация  обучающихся.

 

 

 

Формируются знания морально –этических норм (Л)

Умение концентрировать внимание (Р)

II.Проверка домашнего задания. (5-7 мин).

Цель:

Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление  уровня усвоения домашнего задания

Мозговой штурм

Узнай по отрывку, о каком событии идет речь:

 «Знай же, циклоп, что тебя ослепил Одиссей, знаменитый властитель Итаки!»

 «Дай позволение мне облачиться в доспех твой прекрасный.

Может быть, в битве, меня за тебя принимая, троянцы бой прекратят».

 «В Гектора горло копьем Ахиллес богоравный ударил. В пыль опрокинулся он. И вскричал Ахиллес торжествуя: « Гектор! Убивший Патрокла, ты жить собирался остаться?»

Ответьте на вопросы:

  1. Назовите поэмы Гомера.
  2. Какому событию посвящена поэма Гомера «Илиада», «Одиссея»?

Найдите в атласах и покажите на карте где была расположена Троя.

  1. Какие цели преследовали греки в Троянской войне?
  2. Кто действующие лица в поэме «Илиада»

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

 

 

(возвращение Одиссея на о. Итаку,  после Троянской войны. Поэма  «Одиссея»)

 

(«Илиада», Патрокл просит разрешения у Ахиллеса участвовать в бою с троянцами)

(«Илиада», поединок Ахиллеса и Гектора

Поэмы  «Одиссея», «Илиада»

 

Троянская война,Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны

 

Находят в атласах и показывают на карте где расположена Троя

Захватить Трою,поводом к войне Гомер считает исторический факт похищения Елены

(боги, герои и люди)

Строят высказывания;

формируют выводы, аргументируют свою точку зрения (К).

Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению;

дают определения понятиям;

строят логические рассуждения включающие установление причинно- следственных связей (П)

Формируется умение взаимодействовать с учителем и всем классом.

(К)

III.Мотивация к изучению новой темы.

Цель:

Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

- На предыдущих уроках мы изучали поэмы Гомера. Сегодня мы познакомимся с богами, героями и людьми, упомянутых в поэмах Гомера,узнаем, где они живут, и каким занятиям древних греков  покровительствуют.

 

- С какими богами мы уже с вами познакомились на прошлых уроках?

 

 

 

 

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

( Зевс, Гера, Афина, Афродита, Гефест)

Умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками (П).

Умение определить цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения (Р).

Умение воспринимать информацию на слух, развитие навыков выступления перед аудиторией (К). Готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение (Л)

IV.Изложение новой темы (15-20 мин)

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

1. Сообщение учителя.

- на севере земли, населенной эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны ее покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозеленый кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны ее обрывисты, на вершине лежит вечный снег.

     В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льется яркий голубой свет.  В чертогах пируют бессмертные боги. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

ПАНТЕОН  - место, посвященное всем богам (словарное слово)

Задание: Работая с учебником, с. 129 п.1, 2 . нам необходимо найти всех богов, живших на Олимпе и записать их в тетрадь.

По ходу выполнения задания учитель записывает на доске названные обучающимися имена богов.

 

 

 

 

 

 

 

Таковы греческие боги они прекрасны и могущественны.  Леса, реки и ручьи, долины и горы населяли низшие божества – сатиры и нимфы. Иногда они поднимались на Олимп и участвовали в пирах и совещаниях богов.

  1. Мифы Древней Греции

Вопрос к классу

- Из каких источников  нам  стало известно о существовании богов, героев?  

- Вспомните, что называется мифом?

-  Подумайте, какую роль выполнял миф в жизни  древних народов?

- Кто является героями мифов?

- Кого мы называем героем?

 - С какими героями мы уже знакомы?

Вам было дано опережающее задание,  подготовить пересказ об одном из подвигов Геракла.

1. Обучающиеся слушают и записывают основные понятия в тетрадях (Олимп, Пантеон)

 

 

2. Работа с учебником, с. 129 п.1, 2

Обучающиеся работают с текстом параграфа и делают записи в тетради:

Зевс – владыка неба; Гера – царица богов и защитница семейного очага; Посейдон – бог морей; Аид -  владыка подземного мира и царства мертвых; дети Зевса – близнецы: Афина – богиня мудрости и отважная воительница; Афродита -  богиня любви и красоты, покровительствовала мореплавателям; Аполлон – бог солнечного света и воздуха, покровительствовал искусству; Артемида – владычица зверей, покровительница охоты; Гефест – бог огня и кузнечного дела; Гермес – быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников; Деметра  – богиня плодородия, земледелия; Персефона – смена времен года; Дионис – бог виноделия; Арес – бог войны

(из мифов)

(миф – это рассказ, предание в котором переплетаются вымысел, вера и знание)

 

(Мифы объясняли мир. Они отвечали на многие вопросы, волновавшие людей: как произошла жизнь, в чем суть небесных и природных явлений, что такое смерть. Мифы выполняли и другую задачу: они являлись своеобразными духовными наставниками, учили и воспитывали, внушали определенную мораль)

 

 

(боги, герои, люди)

 

(полубоги – это обязательно сын бога или богини и смертного человека)

 

Тесей, Ахиллес, Прометей, Атлант, Геракл  - это самый любимый герой греческой мифологии, он совершил 12 подвигов

 

Рассказывают об одном из подвигов Геракла

 

Работа с текстом учебника и тетрадями (П)

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Выражать свои мысли;

 Учет разных мнений (К)

 Формировать историко- географический образ изучаемого государства и личное отношение каждого к нему (Л)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Здоровьесбережение (Л)

 

V. Первичное применение и закрепление новых знаний

Цель:

Проговаривание и закрепление  нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала и проведение коррекции.

На основе просмотра презентации «Олимпийские боги» назвать богов, живших на Олимпе и их род деятельности.

Обучающиеся рассматривают слайды презентации «Олимпийские боги» и называют имена богов и их род деятельности. 

Анализ объектов  с целью выделения  признаков и синтез, как составление  целого из частей;

 Подведение под понятие и выдвижение гипотез и их Выражение своих мыслей с полнотой и точностью формулирования и

аргументация своего мнения(К)

 Оценивание изучаемого  содержания(Л)

обоснование(П)

VI.  Подведение итогов урока

 Цель:

Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Проанализировать работу на уроке с помощью метода Инсерта.

Анализируют деятельность свою и всего класса

Рефлексия способов и условий действия

 Контроль и оценка результатов деятельности(П)

Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно;

Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения (К)

VII. Инструктаж домашнего задания

 Цель:

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

Дает дифференцированные и индивидуальные задания к

§ 24

1.Как звали 9 муз Аполлона?

2.Нарисовать богов, героев, муз.

3.Составить кроссворд из имен богов и героев.

Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование  и координация деятельности учеников (Р)

 

Приложения

img014

 

img015img021

img020img026img025

img025img026