Комбинаторика – радел математики, в котором рассматриваются задачи о подсчёте числа комбинаций составленных по определённым правилам.
Задачи подсчёта числа комбинаций из конечного числа элементов
Комбинаторика – от латинского слова combinare, что означает «соединять, сочетать».
Методы комбинаторики находят широкое применение в физике, химии, биологии, экономики и др. областях знания.
Комбинаторику можно рассматривать как часть теории множеств – любую комбинаторную задачу можно свести к задаче о конечных множествах и их отображениях.
Основные вопросы:
I. Что такое комбинаторика?
Какие задачи считают комбинаторными?
II. Перестановки
III. Размещения
IV. Сочетания
2
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
Не будем спорить - будем
вычислять.
Г. Л е й б н и
ц
• Комбинаторика – радел математики, в
котором рассматриваются задачи о подсчёте числа
комбинаций составленных по определённым
правилам.
3
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
II. Какие задачи считают
комбинаторными?
Комбинаторные задачи
Задачи подсчёта числа комбинаций из конечного
числа элементов
• Комбинаторика – от латинского слова
combinare, что означает «соединять, сочетать».
• Методы комбинаторики находят широкое
применение в физике, химии, биологии, экономики
и др. областях знания.
•
Комбинаторику можно рассматривать как
часть теории множеств – любую комбинаторную
задачу можно свести к задаче о конечных
множествах и их отображениях.
4
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
I. Уровни решения комбинаторных задач
1. Начальный уровень.
Задачи поиска хотя бы одного решения, хотя бы одного
расположения объектов, обладающих заданным
свойствами
отыскание такого расположения десяти точек на пяти
отрезках, при котором на каждом отрезке лежит по
четыре точки;
такого расположения восьми ферзей на шахматной доске,
при котором они не бьют друг друга.
Иногда удаётся доказать, что данная задача не имеет
решения
(например, нельзя расположить 10 шаров в 9 урнах так, что
бы в каждой урне было не более одного шара – хотя бы в
одной урне окажется не менее двух шаров).
5
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
2. Второй уровень.
Если комбинаторная задача имеет несколько решений, то
возникает вопрос о подсчете числа таких решений,
описании всех решений данной задачи.
• 3. Третий уровень.
Решения данной комбинаторной задачи отличаются друг от
друга некоторыми параметрами. В этом случае возникает
вопрос отыскания оптимального варианта решения такой
задачи.
Например:
Путешественник хочет выехать из города А, посетить
города В, С, и D. После чего вернуться в город А.
6
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
На рис. изображена схема путей, связывающих эти города.
Различные варианты путешествий отличаются друг от друга
порядком посещения городов В, С, и .D. Существует шесть
вариантов путешествия. В таблице указаны варианты и длин
каждого пути:
Путь
Длина пути
Путь
Длина пути
ABCDA
ABDCA
ACBDA
300
1555
1300
1450
А
200
ACDBA
ADBCA
ADCBA
500
400
1300
1450
1550
@ Gryznova A.K.
С
400
7
D
В
350
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
• Комбинаторные задачи на
оптимизацию приходится решать
мастеру, стремящемуся к
быстрейшему выполнению задания,
агроному, стремящемуся к
наивысшей урожайности на данных
полях, и т.д.
8
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
• Мы будем рассматривать лишь задачи
о подсчёте числа решений
комбинаторной задачи.
Этот раздел комбинаторики,
называемый теорией перечислений,
тесно связан с теорией вероятностей.
9
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
Правила суммы и произведения
• 1. Сколько различных коктейлей можно составить
из четырёх напитков, смешивая их в равных
количествах по два?
AB, AC, AD, BC, BD, CD – всего 6 коктейлей
А
В
•
D
С
• 2. Сколько различных двузначных чисел можно составить из
цифр 0, 1, 2, 3 ?
Первой цифрой двузначного числа может одна из цифр 1, 2, 3 (цифра 0 не
может быть первой). Если первая цифра выбрана, то вторая может быть любая из
цифр 0, 1, 2, 3. Т.к. каждой выбранной первой соответствует четыре способа
выбора второй, то всего имеется
4 + 4 + 4 = 4∙3 = 12 различных двузначных чисел.
10
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
•
2. Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 3
?
4 + 4 + 4 = 43 = 12 различных двузначных чисел.
• Первая цифра вторая цифра
•
•
•
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
11
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
Правило произведения:
• Если элемент А можно выбрать из
множества элементов п способами и для
каждого такого выбора элемент В
можно выбрать т способами, то два
элемента (пару) А и В можно выбрать
п∙т способами.
@ Gryznova A.K.
12
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
«Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов,
правило суммы, правило умножения».
1. Сколькими способами могут быть расставлены 4 участниц финального
забега на четырёх беговых дорожках?
Рп = 4∙ 3 ∙2 ∙1= 24 способа (перестановки из 4х элементов)
1
2
3
4
1 дорожка
2 3 4
1 3 4 1 2 4 1 2 3
2 доржка
3 4 2 4 2 3
3 4 1 4 3 1
2 4 1 4 1 2
2 3 1 3 1 2
3доржка
4 3 4 2 3 2
4 3 4 1 1 3
4 2 4 1 2 1
3 2 3 1 2 1
4 дор.
Р е ш е н о п е р е б о р о м в а р и а н т о в
13
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
II. Перестановки (1)
К в а р т е т
Проказница Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
…………………………………………………….
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! кричит Мартышка. –
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»
4∙3∙2∙1 = 4! способов
14
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
II. Перестановки (2)
• Перестановкой из п элементов называется
комбинации, отличающиеся друг от друга
лишь порядком следования элементов
permutation перестановка)
• Рп число перестановок (Р первая буква французского слова
Рп= n∙(n1)∙(n2)∙(n3)∙(n4)∙. . .∙3 ∙2 ∙1= n!
Рп = n!
В математике принято считать 0! =1 и 1! = 1
15
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
Размещения (1)
• Четыре попутчик решили обменяться визитными карточками.
Сколько всего карточек при этом было использовано?
2
получилось 12 карточек. Каждый из четырёх
попутчиков вручил визитку каждому из
трёх попутчиков
4 ∙ 3 = 12
1
3
4
Комбинации, составленные из k элементов, взятых из n элементов, и
отличающиеся друг от друга либо составом, либо порядком
расположения элементов, называются размещениями из n
элементов по k (0< k ≤n ).
Ak
n
размещение из n элементов по k элементов. А первая буква
французского слова arrangement : «размещение»,
«приведение в порядок»
16
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
Размещения (2)
• Пуст имеется 4 шара и 3 пустых ячейки. Обозначим шары
буквами a, b, c, d. В пустые ячейки можно по разному разместить
три шара из этого набора.
• Выбирая поразному первый, второй и третий шары, будем
получать различные упорядоченные тройки шаров
a b c
d b c
a c b
b a c
• Каждая упорядоченная тройка, которую можно составить
из четырёх элементов называется размещением из
четырёх элементов по три
nnAk
n
1
n
2
n
2
n
...
k
1
.
17
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
Размещения (3)
• Сколько же размещений можно
составить из 4х элементов (abcd) по
три?
abc abd acb acd adb adc
•
• bac bad bca bcd bda bdc
• cab cad cba cbd cda cdb
• dab dac dba dbc dca dcb
A
234
3
4
Р е ш е н о п е р е б о р о м в а р и а н т о в
n
n
A
!n
P
n
18
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
Размещения (4)
• Можно решить и не выписывая самих размещений:
• первый элемент можно выбрать четырьмя способами, так
им может быть любой элемент из четырёх;
• для каждого первого второй можно выбрать тремя
способами;
• для каждых первых двух можно двумя способами выбрать
третий элемент из двух оставшихся.
Получаем
A3
4
= 4∙3∙2 = 24
Решено с использованием п р а в и л а у м н о ж е ни
я
19
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
Сочетания
• Сочетанием из п элементов по k называют
любое множество, составленное из k
элементов, выбранных из п элементов
nn
1
Ck
n
2
n
kn...
321
k...
1
C k
n
!
п
!
knk
!
В отличии от размещений в сочетаниях не имеет
значение порядок элементов. Два сочетания
отличаются друг от друга хотя бы одним
элементом
20
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
Р е ш и з а д а ч и:
1. На плоскости отмечено 5 точек.
Сколько получится отрезков, если соединить
точки попарно?
C
2
5
54321
(3!
21
! 25! 2
)
! 5
543
52
321
10
2. На окружности отмечено п точек. Сколько
существует треугольников с вершинами в этих
точках?
3
C п
(! 3
п
321
!
п(
п
! 3)
п()
...
32(1321
2
п...(
3
п()
3))
1
п)
п(
1
п)
2
п()
321
21
Бойкова_АВ_Комбинаторные задачи
Источники информации
1. В.Ф.Бутузов, Ю.М.Колягин, Г.Л. Луканкин, Э.Г.Позняк и др.
«Математика» учебное пособие для 11кл общеобразовательных
учреждений /рекомендовано Министерством образования РФ/
М., Просвещение, 1996.
2. Е.А. Бунимович, В.А. Булычёв: «Вероятность и статистика», пособие для
общеобразовательных учебных заведений 5 – 9 классы / допущено
Министерством образования Российской Федерации // Дрофа Москва 2002
3. Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк «Алгебра: элементы статистики и теории
вероятностей 7 – 9 классы» Под редакцией С.А.Теляковского М: Просвещение ,
2006 г
22
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.