Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова
Оценка 4.7

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
русская литература
10 кл
04.01.2019
Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова
Задача учителя - активизировать интерес к русскому языку, привлекать учеников к самостоятельной, творческой деятельности в процессе подготовки к игре и на самой игре, формировать умение работать в команде, используя потенциал всех членов команды. Игра направлена на расширение кругозора, углубление интеллекта.ача учителя - активизировать интерес к русскому языку, привлекать учеников к самостоятельной, творческой деятельности в процессе подготовки к игре и на самой игре, формировать умение работать в команде, используя потенциал всех членов команды. Игра направлена на расширение кругозора, углубление интеллекта.
Брейн-Ринг Ломоносов.docx
БРЕЙН­РИНГ, посвященный  М.В. Ломоносову Задача учителя ­ активизировать интерес к русскому языку, привлекать учеников к самостоятельной, творческой деятельности в процессе подготовки к игре и на самой игре, формировать умение работать в команде, используя потенциал всех членов команды. Игра направлена на расширение кругозора, углубление интеллекта. Условия игры. В игре принимают участие 3 команды (по 7 человек), побеждает та команда, которая набирает большее количество очков. Представление жюри. Представление команд  (Название+эмблема 1б.) Первый  раунд.  На   вопрос   отвечает   та   команда,   участник   которой   первый   поднял   руку. Время обсуждения вопросов ­ 30 сек. 1б. 1б. 1. Кто был по социальному происхождению Ломоносов? (из зажиточных крестьян.- поморов) 2. По каким книгам получил первоначальное образование Ломоносов? («Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого) Вопрос по фрагменту из фильма (кадр 1) «Михайло Ломоносов»: 3. После встречи с сосланным сподвижником Петра I на что решается Ломоносов? ( Ломоносов решается на тайный уход в Москву для получения знаний) 1б. 4.Куда и как попадает учиться Ломоносов? Что явилось причиной насмешек однокашников над ним? (Он попадает в Славяно-греко-латинскую академию,обманывая настоятеля , говоря ему о том ,что его отец то священнослужитель, то дворянин. Причина насмешек-возраст -ему было около 20 лет,а однокашникам 10-12) 5.В числе лучших учеников Академия наук России Ломоносова направляет на дальнейшую учебу за границу. Куда? Чему он учится? (В Германию, в гор. Марбург, попадает к профессору Христиану Вольфу , которого студенты боготворили как оратора, философа, историка. Изучал математику, геологию, физику). 2б. Второй раунд. 2б. ­ Фрагмент фильма ( кадр 2) «Михайло Ломоносов». 1. Известно, что по просьбе Ломоносова он был отправлен в мать городов русских, Киев. Одна   из   увиденных   в   Софийском   соборе   икон   поразила   Ломоносова.   Чем?     Какое ремесленничество возродил Ломоносов по истечению лет? ( Икона была набрана из мозаики, Ломоносов возродил мозаичное искусство в России).  1б. 2.Задание. Собрать мозаику Ломоносова, определить ее название. ( Каждая команда получает конверт с «бумажной мозаикой» одной из мозаичных картин Ломоносова. Следует наклеить на картон фрагменты мозаики, дабы получилась картина). (Картины: « Портрет Петра­1», «Полтавская баталия», «Портрет Екатерины­2»). Закончившие первыми получают ­ Сделавшие работу­ Справка (дает ее ведущий), Картинная галерея 2б.  1б. В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав   огромное   количество   опытов,   он   получил   новый   способ   изготовления   цветных стекол,   не   уступающих   по   своему   качеству   и   внешней   красоте   выдающимся   образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальную по своим размерам и художественно­техническим достоинствам картину, которую собирают наши конкурсанты( «Полтавская баталия») Пока   команды   заняты   творчеством,   идет   игра   с   болельщиками,   которые   правильными ответами могут принести своей команде  1б. Вопросы к болельщикам:  Во сколько лет Ломоносов выучился грамоте?  Ответ. В 12 лет Какого русского монарха прославлял Ломоносов больше всех? Ответ. Петра I Какие опыты проводил Ломоносов с помощью «громовой махины»? Ответ. По  изучению электричества  Какое учебное заведение в Москве носит имя Ломоносова? Ответ. МГУ им. Ломоносова Какая страна избрала  в 1760 году Ломоносова почетным членом своей Академии наук?  Ответ. Швеция Кем   приходится   Мария   Николаевна   Раевская,   жена   декабриста   Сергея   Волконского, Ломоносову? Ответ. Правнучкой В каких  науках прославился Ломоносов? Ответ.   Механика,   геология,   физическая   химия,   физика,   филология,   литература,   история, искусство, педагогика, экономика, география, астрономия. 3. В.Г.Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим нашей литературы» Почему? Фрагмент фильма (кадр  3).Какие   Оды   Ломоносова   вы   знаете?   Какие   реформы   произвел   Ломоносов   в   области русского языка? (В области стихосложения (заменил силлабическое стихосложение силлабо­тоническим, создал «Теорию трех штилей»: высокий, средний и низкий, произвел реформы в области языка,   написал   учебник   «Русская   грамматика»,   боролся   с   засильем   в   русском   языке иностранных слов, «Краткий и новый способ сложения стихов российских», издал первую «Риторику»   —   хрестоматию   мировой   и   отечественной   литературы.   Оды   («На   день восшествия на престол императрицы Елизаветы», «Разговор с Анакреонтом», «Утреннее размышление о божием величестве», «Вечернее размышление...»)  1б. 4.Фрагмент фильма. (кадр 4). О каком открытии идет речь в этом эпизоде?  Речь идет об открытии атмосферы Венеры.  1б. Третий раунд Лингвистический конкурс «Шифровальщики» 2.  Преобразования   Ломоносова   в   литературном   языке   способствовали   очищению   родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью. Он предложил вместо  «бергверк»  говорить рудник, вместо  «дак»  ­ кровля,  «перпендикулы»  ­ маятник, переделал «горизонт» на горизонт, «квадратуум» на квадрат и т.д. Задание. Расшифруйте текст, заменив иностранные слова русскими.  10 б. Посадил дед репку. Выросла репка большая­пребольшая. Стал он её тащить, да не вытащил. Объявили тогда бабка с внучкой деду импичмент. «Мы, говорят, твой электорат, и раз сил у тебя  уже  мало   стало,   будет  у  нас  суверенитет.  Проведем  референдум,  потом  маркетинг, достигнем  консенсуса  по всем вопросам, и будет у нас новый  спонсор. Так что, дед, если хочешь с нами жить, готовься к приватизации. Мы люди незлые, можешь сделать инвестиции в наше дальнейшее производство». Вот такая демократия! Для справки (толкование слов по усмотрению учителя): Импичмент – недоверие. Демократия – народная власть. Электорат – народ. Консенсус- согласие. Суверенитет – самостоятельность . Спонсор – меценат. Референдум – выборы . Приватизация – перераспределение, раздел имущества. Маркетинг - изучение спроса населения. Инвестиции – вложения. Четвертый раунд Стих­лото 1.Борьбу за развитие культуры, просвещения Ломоносов начал с первых дней пребывания в Петербургской Академии наук. Он вел её как ученый и как поэт. Оду 1747 года  «На день восшествия   Елизаветы   Петровны   на   престол»  он   заканчивает   пламенным   гимном   в   честь науки. Задание. Стихотворные строки выдаются в перепутанном порядке. Следует сложить из них отрывок из оды и прочитать его вслух  10 б. Науки юношей питают, Питают юношей науки Отраду старым подают, Старым подают отраду В счастливой жизни украшают, Жизни украшают в счастливой В несчастный случай берегут; Случай в несчастный берегут В домашних трудностях утеха Трудностях утеха в домашних И в дальних странствах не помеха. В дальних не помеха странствах Науки пользуют везде: Везде пользуют науки Среди народов и в пустыне, И в пустыне народов среди В градском шуму и наедине, В градском и наедине шуму В покое сладки и в труде. Черный ящик И в труде сладки в покое 2.В академии широко применялось наказание  «каркулюсом». Смысл этой  «педагогической» меры сводился к тому, что ученику, допускающему ошибку, вешался на шею некий знак ученического нерадения. Этот знак украшал грудь провинившегося до тех пор, пока ему не удавалось заметить ошибку у своего товарища и таким образом его «наградить» позорным знаком. 2б. ( полученный крестик ­ 1 балл). Задание. Отгадайте, что лежит в черном ящике?  Ответ: бумажный свиток («каркулюс»). Крестики­нолики 3.М.В. Ломоносов был не только великим ученым, но и выдающимся поэтом, который из тяжеловесного   речения   превратил   стих   в   повествование,   возвышающее   чувства   и воображение.  Но поэзия 18 века очень далека от нас, и поэтому при её чтении возникают определенные трудности.   Значения   некоторых   слов   нам   уже   непонятны,   так   как   эти   слова   являются устаревшими. Задание. Вопросы команде  задает ведущий. Отвечает капитан каждой команды. Жюри ставит крестик   той   команде,   которая   ответила   правильно   и   нолик   той,   которая   ответила неправильно.  1. Поднимите шуицу.  Шуица ­ левая рука.  2. Присный ­ это:  а) родной; б) вкусный; в) несоленый Присный ­ родной, близкий.  3. Сколько копеек в полушке?  а) 10; в) 1/2; в) 1/4.  Полушка ­ четверть копейки.  4. Можно ли употреблять ядь в свежем виде? а) да; б) нет.  Ядь ­ пища.  5. Пращур ­ это:  а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни.  Пращур ­ предок, отец прапрадеда, прапрабабки. 6. Какого цвета бывают ланиты?  а) красные; б) зеленые; в) синие.  Ланиты ­ щеки. Красные  7. Сколько раз в год крестьяне орали? а) один; б) два; в) сто раз.  Орать (орати) ­ пахать. Два. 8. Можно ли носить кольцо с аспидом?  а) да; б) нет.  Аспид ­ ядовитая змея. Нет. 9. Из чего делают убрус?  а) из ткани; б) из дерева; в) из теста. Убрус ­ повязка, платок, полотенце.  Пятый раунд Турнир красноречия  Участвуют по одному­ два человека от команды. ( Подготовка 5 мин.) Большое   значение   Ломоносов   придавал   искусству   красноречия.   Он   рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие мысли и труда. Красноречие, по мысли Ломоносова, не столько дар природы, сколько результат выучки, плод систематических   упражнений.   Одновременно   с   этим   он   предостерегал   от   механического усвоения   «техники»   ораторского   искусства.   Речь   красит   не   пустое   «извитие   словес»,   а глубина, важность её содержания”. Задание.  1. Первое испытание. Оратор. Произнести речь на тему «Что меня поразило в личности Ломоносова М.В.?» Побеждает тот, кто дольше и содержательнее говорил.  2.  Второе испытание.  Чтение   наизусть   произведений Ломоносова (по одному от каждой команды). Пока     готовятся   к   выступлению   ораторы   (5   минут)   идет,   научно­популярный   фильм   о Ломоносове. Подводя   итоги   игры,   жюри   выносит   вердикт,   награждаются   победители,   объявляется благодарность участникам, работа оценивается как участников команды, так и болельщиков. 5 б.   5 б.

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова

Брейн-ринг по творчеству М. В. Ломоносова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2019