Брошюра «Методики изучения личности младших школьников»
Оценка 4.6

Брошюра «Методики изучения личности младших школьников»

Оценка 4.6
docx
12.12.2020
Брошюра «Методики изучения личности младших школьников»
Методики изучения личности младших школьников.docx

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Методики изучения личности младших школьников

 

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ  ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в

начальных классах

ГРУППА Ш-42

Костырина Ксения Викторовна

 

 

Преподаватель: Карасёва Л.П.

 

Ейск, 2020г.

Оглавление

Введение. 3

Методики изучения личности младших школьников  7

Заключение. 16

Список источников. 17

 

https://us.123rf.com/450wm/yupiramos/yupiramos1911/yupiramos191134019/134221145-happy-student-girl-seated-in-pile-text-books-vector-illustration-design.jpg?ver=6

Введение

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого - педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

Психолого - педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого - педагогическая диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

1 .Определить уровни развития ребёнка;

2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону

3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

·         Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

·         Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

·         Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.

·         Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.

·         По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

·         Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.

https://ldospk.ru/wikispk/images/f/f3/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%B0%D0%B09a9336ad2c04.gif

Методики изучения личности младших школьников

Мой портрет в интерьере

Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографий, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Десять моих "Я"

 Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово "Я". Учащиеся должны дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я - умный

Я - красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Звезды эстрады

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им поможет педагог). Задача ребенка - выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя записи песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.

Мои любимые вещи

Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

1.     Любимый цвет - :

2.     Любимое имя - :

3.     Любимое дерево - :

4.     Любимый цветок - :

5.     Любимый плод - :

6.     Любимая ягода - :

7.     Любимый праздник - :

8.     Любимый день недели - :

9.     Любимый певец (певица) - :

10. Любимое животное - :

11. Любимая книга - :

Самореклама

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в конкурсе. Главные требования к саморекламе - искренность.

Сказки

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2 - е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:

1.     Сказка о моем портфеле.

2.     Необычная история об обычном дневнике.

3.     Сказочные каникулы.

4.     Необычные приключения обычного школьника.

5.     Сказочная история о том, как ...

Учащиеся сами определяют тему "как" (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.)

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлениями своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.

Что у меня на сердце

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: "Ребята, иногда взрослые говорят, что у них "легко на сердце" или " тяжело на сердце". Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.

Методика «Если бы у тебя была волшебная палочка»

Цель: изучение желаний младших школьников.

Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.

Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

 

Методика “Цветик-семицветик”

Цель: диагностика желаний детей.

Оборудование: цветик-семицветик из бумаги.

Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева “Цветик-семицветик”. Возможен просмотр мульт- или диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы.

Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

Методика “Радости и огорчения”

(методика незаконченных предложений)

Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников.

Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:

1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: “Больше всего я радуюсь, когда...”, “Больше всего я огорчаюсь, когда...”.

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

4. Предлагается ответить на вопрос: “Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?”

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.


Заключение

Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.


Список источников

1.     https://mega-talant.com/biblioteka/izuchenie-lichnosti-mladshih-shkolnikov-95549.html

2.     http://мы-гимназисты.рф/index.php/diagnostika-lichnostnykh-i-sotsialnykh-kachestv-mladshikh-shkolnikov

3.     https://infourok.ru/metodiki-izucheniya-lichnosti-mladshih-shkolnikov-2388823.html

4.     https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/01/29/metodiki

5.     https://multiurok.ru/files/20-metodik-dlia-diagnostiki-mladshikh-shkolnikov.html


 

6.     Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Брошюра «Методики изучения личности младших школьников»

Брошюра «Методики изучения личности младших школьников»

Введение Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка

Введение Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка

Основные задачи диагностики в начальной школе: 1

Основные задачи диагностики в начальной школе: 1

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил: ·

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил: ·

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики

Методики изучения личности младших школьников

Методики изучения личности младших школьников

Например: Я - умный Я - красивый и т

Например: Я - умный Я - красивый и т

Мои любимые вещи Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения

Мои любимые вещи Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения

Главные требования к саморекламе - искренность

Главные требования к саморекламе - искренность

Учащиеся сами определяют тему "как" (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т

Учащиеся сами определяют тему "как" (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления

Методика “Цветик-семицветик”

Методика “Цветик-семицветик”

Методика “Радости и огорчения” (методика незаконченных предложений)

Методика “Радости и огорчения” (методика незаконченных предложений)

Предлагается ответить на вопрос: “Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?”

Предлагается ответить на вопрос: “Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?”

Заключение Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в…

Заключение Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в…

Список источников 1. https://mega-talant

Список источников 1. https://mega-talant
Скачать файл