Брошюра с эмпирическими методами исследования
Оценка 4.6

Брошюра с эмпирическими методами исследования

Оценка 4.6
docx
25.06.2020
Брошюра с эмпирическими методами исследования
Брошюра Кондратенко.docx

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»

 

 

 

Эмпирические методы исследования

для младших школьников

 

 

 

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ

ИНФОРМАТИКИ

 

 

Специальность 44.02.02 Преподавание

в начальных классах

 

 

ГРУППЫ Ш-32

 

 

Кондратенко Ангелины

 

 

Преподаватель: Великановская Людмила Анатольевна.

 

Ейск, 2020 год.


 

Эмпирическое исследование особенностей
памяти младших школьников

Цель экспериментального исследования: изучение особенностей памяти и определение уровня развития некоторых видов и типов памяти у группы детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Определение методики исследования некоторых параметров памяти у детей младшего школьного возраста.

2. Проведение экспериментального исследования некоторых видов и типов памяти детей с помощью батареи тестовых методик.

3. Проведение количественной и качественной обработки и интерпретации результатов исследования.

 

Методика О.Н. Истратовой

«Изучение типа памяти»

Цель - определить преобладание типа памяти у детей.

Данная методика состоит из 4 групп слов, предлагаемых детям для запоминания (1 группа - 10 слов). Стимульный материал находится в протоколах эксперимента (см. приложения 1- 4).

Первый ряд слов читается с интервалом в 4-5 секунд между словами, после чего ученики записывают запомнившиеся слова (слуховое запоминание). Через некоторое время предлагается второй ряд слов, которые дети молча читали с доски, а затем записывали (зрительное запоминание). После перерыва школьники слушают третий ряд слов, которые они повторяют шёпотом, «записывая» их сначала в воздухе, а после переносят на бумагу (моторно-слуховое запоминание). Во время чтения последнего ряда слов школьники одновременно смотрят их по карточкам и шёпотом повторяют каждое слово (зрительно - слухово - моторное запоминание), после чего делают записи.

Обработка результатов.

О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (C).

C = a /10,

где a - количество правильно воспроизведённых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к единице, тем лучше развит у школьника данный тип памяти.

 

Методика Немова Р.С. «Диагностика

опосредованной слуховой памяти»

Цель - изучить подвид наглядно-образной памяти. Данная методика предназначена для определения уровня развития опосредованной слуховой памяти младших школьников.

Классу последовательно зачитываются разные слова и выражения с паузой на 20 секунд. В это время ребёнок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения.

Стимульный материал находится в приложении 6.

Обработка результатов.

За каждое правильно воспроизведённое по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребёнок получает 1 балл. Правильно воспроизведёнными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное - в 0 баллов.

•      10 баллов - очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

•      8-9 баллов - высоко развитая опосредованная слуховая память.

•      4-7 баллов - средне развитая опосредованная слуховая память.

•      2-3 балла - низко развитая опосредованная слуховая память.

•      0-1 балл - слабо развитая опосредованная слуховая память.

 

Методика Немова Р.С. «Оценка оперативной зрительной памяти»

Цель - определить подвид наглядно образной памяти и уровень её развития у учащихся начальных классов. Стимульный материал находится в приложении 9.

Данная методика состоит из 4 карточек - заданий, представленных в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. Карточки раздаются последовательно каждому ученику на 15 секунд каждая. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и шесть треугольников, которые ребёнок только что видел на отдельной карточке.

Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображений на отдельной карточке треугольников. Обработка результатов.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы ребёнка над заданием, которое в свою очередь получается путём деления общего суммарного времени работы ребёнка над всеми четырьмя карточками на 4. Деление среднего времени работы ребёнка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель. Например, 1) 18:4=4,5 2) 6-4,5=1,5 3) 20:4=5; 4) 5:1,5=3 3един.=4 б., где 18 - количество правильно найденных треугольников, 20 - среднее время работы ребёнка, 3 единицы - показатель объёма памяти.

Показатель объёма кратковременной памяти измеряется в единицах и переводится в баллы:

•      8 и более единиц - 10 баллов;

•      6-7 единиц - 8 баллов;

•      4-5 единицы 4 балла;

•      2-3 единицы - 2 балла;

•      0-1 единицы - 0 баллов.

 


 

Эмпирическое исследование особенностей

внимания младших школьников

 

Тест Бурбона

 

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

 

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

 

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = 2С / П, где

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

 

Расшифровка показателей:

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

А – темп выполнения,

S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Расшифровка показателей:

Результат Значение

0–2  Очень высокая устойчивость

3–4  Высокая

5–6  Средняя

7–8  Низкая

9–10 Очень низкая

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

So – количество ошибочно проработанных строк,

S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Расшифровка показателей:

Результат в %    Расшифровка

0–20          Очень высокая переключаемость

21–40       Высокая

41–60       Средняя

61–80       Низкая

81–100     Очень низкая

 


 

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение

Эмпирическое исследование особенностей памяти младших школьников

Эмпирическое исследование особенностей памяти младших школьников

Обработка результатов. О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (C)

Обработка результатов. О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (C)

Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное - в 0 баллов

Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное - в 0 баллов

Это и будет среднее число правильно указанных треугольников

Это и будет среднее число правильно указанных треугольников

Эмпирическое исследование особенностей внимания младших школьников

Эмпирическое исследование особенностей внимания младших школьников

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

Низкая 81–100 Очень низкая

Низкая 81–100 Очень низкая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2020