Брошюра "Пальчиковая гимнастика"
Оценка 4.8

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
русский язык +1
1 кл—3 кл
03.06.2017
Брошюра "Пальчиковая гимнастика"
Пособие рассчитано на учителей начальных клас сов и воспитателей. В нем собраны пальчиковые упражнения и игры, благодаря которым развивается речь, повышается работоспособность коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Данные упражнения имеют здоровьеформирующий и здоровьевосстанавливающий эффект. Для удобства упражнения расположены в алфавитном порядке.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.doc
Пособие рассчитано на учителей начальных клас сов и воспитателей. В   нем   собраны   пальчиковые   упражнения   и   игры, благодаря     речь,   повышается работоспособность   коры   головного   мозга,   у   детей улучшается   внимание,   память,   слух,   зрение.   Данные упражнения    и здоровьевосстанавливающий   эффект.   Для   удобства упражнения расположены в алфавитном порядке.   здоровьеформирующий     которым  развивается   имеют               Подготовила:       Фирсова   Е.   В.,     учитель   начальных классов  МБОУ «Школа № 33» город Рязань. Развитие   речи   детей   тесно   связано   с   состоянием мелкой   моторики   рук.   Тренировка   пальцев   рук стимулирует   умственное   развитие   и   способствует выработке   основных   элементарных   умений,   таких   как одевание,   раздевание,   застегивание   и   расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.      Очень   важной   частью   работы   по   развитию   мелкой моторики   являются   пальчиковые   игры.   Игры   эти   очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией,   непосредственностью,   театрализацией, элементами   сюрпризной   и   предполагают   наличие ситуации   успеха.   Они   способствуют   развитию   речи, творческой и мыслительной деятельности.          Пальчиковые   игры   как   бы   отражают   реальность окружающего   мира   –   предметы,   животных,   людей,   их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети,   повторяя   движения   взрослых,   активизируют моторику   рук.   Тем   самым   вырабатывается   ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.      Тренировке движений пальцев рук можно уделить на утренней гимнастике или на фронтальных занятиях. . Акварель Над бумажным над листом Машет кисточка хвостом. И не просто машет, А бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ах, какая красота!    Рука — это кисточка, пальцы — волоски. Плавными движениями «красьте» снизу вверх, справа налево, наискосок. Пальцы должны быть мягкими и пружинистыми.    Ловкий Антошка    Удивляется ладошка:     — До чего смешной Антошка!    Колпачок надел на пальчик,    Зашагал он, словно мальчик.    Детям предлагается превратить ладошку в Антошку: нарисовать на тыльной стороне глаза и улыбающийся рот. Волк На овчарку он похож, Что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. Делаем «пароходик», а из него «волка»: большие пальцы разводим в   стороны.   Указательные   пальцы   сгибаются   внутрь   ладоней   и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» — верхнюю и нижнюю челюсти.    Воробей    Воробей взлетел повыше:    Видно все с высокой крыши.       Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. «Помашите» крыльями. Восьмерки        Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно. Встреча  Повстречались  два котенка: «Мяу­мяу!», Два щенка: «Ав­ав!», Два жеребенка: «Иго­го!», Два козленка: «Ме­ме!», Две коровы: «Му­у!» Смотри, какие рога. Гусеница.  ­ Гусеница, гусеница, Ладонь   одной   руки   «ползет»,   как   гусеница,   складываясь   и разгибаясь,   по   внутренней   стороне   другой   руки   от   плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)  ­ Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки  ­ По травинкам ползает,      То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»  ­ Кушает листочки: И по другой стороне обратно.  ­ Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь  скользит по другой  ладони  вверх  и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.   ­ Ам!  ­ Ам!  ­ Ам!  ­ Ам!  ­ Поела  Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…  ­ Спать захотела.      …  одна   сжимается   в   кулачок,   другая   ее   накрывает   –   держит кулачок, как яблоко.   ­ Проснулась –      Постепенно расправляем ладони…  ­ Бабочкой обернулась!      Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки. ­ Полетела, полетела, полетела!      Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль. Гусь  Вот идет по полю гусь.  Он не страшный, ты не трусь. Он тебя совсем не тронет,  Только клюв к земле наклонит. Гуси Шлепают гуськом гусак за гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака.  Предплечье   вертикально.   Ладонь   под   прямым   углом.   Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. Двумя руками дети изображают гусей. Ой, выщиплет бока гусак у гусака.   Гусь» ­ Где ладошки? Тут?   Спрятать руки за спину                                ­ Тут!                             Протянуть руки вперед  ладонями вверх. ­ На ладошках пруд?                                                                ­ Пруд!                                                                                       ­ Палец большой – это гусь молодой. Поочередно загибать пальцы обеих  рук.                                         Указательный поймал,                                                              Средний гуся ощипал,                                                              Этот палец печь топил.                                                             Этот палец суп варил.                                                              Полетел гусь в рот,      Разжать кулаки , поднять руки вверх,      А оттуда ­  в живот!     Встряхнуть кистями.                                  Вот!                                Хлопнуть в ладоши. Дерево     У дерева ствол,      На стволе много веток,     А листья на ветках      Зеленого цвета.      Прижать руки тыльной стороной друг к другу.   Пальцы   растопырены   и   подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами. Дождик ­ Дождик, дождик, поливай Указательным пальцем постукивать по ладони другой  ­ Будет хлеба каравай, образовать перед собой круг руками  ­ Будут булки, будут сушки, похлопывать поочередно одной ладонью другую  ­ Будут вкусные ватрушки. соединить   большой   и   увказательный   пальцы   рук   вместе, образовывая большой круг Домик Дом стоит с трубой и крышей,  На балкон гулять я вышел.    Ладони немного согнуты, кончики пальцев соприкасаются:  средний  палец правой руки поднят вертикально вверх, изображая трубу, кончики   мизинцев   касаются   друг   друга, образуя прямую линию (балкон). Дом  ­ Молоточком я стучу, ­ Дом построить я хочу. ­ Строю я высокий дом, ­ Буду жить я в доме том. Постукивать кулачками друг о друга, соединить кончики  пальцев обеих рук, поднять выпрямленные ладони вверх похлопать ладонями. Дорожки Трудно пальчик мне вести Прямо по дорожке, Так и хочется ему Спрятаться в ладошке. Дружба  ­ Дружат в нашей группе девочки и мальчики  пальцы рук соединяются в "замок"   ­ Мы с тобой подружим маленькие пальчики  ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук  ­ Раз, два, три, четыре, пять  поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев  ­ Начинай считать опять.   ­ Раз, два, три, четыре, пять.   ­ Мы закончили считать  руки вниз, встряхнуть кистями     Ель     Ель очень быстро получается,     Если пальчики сцепляются.     Локотки ты подними,     Пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. Ерши Весело ерши резвятся  В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.    Дети изображают ладошками резвящихся рыбок.    Голова рыбки — начало ладони, хвостик — пальчики, верхний  плавник — большой палец. Ладонь и пальцы расслаблены, они  гибко извиваются      Ёж     — Что ты, еж, такой колючий?     — Это я на всякий случай:     Знаешь, кто мои соседи?     Лисы, волки и медведи!      Локти   на   парте,   ладошки   прижаты   друг   к   другу,   пальцы направлены вверх. Большие пальцы отвести к себе, остальные — растопырить Ёжик  Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать.      Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.  Ёжик Недотрога, весь в иголках, Я живу в норе под елкой. Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не входят звери. Ёлка Ёлка быстро получается,  Если пальчики сцепляются.  Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. Жук Жук ползет, жук жужжит И усами шевелит.    Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в  стороны, ребенок шевелит ими, продвигая руку по парте вперед. Жук ­ Шесть мелькает ножек­рук ­   ­ Это убегает жук.   ­ Ты куда? ­ но нет ответа.   ­ Жук в траве укрылся где­то.   Изображаем пальчиками лапки жука. Журавль  Жура­жура, длинноногий, Покажи домой дорогу. — Топай правою ногой, Топай левою ногой. И тогда придешь домой.    Дети указательным и средним пальцами показывают движения ног журавля, поднимая пальцы как можно выше. Зайка Ушки длинные у зайки,  Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат.    Пальцы сжать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими в стороны и вперед. Зайка и барабан Зайка взял свой барабан И ударил —  трам­трам­трам.      Пальчики   в   кулачок. Указательный   и   средний   пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем   стучать   по   большому пальцу. Замок  На двери висит замок, Пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз.                        Кто его открыть бы смог?            Потянули, потянули             Руки тянутся в разные стороны                 Покрутили , покружили,          Покрутить сцепленными пальцами. Постучали, постучали,          Не расцепляя пальцев, постучать ладонями. И открыли!                         Расцепить пальцы , развести руки в стороны. Засолка капусты Мы капусту рубим,  Движения прямыми кистями вниз­вверх.                                          Мы морковку трем,  Движения кулаков к себе и от себя.                                                        Мы капусту солим,  Движения пальцев, имитирующие посыпку солью.                        Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки. Змейка       Сцепить   ладони   в   замок   –   это   голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею»   в   разные   стороны,   имитируя ползание.   Иголка В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко. А называют кораблик иголка.  Дети   имитируют   движения   швеи:   вдевают   нитку   в   иголку,     прошивают стежки. Квасим капусту  ­ Это что еще за куст? Стоя, руки перед грудью в «замке»  ­ Это что еще за хруст?      Куст   «распружинился»,   подрос   –   руки   соединены   только основаниями   ладоней   и   кончиками   пальцев.   Ладони   чуть­чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…)  ­ Как же мне без хруста, Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.  ­ Если я – капуста?  ­ Мы капусту рубим, рубим, «Рубим   капусту»   на   поверхности   воображаемого   стола   ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.  ­ Мы капусту солим, солим, Обе руки сложены щепотью и «солят».  ­ Мы капусту мнем, мнем, Сжимаем и разжимаем кулаки  ­ А морковку трем, трем, Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.   ­ Все перемешаем! Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.  ­ В бочки набиваем      Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти . ­ В погреб опускаем.      В   таком   же   положении   глубоко   наклоняемся   и   кладем   на   пол сложенные ладони.  ­ Эх, вкусная капуста!      Выпрямляемся и гладим себя по животу.                                           Катер Катер по реке плывет, Путешествовать зовет.    Обе ладони поставлены на ребро, большие   пальцы   прижаты   к ладоням (как ковшик). Караси   В парке есть глубокий пруд, Караси  в пруду живут. Чтобы стаю нам догнать,  Нужно хвостиком махать. Дети изображают ладошками резвящихся рыбок.    Голова рыбки — начало ладони, хвостик — пальчики, верхний  плавник — большой палец. Ладонь и пальцы расслаблены, они  гибко извиваются  Киска.  ­ Киска ниточки мотала   вращать руками,как бы наматывая нить на клубок  ­ И клубочки продавала. вытянуть обе ладони вперед ­ Сколько стоит?  ­ Три рубля.Покупайте у меня!  показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони Козочка.  ­ Шел старик дорогою             идти пальчиками по столу  ­ Нашел козу безрогую.           показать пальчиками рога  ­ Давай, коза, попрыгаем,        постучать пальчиками по столу ­ Ножками подрыгаем.  ­ А коза бодается,                     снова показать рога ­ А старик ругается.                   погрозить пальчиком Колокольчик Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит.      Тыльные   стороны   рук   обращены вверх,   пальцы   обеих   рук   скрещены. Средний   палец   правой   руки   опущен вниз, и ребенок свободно им вращает. Кольца  Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать. Поочередно   соединять   подушечку   каждого   пальца   с   большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце   занятия   –   синхронные   движения   на обеих   руках.   Корзинка В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. Ладони повернуты на себя, пальчики переплетаются, локотки  разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между  пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку. Кошка А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.      Средний   и   безымянный   пальцы   упираются   в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.   Крестики­нолики     Зацепить средний палец за указательный – крестик.   Затем   соединить   подушечки указательного   и   большого   пальца   –   нолик. Чередовать эти движения. Круговорот воды в природе.  ­ Кап­кап, кап­кап,  – дождик капает, кап­кап. Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.  ­ Буль­буль, буль­буль,  – ручьи бегут, буль­буль. Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам   ­ Жур­жур, жур­жур,  – река течет, жур­жур. Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.  ­ И в море большое­большое впадает… Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове "большое” ведем руки обратно, на слове "впадает” – руки прижимаем к груди. ­ А с моря в жару пар поднимается, Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх. ­ К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик  идет. Тучку изображают сцепленные над головой руки.  ­ Кап­кап  и т.д. Кукушка У леса на опушке Высоко на суку С утра поет кукушка: «Ку­ку! Ку­ку! Ку­ку!»    Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. «Помашите» крыльями.   Курица   Хозяйка вышла на крыльцо:    Снесла ли курица яйцо?      Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. В Лес Мы идем лесной тропинкой, А куда — не знаем сами. Дети показывают руками елочки. За малиной? За малиной! За грибами? За грибами! Дети показывают руками корзинки.     Лиса    Хитрая плутовка,    Рыжая головка,    Пушистый хвост­краса.    Кто это?.. (Лиса.)    Обе ладони сделать «ковшиком», большие пальцы поднять вверх, указательные   пальцы   и   мизинцы   сгибаем   внутрь   ладоней   и прижимаем друг к другу. Средние и безымянные пальцы образуют узкую «лисью» мордочку.   Лошадка Прокати, лошадка, нас Не один, а много раз. По деревне сделай круг И ступай пастись на луг.      Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. Лошадка. ­ Одной рукой я травку рву, ­ Другой рукой я тоже рву.            выполнять хватательные  движения поочередно левой и правой руками ­ Я травкой накормлю коня.          вытянуть руки вперед ­ Вот сколько пальцев у меня!     и повернуть ладонями вверх Лягушки  Две веселые лягушки Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят.      Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом)   и   кладут   ладони   на   стол.Затем   тут   же   резко   сжимают кулачки и опять кладут их на парту.  Малыши Вася, Петя, Миша, Боря  Сели рядом на заборе. Малыши сидят, мечтают,  Вместе ножками качают. Мишка Все говорят, что похож я на папу — Такой темно­бурый, такой косолапый. Но только и папа похож на меня — Такой же охотник до меду, как я!     Средний и безымянный пальцы прижаты сверху большим. Указательный и мизинец приподняты вверх и согнуты. Мишка. ­ Мишка топает ногой,   ­ Мишка топает другой,   ­ Ух, как веселится ­ В доме половица!                Топаем "ножками" ­ пальчиками.  ­ А пока танцует Мишка,   ­ Мы похлопаем в ладоши.   ­ Вместе с лисонькой­плутишкой   ­ Будем зрителями тоже.       Хлопаем в ладоши. Моторчики Мотор гудит, мотор ревет, Машина движется вперед. Мотор быстрей кружится, Машина уже мчится. Пальцы   рук,   кроме   больших,   сцепляются   в   замок.   Большими пальцами делаем вращательные движения. Дети   вращают   пальцами   и   с   закрытым   ртом   на   одном   дыхании произносят звук [м].     Мышка                                        В подполье, в каморке      Живет она в норке,      Серая малышка,      Шустренькая мышка.      Средний   и   безымянный   пальцы   упираются   в   большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. Мышонок Мышонку шепчет мышь:  «Ты все шуршить — не спишь». Мышонок шепчет мыши:  «Шуршать я буду тише». Ножницы  Пара ножниц есть у нас,  Пригодятся нам не раз.  Кто из нас такой отважный,  Что разрежет лист бумажный? Ножницы Целый день крою, крою, А потом одежду шью. Погоди немного, кошка,— Будет и тебе одежка!    Пальцы правой руки сжать в кулак, выставив вперед указательный и средний. Сводить и разводить их, имитируя движение ножниц.       Осы                                           Осы любят сладкое,  К  сладкому летят. И ужалят осы,  Если захотят.     Выставить средний палец, зажать его между   указательным   и   безымянным, подвигать им. Осьминог.  ­ Восемь пальчиков для ног ­   ­ Получился осьминог.   ­ Сколько ног у осьминога?   ­ Много ­ Много!  Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога Отдохнем  ­ Наши пальчики просулись,   ­ Потянулись, потянулись…   ­ И встряхунлись…  выполняем все эти движения  ­ По ладошке побежали  по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот  ­ Побежали, побежали,   ­ Поскакали, поскакали  изобразите эти движения  ­ И устали. Сели отдыхать  потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени Очки  Бабушка очки надела  И внучонка разглядела.   Пальчики Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В школу нам идти пора.      Дети загибают в кулачок и разгибают пальчики как левой, так и правой руки, начиная с мизинца. Пальцы  Наши пальцы сжались тесно. Что такое? Интересно! Видно, им прохладно стало. Их укроем одеялом.    Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и  сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и  слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.    «Пальчики здороваются»    Дети   соединяют   все   пальцы   в   щепоть   (четыре   пальца одновременно   «здороваются»   с   большим),   затем   соединяют поочередно с большим остальные пальцы, начиная с указательного. Пальчики  Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну, а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки.    Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.  ****** Пальцы – маленький отряд – Бодро выстроились в ряд. Все из нашего полка Достают до потолка. Упражнение выполняют стоя. Дети поднимают руки над головой  и тянутся вверх, вытягивая пальцы. ******* Этот пальчик. Предложите согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая  потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. ­ Этот пальчик ­ дедушка,  ­ этот пальчик ­ бабушка,  ­ этот пальчик ­ матушка,   ­ этот пальчик ­ батюшка,   ­ Ну а этот пальчик ­ я.   ­ Вот и вся моя семья. Паучок Паучок ходил по ветке,   А за ним ходили детки.          Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут” По предплечью, а затем по плечу другой руки     по   Дождик с неба вдруг полил,     Кисти   свободно   опущены,   выполняем   стряхивающие   движения Паучков на землю смыл.  Хлопок ладонями Солнце стало пригревать,   Ладони   боковыми   сторонами   прижаты   друг   к   другу, Паучок ползет опять,                   Пальцы     А за ним ползут все детки,        Действия аналогичны Чтобы погулять по ветке.          “Паучки” ползают по голове. первоначальным. столу/коленям растопырены, качаем   руками. Петушок Петушок, петушок, Покажи свой гребешок!  Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.    Ладонь поднята вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы разведены в стороны и подняты вверх. Печём пироги Мы печем пшеничные Пироги отличные. Тесто замесили мы, Сахар не забыли мы. Пироги пшеничные Выйдут преотличные! Дети   имитируют   движения   в   соответствии   с   текстом стихотворения: месят тесто, лепят пироги, сыплют сахар и т. п. Помошник  ­ Топором дрова колю            ­ А потом пилой пилю.           ­ Отнесу их бабушке,              ­ Чтоб испечь оладушки.       Имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх­ вниз;   имитировать   действия   пилы,   двигать   вместе   ладошками вперед­назад; показать ладоши, похлопать ладонями друг о друга     Попугай     Там, где лес подобен раю,     Там, где круглый год цветы,     Проживают попугаи —     Птицы дивной красоты. Ладонь   вверх,   указательный   палец   перекрывает   большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. Прогулка Пошли пальчики гулять,      Пальцы рук сжаты в кулаки, большие  пальцы опущены вниз и как  бы прыжками двигаются по столу .                                                 А вторые догонять,       Ритмичные движения по столу указательными пальцами                     Третьи пальчики бегом,     Движения средних пальцев в быстром темпе                                         А четвертые пешком, Медленное движение безымянных пальцев по столу.                            Пятый пальчик поскакал,   Ритмичное  касание поверхности стола обоими  мизинцами                И в конце пути упал.        Хлопок кулаками по поверхности стола. Птенчики в гнезде Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.      Обхватить   все   пальчики   правой   руки   левой   ладонью   и   ими шевелить. Птичка Птичка, птичка, Вот тебе водичка, Вот тебе и крошки На моей ладошке.    Сначала дети руками изображают птичку, затем протягивают две ладошки,   сложенные   вместе   в   виде   блюдечка,   на   последние   две строчки делают вид, что сыплют крошки в ладошку. Зеркальное рисование      Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально­симметричные фигуры, буквы. Рыбки Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.    Голова рыбки — начало ладони, хвостик — пальчики, верхний  плавник — большой палец. Ладонь и пальцы расслаблены, они  гибко извиваются          Скворечник Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. летит скворец: зиме конец.    Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь. Солнышко:   ­ Утро красное пришло,   ­ Солнце ясное взошло.   ­ Стали лучики светить   ­ Малых деток веселить.  Пальчики разгибаются по одному  ­ Прилетели тучки   ­ Спрятались лучики.       Пальчики прячутся в кулачок Солнышко Солнышко­ведрышко,  Выйди из­за облачка, Сядь на пенек, Поиграй весь денек. Руки перекрещены тыльной стороной ладоней к себе. Сначала пальцы   обеих   рук   сжаты   в   кулаки,   прижатые   друг   к   другу (облачко).   руки поворачиваются вниз­вправо и    вниз­ влево.   Затем   пальцы­лучики   раскрываются, Собака Как солнышко без неба, А петухи без драки, Как праздники без гостя, Так дом, где нет собаки. Строим стенку.  ­ Строим стенку,  ­ Выше, выше,      Прямые   ладони   держим   горизонтально   перед   собой   (мизинец каждой   смотрит   вниз,   большой   палец   –   вверх,   внутренняя поверхность   ладоней   обращена   к   груди),   поочередно   «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.  ­ Добрались уже до крыши!      к   моменту   произнесения   этих   слов   «стенка»   должна   «дорасти» примерно   до   глаз.   Складываем   из   ладоней   двухскатную   крышу: конек   –   соприкасающиеся   кончики   средних   пальцев,   скаты   – ладони и предплечья. ­ Чья крыша выше?  ­ Выше, выше, выше! Сложенные   руки   тянутся­тянутся­тянутся   вверх!   Взрослые, следите,   чтоб   ваш   позвоночник   растягивался   вслед   за   руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!) ­ Прорубили мы окошко,  ­ И дверку для кошки,  ­ И дырочку для мышки:   ­ Пи­пи­пи­пи–пи! Называемые  отверстия изображаются большими и указательными пальцами:   большой   четырехугольник,   арка,   маленькая   круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском. Телефон Поверну волшебный круг — И меня услышит друг.      Ученики   указательным   пальцем   правой   руки   делают вращательные  движения,   как  бы  набирая   номер   телефона;   затем подносят кулачок к уху, словно слушают собеседника по телефону.    Теремок   Этот  терем­ теремок    Недостаточно широк,   Тесновато: еле­еле   Разместились в нем все звери.    Ладони сомкнуты перед грудью. Соединив кончики указательных пальцев, максимально прогнуть пальцы в первых суставах. То же самое   проделать   с   остальными   пальцами.   Можно   согнуть   все пальцы сразу. Тесто  ­ Тесто ручками помнем  ­ Сладкий тортик испечем ­ Серединку смажем джемом ­ А верхушку сладким кремом   ­ И кокосовую крошкой  ­ Мы присыплем торт немножко  ­ А потом заварим чай  ­ В гости друг­друга приглашай. Сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнем тесто. Круговые   движения   ладошками   по   плоскости   стола, сыплем "крошку" пальчиками обеих рук. Улитка Вот улитка на дорожке Смело выпустила рожки. Уходите­ка с пути! Не мешайте дом везти.    Положить правую руку на стол ладонью вниз, поднять и развести указательный и средний пальцы, пошевелить ими. Улитка.  ­ На одной скользящей ножке   ­ Домик, голова и рожки.   ­ Дай­ка пальчики сюда!   ­ То не пальчики ­ рога.  Улитка. Руки   на   уровне   груди:   одна   ладонь   сжата   в   кулачок,   другая   ее накрывает – это раковина улитки. ­ Улитка­улитка,   ­ Отвори калитку, ­ выходи из дома,  ­ Будем знакомы!      Когда   четверостишье   прочитано,   быстро   проталкиваем   кулачок «наружу»   –   теперь   кулачок   не   спрятан,   а   лежит   на   предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки. ­ Улитка­улитка,   ­ Высуни рога,   ­ Дам пирога! Разжимаете   два   пальца   кулачка.   Лучше,   если   Вы   разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.  ­ Улитка­улитка, пошли гулять! На   этих   словах   улитка   ничего   не   делает   –   она   слушает   вас   и решает, что ответить (недолго).  ­ Поползли, поползли, поползли… «Улитка»   ползет   по   предплечью,   потом   по   плечу.   Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.  ­ Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!  «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки  меняются ролями Про «Ф» — Фить, фить! — птица распевает, И фиалка расцветает, И земля глядит на нас Миллионом синих глаз.  Дети   показывают   руками   сначала   птичек,   а   потом     распускающиеся цветы. Филин Филин в чаще —       Филин серый, Ух да ух!                     Филин старый, У зайчишки                 А глаза горят, замер дух.                    Как фары.     Руки сжать в кулачки, пальцы прижаты, большие пальцы — вверх (ушки), указательные пальцы — вместе (клюв). Хомка  Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок.    Представьте, что у вас на ладошке сидит хомячок. Погладьте его сначала   мизинчиком,   потом   по   очереди   остальными   пальцами. Слегка   коснитесь   кончиками   пальцев   его   теплой   шубки,   но   не придавите.  Цветок Вырос высокий цветок на поляне,  Руки поставить вертикально , ладони ­ друг к другу, округлить. Утром весенним раскрыл лепестки.   Развести пальцы.              Всем лепесткам красоту и питанье     Пошевелить пальцами.   Дружно дают под землей корешки.   Ладони — вниз,                                                                          тыльной стороной друг                                                                         к другу, пальцы развести. Цветы Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки                                                                     Закрывают лепестки.                                                                Тихо засыпают,                                                                         Головками качают      Сомкнутые   и   немного   округленные   ладони   —   бутон   цветка. Постепенно пальцы разводятся в стороны, руки слегка качаются. Затем они медленно закрываются Циркач  Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.    Вложить   карандаш   между   выпрямленными   указательным,   средним и безымянным пальцами. Крутить карандаш, передавая его с пальца на палец. Чайки Синеет море перед нами.  Летают чайки над волнами.      Дети   руками   изображают   волны. Скрещенными кистями рук изображают взмахи крыльев. Черепашка.  ­ "Сколько пыли, сколько сора ­   ­ До дверей дойду не скоро", ­   ­ И вздыхает тяжко   ­ Наша черепашка.  Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки. Шарик Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел Стал шар тонкий и худой.      Все   пальчики   обеих   рук   собраны   в «щепоть»   и   соприкасаются   кончиками.   Дуем   на   пальцы   —   они принимают   форму   шара.   Затем   воздух   выходит»,   и   пальчики принимают исходное положение. Щенки Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.      Ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Щука «Проглочу­ка! Ухвачу­ка!» — Щелкает зубами щука.    Дети   плавными   движениями   изображают   щуку   рукой   до   локтевого сустава. Рот щуки формируется пальцами.     Экскаватор     — Рученька­ручища,     Что в земле ты ищешь?     — Ничего я не ищу, Землю рою и тащу.           «захватывают» землю, разворачиваются и «высыпают» ее.  Дети   правой   рукой   изображают   ковш   экскаватора: Юла Кручусь, верчусь, И мне не лень Кружить, вертеться Целый день.    Дети имитируют движение, которым заводят юлу, а затем быстро вращают кистью руки по часовой стрелке. Юла Пока верчусь, я не тужу, Кружу­жужжу, жужжу­кружу. Ягодки  Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы   расслабленная кисть   оказалась   приблизительно   на   уровне   лица.   Пальчики расслаблены, свисают в низ.  ­ С ветки ягодки снимаю ­ И в лукошко собираю. ­ Будет полное лукошко. ­ Я попробую немножко.  ­ Я поем еще чуть­чуть. ­ Легким будет к дому путь! Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой. Одну ладошку, сложенную   лодочкой,   накрываете   другой   также   сложенной ладошкой. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой   достаем   воображаемые   ягодки   и   отправляем   их   в   рот. Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше. Пальцы и ладошки 1. Пальцы делают зарядку,      Чтобы меньше уставать.     А потом они в тетрадке      Будут буковки писать. 2. Идет по парте человечек,      Переставляет  ножки.     А если ножки смотрят вверх,      Что  получилось? Рожки! 3. Мы пришли смотреть балет,      Гаснет в зале верхний свет.     Ах, какой балет хороший!     Мы похлопаем в ладоши! 4. Чтобы нам добыть огонь,      Трем  ладонью о ладонь.     Вдруг ладошка заискрится,      И  бумажка загорится. 5. Наши пальчики согнем      И другой рукой согнем.     Раз, два, три, четыре, пять –      Будем  сверху нажимать. 6. Наши пальчики сцепились      И  тянулись, и крутились.     Каждый хочет победить      И награду получить. 7. А теперь одну ладошку      Развернем наоборот     И похлопаем немножко –      Пусть другая отдохнет. 8. Руки вытянем вперед,      А потом свои ладошки     Развернем наоборот      И похлопаем немножко.  9. «Я сильней наверняка!» ­      Молвит правая рука.    «Почему же? Вот и нет!» ­     Спорит левая в ответ. 10. Мы сегодня рисовали,       Наши пальчики устали.       Дружно пальчики встряхнем       И теперь писать начнем.      Дети плавно поднимают руки перед собой, затем встряхивают кистями. Яхта Яхта легка и послушна моя,  Я бороздить на ней буду моря.      Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Дети руками имитируют движение яхты по волнам. Игра «Угадай, кто я». Один   ученик   с   помощью   пальцев   изображает   зверька,   дети отгадывают,   кто   это,   а   потом   все   вместе   изображают   того   же зверька.  ***** Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику:   застегивание   и   расстегивание   пуговиц,   шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).  Упражнение №1   Ладони сомкнуты перед грудью. Левая ладошка   скользит   вверх,   пальцы   левой руки   обхватывают   пальцы   правой   и крепко их сжимают. То же самое нужно сделать правой рукой. Повторить 20 раз.   Упражнение №2   Крепко сжать обе руки в кулачки, а   потом   с   силой   растопырить пальцы   в   стороны.   Повторить   10 раз.   Упражнение № 3  Положить   ладони   на   стол   и барабанить   пальчиками   по столу. Пусть ребенок представит, будто играет на пианино. Теперь нужно   по   5   раз   стукнуть   каждым   пальчиком   по   столу.   Ребенок должен найчиться управлять каждым пальчиком по отдельности.  Упражнение № 4 Легко сжать обе руки в кулачки и медленно  вращать кистями. Затем встряхнуть  кистями. Повторять по 8 раз в каждую  сторону.   Упражнение №5  Сомкнуть большой и указательный пальцы  правой руки в кольцо, а остальные  Упражнение № 6   Сомкнуть   в   кольцо   большой,   средний   и   безымянный   пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого   сомкнуть   в   кольцо   большой, безымянный   пальцы   и   мизинец (сделать   "рожки").   Повторите   эти фигуры по 3 раза каждой рукой. Упражнение № 7  Массировать каждый пальчик от ногтевой фаланги вниз по  пальчику и по ладони вдоль косточек.  Если ребенку трудно и у него быстро  устают руки, помогите сделать это  упражнение своему малышу.  Массируйте ручки в течение 1­2 минут. Упражнение № 8  Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь кончика носа   указательным   пальцем   правой   Повторите руки, упражнение   10   раз,   после встряхните руками.    затем   левой. Упражнение № 9  Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь  правой рукой мочки левого уха  ( рука перед лицом), затем еще раз  коснитесь мочки левого уха правой  рукой ( рука з аголовой).  Проделайте то же самое левой  рукой. Повторите упражнение 10 раз в каждую сторону, после встряхните руками.  Литература Т.В.Калинина, О.В.Павлова, И.Г.Смирнова «Пальчиковые упражнения для детей от 2­ 7 лет». С.В.Николаева,

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"

Брошюра "Пальчиковая гимнастика"
Скачать файл