Буклет

  • pdf
  • 09.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.pdf



Обращение к родителям

Уважаемые родители!

С большим удовольствием представляем вашему вниманию методические рекомендации для взрослых к курсу занятий с детьми 4—9 лет «Я могу защитить себя». 

Как и многие родители, наверняка вы беспокоитесь за жизнь и здоровье своего ребенка, учите его быть самостоятельным, ответственным, успешным и уверенным. К сожалению, в современном мире растет количество преступлений в отношении детей. В основном применяются меры, направленные на повышение раскрываемости таких преступлений и утяжеление наказаний за них. Очень мало работы проводится по профилактике этих явлений. По нашему мнению, многие случаи насильственных действий в отношении детей, недостойного обращения с детьми можно предотвратить через профилактическую работу – как с самим ребенком, так и с его родителями. Обучение ребенка навыкам безопасного поведения должно стать частью освоения им навыков жизни в обществе (наравне со знаниями правил дорожного движения, этикета или пользования общественным транспортом).

Данные методические рекомендации по использованию брошюры «Я могу защитить себя» помогут вам научиться говорить с детьми об этой сложной теме. 

В беседах с ребенком вы сможете научить его понимать разницу между допустимым и недопустимым обращением с ним со стороны других людей, видами разных прикосновений и иных действий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью.

Особый акцент в брошюре сделан на том, как важно для ребенка рассказывать о ситуациях риска тому взрослому, которому он доверяет. Формирование такого навыка обращения за помощью/советом в трудной или непонятной ситуации позволит взрослому понимать то, что происходит с ребенком, оказать ему помощь с первых минут возникновения сложностей, пресечь развитие ситуации и обеспечить его безопасность.

Разбор ситуаций позволит сформировать навыки самозащиты в ситуации риска, при этом акцент ставится на информации, которая соответствует уровню развития и возрасту ребенка. В брошюре даются четкие алгоритмы действий для детей, понятные и выполнимые.

Совместное изучение материалов будет способствовать формированию доверия между вами и вашим ребенком, что позволит ему чувствовать себя в безопасности, уверенным и любимым.

Желаем вам успехов в работе по брошюре и в общении с ребенком!

Если у вас возникнут вопросы, вы можете обратиться за консультацией в ближайший к вам центр социальной помощи семье и детям или к специалистам Некоммерческого партнерства «Семья детям». 

Руководитель программного отдела

НП «Семья детям»

Н. А. Алексеева.

Обращение кспециалистам 

(психологам, социальным педагогам, воспитателям детских домов и стационарных отделений при центрах социальной помощи)

Уважаемые специалисты!

С большим удовольствием представляем вашему вниманию методические рекомендации для взрослых к курсу занятий с детьми 4–9 лет «Я могу защитить себя». 

В современном мире растет количество преступлений в отношении детей. В основном применяются меры, направленные на повышение раскрываемости таких преступлений и утяжеление наказаний за них. Очень мало работы проводится по профилактике этих явлений. 

Особенно сложной является ситуация с детьми, воспитывающимися вне семьи, в учреждениях государственного воспитания. Несмотря на все усилия учреждений и специалистов, выпускники остаются мало готовыми к самостоятельной жизни, часто попадают в ситуации риска, не умеют распознавать опасности. 

По нашему мнению, многие случаи насильственных действий в отношении детей и подростков, недостойного обращения с ребенком можно предотвратить через профилактическую работу. Обучение ребенка навыкам безопасного поведения должно стать частью освоения им навыков жизни в обществе (наравне со знаниями правил дорожного движения, этикета или пользования общественным транспортом). Чем раньше ребенок начнет получать знания о безопасном поведении, о ситуациях риска и своем поведении в этих ситуациях, тем более готовым он будет к этим ситуациям.

Данные методические рекомендации по использованию брошюры «Я могу защитить себя» помогут вам научиться говорить с ребенком об этой сложной теме. Учитывая то, что тема насилия и сексуального насилия в частности является достаточно закрытой, табуированной темой, в данной брошюре делается акцент на правилах безопасного поведения. 

Желаем вам успехов в работе по брошюре и в общении с ребенком!

Если у вас возникнут вопросы, вы можете обратиться за консультацией в ближайший к вам центр социальной помощи семье и детям или к специалистам Некоммерческого партнерства «Семья детям». 

Руководитель программного отдела

НП «Семья детям»

Н. А. Алексеева

Данные методические рекомендации были составлены Некоммерческим партнерством «Семья детям» при поддержке Министерства социальной политики Свердловской области для оптимизации работы специалистов и для оказания поддержки родителям в работе с детьми по брошюре «Я могу защитить себя». Брошюра была разработана благотворительной организацией «Сингапурское детское общество» в 2012 году для родителей дошкольников, которые принимали участие в профилактической программе данной организации по проблеме сексуального насилия в отношении детей. Работа с использованием материалов брошюры была успешной. 

В 2013 году Некоммерческое партнерство «Семья детям» (г. Екатеринбург) адаптировало данную брошюру для российских читателей. В процессе адаптации использовались рекомендации:

ƒ Главного внештатного психотерапевта Министерства здравоохранения Свердловской области

М. Г. Перцеля;

ƒ ГОУ СО «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (г. Полевской);

ƒ ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям «Каравелла» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга»;

ƒ к. пед. н., учителя высшей категории гимназии № 205 «Театр» г. Екатеринбурга, автора курса «Личная безопасность ребенка» М. А. Рулева;

ƒ МБУ Центра социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост»;

ƒ Региональной общественной организации социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит» (г. Санкт-Петербург).

В методический комплект «Я могу защитить себя» входят: методические рекомендации и поурочные планы, брошюра «Я могу защитить себя», лист с наклейками (Приложение № 2). При работе с группой детей рекомендуется делать ксерокопии листа наклеек (Приложение № 2) и выдавать каждому ребенку. Дети могут вырезать отдельные картинки (по теме занятия) или раскрашивать их. Это поможет закрепить три правила безопасного поведения и станет дополнительным стимулом для детей.

Что необходимо для занятий

ƒ куклы мальчика и девочки, можно использовать бумажные, с набором одежды;

ƒ лист с наклейками;

ƒ можно использовать небольшие подарки (сладости, канцтовары и/или наклейки

(Приложение № 2)) в качестве поощрения в конце занятий; ƒ ксерокопии листа наклеек (Приложение № 2).

Организация занятия Вариант 1 – индивидуальная работа

Беседа проводится с ребенком в комфортной обстановке. 

Длительность беседы 7–10 минут. 

С учетом возрастных и личных особенностей ребенка можно повторять материал занятия перед переходом к новой теме. 

Возможно, после беседы через какое-то время ребенок будет задавать вопросы, на которые рекомендуется дать понятный ответ с учетом культурных, семейных и религиозных традиций семьи.

Вариант 2 – групповая работа

Беседа проводится с группой детей 8–12 человек. 

Длительность занятия 10–15 минут. 

Возможно, после беседы через какое-то время дети будет задавать вопросы тем взрослым, с которыми у них есть хорошие отношения. Поэтому очень полезно, если основные воспитатели будут знакомы с брошюрой, будут знать, о чем шла речь на занятии, и готовы отвечать на вопросы детей. 


 1

Мое тело (вариант 1 – индивидуальная работа)

научить ребенка знать, уважать и защищать свое тело.

:

 ребенка с названиями особых (интимных) частей тела; 

 ребенка тому, что никто не должен видеть или трогать интимные части его тела. Ребенок также не должен трогать интимные части тела других людей.

Форма работы: индивидуальная беседа, игра с куклами.

Ход занятия

Взрослый

Ребенок

Актуализация знаний

1.                   Какие части тела ты знаешь?

Примечание: можно использовать рисунок, картинку или куклу, показывать части тела на них

2.                   Какие части тела мы можем видеть у других людей без одежды:

1)               на улице;

2)               в садике; 3) на пляже

Ребенок называет те части тела, которые знает.

Ребенок отвечает:

1)  лицо, волосы, голову, кисти рук;

2)  локти, колени, кисти рук, шею;

3)  живот, спину, плечи, бедра, ступни, руки

Представление новой концепции

Даже на пляже, когда жарко и люди почти раздеты, все же они надевают плавки или купальные костюмы. Под ними находятся особые части тела.

Примечание: в зависимости от уровня развития ребенка, личных взглядов родителей и т.д. можно называть их «интимные части тела», можно ограничиться объяснением, что это особые части тела.

Эти части тела люди никогда не показывают посторонним людям, не рассматривают и не трогают у других людей. 

Но есть ситуации, в которых прикосновения к этим частям разрешены. 

Кто может иногда видеть особые части тела или прикасаться к ним? 

В каких ситуациях это может происходить?

Ребенок отвечает: мама/ бабушка/ воспитатель/ няня / врач.

Ребенок отвечает: когда ребенок моется, во время осмотра врача

Работа с брошюрой

Давай прочитаем историю девочки (брошюра, стр.2). 

Взрослый читает, поясняет ситуацию

А ты знаешь, как называются особые/интимные части твоего тела? 

Примечание: если ребенок не знает правильные

Ребенок показывает на рисунке в брошюре части тела, к которым ведут стрелочки, и называет те, которые знает

названия, взрослый подсказывает

Примечание: если ребенок смущается называть эти части тела правильными названиями, необходимо сказать ему, что нет ничего стыдного в том, что он знает названия. 

Это части твоего тела, тебе нужно знать их, знать их названия и уметь о них заботиться. Эти части тела люди никогда не показывают посторонним людям, не рассматривают и не трогают у других людей 

 

Закрепление материала

Расскажи, где дети могут ходить только в плавках или купальном костюме?

А где ребенку нужна одежда?

Давай оденем куклу так, чтобы она смогла пойти в гости.

Молодец! За сегодняшнюю отличную работу

выбери себе наклейку с конфеткой

(лист наклеек (Приложение № 2))

Примечание: Можно в качестве поощрения предложить ребенку что-то иное

Ребенок отвечает: на пляже, в бассейне, в своей спальне.

Ребенок отвечает: в садике, на прогулке, в гостях, дома на кухне.

Ребенок выбирает подходящую одежду и одевает куклу.

Ребенок выбирает наклейку и наклеивает

Дополнительные рекомендации

Родители могут предложить ребенку становиться более самостоятельным – принимать душ без участия взрослых (или с их минимальной помощью), надевать белье/переодеваться без присутствия взрослых и т. п. Это поможет ребенку закрепить знания об особых частях тела, о правилах поведения (никому не показывать, не позволять трогать, не трогать и не рассматривать самому интимные/особые части тела других людей). 

 1

Мое тело (вариант 2 – групповая работа)

научить детей знать, уважать и защищать свое тело.

:

 детей с названиями особых (интимных) частей тела; 

 детей тому, что никто не должен видеть или трогать интимные части тела. Дети также не должны рассматривать или трогать интимные части тела других людей. 

Форма работы: групповая управляемая дискуссия.

Дополнительная форма работы: игра с куклами.

Необходимые материалы: 2 куклы (мальчик и девочка), набор одежды для кукол.

Ход занятия

Взрослый

Дети

Организационный момент

Показывает 2 кукол и знакомит детей с ними. Ребята, познакомьтесь с Аней и Ваней, они сегодня пришли, чтоб помочь нам провести занятие

 

Актуализация знаний

1.                   Какие части тела вы знаете? Какие части тела есть у Ани? Какие части тела есть у Вани?

2.                   Какие части тела мы можем видеть у других людей без одежды:

1)               на улице;

2)               в садике; 3) на пляже

Дети называет те части тела, которые знает.

Дети отвечают:

1)  лицо, волосы, голову, кисти рук;

2)  локти, колени, кисти рук, шею;

3)  живот, спину, плечи, бедра, ступни, руки

Представление новой концепции

Даже на пляже, когда жарко и люди почти раздеты, все же они надевают плавки или купальные костюмы. У Вани и у Ани тоже есть плавки и купальный костюм. Под ними находятся особые части тела.

Примечание: в зависимости от уровня развития детей можно называть эти части тела

«интимными», можно ограничиться объяснением, что это особые части тела.

Эти части тела люди никогда не показывают посторонним людям, не рассматривают и не трогают у других людей. 

Но есть ситуации, в которых прикосновения к этим частям разрешены. 

Кто может иногда видеть особые части тела или прикасаться к ним? 

В каких ситуациях это может происходить?

Дети отвечают: мама, бабушка, воспитатель, няня, врач.

Дети отвечают: когда ребенок моется, во время осмотра врача

 

Работа с брошюрой

А вы знаете, как называются особые/интимные части твоего тела?

Примечание: если дети не знают правильные названия, взрослый подсказывает.

Я вижу, некоторые из вас смущаются или смеются. Вам неловко называть эти части тела правильными названиями. В этих названиях нет ничего стыдного. Это части вашего тела, вам нужно знать их, знать их названия и уметь о них заботиться. Эти части тела люди никогда не показывают посторонним людям, не рассматривают и не трогают у других людей 

Дети показывает на рисунке в брошюре части тела, к которым ведут стрелочки, и называют те, которые знают

Закрепление материала

Расскажите, где дети могут ходить только в плавках или купальном костюме?

А где ребенку нужна одежда?

Давайте оденем Аню и Ваню так, чтобы они смогли пойти в гости. Мальчики одевают Ваню, а девочки – Аню

Дети отвечают: на пляже, в бассейне, в своей спальне.

Дети отвечают: в садике, на прогулке, в гостях, дома на кухне.

По 2 ребенка выбирают подходящую одежду и одевают каждую куклу

Сегодня мы познакомились с тем, что у каждого человека есть особые части тела, которые никто не должен трогать и рассматривать. В следующий раз мы поговорим про хорошие и плохие прикосновения.

Молодцы! За сегодняшнюю отличную работу я хочу подарить вам кое-что

Взрослый предлагает детям какое-то поощрение

 

 2

Хорошие и плохие прикосновения (вариант 1 – индивидуальная работа) научить ребенка узнавать ситуации риска.

:

 ребенка с понятием хороших и плохих прикосновений;

 ребенка определять контекст прикосновений;

x Научить ребенка различать хорошие и плохие прикосновения.

Форма работы: индивидуальная беседа.

Ход занятия

Взрослый

Ребенок

Актуализация знаний

Сегодня я хочу рассказать тебе о том, что прикосновения бывают хорошие и плохие. От хороших прикосновений тебе становится хорошо, приятно, радостно. 

Как ты думаешь, что это могут быть за прикосновения?

Совершенно верно. После таких прикосновений ты улыбаешься. 

А помнишь, мы с тобой обсуждали, какие особые части тела есть у каждого человека? Мы с тобой говорили, что эти части тела мы никому не показываем, не рассматриваем у других людей 

Ребенок отвечает: мама/бабушка гладят по спине, когда я болею или сделал(а) что-то хорошо, воспитатель/учитель прикасаются к плечу и говорят «Молодец!», папа обнимает, когда приезжает из командировки

Представление новой концепции

Так вот, прикосновение к этим частям тела может тебя напугать, причинить боль, и ты будешь чувствовать себя несчастным. Это плохие прикосновения. Также плохое прикосновение, это когда кто-то заставляет тебя трогать их интимные/особые части тела или заставляет тебя трогать свои интимные/особые части тела

 

Работа с брошюрой – закрепление материала

Давай посмотрим на картинки и подумаем, на каких картинках прикосновения хорошие, а на каких плохие (брошюра, стр. 3). 

Вот на картинке мальчик и девочка. Это Маша и Саша. Саша пришел в гости к Маше, они начали играть. Во время игры они прикоснулись друг к другу руками. Это хорошее прикосновение?

Правильно, это хорошее прикосновение. Маша и Саша продолжили играть. И тут Саша предложил Маше поиграть в новую игру – он начал трогать Машу так, как на картинке. Это хорошее прикосновение?

Совершенно верно. Как ты думаешь, что Маша чувствует?

Ребенок отвечает: да.

Ребенок отвечает: нет.

Ребенок отвечает: ей неприятно, она

 

Она радуется? Она испугана?

Да, она испугана, эти прикосновения ее напугали. Мы не должны трогать интимные/особые части тела других людей и не должны позволять другим людям трогать нас.

На следующий день Маша пошла к врачу, и врач осматривал ее – слушал ее дыхание, проверял, не болит ли живот. Это было хорошее прикосновение?

Правильно! Это работа врача – осматривать детей. Маше не было страшно или неприятно. Это было хорошее прикосновение.

А потом Маша с родителями уехала в отпуск на 2 недели. Когда она вернулась, Саша обрадовался и обнял ее. Он очень соскучился. Это хорошее прикосновение или плохое?

А вот еще одна ситуация – к Саше в гости пришел папин знакомый и предложил поиграть так, как нарисовано на картинке. Как ты думаешь, что чувствует Саша?

Совершенно верно. Это хорошее или плохое прикосновение?

Иногда бывает, что взрослые могут напугать детей своими прикосновениями в разных местах: в автобусе, в метро, в магазине. Как-то раз Маша ехала в автобусе, рядом с ней сел человек и положил руку Маше на колено. Как ты думаешь, это было хорошее прикосновение или плохое?

А как Маша себя чувствовала?

Что Маша сделала?

Примечание: если ребенок не может придумать, можно предложить ему варианты: громко сказать «нет» и убрать его руку, рассказать взрослым, которые рядом, рассказать водителю автобуса.

Молодец! Ты все правильно понял и запомнил. За сегодняшнюю отличную работу выбери себе наклейку с конфеткой

(лист наклеек (Приложение №2))

Примечание: Можно в качестве поощрения предложить ребенку что-то иное

испугана

Ребенок отвечает: да.

Ребенок отвечает: хорошее.

Ребенок отвечает: Саша испуган.

Ребенок отвечает: плохое.

Ребенок отвечает: плохое.

Ребенок отвечает: страшно, неприятно.

Ребенок выбирает и наклеивает наклейку

 2

Хорошие и плохие прикосновения (вариант 2 – групповая работа) научить детей узнавать ситуации риска.

:

 детей с понятием хороших и плохих прикосновений;

 детей определять контекст прикосновений;

x Научить детей различать хорошие и плохие прикосновения.

Форма работы: групповая управляемая дискуссия.

Ход занятия

Взрослый

Дети

Актуализация знаний

Сегодня я хочу рассказать вам о том, что бывают прикосновения хорошие и плохие. От хороших прикосновений вам становится хорошо, приятно, радостно. Как вы думаете, что это могут быть за прикосновения?

Совершенно верно. После таких прикосновений вы улыбаетесь. 

Помните, мы с вами обсуждали, какие особые части тела есть у каждого человека? Мы говорили, что эти части тела мы никому не показываем, не рассматриваем у других людей

Дети отвечают: мама/бабушка гладят по спине, когда я болею или сделал(а) чтото хорошо, воспитатель/учитель прикасаются к плечу и говорят «Молодец!», папа обнимает, когда приезжает из командировки

Представление новой концепции

Так вот, прикосновение к этим частям тела могут вас напугать, причинить боль, и вы будете чувствовать себя несчастными. Это плохие прикосновения. Также плохое прикосновение, это когда кто-то заставляет вас трогать их интимные/особые части тела, или заставляет вас трогать свои интимные/особые части тела

 

Работа с брошюрой – закрепление материала

Давайте подумаем, в каких ситуациях прикосновения хорошие, а в каких плохие

Мальчик и девочка, Саша и Маша. Саша пришел в гости к Маше, они начали играть. Во время игры они прикоснулись друг к другу руками. Это хорошее прикосновение?

Правильно, это хорошее прикосновение. Маша и Саша продолжили играть. И тут Саша предложил Маше поиграть в новую игру – он начал трогать Машу за ее особые/интимные части тела. Это хорошее прикосновение?

Совершенно верно. Как вы думаете, что Маша чувствует?

Она радуется? Она испугана? 

Дети отвечают: да.

Дети отвечают: нет.

Дети отвечают: ей неприятно, она испугана.

 

Да, она испугана, эти прикосновения ее напугали. Мы не должны трогать интимные/особые части тела других людей и не должны позволять другим людям трогать нас.

 

На следующий день Маша пошла к врачу, и врач осматривал ее – слушал ее дыхание, проверял, не болит ли живот. Это было хорошее прикосновение?

 

Правильно! Это работа врача – осматривать детей. Маше не было страшно или неприятно. 

 

А потом Маша с родителями уехала в отпуск на 2 недели. Когда она вернулась, Саша обрадовался и обнял ее. Он очень соскучился. Это хорошее прикосновение или плохое?

 

А вот еще одна ситуация – в гости пришел папин знакомый и предложил Саше поиграть, трогать друг друга за интимные/особые места. Как вы думаете, что чувствует Саша?

 

Совершенно верно. Это хорошее или плохое прикосновение?

 

Иногда бывает, что взрослые могут напугать детей своими прикосновениями в разных местах: в автобусе, в метро, в магазине. Как-то раз Маша ехала в автобусе, рядом с ней сел человек и положил руку Маше на колено. Как вы думаете, это было хорошее прикосновение или плохое?

 

А как Маша себя чувствовала?

 

Что Маша сделала?

Примечание: если дети не могут придумать, можно предложить варианты: громко сказать «нет» и убрать его руку, рассказать взрослым, которые рядом, рассказать водителю автобуса.

 

Молодцы! Вы все правильно поняли и запомнили. За сегодняшнюю отличную работу я хочу подарить вам кое-что

Взрослый предлагает детям какое-то поощрение

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: да.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: хорошее.

 

 

 

 

Дети отвечают: Саша испуган.

 

Дети отвечают: плохое.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: плохое.

 

Дети отвечают: страшно, неприятно


 3

Когда неправильно чувствовать себя виноватым (вариант 1 – индивидуальная работа)

 

занятия: научить ребенка рассказывать о ситуациях риска взрослым.  занятия: x Научить ребенка различать хорошие и плохие секреты; x Научить ребенка рассказывать о плохих секретах тем взрослым, которым ребенок доверяет.

 

Форма работы: индивидуальная беседа.

 

Ход занятия

Взрослый

Ребенок

Организационный момент

Сегодня я хочу рассказать тебе о том, что бывают секреты хорошие и плохие. 

Я расскажу тебе сказку про мальчика Никиту. И буду задавать вопросы

 

Представление новой концепции

Взрослый читает историю (Приложение № 1) и задает вопросы (выделены в тексте курсивом и подчеркнуты)

 

 

 

Ребенок отвечает на вопросы

 

Работа с брошюрой

Посмотри на эти картинки (стр.4). Тут тетенька дает мальчику подарок, чтобы он никому не рассказывал секрет.  Как ребенок себя чувствует? 

 

Хороший ли это секрет?

 

А вот на этой картинке девочка рассказывает такой вот плохой секрет своему папе. Как ты думаешь, как она себя чувствует?

 

 

 

Ребенок отвечает: ему страшно, неприятно.

 

Ребенок отвечает: нет.

 

 

Ребенок отвечает: ей грустно, ей становится лучше, папа ее защитит и поможет

Закрепление нового материала

Теперь я прошу тебя нарисовать окончание этой сказки: Никита рассказывает своей маме свой секрет.

 

Ты так внимательно меня слушал, нарисовал отличную картинку. Давай наклеим наклейку – как Филин защищает детей, слушает их и помогает им своими мудрыми советами.

Взрослый дает ребенку наклейку (Приложение № 2) Филин с детьми

 

Ребенок рисует.

 

 

 

 

 

 

Ребенок наклеивает наклейку

 

 3

Когда неправильно чувствовать себя виноватым (вариант 2 – групповая работа)

 

занятия: научить детей рассказывать о ситуациях риска взрослым.  занятия: x Научить детей различать хорошие и плохие секреты; x Научить детей рассказывать о плохих секретах тем взрослым, которым они доверяют.

 

Форма работы: обсуждение сказки.

 

Ход занятия

Взрослый

Дети

Организационный момент

Сегодня я хочу рассказать вам о том, что бывают секреты хорошие и плохие. 

Я расскажу вам сказку про мальчика Никиту. И буду задавать вопросы

 

Представление новой концепции

Взрослый читает историю (Приложение № 1) и задает вопросы (выделены в тексте курсивом и подчеркнуты)

 

 

Дети отвечают на вопросы

Работа с брошюрой

Видите, как важно рассказывать плохие секреты. Вы сможете защитить себя.

Попробуйте определить, хороший ли это секрет вот в такой ситуации: тетенька дает мальчику подарок и говорит: «Никому не рассказывай, что мы смотрели взрослый фильм».  Как мальчик себя чувствует? 

 

Хороший ли это секрет?

 

А потом мальчик рассказывает папе этот плохой секрет. Как ты думаешь, как себя чувствует мальчик?

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: ему страшно, неприятно.

 

Дети отвечают: нет

 

Дети отвечают: сначала ему грустно и страшно, а потом ему становится лучше, папа защитит и поможет

 

Закрепление нового материала

Теперь я прошу вас нарисовать окончание сказки про Никиту: как Никита рассказывает маме свой секрет.

 

Вы так внимательно меня слушали и нарисовали отличные картинки. 

Взрослый предлагает детям какое-то поощрение

 

Дети рисуют

 

 

 

 4

Три правила (вариант 1 – индивидуальная работа)

 

занятия: научитьребенка безопасному поведению в ситуациях риска.  занятия: x Познакомить ребенка с тремя правилами поведения; x Закрепить знания трех правил безопасности.

 

Форма работы: индивидуальная беседа.

 

Ход занятия

Взрослый

Ребенок

Актуализация знаний

Сегодня я хочу рассказать тебе о том, что нужно делать в сложных ситуациях: когда взрослый трогает тебя недостойным образом, просит сохранить плохой секрет.

Одно правило поведения ты уже знаешь: его подсказал Никите мудрый Филин. Что это за правило?

 

Совершенно верно!

Кому ты можешь доверять?

Примечание: в зависимости от ситуации ребенок будет называть тех взрослых, которым он доверяет. Необходимо, чтобы ребенок назвал их по имени.

 

 

А если к тебе в гости пришел дяденька, ты его никогда не видел, ты ему доверяешь?

 

А доверяешь ли ты папе мальчика, с которым ты играешь во дворе в песочнице?

Примечание: лучше, если ребенок ответит, что этим взрослым он не может доверять, т. к. это посторонние или незнакомые люди

 

 

 

 

 

Ребенок отвечает: рассказать взрослому, которому доверяешь

 

Ребенок отвечает: маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре, воспитателю, учителю и т. п.

 

 

 

 

Ребенок отвечает: нет.

 

Ребенок отвечает: нет

Представление новой информации

Второе правило вот какое: если кто-то тебя трогает, если это плохое прикосновение, нужно сказать «нет!» Это твое тело, и ты можешь его защитить. 

 

И третье правило: чтобы защитить себя, тебе нужно пойти в такое место, где много других людей. Ктонибудь обязательно тебе поможет. Тебе нужно убежать от плохого человека, чтобы он не мог причинить тебе вред или боль

 

Закрепление нового материала

Посмотри на картинки (стр. 6) и назови правила, которые мы с тобой выучили.

 

Отлично, ты все правильно запомнил. Давай наклеим картинки с этими правилами, чтобы ты их всегда помнил. 

Ребенок называет: скажи «нет», убеги расскажи взрослому, которому доверяешь.

 

 

Ребенок наклеивает наклейки.

 


(лист с наклейками (Приложение № 2), наклейки с правилами).

 

И еще вот наклейка с телефонами. Если тебе некому рассказать о какой-то ситуации, ты можешь позвонить вот по этим телефонам. Эти взрослые подскажут тебе, что делать, помогут тебе. 

 

Давай теперь проверим, как ты запомнил все, о чем мы говорили:

Как себя чувствует человек после плохого прикосновения?

 

Как себя чувствует человек после хорошего прикосновения? 

 

Что нужно сделать, если кто-то плохо к тебе прикасается?

 

Как себя чувствует человек, если у него есть плохой секрет?

 

Как себя чувствует человек, если у него есть хороший секрет?

 

Что нужно сделать, если есть плохой секрет?

 

 

Какой ты молодец! 

 

 

 

 

Ребенок наклеивает наклейку

 

 

 

 

Ребенок называет: страшно, грустно, печально.

 

 

Ребенок называет: радостно, приятно.

 

 

Ребенок называет: сказать нет, убежать к другим людям.

 

Ребенок называет: печально, страшно, грустно.

 

 

Ребенок называет: радостно, приятно.

 

 

Ребенок называет: рассказать тому взрослому, которому доверяет

 

 4

Три правила (вариант 2 – групповая работа)

 

занятия: научитьдетей поведению в ситуациях риска.

 

 занятия: x Познакомить детей с тремя правилами поведения; x Закрепить знания трех правил безопасности.

 

Форма работы: беседа.

 

Необходимые материалы: ксерокопия листа с наклейками (Приложение № 2) – три правила безопасности.

 

Ход занятия

Взрослый

Дети 

Актуализация знаний

Сегодня я хочу рассказать вам о том, что нужно делать в сложных ситуациях: когда взрослый трогает вас недостойным образом, просит сохранить плохой секрет.

Одно правило поведения вы уже знаете: его подсказал Никите мудрый Филин. Что это за правило?

 

Совершенно верно!

 

А если в гости пришел дяденька, ты его никогда не видел, вы можете ему доверять?

 

А можно ли доверять папе мальчика, с которым вы играете во дворе в песочнице/ходите вместе на тренировку?

Примечание: лучше, если дети ответят, что этим

взрослым они не могут доверять, т. к. это посторонние люди

 

 

 

 

 

Дети отвечают: рассказать взрослому, которому доверяешь.

 

 

 

Дети отвечают: нет.

 

 

Дети отвечают: нет

Представление новой информации

Второе правило вот какое: если кто-то вас трогает, если это плохое прикосновение, нужно сказать «нет!» Это ваше тело, и вы можете его защитить. 

 

И третье правило: чтобы защитить себя, вам нужно пойти в такое место, где много других людей. Ктонибудь обязательно поможет. Вам нужно убежать от плохого человека, чтобы он не мог причинить вред или боль

 

Закрепление нового материала

Взрослый раздает картинки с тремя правилами. Посмотрите на картинки и назовите правила, которые мы с вами выучили.

 

Отлично, вы все правильно запомнили. Давайте раскрасим картинки с этими правилами, чтобы вы их всегда помнили.

 

Дети отвечают: скажи «нет», убеги расскажи взрослому, которому доверяешь.

 

 

Дети раскрашивают.

 

 

Давайте теперь проверим, как вы запомнили все, о чем мы говорили:

Как себя чувствует человек после плохого прикосновения?

 

Как себя чувствует человек после хорошего прикосновения?

 

Что нужно сделать, если кто-то плохо к тебе прикасается?

 

Как себя чувствует человек, если у него есть плохой секрет?

 

Как себя чувствует человек, если у него есть хороший секрет?

 

Что нужно сделать, если есть плохой секрет?

 

 

Какие вы молодцы! 

Взрослый предлагает детям какое-то поощрение

 

 

 

Дети отвечают: страшно, грустно, печально.

 

 

Дети отвечают: радостно, приятно

 

 

Дети отвечают: сказать нет, убежать к другим людям.

 

Дети отвечают: печально, страшно, грустно.

 

 

Дети отвечают: радостно, приятно.

 

 

Дети отвечают: рассказать тому взрослому,

которому доверяешь

 


Приложение №1

Сказка про Никиту

 

Я расскажу тебе сказку про мальчика Никиту. Это веселый мальчик, с прогулки он всегда приходил уставший, потому, что много бегал с друзьями. И всегда первым бежал на кухню, когда мама звала всех к столу ужинать. Но вот однажды он вернулся домой раньше обычного, сел у окна и стал смотреть на улицу. Иногда он тяжело вздыхал. 

(Ведущий задает вопрос: Как ты думаешь, что с ним могло произойти?)

 

Через некоторое время мама позвала всех ужинать. Но Никита не пошел, он сказал, что не голоден. Мама испугалась, что мальчик заболел, уложила его в кровать и дала выпить чай с малиной. Но Никита никак не мог уснуть, ворочался. Наконец, он опять уселся у окна и горько вздохнул. 

                   Ну, чего вздыхаем? – услышал Никита хрипловатый голос. Он огляделся и увидел, что на подоконнике рядом с ним сидит большой Филин. Филин переступил с ноги на ногу и внимательно посмотрел на мальчика: – Ну, так что случилось-то?

                   А ты кто? Почему ты разговариваешь?

                   Я Филин. Прилетаю только к тем детям, кому очень-очень грустно. Сегодня прилетел к тебе. – И ты разговариваешь?

                   Ну да. Но почему ты такой грустный?

                   Охх… – Никита опять глубоко вздохнул.

                   Если ты мне расскажешь, я смогу помочь.

                   Я не могу сказать, я обещал сохранить это в тайне, – Никита даже не мог это произнести, он смог только прошептать.

                   И из-за этого секрета ты сейчас расстроен, ничего не ешь и не спишь? – Ну да.

                   Хорошие секреты не делают тебя грустным, несчастным. Только плохой секрет может так расстроить человека. А хорошие люди не просят детей хранить плохие секреты. (Ведущий задает вопрос: Как ты думаешь, что следует делать Никите?)

 

И тогда Никита решился рассказать Филину, что произошло:

                   На нашу площадку иногда приходит дяденька. Он с нами разговаривает про машины и велосипеды, всегда угощает конфетами. Сегодня он опять пришел, угостил конфетами, а потом сказал, что покажет нам что-то интересное. Только мы с Димой согласились пойти. Этот дяденька завел нас за угол дома, где никого не было, и трогал нас за наши особые/интимные части тела. Дима заплакал, а дяденька сказал, чтобы мы никому не говорили, что нам никто не поверит, скажут, что мы сами виноваты… – Никита заплакал. 

(Ведущий задает вопрос: Как ты думаешь, что сейчас чувствует Никита?)

 

Филин передвинулся поближе к мальчику и тихо сказал:

        Ты поступаешь очень хорошо, что рассказываешь об этой истории. Иногда взрослые, когда делают что-то плохое, когда трогают детей недостойным образом, просят потом сохранить это в тайне. Ты же еще ребенок, ты ни в чем не виноват. Виноват этот взрослый, он тебя обманывает. Такие секреты не нужно хранить в тайне. Если из-за какого-то секрета тебе плохо, страшно или грустно, нужно обязательно поделиться со взрослым, которому ты доверяешь. Это может быть родитель, учитель, воспитатель, бабушка или дедушка.

        А вдруг меня будут ругать?

        Никита, ты говоришь правду, и тебе нужна помощь. Если вдруг этот взрослый тебя будет ругать, ты можешь найти другого взрослого, который тебя внимательно выслушает и поможет. (Ведущий задает вопрос: Как ты думаешь, кому Никита может рассказать о том, что произошло?)

 

Никита задумался… – Филин, спасибо тебе. Я расскажу маме. 

 

Для заметок Для заметок