Социальный характер возникновения и развития речи.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью). Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Она возникает в первые два месяца жизни ребенка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. Среди средств общения выделяют экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. Первый год жизни ребенка (довербальный), когда общение со взрослым осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств. Именно в этот период у ребенка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равными первым по силе, длительности, составу и высоте. Изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы) рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие. Если подобная ситуация длительная, то возникает состояние психической депривации. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребенка имеет место недостаточное удовлетворение его аффективных
Что может уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет?
· Правильно произносить все звуки; говорить не торопясь, с выражением. · Называть предметы окружающей обстановки, действия людей и животных. · Называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам: «мебель», «рабочие инструменты», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда». · Правильно ставить существительные в форму единственного и множественного числа. · Находить предмет по описанию (лимон - овальный, кислый, жёлтый, съедобный); самостоятельно составлять описание предмета. · Подбирать слова, близкие и противополож-ные по значению (добрый - злой). · Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.). · Знать, какие бывают праздники. · Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. · Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать. · Рассказывать наизусть несколько стихотворений, потешек, загадок; отгадывать загадки. · Составлять по картинке связный рассказ из 5-6 предложений; согласовывать слова в роде, числе, падеже. · Пересказывать содержание услышанной сказки; употреблять в речи простые и сложные предложения. · Придумывать окончание к рассказу. · Выделять первый и последний звук в слове; понимать, чем отличается буква от звука. |
потребностей, и прежде всего потребностей в теплоте, ласке, любви. Подобная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, в которых уделяется недостаточное внимание воспитательной работе, при отсутствии любящей, заботливой матери, в детских домах. В психическом развитии ребенка ведущую роль играют обучение и воспитание. В настоящее время в нейрофизиологических исследованиях установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребенка, ибо перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы. В основе всего вербального раз вития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа. На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На втором этапе- этапе возникновения речи - ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на этапе развития речевого общения. В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.
Назойливые советы. 1. Снимите, наконец, с ребенка памперс. Ребенок уже большой. 2. Перестаньте перетирать пищу ребенку через миксер или терку, для развития артикуляционных органов, ребенок должен есть и твердую пищу. 3. Разговаривайте с ребенком чаще, чем пользуетесь своим мобильным телефоном. 4. Ограничьте использование малышом гаджетов. С телефоном, планшетом, компьютером ребенок не опоздает познакомиться и позже, в школе. 5. Включайте телевизор только по необходимос-ти, для просмотра любимых телепередач, в остальное время он должен быть выключен. Зачем ребенку дополнительный шум? 6. В ветреную погоду на ребенке должна быть одета шапочка, закрывающая уши. Мода, модой, а заболевания ушей могут откликнутся эхом на долгие годы жизни вашего ребенка. 7. Помните, о социальном характере возникнове-ния речи, чаще водите ребенка на детские площадки, для общения с другими детьми и людьми, со своими близкими. 8. Оберегайте ребенка от резких шумов, во время массовых праздников, неожиданных стуков, от агрессивных животных и от конфликтов в семье. Ребенок должен расти в спокойствии и ласке. 9. Не экономьте на детских книжках! Для того чтобы ребенок в школе «зачитал», любовь к книге нужно прививать уже в год! 10. Давайте ребенку больше самостоятельности. Умение находить червячка палочкой в грязной луже, намного полезнее, чем чистые руки ребенка «для мамы». 11. Озвучивайте все действия, совершаемые с ребенком при общении. 12. Дальше…, не вмещается. Продолжение будет..
|
Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Поэтому, велика роль ситуативного общения, направленного на развитие ребенка. Речь, являясь средством регуляции высших психических функций включается в процесс восприятия, делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемо-го материала способствует осмысленности запоминания. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Ситуативная деятельность, возникающая при театрализации позволяет решать многие педаго-гические задачи, касающиеся художественно - эстетического интеллектуального и воспитания, формирования выразительности речи ребенка Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра при-вивает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формирует-ся уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Театрализованная деятельность организованная на событийности, учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Средняя логопедическая группа МДОУ Детский Сад №8 г. Кировское
Социальный характер возникновения и развития речи.
2019 г. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.