· С интересом смотрит мультики, детские телевизионные передачи.
· Эмоционально предвосхищает результаты: а) собственного действия; б) действия взрослого.
· Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям: а) по примеру взрослого; б) по собственной инициативе.
· Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «собери игрушки», «это можно», «этого нельзя».
· Понимает слова «плохо», «хорошо».
Речевое развитие. Понимание речи.
· Понимает короткий рассказ (без показа действия) о знакомых событиях.
· Выполняет инструкцию (до трех поручений).
· Знает детали лица: губы, зубы, язык, уши и части тела (руки, ноги и т.д.)
· Активный словарь приблизительно 200-300 слов.
· Использует предложения из 2-3-х слов.
· Фраза не сформирована.
· Начинает употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия.
· Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.
· В 2-3-х предложениях рассказывает о том, что видит в данный момент.
· Задает вопросы.
· Называет предметы по картинке: а) по просьбе взрослого; б) самостоятельно.
· Дает себе оценку: «хороший», «большой».
· Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте».
Бытовые навыки.
· Ест аккуратно, не обливаясь.
· При умывании трет ладони, часть лица.
· Вытирается с помощью взрослого.
· Самостоятельно одевается (натягивает носочки, обувь) с небольшой помощью взрослого.
· Частично раздевается.
· Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
· Пользуется носовым платком (при напоминании).
· Контролирует физиологические потребности.
Физическое развитие.
· Перешагивает через несколько препятствий.
· Поднимается и опускается по лестнице детской горки.
· Меняет темп: ходьбу на бег.
· Бегает семенящим шагом.
· Подпрыгивает.
· Удерживает мяч одной или двумя руками.
· Бросает мяч в горизонтальную цель.
· Ловит мяч с близкого расстояния.
· Скатывает мяч с горки.
В
ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, перед
родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать
специальные логопедические занятия или стоит подождать?
Не стоит сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников.
На бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают
говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и
т. п.
достаточной степени произвольно.
На наш взгляд, в случае отсутствия активной
речи у малыша 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных
специалистов – логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР),
провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга,
аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских
исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности,
предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого
обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.
В раннем возрасте трудно определить какой
вид нарушения есть у ребёнка так как, их проявления часто схожи. Но нарушение
развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация
наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать
нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития,
олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.
Насколько возможно составить точный прогноз?
Так
как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной
степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно
одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить
только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического
воздействия.
При проведении систематических
логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем
и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект,
догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в
массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий
оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в
школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия,
дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР),
во втором случае – об общем недоразвитии речи (ОНР).
И самое важное, с какими бы вы проблемами не сталкиваетесь, не отчаивайтесь!
Познакомьтесь с показателями
развития ребенка к двум годам.
Познавательное развитие.
· Ребенок соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоским изображением; накладывает по образцу (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
· Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
· Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец (после показа).
· Ориентируется в 3-4-х цветах (подбирает к образцу).
· Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
· В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия.
· Проявляет сообразительность - достает сачком из воды понравившуюся игрушку.
· Производит несколько последовательных игровых действий или сам решает игровую ситуацию после предъявления игрового материала.
· Использует предметы-заместители.
· Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу) по подражанию.
· Подражает действию близкого взрослого.
· Сооружает из кубиков постройки для мелких игрушек: забор, дом, дорожку. а) по просьбе взрослого; б) по образцу; в) самостоятельно.
· Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Социально-эмоциональное развитие.
· Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
· Упрямится, требуя недозволенного.
· Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
· Кричит, жестикулирует, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
· Непослушен, злится при ограничении движений в ответ на грубый тон взрослого.
· Отказывается от общения с незнакомым взрослым.
· Долго плачет при уходе мамы, при испуге, обиде.
· Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка. Ожидает похвалы.
· Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, жесты).
· Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных действиях с детьми.
· Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
· Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми.
· Восторженно относится к развлечениям.
· Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.