УПРАЖНЕНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАНОСТИ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Способность выявлять существенное
Предлагается ряд слов, в котором 5 слов записаны в скобках, а одно – перед ними. За 20 секунд следует выделить 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Анализ результатов:
Ученики, которые правильно выполнили задание, обладают умением выделять существенные признаки предметов
Задания:
1) Сложение (сумма, число, разность, ноль, слагаемое)
2) Квадрат (чертёж, сторона, точка, буква, углы)
3) Окружность (радиус, центр, циркуль, карандаш, овал)
«Логическое мышление»
Цель: выявить наличие или отсутствие у подростков умения оперировать с логическими элементами.
Инструкция: подросткам предлагается задание, где из двух истинных суждений необходимо сделать заключение об истинности или ложности, а также, возможно, и неопределённости третьего утверждения.
Задания:
1) Все десятичные дроби – числа.
1,5 - десятичная дробь.
1,5 - число?
2) Некоторые школьники умеют строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику.
Ваня - школьник.
Ваня умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику?
3) Некоторые математики пытались решить проблему «квадратуры круга».
С.Ковалевская - математик.
С.Ковалевская пыталась решить проблему «квадратуры круга»?
4) Если число оканчивается нулём или цифрой 5, то оно делится на 5.
Число 435 оканчивается цифрой 5
Число 435 делится на 5?
Обработка полученных результатов: показатель способности оперировать с логическими понятиями – это умение быстро и правильно определять характер данных умозаключений.
«Исключение лишнего»
Цель: диагностика способности к обобщению.
Инструкция: подросткам предлагается ряд математических понятий, чисел, математических выражений. В каждом из заданий пять элементов, четыре из которых обладают общим свойством, а пятый не обладает этим свойством. Ученикам необходимо за 30 секунд исключить элемент, не относящийся к группе других элементов. Эта методика также выявляет умение классифицировать.
Задания:
1) 8, 20, - 4, 18, 5
2) 8,7, -3, 4, 4, 6,1
3) Делимое, частное, плюс, деление, делитель
5) Основание, показатель, степень, произведение
6) 11, 3, 5, 18, 7
7) Прямоугольник, треугольник, ромб, квадрат, параллелограмм
8) Точка, отрезок, прямая, уравнение, плоскость
9) Десять, число, дробь, буква, пятнадцать
10) Координата, ось, абсцисса, фигура, ордината
11) 145, -434, 56, -186, 875
12) 30, 15, 91, 635, 400
13) 3х2, -4х, 3х+8у2-7, 4у, 18х2
Обработка полученных результатов: ученики, которые правильно справляются с заданием, умеют обобщать и классифицировать. Те, кто допустил ошибки, чаще всего не умеют отличать существенные и несущественные признаки, правильно выбрать основание для классификации.
Скорость протекания мыслительных процессов
Цель: исследовать скорость протекания мыслительных процессов (методика заполнения недостающих букв в словах, 7 – 9 кл.).
Обработка полученных результатов:
Подсчитывается время выполнения и количество правильно записанных слов.
Узнавание предметов по заданным признакам.
1.Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:
а) имеет 4 стороны и 4 угла;
б) имеет 3 стороны и 3 угла.
2.Сколько у фигуры вершин, из скольких отрезков она состоит? Как называется эта
фигура?
Сравнение двух или более предметов.
1.Чем похожи числа?
а)7 и 71 б)77 и 17 в)31 и 38 г)24 и 624
2.Чем отличается треугольник от четырехугольника?
3.Найдите общие признаки у следующих чисел:
а)5 и 15 б)12 и 21 в)20 и 10
4.Прочитайте числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются?
а)5 и 50 б)17 и 170 в)201 и 2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.