«Воспитание гражданина в семье»
В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.
Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.
Отношения дошкольника не выходят за пределы непосредственных связей с семьей, товарищами по играм, соседями, воспитателями детского сада. Большой окружающий мир начинает входить в его жизнь из рассказов взрослых, он пока только начинает узнавать о нем. А вот отношение к людям у него уже формируется.
Сегодня общение ребенка ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и более расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые» сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.
Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с другой стороны, его уважение ко всем окружающим.
Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. В ней нет и людей, которые добровольно приносят себя в жертву остальным. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти другому на помощь.
Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.
Он видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители и друг к другу. Внимания к матери требует от него отец. Да и мать постоянно учит его, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтобы его порадовать. Так в семье принято, это традиция, неписанный закон. И ребенок ухе в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого обо всех, даже еще не зная, что это один из главных законов общественной жизни.
Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: "Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя" .
Люди, воспитанные без родительской любви,- часто искалеченные люди". У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они - значит, холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты.
На первый взгляд это звучит натяжкой, - то, что ласковые родительские прикосновения к ребенку, колыбельная песня, улыбка - все это уже начало социального воспитания. Но это так. У кавказских народов есть такая пословица: "Если человек плохой, значит, мать у колыбели не пела ему песен". Нет материнской ласковой улыбки, нежного взгляда, мелодичной песни - и у ребенка остается неразбуженной душа.
Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы.
Родители любят ребенка красивого и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного - любят не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мать замечают каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, они от души радуются этому успеху, и у ребенка возникает желание чаще доставлять им эту радость и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия.
Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме - доме его детства.
Познавая мир, ребенок познает и нас. Сначала он познает тепло наших рук, нашу улыбку, добрый взгляд. Потом он узнает, как мы ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с удовольствием отмечает про себя, что мы дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое главное.
Мы хотим получить одобрение наших детей. Хотим, чтобы детям было за нас не стыдно, хотим быть для них примером. Пример родителей всегда у ребенка перед глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним. Мать добра и справедлива к детям - этой доброте и справедливости они учатся у нее легко и естественно, потому что, обращенные к ним, эти качества становятся частицей их личного опыта. Родительский пример становится примером доброты и справедливости.
Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями.
Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами .
"Сынок, все, что ты делаешь, надо делать честно, на совесть, - говорит отец. - Делать так хорошо, как только можешь". Сын знает: эти слова - от души. Потому, что видит, каков сам отец в деле. Отцовское наставление навсегда западает в душу, потому что оно подкреплено примером его собственной жизни.
Все, что есть у нас - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях-. В семье, в быту, в межсоседском общении особенно отчетливо проявляется, насколько высок уровень нашей культуры. В семье над человеком нет контроля в такой мере, как на работе, где он на виду у десятков, а то и сотен глаз.
В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, здесь в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его второй натурой, его действительной сущностью. Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.
Проблема трудных детей и подростков - это всегда проблема трудной семьи. То, что семья неблагополучная, иногда прячется глубоко за ее стенами, тщательно скрывается от посторонних глаз. И обнаруживается, выявляется в том, какими растут в семье дети. Недаром существует изречение: не хвали человека за мудрость и добродетель, пока не увидишь, что получилось из его детей.
Каков взгляд родителей на людей - добрый, признательный или недоверчивый, отмечающий только недостатки? Недобрый взгляд даже в очень хорошем человеке отыщет что-нибудь плохое, и это плохое заслонит от него все хорошее: за деревьями можно ведь и не разглядеть леса. И ребенок усваивает, впитывает в себя как медленно действующую отраву этот недобрый взгляд на людей. Такой ребенок приучается смотреть на окружающих через пелену зависти, подозрительности. Родители порой и не задумываются о том, что одновременно у ребенка складывается и представление о себе - такое же в глубинной своей сути: еще неосознанно, но и себя ребенок ощущает как существо мелкое и неблагородное, способное на недостойный поступок.
Ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как душа, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям - вот самая благодатная почва для духовного развития детей. Семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью общества.
Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен привыкать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестер. Многочисленная семья, особенно такая, где совместно проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение ребенка. В таких семьях дети следят за младшими, помогают старшим, учатся ответственности за свои поступки, правилам общежития, необходимости труда. Когда детям надо ухаживать за маленькими сестренками и братишками, за старенькими бабушками и дедушками, эти семейные, обстоятельства как бы сами по себе взывают к доброте ребенка, к его человеколюбию.
Воспитание гражданина в семье.docx
«Воспитание гражданина в
семье»
Да,
В семье дети получают первые уроки
гражданственности. Моральные нормы
общества первоначально предстают перед
ребенком в форме требований,
предъявляемых к нему родителями,
предстают воплощенными во всем образе
жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь,
усваиваются как единственно возможный
способ поведения. Именно в семье в
основном происходит формирование
привычек, жизненных принципов. От того,
как строятся отношения в семье, какие
ценности, интересы здесь находятся на
первом плане, зависит, какими вырастут
дети.
уроки
гражданственности дает сама жизнь
семьи.
-
научить ребенка жить среди людей, жить
по нормам и принципам общества, тех
самых,
в
Конституции.
Сухомлинский
утверждал: "Важнейшая мудрость жизни,
которую должен постигнуть наш
гражданин,-
человеческие
взаимоотношения". В эти отношения
ребенок вступает буквально с самого
своего рождения.
и
гражданское воспитание начинается с
первых же дней его жизни.
Отношения дошкольника не выходят
за пределы непосредственных связей с
Первостепенная задача семьи
закреплены
Следовательно,
которые
первые
В.А.
это
семьей, товарищами по играм, соседями,
воспитателями детского сада. Большой
окружающий мир начинает входить в его
жизнь из рассказов взрослых, он пока
только начинает узнавать о нем. А вот
отношение к людям у него уже
формируется.
Сегодня общение ребенка ограничено
кругом его семьи, по мере его роста оно
будет все более и более расширяться.
Какие традиции отношений с людьми
перенесет ребенок из семьи в школу, а
затем в наше общество в целом? Принесет
ли он в общественную жизнь
своекорыстные претензии эгоиста или
будет думать, чувствовать и действовать
как коллективист? Это во многом зависит
от отношений, которые» сложились у
ребенка в его самой первой социальной
среде - семье.
Есть только один способ воспитать
гражданина - включить его с самого
рождения в отношения, соответствующие
нашему строю, обществу, образу жизни, в
отношения гуманности, справедливости.
Эти отношения предполагают, с одной
стороны, уважение всех окружающих к
ребенку, с другой стороны, его уважение
ко всем окружающим.
семья должна быть
подлинным коллективом, где каждый
окружен любовью и заботой, каждый
имеет и права, и обязанности, где не
только взрослые, но и дети участвуют в
ведении общего хозяйства,
где
и детей
потребности и взрослых,
удовлетворяются
Семья,
обладающая
признаками
коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это
"организация воспитания и счастья". В
такой семье радостно жить. В ней нет
деспотизма взрослых и приниженности
детей. В ней нет и людей, которые
добровольно приносят себя в жертву
разумно.
всеми
Значит,
самых
остальным. Взрослые в такой семье -
старшие члены коллектива, ответственные
за него перед обществом. В ней каждый
готов прийти другому на помощь.
Чтобы ребенок рос хорошим
человеком, ему очень важно повседневно
быть свидетелем и участником самых
дружеских,
справедливых
отношений между членами семьи.
Он видит, как заботливы к нему
родители, но это не создает у него
ощущения собственной исключительности:
ведь так же внимательны родители и друг
к другу. Внимания к матери требует от
него отец. Да и мать постоянно учит его,
как проявлять заботу об отце, что сделать,
чтобы его порадовать. Так в семье
принято, это традиция, неписанный закон.
И ребенок ухе в семье следует этому
закону заботы всех о каждом и каждого
обо всех, даже еще не зная, что это один
из главных законов общественной жизни.
Семья - ячейка общества, и в ней, как в
капле воды, отражаются отношения в
обществе. Семья должна строиться на
началах любви и взаимопонимания, заботы
друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил:
"Я сразу вижу ребенка, родители которого
по-настоящему любят друг друга: у него
мир и покой в душе, вера в добро, красоту
человека, в слово воспитателя" .
Люди, воспитанные без родительской
любви,- часто искалеченные люди". У
ребенка, воспитанного без родительской
ласки, возникает ощущение, что мир
вокруг него холодный и неприветливый.
Весь окружающий мир в этом возрасте
заменяют для ребенка его родители;
холодны они - значит, холоден весь мир, в
котором ребенок появился, чтобы начать в
нем жизнь. Он пугается этого мира, еще
не зная его. У него рождается состояние
страха и агрессивности по отношению к
другим людям, он оказывается способным Исследования показывают:
на жестокость,
тогда как дети,
воспитанные в условиях постоянных
дружеских контактов с родителями, как
правило, миролюбивы и покладисты.
На первый взгляд это звучит
натяжкой, - то, что ласковые родительские
прикосновения к ребенку, колыбельная
песня, улыбка - все это уже начало
социального воспитания. Но это так. У
кавказских народов есть такая пословица:
"Если человек плохой, значит, мать у
колыбели не пела ему песен". Нет
материнской ласковой улыбки, нежного
взгляда, мелодичной песни - и у ребенка
остается неразбуженной душа.
едва
родившись, ребенок уже чувствует, какие
руки его касаются - любящие или
безразличные, и реагирует на недостаток
родительской любви так остро, что это
принимает характер психической травмы.
Родители любят ребенка красивого и
некрасивого, здорового и болезненного,
послушного и озорного - любят не за
какие-то достоинства, а просто за то, что
он есть на свете. Отец и мать замечают
каждый, казалось бы, незначительный
успех ребенка, они от души радуются
этому успеху, и у ребенка возникает
желание чаще доставлять им эту радость
и чаще переживать ощущение того, что им
довольны. Любовь близких является для
него
свидетельством
ценности его бытия.
Все мы родом из детства, говорил
Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего
дома, все мы вышли из наших семей,
связаны с ними, как дерево связано с
почвой, на которой выросло. Стремление
человека внести в отношения с другими
людьми теплоту и душевность имеет
своим истоком сердечность отношений в
родительском доме - доме его детства.
постоянным
Познавая мир, ребенок познает и нас.
Сначала он познает тепло наших рук,
нашу улыбку, добрый взгляд. Потом он
узнает, как мы ловки, быстры, хлопотливы
в домашнем труде. Он с удовольствием
отмечает про себя, что мы дружелюбны и
приветливы с людьми. А когда он
подрастет, его будет интересовать, как мы
работаем, что для нас в жизни самое
главное.
Мы хотим получить одобрение наших
детей. Хотим, чтобы детям было за нас не
стыдно, хотим быть для них примером.
Пример родителей всегда у ребенка перед
глазами, причем особенно он восприимчив
к тем чертам характера,
которые
раскрываются в непосредственном
общении с ним. Мать добра и справедлива
к детям - этой доброте и справедливости
они учатся у нее легко и естественно,
потому что, обращенные к ним, эти
качества становятся частицей их личного
опыта. Родительский пример становится
примером доброты и справедливости.
Если у нас с нашими детьми
дружеские, доверительные отношения,
они начинают любить то, что любим мы,
ненавидеть то, что мы ненавидим, наши
убеждения становятся их убеждениями.
Пример родителей накрепко западает
в душу: их готовность откликнуться на
чужую беду, их умение трудиться не
покладая рук, их приветливость и такт, их
стойкость в борьбе с трудностями и
жизненными невзгодами .
"Сынок, все, что ты делаешь, надо
делать честно, на совесть, - говорит отец. -
Делать так хорошо, как только можешь".
Сын знает: эти слова - от души. Потому,
что видит, каков сам отец в деле.
Отцовское наставление навсегда западает
в душу, потому что оно подкреплено
примером его собственной жизни.
Все, что есть у нас - это воспитано
строем, школой, воспринято от родителей.
И это духовное наследство изо дня в день
передается подрастающему поколению.
Передаем все то, что составляет силу,
гордость, славу народа, и что бережно
хранится в семейных традициях-. В семье,
в быту, в межсоседском общении особенно
отчетливо проявляется, насколько высок
уровень нашей культуры. В семье над
человеком нет контроля в такой мере, как
на работе, где он на виду у десятков, а то
и сотен глаз.
В семье, в быту человек ведет себя
так, как для него стало естественным
вести себя, здесь в полной мере
проявляется то, что вошло в его плоть и
кровь, стало его второй натурой, его
действительной сущностью. Здесь человек
раскрывается в тех своих качествах,
которые стали для него органичны. Здесь
проходит проверку истинный уровень
нашей
и
гражданственности.
Проблема трудных детей и подростков
- это всегда проблема трудной семьи. То,
что семья неблагополучная,
иногда
прячется глубоко за ее стенами,
тщательно скрывается от посторонних
глаз. И обнаруживается, выявляется в том,
какими растут в семье дети. Недаром
существует изречение: не хвали человека
за мудрость и добродетель, пока не
увидишь, что получилось из его детей.
Каков взгляд родителей на людей -
добрый,
признательный
или
отмечающий только
недоверчивый,
недостатки? Недобрый взгляд даже в
очень хорошем человеке отыщет что-
нибудь плохое, и это плохое заслонит от
него все хорошее: за деревьями можно
ведь и не разглядеть леса. И ребенок
усваивает, впитывает в себя как медленно
действующую отраву этот недобрый
нравственности взгляд на людей.
Такой ребенок
приучается смотреть на окружающих
через пелену зависти, подозрительности.
Родители порой и не задумываются о том,
что одновременно у ребенка складывается
и представление о себе - такое же в
глубинной своей сути: еще неосознанно,
но и себя ребенок ощущает как существо
мелкое и неблагородное, способное на
недостойный поступок.
Ребенку необходимо расти в
атмосфере широких дружеских связей
родителей с их товарищами по работе,
соседями, их радушия по отношению к
друзьям сына, дочери. Дом, открытый для
быть
всех, как душа, распахнутая настежь,
дружелюбие, приветливость, искренняя
симпатия родителей к окружающим людям
- вот самая благодатная почва для
духовного развития детей.
Семье
необходимо
коллективом,
ощущающим себя частью общества.
Особенно благоприятные условия для
воспитания создаются в многодетной
семье. В ней ребенок растет в коллективе,
он с детства привыкает к мысли, что
должен привыкать во внимание не только
свои желания, но и желания братьев,
сестер. Многочисленная семья, особенно
такая, где совместно проживает несколько
поколений, представляет собой могучий
воспитательный коллектив,
который
направляет и контролирует поведение
ребенка. В таких семьях дети следят за
младшими, помогают старшим, учатся
ответственности за свои поступки,
правилам общежития,
необходимости
труда. Когда детям надо ухаживать за
маленькими сестренками и братишками,
за старенькими бабушками и дедушками,
эти семейные, обстоятельства как бы сами
по себе взывают к доброте ребенка, к его
человеколюбию.
"Буклет "Воспитание гражданина в семье"
"Буклет "Воспитание гражданина в семье"
"Буклет "Воспитание гражданина в семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.