В буклете собрана информация по теме "Задержка речевого развития". В нем можно узнать причины возникновения задержки речевого развития, нормы речевого развития детей до трех лет и на что нужно обращать внимание родителям для того, чтобы вовремя выявить нарушение и обратиться за квалифицированной помощью.
памятка ЗРР.docx
КГУ «Кабинет психологопедагогической коррекции»
Зеленовского районного отдела образования
Задержка речевого
развития у ребенка
Подготовила Малкина Т.С.
методист
1 2016 год
2 Задержка речевого развития у ребенка это отставание от
возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4
лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками
речи также как и другие дети, однако возрастные рамки
значительно сдвинуты.
Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу
по поводу задержки речевого развития речи, ориентируясь на
то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка
и формирование сферы межличностного взаимодействия.
Также от развития речи зависит и развитие познавательных
процессов у ребенка: память, мышление, воображение,
внимание.
Причины задержки речевого развития у детей:
Невостребованность речи. Если с ребенком никто не
разговаривает или наоборот, угадывает все его желания,
и говорит с ним, не формируя потребность ребенка
выражать свои требования и эмоции словами
Замедленный темп созревания нервных клеток,
отвечающих за речь (чаще всего обусловлено
генетически)
Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия,
травмы и инфекционные заболевания, перенесенные
внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
Нарушения слуха. Речь формируется на основе
услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом,
то возникают проблемы с воспроизведением слов, то
есть с речью.
3 Нормы речевого развития у детей в возрасте до 3х лет.
Отклонение от предложенных норм на 12 месяца (опережение
или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок
отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще
отсутствуют какието навыки, то стоит обратиться к
специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и
заниматься с малышом регулярно.
Нормы речевого развития: первый год жизни.
2 месяца. Ребенок произносит отдельные звуки,
первые спонтанные вокализации, направленные
ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными
звуками – растягивание «ааа», «эээ», «ооо».
Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады
звуков, т.е. один звук как бы перетекает в
другой: « ууаао».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные
лепет, добавление к произносимым гласным
некоторых согласных звуков, появляются
сочетания слогов.
4
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет
(«дадада», «мамама»). Согласные сливаются с
гласными, ребенок пытается имитировать
слышимые звуки, ведет со взрослым
своеобразный диалог, одновременно
прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов.
Может на время замолчать, чтобы проверить
реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок
учится произносить звуки, имитируя взрослых, не
всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые
облегченные слова («ма ма»). Лепет более
сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых,
понимает все больше слов, подражает речи, в
произнесении появляются новые слоги, простые
слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по
усмотрению ребенка. Количество облегченных
слов немного увеличивается. В одни и те же
слова ребенок может вкладывать разный смысл,
заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10
облегченных слов и легко подражает, услышав
новое слово. Понимает более 20 слов.
Нормы речевого развития на второго году жизни.
5 Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок
использует аморфные словакорни, выделяя их из слов,
слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом
ребенок обозначает целый ряд предметов («де» дерево,
девочка, делать; «ку» кушать, курица; «па» упал,
палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать.
Например, он понимает значение слов «стул», «стол»,
«кровать», но при этом не знает значение слова
«мебель».
Начало и окончание периода автономной речи связано с
началом и окончанием кризиса 1го года жизни. Если
ребенок задерживается на этой стадии до 35 лет, это
свидетельствует о задержке психического развития.
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с
изображенными на картинках предметами (показывает
мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это
односложные сочетания, выражающие смысл целого
предложения. Ребенок использует слова, обозначающие
предметы, связанные с его желанием и интересами.
Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный
набор таких предметов, с которыми он часто
встречается, играет, видит, то и набор слов у разных
детей различен. Научившись употреблять слова в
определенной ситуации, ребенок использует их и в
других ситуациях, иногда не замечая подмены
истинного значения слова. Это, как правило,
существительные, сначала женского, позже мужского
рода, глаголы, даже прилагательные в единственном
числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя
не только настоящее, но и прошедшее время глагола,
множественное число существительных.
Речевое развитие на третьем году жизни
6 Речь приобретает связный характер. Появляются предложения,
они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы,
меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок,
она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в
произношении, но к 4м годам это проходит. Словарный запас
быстро увеличивается, к 3м годам он может составлять 1000–
1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи,
слова («мухолет»).
Задержка речи после 3х лет может пагубно воздействовать не
только на речевые способности, но и на способность читать,
писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики
ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие
ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к
специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше
выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать
дальнейших осложнений.
На что необходимо обращать пристальное внимание?
Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни
(малыши произносят различные звуки «ааа», «ммм»). Если
малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно
обратиться к невропатологу.
Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 1014 месяцев.
Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для
привлечения внимания к себе использует плач.
Узнавание предметов на слух. В возрасте 1418меясцев дети
различают на слух предметы и могут показать на картинке
предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)
7 Выполнение простейших команд. В возрасте 1824 месяцев
малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми
мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).
Произнесение слов и фраз. В возрасте 23 лет дети произносят
отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем
гулять»).
Произношение звуков и слов. В возрасте 34 лет дети могут
произносить предложения, состоящие из подлежащего,
сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду
гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если
большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4
лет ребенок неспособен формировать предложения.
8
Буклет "Задержка речевого развития у ребенка"
Буклет "Задержка речевого развития у ребенка"
Буклет "Задержка речевого развития у ребенка"
Буклет "Задержка речевого развития у ребенка"
Буклет "Задержка речевого развития у ребенка"
Буклет "Задержка речевого развития у ребенка"
Буклет "Задержка речевого развития у ребенка"
Буклет "Задержка речевого развития у ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.