Урок. Обучение грамоте.
Тема «Звуки [л],[л’]. Буквы «Л,л».
Цель:выявление особенностей звуков [л],[л’], обозначение их буквами, формирование умения писать строчную букву «л».
Дидактическая цель:
создание условий для формирования образа буквы «л» и различения звуков [л], [л’].
предметные результаты:
- усвоить образ буквы «л»;
- уметь различать звуки [л], [л’] между собой и среди других звуков
личностные результаты:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «уважение»;
- освоить роль ученика, формирование интереса к учению
метапредметные результаты -
регулятивные:
- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
- работать с планом;
- рефлексировать свою деятельность на уроке
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- отвечать на вопросы учителя, создавать свои задания, находить нужную информацию в окружающем мире и учебнике
коммуникативные:
- участвовать в диалоге на уроке;
- работать в паре;
- слушать и понимать речь других
Задачи:
1)ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИНЯТИЮ ЦЕЛИ,
2)ОБУЧАТЬ ПЛАНИРОВАНИЮ,
3)УЧИТЬ ВЫДЕЛЯТЬ НОВЫЙ ЗВУК,
4)УЧИТЬ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ НОВЫЙ ЗВУК И НАХОДИТЬ ЕГО МЕСТО В СЛОВЕ
5)ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ ЗВУКОВЫЕ СХЕМЫ,
6)ПОЗНАКОМИТЬ С БУКВОЙ, ЕЕ ОБРАЗОМ, ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ЗАПОМИНАНИЮ ОБРАЗА БУКВЫ.
Ход урока
1.Организационный момент.
Мы урок наш начинаем
На столе мы проверяем:
Все ль в порядке?
Все ль на месте?
И урок начнем мы вместе!
2 Изучение материала урока.
Аналитический этап. Чтение.
- К. И. Чуковский — знаменитый детский поэт, стихи которого с удовольствием читали в детстве дедушки и бабушки, мамы и папы, любят его стихи и современные дети.
Демонстраци.
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
-Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке на с.58
-Составьте рассказ по иллюстрации
-Из какой сказки взят сюжет для иллюстрациии?(Краденное солнце К Чуковского)
-Какое время суток изображено?(Поздний вечер или ночь)
-По каким признакм вы определили,что это поздний вечер или ночь?(Звезды на небе и вокруг темно)
-Почему луна лежит на спине слона?
-Сколько всего слонов?
-Каких зверей изображено меньше,чем слонов?
-Чем занят ослик?
-Прочитаем стихотворение к иллюстрации.На что нам указывает синий значок-помощник?
-Подчеркните в стихотворение все буквы Л
-Послушайте задание
Прочитайте слова,которые изображают слониху. Почему автор так ее называет?
.Физкультминутка.
Чтоб усталость быстро снять
Попрошу вас тихо встать.
Раз - подняться, потянуться
Два - согнутся, разогнуться.
Три-, четыре - руки шире
Пять руками помахать.
Шесть за парту сесть опять.
Семь-восемь - лень отбросим.
Изучение нового материала
1) Работа над значением слов, из которых будут выделены изучаемые звуки.
- Послушайте загадку и отгадайте ее:
Мы
за ним сидим,
Мы с него едим.
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
- Что мы называем словом стол? (это предмет, у которого 4 ножки и крышка)
- Какие бывают столы? (кухонные, письменные, журнальные)
- Как мы можем назвать одним словом все столы? (мебель)
- Хорошо. Послушайте вторую загадку:
Еду,
еду, ворчу, ворчу,
Потому что я его верчу.
- Кто отгадал? О чем эта загадка?
Что мы называем словом "руль"? (руль - это предмет, с помощью которого управляют велосипедом, автомобилем)
2) Составление схемы слова
- А теперь посмотрите на схему и скажите, какая из них подходит к слову "стол". Докажите.
(К слову "стол" подходит первая схема, потому что в слове "стол" один слог и на схеме один слог. Произношу слово [стол]. В начале слова слышу звук [с]. Он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Дальше слышу слияние [то]. Это слияние твердого согласного с гласным. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. Произношу последний звук [л] - он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Произношу все слово по схеме [стол].)
- Какая схема подходит к слову "руль"? Докажите.
(К слову "руль" подходит вторая схема, так как в слове "руль" слышу один слог и на схеме один слог. Произношу слово [рул']. В начале слова слышу слияние [ру]. Это слияние твердого согласного и гласного. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. В конце слова слышу
Звук [л'] - он согласный, мягкий, находиться вне слияния. На схеме обозначен зеленым квадратом. Произношу все слово по схеме [рул'].)
3) Характеристика звуков. Наблюдение за артикуляцией [л] и [л'].
- Давайте произнесем последний звук в слове "стол".
- Докажите, что это согласный.
(звук [л] - согласный, потому что поток воздуха встречает на своем пути преграду (язык) и произносится с помощью голоса и шума)
- Произнесем последний звук в слове "руль".
- Докажите, что это согласный.
- Звуки [л] и [л'] разные или это один и тот же звук?
- Это разные звуки: [л] - твердый, а [л'] - мягкий. Из наших легких идет воздушный поток. Кончик языка касается верхнего неба и плотно смыкается. Воздушная струя как бы расходится по бокам языка, по его сторонам. Т.к. звук [л'] - мягкий, то при произношении звука не только кончик языка, но и его средняя часть касается верхнего неба; при произнесении [л] приподнимается задняя часть языка.
4) Упражнение в слушании и произношение звуков в словах.
Игра "Поймай звук"
Учитель читает слова:
Стул, ель, купил, карамель, искал, солнышко, соль, мел, пенал, полка, щель, лиса, быль, пыль.
Вопросы:
- Есть ли в этом слове звук [л] и [л'].
- В каком слоге вы услышали этот звук? Произнесите.
- Подберите слова, в которых есть данные звуки.
Игра "Хлопок"
Учитель читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком [л'], они хлопают в ладоши.
Падают,
падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
4. Работа над буквой Л, л
1) - В русском языке два звука [л] и [л'] обозначаются одной буквой "эль".
- Чем отличаются данные буквы?
- Скажите, на что похожа эта буква?
- Как вы думаете, куда мы поселим букву "эль" на ленте? ( на второй этаж, потому что она обозначает звонкие согласные звуки)
2) Чтение слогов-слияний с изучаемой буквой.
[ла] [ло] [лы] [ли] [лу]
- Прочитайте слоги с твердым согласным.
- С мягким согласным.
- Как вы догадались, что согласный нужно прочитать мягко? (потому что гласный "и" указывает на мягкость предыдущего согласного)
- Теперь попробуем дополнить каждый слог до целых слов.
(лапа, лыжи, лопата, луна, лиса)
5. Физкультминутка
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
6. Чтение слов с буквой л.
- Посмотрите на слова, которые написаны на доске.
- Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.
- Прочитайте слова по порядку.
- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.
(стол - 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул - 2 слога)
- Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.
(стол, кукла, куклы - на первый слог; катал, уснул - на второй слог)
- Прочитайте слова, выделяя ударные слоги.
- Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?
(Кукла - один предмет, а куклы - несколько)
- Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.
- Спасибо.
7. Чтение предложений, включающих слова с буквой л.
- Откроем "Азбуку".
- Подготовьтесь прочитать текст (сначала учащиеся читают по цепочке, а затем перечитывают)
- Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)
- А что вы знаете о ней?
(что у Оли куклы)
- Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?
(что Оля катала кукол)
- Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?
- Ребята, давайте еще раз прочитаем текст
- О ком и о чем говориться в тексте?
(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)
- Ребята, как можно озаглавить этот текст?
("Олины куклы")
- Посмотрите на иллюстрацию, подходит ли она к тексту?
- Что мы на ней видим?
(Оля катает кукол .Девочки гуляю с куклой. Мальчики катаются с горки.)
- Спасибо. Правильно.
- Кто хочет рассказать, как вы играете зимой на улице?
- Спасибо. Мне очень понравилось.
8. Итог урока.
- Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?
(с буквой "эль")
- Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л'] )
- Какие это звуки?
(Звук [л] - согласный, твердый, а звук [л'] - согласный, мягкий)
Конспект пробного урока письма,
проведённого в 1В классе
студенткой группы 4 Б
специальности: Преподавание в начальных классах
Герасименко Юлией Фёдоровной
Дата проведения:22.10.2014
Учитель :Назаренко С.А (подпись)__________
Преподаватель – руководитель практики :
Асидулина С. И.(подпись)__________
Оценка: __________
УРОК ПИСЬМА
Тема: Письмо строчной буквы л.
Оборудование:
ХОД УРОКА
ЭТАПЫ |
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ |
I. Повторение изученного на уроке чтения. |
Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
|
Прозвенел для нас звонок, начинается урок.
|
II. Постановка учебной задачи. |
|
|
III. Подготовка к письму строчной буквы л |
От того и потолстел.
|
Дети разминают пальцы каждой руки, начиная с мизинца. Дети выполняют задания учителя. В тетрадях для штриховки дети штрихуют предметы элементами буквы л. |
IV. Знакомство с письменной буквой л. |
|
- Лена. Собирает цветы. - Рвать цветы нельзя, потому что если каждый будет собирать букеты, то могут исчезнуть некоторые виды цветов, что губительно для природы. Дети выполняют задания. |
V. Обучение письму строчной письменной буквы л. |
1) Письмо элементов в прописи. - Вначале напишем букву л по элементам, как показано в прописи. 1 эл. – Начинаем писать чуть выше нижней линейки, ведём вниз до линейки, закругляем, плавно под наклоном ведём вверх короткую линию до верхней линейки. 2 эл. – от верхней линейки вниз ведём наклоннуюкороткую линию до нижней линейки и закругляем до чуть ниже середины рабочей строки. 2) Показ образца написания буквы учителем на доске.
3) Воображаемое письмо « в воздухе». - Пишем вместе со мной. 4) Порционное письмо.
|
- прописывают под руководством учителя один эл –т, остальные по точкам сам-но, 1 эл-т свой. - прописывают под руководством учителя один эл –т, остальные по точкам сам-но, 1 эл-т свой. - сточную букву л Смотрят Прописывают в воздухе - две клеточки Выполняют задания учителя |
Физминутка |
- Мы, ребята, находимся возле речки, давайте выполним упражнение «рыбки» Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. - А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять. Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Повернуться вправо, влево, Сесть и взяться вновь за дело. Выполняют движения |
|
VI. Обучение письму слогов и слов по образцу в прописи. |
1) Письмо слога.
2) Письмо слова.
|
Дети наблюдают за рукой учителя, прописывают слог в воздухе. Дети выполняют задания.
- лиса - лисааа. - буква и |
Физминутка |
- Ребята Л-К устал, да и вы тоже, давайте отдохнём. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, Мы немного отдохнём И опять писать начнём У дедушки Егора 12 сыновей Они не ели они не спали, А веселились целый день. ( повторяется несколько раз с разными движениями) |
|
VI. Письмо предложения. |
- Прочитайте предложение в прописи. - Какой знак стоит в конце предложения? Почему? - Сколько слов в предложении? - Прочитайте 1 слово, 2 слово, 3 слово. - Как нужно писать первое слово? - Почему слово Нина с большой буквы? - Ребята, пропишите предложение, соблюдая все правила письма, обратите внимание на посадку. |
- Кто искал Нину? - в конце предложения стоит вопросительный знак , потому что звучит вопрос, спрашивают. - в предложении три слова. - читают. - Первое слово в предложении пишем с большой буквы. - Потому что имена нужно писать с большой буквы. |
VI. Рефлексия. Итог урока. |
Вот, ребята, мы и помогли с вами Л-Ку перебраться через речку, выполнив так много заданий. Он говорит вам большое спасибо и хочет попрощаться. Кто переместит на карте указатель? - Какое слово написано? - Какая первая буква в этом слове? - А кто, ребята из вас расскажет, что же мы узнали про эту букву и что мы с ней делали на уроке письма? - А сейчас посмотрите в прописи и скажите, кому своя работа понравилась? - Какая работа вызвала затруднения? - Давайте помашем лесовичку и скажем до свидания. |
- ЛЕС - буква эль, - Мы узнали, что эта буква обозначает 2 звука [л], [л’]. Есть 2 печатных буквы, заглавная и маленькая. Эти звуки звонкие. - А на уроке письма мы учились писать строчную букву л, писали её в соединении с другими буквами и писали слова и предложения с этой буквой. Ребята отвечают на вопросы. - До свидания! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.