Урок русского языка в 7 классе № 38-39
Тема: Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Цель: познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Задачи:
обучающие:
§ познакомить обучающихся с правописанием Е- Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
§ научить находить орфограмму «Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий»;
§ повторить орфограмму «О, Е и Ё после шипящих в разных частях речи»;
§ научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий;
развивающие:
§ развивать речь учащихся; ввести термины: жердочка, дирижёр
§ развивать орфографическую зоркость;
§ активизировать мыслительные операции, познавательную активность на уроках русского языка;
§ развивать коммуникативные и информационные компетентности;
§ раскрывать творческий потенциал учащихся.
§ воспитательные:
§ создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
§ воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
§ воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
§ развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения.
Ход урока
|
Этап урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||
1. |
Оргмомент. Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) |
- Добрый день! Настроение у нас – отличное, |
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
|
||||||||||||
2. |
Повторение материала «Слитное и раздельное написание Не с причастиями». . |
1.Повторение теоретического материала. Игра «Лови вопрос». -Когда НЕ пишется с причастиями слитно?
-Когда НЕ пишется с причастиями раздельно
2. Работа с карточками - Запишите предложения, раскройте скобки.
|
Учащиеся задают вопросы друг другу. Ловят, отвечают, в случае затруднения, переадресовывают вопрос. Пишется слитно с полными причастиями: а) если без НЕ они не употребляются; б) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.
2) Пишется раздельно: а) с краткими причастиями; б) с полными причастиями, при которых есть зависимое слово или противопоставление с союзом а. в) когда НЕ входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не Задания на карточках. План (не) продуман. Ошибка (не) исправлена. Ветер ворвался через (не) закрытое окно. На столе стоял (не) тронутый (ни) кем завтрак. Все заметили (не) доумевающий взгляд учителя. |
||||||||||||
3. |
Повторение «Гласная после шипящей в корне, суффиксе, окончании».
|
При выполнении задания учащиеся пользуются карточками – информаторами «Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих»: 1. Определить часть речи. 2. Поставить в слове ударение. 3. Выделить морфему с орфограммой: В корне: - Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк). - Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора. В суффиксе: - В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый). - В прич. под ударением пишем Ё, без ударения – Е. В окончании: - В глаг. под ударением пишем Ё (печёт). - В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем). |
Записать слова, распределив их по трем столбикам. Графически объяснить выбор гласной Е, Ё, О после шипящей в корне, суффиксе, окончании.
Береж..т,
снеж..к, на ж..рдочке, галч..нок, с меч..м, ш..пот, луч..м, освещ..нный,
еж..вый, рассеч..т, шапч..нка, расчищ..нный, беж..вый,
& Работа со словарём: Дирижёр – Жёрдочка -
|
||||||||||||
4. |
Сообщение темы урока
|
- Прочитайте тему урока. – Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы урока «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» -Цель нашего урока: познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
Отвечают на вопросы учителя. Работают с новыми словами. Самостоятельно формулируют тему урока.
Формулируют цель урока с учителем.
E Составляют цели, проговаривают их классу (изучить, научиться, развивать, уметь писать, применять) |
||||||||||||
5. |
Введение нового материала. Работа над темой: «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
|
-Давайте ещё раз обратимся к таблице. Назовите причастия. -Определите разряд и время глаголов. - Какие буквы стоят после шипящих? - В какой части слова они находятся? - Поставьте ударения в словах. Сделайте вывод. - Сформулируйте правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
- Откройте учебники на и прочитайте правило. |
E Исследовательская работа (коллективно). Расчищенный, увлечённый, закопчённый Страдательное причастие прошедшего времени
В суффиксе.
Дети формулируют. Вывод: В суффиксах причастий – ЕНН- и –ЕН- после шипящих под ударением пишется Ё, без ударения –Е. |
||||||||||||
6. |
Физкультминутка
|
А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево И берёмся вновь за дело. |
|
||||||||||||
7. |
Закрепление изученного материала.
|
1. Выполнение упр. № 143 (по цепочке - на доске и в тетрадях). 2.Творческая работа. (по группам) 1 группа. Задание: запишите словосочетания с причастиями, в которых на месте пропуска пишется буква Ё 2 группа. Задание: запишите словосочетания с причастиями, в которых на месте пропуска пишется буква Е
3.Работа с текстом. (На партах у каждого ученика лежат листочки с текстом). -Прочитайте, определите тип речи. (это описание). -Какие части речи делают текст более выразительным? (прилагательные и причастия). -Найти и выписать из текста страдательные причастия прошедшего времени, объясняя орфограмму.
|
На выкраш..нной в зелёный цвет веранд.., увлеч..нный делом, скруч..нной проволокой, потуш..н к утру, очищ..нным воздухом, испеч..нную булочку, остриж..нный наголо, сожж..нную бумагу, сильно рассерж..н, лиш..н таланта.
Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Берёзы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. Часто мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окружённая деревянным выкрашенным забором.
|
||||||||||||
8. |
Домашнее задание |
§ 20, упр.145 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.