Буквы е ё ю я и их функция в слове
Оценка 5

Буквы е ё ю я и их функция в слове

Оценка 5
docx
17.02.2023
Буквы е ё ю я и их функция в слове
русс. 2 кл..docx

31.10.2022 г.

Русский язык. 2-а класс.

Учитель Бакулина Л.Н.

Студент Калинина А.К.

Технологическая карта

Тема

Буквы е,ё,ю, я и их функция в слове

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Создать условия для формирования умения развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.

Задачи

Образовательные:показать роль букв для гласных в слове;провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове.

Развивающие:способствовать развитию умения обобщать и делать выводы; использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков.

Получат возможность научиться: объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.

Личностные результаты

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Межпредметные связи

Литературное чтение, - окружающий мир

Организация пространства

Фронтальная работа; индивидуальная; парная

 

 

 

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

1.      Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята!Меня зовут, Алина Константиновна,  и сегодня урок русского языка и проведу у вас я.

 

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично»  напишу!

 

-Давайте проверим ваше рабочие место, все ли лежит на столах: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

Здравствуйте!

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

2.      Актуализация и пробное учебное действие

-Ребята, откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах

Гусеница, крыльцо, цифра.

 

- Спишите. Продолжив закономерность

Цц  ЦццЦццц

-На второй строчке запишите  слоги  «ца, цм, тц, це, цу, цн»

- На третьей строчке запишите предложение «Цыпленок и курица пьют водицу на улице».      

 

- На следующей строке запишите «Словарь».

Алфавит, берёза, город, девочка, суббота.

- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.

-Молодцы!

 

Открывают рабочие тетради. Записывают число, классная работа.

Внимательно смотрят на доску.

 

 

 

Прописывают.

 

 

 

 

 

 

Записывают слова под диктовку.

 

 

3.      Выявление места и причины затруднения

 Посмотрите на доску.

 Речь  ключ    мёл   мяч

   е          ю         ?        ?

- Найдите связь между верхним и нижним рядами.

- Вместо ? поставьте подходящую букву.

-Обоснуйте свой ответ.

- Что общего у всех этих букв?

 

- А теперь отгадайте загадки, а отгадки запишите в столбик.

  1. Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …  (Ракету)

 

2. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно!»

Потому что мать – луна,

А дочурки - … (Звёзды)

 

3. Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

 

4. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

 

5. Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже

Целый день. (Юла)

        

- Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.

 - Какие буквы подчеркнули?  

- А в каких словах буквы не подчеркнули?

- Тогда почему эти слова также предложены для записи?

- Верно, сегодня на уроке мы с вами вспомним еще об одной роли букв е, ё, ю, я. Кто-то догадался, о какой?

 

 

 

 

 

Нужно вставить буквы ё и я, потому что это гласные.

Это гласные буквы.Они обозначают мягкость согласного, который стоит перед ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчеркнули буквы е и ё.

В словах язык, юла и ёлка эти буквы не обозначают мягкость согласного звука.

Мы еще не все повторили о буквах е, ё, ю, я.

 

Они в начале слова обозначают два звука.

4.      Построение проекта выхода из затруднения

Буквы е, ё, ю, я имеют двойную функцию в русском языке:они смягчают предыдущий согласный и в трех позициях передают два звука: в начале слова, в сочетании с гласным звуком и после разделительного ъ-ь знаков.

Эти буквы могут обозначать два звука в слове.

 

- Итак, вернемся к нашим словам. Мы не случайно записали их в столбик. Какое задание можно выполнить, чтобы доказать, что буквы ё, ю, я в этих словах обозначают два звука?

-Верно! Давайте попробуем составить транскрипцию.

 

Ё-[й’э];
Ю- [й’у];

Я-[й’а].

 

-Молодцы!

 

Давайте откроем учебник на стр. 90, упр. 136.

Прочитайте. Скажите, где изображены гласные звуки, а где - буквы, обозначающие гласные звуки.

Гласные звуки изображены в первом круге в квадратных скобках. Буквы, обозначающие гласные звуки – во втором, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.

 

Произнесите звуки. Какими буквами могут обозначаться эти звуки на письме?

Звук [А] может обозначаться на письме буквами А, О, Я.
[Э] — Е, Э;
[О] — О, Ё;
[Ы] — Ы, И;
[У] — У, Ю;
[И] — И, Е, Я.

 

Назовите буквы. Какой звук или звуки обозначают выделенные буквы в данных словах.

Маяк [а], [йа]
Сорока [а], [о]
Клён [о]
Лес [э]
Мяч [а]
Листы [и], [ы]

 

-Молодцы!

 

 

 

 

 

 

Составить транскрипции этих слов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Реализация построенного проекта

-А сейчас давайте рассмотри рисунок в упр. 137.

Прочитайте буквы. Скажите, что вы знаете о них.

Назовите по рисункам слова, в которых вы напишите одну из данных букв: е, ё, ю, я.

 

Записываем в рабочей тетради упражнение 137.

 

Запишите эти слова. Какую «работу» выполняют в них буквы е, ё, ю, я?

 

-Верно!

Рассматривают рисунок.

 

Енот, юбка, яблоко, ёж.

 

 

Записывают упражнение.

 

 

Буквы е, ё, ю, я в этих словах обозначают два звука, потому что стоят первыми в словах.Они образуют слог.

Физкультминутка

-Ребята, давайте с вами немного разомнемся.

- Я буду называть слова, а вы, если буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного, делаете наклон вправо; если они обозначают два звука – наклон влево.

Слова: ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён, ирис.

- А почему на последнем слове не наклонились?

-Молодцы! Садитесь.

Слушают внимательно учителя.

 

 

 

 

 

 

 

В слове ирис нет этих букв.

6.      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А сейчас внимательно читаем пословицы на стр. 91, упр. 138.

-Когда так говорят?

Тёплое слово и в мороз согревает. Так говорят, когда нужно поддержать человека в трудной ситуации, когда ему плохо.
Ехал прямо, да попал в яму. Так говорят, когда человек ожидал одно, а получил другое.

Люди пахать, а он руками махать. Так говорят, когда все работают, а он ленится.

 

Какую «работу» выполняют в словах выделенные буквы?

В слове тЁплое буква Ё обозначает мягкость согласного звука и звук О;

В слове прЯмо буква Я обозначает мягкость согласного звука и звук А;

В слове Яму буква Я обозначает два звука[ЙА];
В слове лЮди буква Ю обозначает мягкость согласного звука и звук У;

В слове пахАть буква А обозначает звук А;

В слове Он буква О обозначает звук О,

В слове рукАми буква А обозначает звук А;

В слове мАхать буква А обозначает звук А.

 

Спешите любую пословицу.

Читают пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списывают.

7.      Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

А сейчас самостоятельно прочитайте небольшую информацию про букву э.

Внимательно прочитайте задание к упр. 139. Из каких языков они к нам пришли? 

греч. – греческий, англ. – английский, порт. – португальский, итал. – итальянский, лат. – латинский, фр. – французский, нем. – немецкий, яп. – японский, греч. – греческий.

 

Самостоятельно, каждый в своей тетради, запишите любые три слова по алфавиту. Не забудьте подчеркнуть в них букву э.

 

-Молодцы!

Читают страничку для любознательных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют упражнение.

8.      Включение в систему знаний

Итак, ребята, давайте подведём итог урока.

— Какие признаки гласных звуков мы вспомнили?

— Сколько гласных звуков в русском языке?

— Сколько гласных букв в русском языке?

— Что могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я? (

 

 

 

Гласные звуки состоят из голоса; образуют слог; бывают ударные и безударные гласные. 

6.

10.

Мягкость согласного, гласный звук или слог.

9.      Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд №11.

Ребята, а сейчас откройте дневник, запишите домашнее задание.

Учебник стр. 92, упр. 140.

 

Наш урок подошел к концу, и вам пора оценить свою деятельность на уроке.

Если вы поняли весь материал, у вас не было затруднений или возникли небольшие трудности, то поднимите леденец зеленого цвета,  а кто вообще не справился с заданием – поднимите красный леденец.

 

Урок окончен, до свидания!

 

Внимательно слушают, записывают в дневники.

 

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

 

 

До свидания!

 

 

Методист ____________ Кузнецова В.А.

Учитель _____________ Бакулина Л.Н.

Оценка _____________

 


 

Русский язык. 2-а класс. Учитель

Русский язык. 2-а класс. Учитель

Сценарий урока Этапы урока

Сценарий урока Этапы урока

Найдите связь между верхним и нижним рядами

Найдите связь между верхним и нижним рядами

Кто-то догадался, о какой?

Кто-то догадался, о какой?

Маяк [а], [йа] Сорока [а], [о]

Маяк [а], [йа] Сорока [а], [о]

Какую «работу» выполняют в словах выделенные буквы?

Какую «работу» выполняют в словах выделенные буквы?

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2023