Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].
Оценка 4.8

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Оценка 4.8
docx
07.01.2020
Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].
Буква Ю,ю.обозначающие звуки [й’у]..docx

Урок обучения грамоте

Раздел: преподавание в начальной школе.

Тема:  Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

 

Цели:

создать условия для знакомства с  функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;  развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;  воспитывать уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: знать  и  объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД: развивать познавательные интересы, формировать определённые познавательные потребности  и учебные мотивы.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

 

Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.

 

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока.

а) Приветствие.

          - Громко прозвенел звонок-

         Начинается урок.

         Наши ушки на макушке,

         Глазки хорошо открыты.

         Слушаем, напоминаем,

         Ни минуты не теряем. (слайд 2)

Проверка готовности к уроку.

б) Психологический тренинг.

В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. (На доске картинка солнышка) Закройте глаза и представьте  маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение?  (Хорошее). Улыбнитесь друг другу. Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.

в) Артикуляционная гимнастика.

А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание (слайд 3) и надуем шарики для нашего гостя. А для кого, мы узнаем чуть позже. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку.

     У четырех черепашек четыре черепашек.

г) Составление рассказа по картине. (слайд 4)

     - Посмотрите на картинку. Чем дети заняты? Что они делают? (составление рассказа)

 II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Работа по теме «Речь».

  • Какой бывает наша речь?
  • Что такое устная речь?
  • Что такое письменная речь?
  • Из чего состоит наша речь?
  • Что мы с вами произносим, когда разговариваем?
  • Какие бывают звуки?

2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».

- Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)

Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.

Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?

(В синий- а,о,у,ы,; в зеленый- е,ё,и,я)

- Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы, ? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).

- Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я?  (Заставляют согласные звуки звучать мягко).

  • Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)
  • Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)
  • На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)
  • Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)
  • Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)
  • Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)
  • Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)
  • На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)
  • Назовите слова в которых все согласные звуки мягкие. (слайд 5)
  • Игра «Угадай – ка».  - Посмотрите, ребята, на алфавит,  буквы потерялись. Давайте отгадаем, каких букв не хватает. (слайд 6)

- Оцените свою работу (дети показывают круги: зеленый – у меня все получилось, желтый –  у меня есть вопросы, красный – мне нужна помощь).

III. Новый материал.

1. Введение в тему урока. Целеполагание.

(Стук в дверь. Учитель открывает и показывает ребятам Фиксика.)

- Симка дала Нолику задание, но он не смог справиться и пришел к нам за помощью. Поможем?

- Отгадайте загадку: На одной ноге кружится,

                                      Беззаботна, весела.

                                      В пестрой юбке танцовщица, 

                                      Музыкальная  … (Юла).  (слайд 7)

Иногда эту игрушку называют и по-другому – «волчок».  (На доске - предметная картинка с изображением юлы).

- Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово у себя на листочках.

Вывешиваю запись слова юла – йула.

- У вас получились разные записи: Нолик  написал йула, а Вы, ребята, – по-разному: у кого-то – юла, а у кого-то - йула.Где возникло затруднение? (При обозначении первого слога, звуков[ йу])

- Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)

- Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

- Как определить тему нашего урока?  (слайд 8)

- Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?

2. Работа по теме урока.

- Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав. Кто знает как выглядит буква Ю? (В конверте у Нолика элементы буквы, собираем и получаем Ю)  (Слайд 9)

- На что она похожа? (Кусочек буквы Н +буква О) Правильно. 

Буквы Н (эн) и О играли,

У Н (эн) палочку сломали.

О к обломкам прикреплю,

Получилась буква «Ю».

На что еще похожа? (слайд 10)

- Сконструируйте букву Ю на парте из ниток, которые лежат перед вами.

- А теперь напишите букву на спине у своего соседа. Молодцы! А в старинных летописях  летописцы изображали букву «Ю» вот так. (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).

- Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)

- Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?

-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.

- Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ([й] [у])

- Это первый секрет буквы. Вывод.

 Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. (слайд 9 – 11- 12)

3.Физминутка            (Слайд 13)

 -Стану я сейчас юлой.

На ноге крутнусь одной.

А теперь сменю я ножку

И на ней крутнусь немножко.

Покрутилась. А сейчас

Я прошу садиться вас.

 

4. Игра «Доскажи словечко»

1. Любят хрюшки букву Ю:

Без неё не скажешь … (хрю)

 

2. Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме.

И за это братик мой

Называл меня … (юлой)

 

- Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)

А как звали девочку на картине? (Юля)

- Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) (слайд 14)

- С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)

(Выставляю заглавную букву Ю)

 

7. Чтение слогов с буквой Ю.

     Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются  согласные буквы. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).

Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог. (на доске слоги)

Читаем слоги: РЮ                ЛЮ

                             ДЮ                        СЮ

                             ТЮ             НЮ

- Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук) Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком)

- Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).

8. Чтение слов с буквой Ю.

Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:

рисую – рисуют

пою - поют

играю - играют

- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)

- Какие? ([йʼу])

- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)

- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)

- Почему?

- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?

Вывод: Гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и в середине после другой гласной буквы.  (Слайд 16)

Раз буква Ю обозначает два звука, какая она? (хитрая)

- Оцените свою работу. Нолик с вами очень доволен.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.

- Посмотрите на стр.171, рассмотрите рисунок.

- Кого вы видите на рисунке?

- Чем занят ежик?

- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)

2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.

- Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение)

- Что шьет еж?

- Кого он одевает?

-Прочитаем текст еще раз.

- В каких словах встретилась буква Ю?

- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)

- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).

 

3. Физкультминутка.  (Слайд 18)

   - Вышли мышки как-то раз 
(«Ходьба», сидя за партой (держать осанку).) 
Посмотреть, который час. 
(Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс) 
Раз-два, три-четыре, 
(Два хлопка справа, два хлопка слева) 
Мыши дернули за гири. 
(Руки вверх-вниз) 
Вдруг раздался страшный звон, 
(Четыре хлопка над головой
Убежали мышки вон.

4. Рассматривание иллюстрации на стр.170.

- Какой момент изображен на иллюстрации?

- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)

- Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).

- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)

(Выставляю портрет С.Я. Маршака)

- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

- Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)

- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.

 

5. Найдите слова, в которых буква «ю»  обозначает 2 звука. (слайд 20)

- Оцените себя.

 

V. Итог урока. Рефлексия.

- Какая цель была на уроке?

- С какой новой буквой познакомились?

- Почему она особенная (хитрая)?

- Что интересного узнали об этой букве?

- Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю? (слайд 21)

- Оцените свою работу на уроке.

-Спасибо, ребята, вы хорошо поработали! Нолик благодарит вас за ваши правильные ответы, ему урок очень понравился. Теперь он с легкостью справится с заданиями Симки.

 

 

 

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2020