Урок обучения грамоте
Раздел: преподавание в начальной школе.
Тема: Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].
Цели:
создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Личностные УУД: развивать познавательные интересы, формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.
Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока.
а) Приветствие.
- Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, напоминаем,
Ни минуты не теряем. (слайд 2)
Проверка готовности к уроку.
б) Психологический тренинг.
В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. (На доске картинка солнышка) Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее). Улыбнитесь друг другу. Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.
в) Артикуляционная гимнастика.
А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание (слайд 3) и надуем шарики для нашего гостя. А для кого, мы узнаем чуть позже. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку.
У четырех черепашек четыре черепашек.
г) Составление рассказа по картине. (слайд 4)
- Посмотрите на картинку. Чем дети заняты? Что они делают? (составление рассказа)
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
1. Работа по теме «Речь».
2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».
- Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)
Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.
Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?
(В синий- а,о,у,ы,; в зеленый- е,ё,и,я)
- Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы, ? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).
- Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).
- Оцените свою работу (дети показывают круги: зеленый – у меня все получилось, желтый – у меня есть вопросы, красный – мне нужна помощь).
III. Новый материал.
1. Введение в тему урока. Целеполагание.
(Стук в дверь. Учитель открывает и показывает ребятам Фиксика.)
- Симка дала Нолику задание, но он не смог справиться и пришел к нам за помощью. Поможем?
- Отгадайте загадку: На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (Юла). (слайд 7)
Иногда эту игрушку называют и по-другому – «волчок». (На доске - предметная картинка с изображением юлы).
- Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово у себя на листочках.
Вывешиваю запись слова юла – йула.
- У вас получились разные записи: Нолик написал йула, а Вы, ребята, – по-разному: у кого-то – юла, а у кого-то - йула.Где возникло затруднение? (При обозначении первого слога, звуков[ йу])
- Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)
- Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?
- Как определить тему нашего урока? (слайд 8)
- Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?
2. Работа по теме урока.
- Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав. Кто знает как выглядит буква Ю? (В конверте у Нолика элементы буквы, собираем и получаем Ю) (Слайд 9)
- На что она похожа? (Кусочек буквы Н +буква О) Правильно.
Буквы Н (эн) и О играли,
У Н (эн) палочку сломали.
О к обломкам прикреплю,
Получилась буква «Ю».
На что еще похожа? (слайд 10)
- Сконструируйте букву Ю на парте из ниток, которые лежат перед вами.
- А теперь напишите букву на спине у своего соседа. Молодцы! А в старинных летописях летописцы изображали букву «Ю» вот так. (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).
- Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)
- Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?
-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.
- Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ([й] [у])
- Это первый секрет буквы. Вывод.
– Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. (слайд 9 – 11- 12)
3.Физминутка (Слайд 13)
-Стану я сейчас юлой.
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутилась. А сейчас
Я прошу садиться вас.
4. Игра «Доскажи словечко»
1. Любят хрюшки букву Ю:
Без неё не скажешь … (хрю)
2. Я вертелась под ногами,
Очень я мешала маме.
И за это братик мой
Называл меня … (юлой)
- Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)
А как звали девочку на картине? (Юля)
- Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) (слайд 14)
- С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)
(Выставляю заглавную букву Ю)
7. Чтение слогов с буквой Ю.
Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).
Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог. (на доске слоги)
Читаем слоги: РЮ ЛЮ
ДЮ СЮ
ТЮ НЮ
- Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук) Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком)
- Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).
8. Чтение слов с буквой Ю.
Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:
рисую – рисуют
пою - поют
играю - играют
- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)
- Какие? ([йʼу])
- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)
- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)
- Почему?
- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?
Вывод: Гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и в середине после другой гласной буквы. (Слайд 16)
Раз буква Ю обозначает два звука, какая она? (хитрая)
- Оцените свою работу. Нолик с вами очень доволен.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.
- Посмотрите на стр.171, рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите на рисунке?
- Чем занят ежик?
- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)
2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.
- Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение)
- Что шьет еж?
- Кого он одевает?
-Прочитаем текст еще раз.
- В каких словах встретилась буква Ю?
- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)
- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).
3. Физкультминутка. (Слайд 18)
- Вышли мышки как-то раз
(«Ходьба», сидя за партой (держать осанку).)
Посмотреть, который час.
(Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс)
Раз-два, три-четыре,
(Два хлопка справа, два хлопка слева)
Мыши дернули за гири.
(Руки вверх-вниз)
Вдруг раздался страшный звон,
(Четыре хлопка над головой)
Убежали мышки вон.
4. Рассматривание иллюстрации на стр.170.
- Какой момент изображен на иллюстрации?
- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)
- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).
- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)
- Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).
- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)
(Выставляю портрет С.Я. Маршака)
- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)
- Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)
- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?
- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.
5. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука. (слайд 20)
- Оцените себя.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какая цель была на уроке?
- С какой новой буквой познакомились?
- Почему она особенная (хитрая)?
- Что интересного узнали об этой букве?
- Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю? (слайд 21)
- Оцените свою работу на уроке.
-Спасибо, ребята, вы хорошо поработали! Нолик благодарит вас за ваши правильные ответы, ему урок очень понравился. Теперь он с легкостью справится с заданиями Симки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.