С каждым днем проблема буллинга становиться все острее и увеличивается число жертв подверженных насилию. В средствах массовой информации, особенно в Интернете, все чаще появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Профилактика такой жестокости ложится на плечи не только педагогов, ей должны заниматься также родители и психологи в образовательных учреждениях.
Буллинг — один из самых распространенных видов насилия в подростковом коллективе, отрицательно сказывающийся на физическое и психическое состояние всех его участников
Ведущим видом деятельности подростка является межличностное общение в коллективе сверстников, направленное на поиск своего места в обществе, самопознание, саморазвитие личности, необходимого для дальнейшей социализации, интеграции подростка в общество. На примере имеющегося образца поведения взрослых, подросток формирует свою модель поведения в среде сверстников, так называемой референтной группе, используя при этом на себе различные социальные роли. Это и способствует в ряде случаев возникновению в подростковом возрасте буллинга.
Проблема буллинга носит, в частности, междисциплинарный характер, так как ее изучением занимаются различные отрасли науки: клиническая, педагогическая, юридическая, семейная психология; психотерапия; социология; философия; культурология и др.
Буллинг - это достаточно сложное явление, оно не имеет ни однозначного объяснения, ни универсальных способов преодоления и предотвращения. Одни ученые называют буллингом серьезные акты агрессии, а другие – любые угрозы и оскорбления, без которых не обходится даже самое миролюбивое человеческое сообщество.
Зарубежные исследователи рассматривали понятие «буллинг» как: «травлю которая может быть физической или психической по отношении к личности не способной защитить себя в сложной ситуации»; длительное насилие, физическое или психологическое, которое осуществляется одним занимающим лидерскую позицию в коллективе человеком или группой людей, направленое против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению»; «шкoльное насилие – поддающиеся наблюдению действия, которые имеют место в общении между молодыми людьми в школе и которые являются причиной появления чувства обиды или стресса».
Российские исследователи рассматривали понятие «бyллинг» как: «запугивание, физический или психологический террор, который может быть направлен на подчинение одного человека другому и на то, чтобы вызвать у другого страх»; «школьная травля», которая включает в себя совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, которые затрагивают процесс продолжительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не может защитить себя в данной ситуации»; «психологическая, физическая или психологическая агрессия (нападение) с целью нанести вред жертве, запугать ее и (или) стрессирoвать».
Рассматривая теоретический материал по проблеме буллинга в подростковом возрасте можно выделитьосновные признаки буллинга.
Процесс буллинга асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий лидерскими способностями в виде физической и психологической силы, с другой – пострадавший, которому просто необходима поддержка и помощь третьих лиц. Буллинг характеризуется нанесением физических и душевных страданий другому человеку. Буллинг снижает у подростка уверенность в себе, самоуважение, авторитет среди сверстников и человеческое достоинство. Буллинг – это групповое явление, затрагивающее не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс, где оно совершается. Процесс буллинга носит длительный характер и не заканчивается сам по себе: всегда необходима защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям. В буллинге присутствует постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному человеку, возникает затяжной конфликт.
Из анализа литературных источников основными участниками буллинга являютя: «Буллер» (обидчик, преследователь) – индивид, который преследует и запугивает жертву. «Жертва» (пострадавший) – индивид, на которого направлена физическое или психологическое насилие. «Наблюдатель» (свидетель) – индивид, владеющий всей информацией о деталях насильственного взаимодействия, издевательств, но не вмешивающийся в процесс, сохраняющий нейтралитет.
В связи с этим можно выделить основные психологические характеристики «жертвы» и «обидчика» в процессе буллинга в образовательной учреждении следующие: для «жертвы» характерны психологические особенности: социальная отрешенность, способность отстраняться от конфликтов, сензитивность, замкнутость, застенчивость, соматическая ослабленность, тревожность, склонность к депрессии, заниженная самооценка, неуверенность в себе, преобладание неконструктивных стратегий совладания, сниженная учебная мотивация, социальные проблемы (хвастливость, игнорирование), осторожность в общении, уход в себя (эскапизм), избегание обидчиков, отрицательное самоотношение, низкий/высокий уровень агрессии, пониженное чувство собственного достоинства, низкая степень социальной поддержки. Для «обидчика» присущи следующие психологические черты: высокая общая агрессивность, положительное отношение к агрессии, недостаток эмпатии, большая потребность в доминировании, успешность и самоуверенность, положительное самоотношение, относительно высокий социометрический статус.
Профилактика буллинга в образовательном учреждении включает в себя грамотно организованную работу всего педагогического коллектива по психологическому просвещению. Психологическая профилактика как направление деятельности педагога-психолога в школе нацелена на поддержание психологического здоровья школьников на всех возрастных этапах. Основной задачей профилактики буллинга является предупреждение психологических проблем у школьников. Важным аспектом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование благоприятных условий для развития подростков.
Психологическое просвещение рассматривается как форма профилактической работу по формированию у всех субъектов образовательного процесса потребности в психологических знаниях и умениях их применять в целях саморазвития и самоопределения. Основная цель психологического просвещения по проблеме буллинга заключается в формирование и повышение психологической культуры школьников, родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения. В качестве основных функций просвещения выступают развивающая, активизирующая, инструментальная, профилактическая.
Таким образом, данная методическая разработка воспитательного мероприятия с элементами тренинга направлена на психологическое просвещение как основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы в деятельности педагога-психолога и социального педагога в образовательном учреждении. Разнообразие пассивных (лекции, семинары, наглядность) и активных (дискуссии, семинары-практикумы, тренинговые занятия) форм психологического просвещения позволяет успешно решать задачу предупреждения буллинга в образовательной среде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.