Буллинг в образовательном учреждении
Оценка 4.7

Буллинг в образовательном учреждении

Оценка 4.7
Документация
docx
правоведение
7 кл—11 кл +1
30.12.2020
Буллинг в образовательном учреждении
В нашем мире мы уже давно привыкли сталкиваться с насилием, причем это происходит в любом возрасте и во всех сферах нашей деятельности. Одной из разновидностей насилия является травля. Травля развивается почти в любом закрытом сообществе — будь то армейское подразделение или элитная школа, или трудовой коллектив. Особенно ярко проблема насилия проявляется в образовательном коллективе. На проблему насилия среди учащихся все чаще стали обращать внимание преподаватели и учителя. Эта жесткость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии. У нас насилие в учебном заведении называют травлей. В США этому явлению дано определение буллинг.
Буллинг в образовательном учреждении.docx

Сл.1. В нашем мире мы уже давно привыкли сталкиваться с насилием, причем это происходит в любом возрасте и во всех сферах нашей деятельности. Одной из разновидностей насилия является травля. Травля развивается почти в любом закрытом сообществе — будь то армейское подразделение или элитная школа, или трудовой коллектив. Особенно ярко проблема насилия проявляется в образовательном коллективе. На проблему насилия среди учащихся  все чаще стали обращать внимание преподаватели и учителя. Эта жесткость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии. У нас насилие в учебном заведении называют травлей. В США этому явлению дано определение буллинг.

Сл.2  Буллинг – таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Буллинг – намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, физический или психологический террор) одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять.

Проблема буллинга существует и в нашей стране, причем нарастает по своим масштабам с каждым годом. Если 20 - 30 лет назад психологи и социологи отмечали единичные случаи детской и/или подростковой агрессивности, то с изменением структуры и социально-правовой составляющей нашего общества явление буллинга стало встречаться повсеместно и в массовом порядке. Редкое учебное заведение обходится без такого рода конфликтов.

Цель нашей беседы: систематизация представлений о психологических причинах и последствиях буллинга в образовательной среде.

1.Подходы к рассмотрению феномена буллинга

Первые публикации на тему детской травли появились довольно давно, еще в 1905 г.

Первое анонимное исследование, проведенное в 1980 – е годы в Норвегии и Швеции показало, что 15% детей регулярно подвергаются травле. В это же время появляется термин «моббинг» - это группа агрессоров, систематически и целенаправленно преследующих жертву с целью морально-психологического, физического исключения ее из класса, группы.

И. Бердышев,

Д.Н. Соловьев.

Е. Н. Пронина

Сл. 3. Практически все авторы сходятся к тому, что буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей - это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других - порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих - откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка, заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Буллинг это своего рода тирания.

Тирания включает в себя три ключевых компонента:

- использование преимуществ силы;

- причинение вреда;

- действия против воли.

Сл. 4. Буллер - это человек, который проявляет агрессию по отношению к другому:

- хочет наслаждаться преимуществами взрослого мира,

- отказывается от ответственности за собственное поведение;

- не хочет замечать эффектов, которые оказывает своим поведением на других;

- не желает признать, что могут быть другие, лучшие способы поведения.

Буллеры закипают от обиды, горечи, ненависти и гнева и часто имеют широкий спектр предубеждений в качестве средства для вымещения своего гнева на других.

Психологические причины и последствия буллинга в образовательной среде

Сл. 5. Особое внимание хотелось бы уделить участникам буллинга. Может быть от 2 до 5 участников буллинга.

 «Жертвы». «Жертвы» наиболее зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга.  самооценка низкая, «жертвы» очень недовольны собой. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв». 

«Обидчики» имеют низкий уровень тревожности и высокую самооценку, они часто конфронтируют со взрослыми, нарушают правила поведения. Для обидчиков характерны импульсивность и потребность в доминировании, они вспыльчивы, чувствительны к критике, но равнодушны к чувствам других и неспособны к эмпатии.

«Помощники очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «обидчики», но одновременно они и достаточно авторитарны. По активному прямому буллингу самые высокие показатели именно у «помощников», так как часто именно они обзывают, бьют и т. д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. 

 «Защитники». У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надежности и пониманию. В идеале они хотят быть очень добрыми, т. е. доброта для них - настоящая ценность. Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им. 

«Нейтральные участники». Они не подпадают ни под чье влияние, просто смотрят со стороны, но, как уже отмечалось выше, это далеко не всегда хорошо, так как «нейтральные участники» - те самые зрители, для которых играется спектакль «буллинг».

Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и бед (бросил отец, плохие отметки по предметам, отчислили из спортсекции и т.п.). Родители часто моделируют неадекватную реакцию своих детей на те или иные ситуации. Семьи обидчиков характеризуются патологическими типами семейного воспитания, наличием насилия в семье, наличием физических наказаний и эмоциональной отдаленностью членов семьи друг от друга. Телевизионные программы и передачи, могут культивировать насилие, компьютерные игры, у которых "градус жестокости" тоже порой зашкаливае.

Сл. 6.  Жертвой может стать любой ребенок, но в основном «агрессоры» выбирают того, кто слабее или чем-то отличается от других. Часто такими жертвами  насилия становятся дети:

- имеющие физические недостатки (носят очки, имеют пониженный слух или нарушение движений и др.), те, кто не может дать достойный отпор и защитить себя;

- имеющие особенности поведения (замкнутые дети или дети с импульсивным поведением). Такие дети чаще других могут подвергаться агрессии и насмешке. Гиперактивные дети могут быть слишком назойливыми, и в то же время более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они часто влезают в чужие разговоры,  навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании.

- имеющие особенности внешности. Объектом для насмешек могут стать рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

Сл.7. - имеющие плохие социальные навыки. Недостаточный опыт общения и самовыражения может привести к тому, что у таких детей не вырабатывается психологическая защита, и они принимают роль жертвы.

- имеющие болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание и т. д.;

- имеющие низкий интеллект и трудности в обучении.

Сл.8. Современный буллинг имеет некоторые особенности. Первая особенность, которая обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали все чаще принимать участие в физическом буллинге.  Еще одно явление современного буллинга – это скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо подростком, либо кем-то из посторонних, проникших в ОУ. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой. Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. (Керченский Политехнический колледж, 2018г.)

Сл. 9. Еще одна особенность современного буллинга в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Подростки  отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии. Такая травля называется кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг.

Последствия буллинга. Буллинг порождает стресс. Тот, кто подвергается буллингу, испытывает психологический стресс. Во время стресса функции тела сокращаются до минимально необходимых. Начинается усиленная выработка гормона адреналина, который влияет на организм следующим образом:

- Он блокирует пищеварительные процессы, поскольку при наличии опасности нельзя есть. Следствием этого становится появление странных и неприятных ощущений в желудке.

- Увеличивается частота сердечных сокращений,

- Мыслительный аппарат частично или полностью отключается, (вплоть до потемнения рассудка).

- Нарушается работа иммунной системы

Сл. 10. Уже более двадцати лет ведутся исследования, которые показывают, какой вред здоровью наносит буллинг своим жертвам. Отмечены психологический, социальный, физический, эмоциональный и академический вред.

Жертвы также больше думают о самоубийстве. Самоубийство не такое частое явление среди подростков, но для тех, кто становится жертвой буллинга, риск самоубийства возрастает. В случаях постоянного и жестокого буллинга, дети могут рассматривать самоубийство как избегание страдания.

Сл. 11., Алгоритм действия по реагированию на случаи насилия в ОУ (ЮНЕСКО 2015 г)

Алгоритм действий при обнаружении случая буллинга:

·        следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одногруппников;

·        следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одногруппников;

·        если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете;

·        помогают объединить группу совместные мероприятия, поездки, выпуск стенгазет и т.д.;

·        необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других;

·        следует избегать высмеивания и сравнивания подростков на уроках. ·        разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Для преодоления буллинга необходимо работать также с родителями, обсуждая с ними его причины.

Сл.12.  прочитать

Сл. 13. прочитать

Сл. 14. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за травлю в ОУ. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности. Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят.

Как уже сказала травля - это угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, - это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета» (128.1), которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про ребенка лживые слухи. Если родители  смогут доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация учебного заведения или же родители или иные законные представители виновного или сам обидчик.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один учащийся нанес незначительные побои другому, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет. (УК РФ Статья 116. Побои. Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий.

Если серьезное избиение, то наказание наступает с 14 лет. (УК РФ Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, УК РФ Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, реальный срок)

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание» (ст.117).

УК РФ Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

наказываются штрафом

либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 

УК РФ Статья 110. Доведение до самоубийства

 

УК РФ Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства

Ответственность за кибербуллинг — закон и статьи

В большинстве развитых странах прямой ответственности за травлю в сети нет, за исключением Германии, где кибербуллинг приравнен к деликту и за него взрослому реально получить 10 лет заключения. Ситуация в России иная — прямых норм, устанавливающих ответственность за травлю в интернете, нет.

Вместе с тем существует судебная практика наказания кибербуллеров в административном и уголовном порядке за клевету (ст. ст. 129, 298 УК РФ), оскорбление (ст.130 УК РФ), угрозу физическим насилием (ст. ст. 161-162 УК РФ), доведение до самоубийства (ст.110 УК РФ)

За оскорбление несовершеннолетнего ребенка можно привлечь по ст. 5.61 КоАП РФ. За оскорбительное приставание в общественных по ст. 20.1 Мелкое хулиганство КоАП.

Поскольку на образовательное учреждение возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы, ОУ тоже может понести ответственность за бездействие.  Если будет доказано, что администрация ОУ бездействует, а травля не прекращается, то работники ОУ могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность.

К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда,

к административным – штрафы.

Заключение

В ходе рассмотрения данной проблемы, я пришла к выводу, что:

 

1. Буллинг является актуальной проблемой современного общества;

2. Дети с каждым годом становятся все жестче;

3. Издевательства, побои, оскорбления – это все вполне совмещается с нашей системой образования;

4. Ни родители, ни учителя по - большому счету, не знают, как бороться с этим социальном явлением;

6. травля становится типичным явлением, а агрессия рассматривается как норма поведения;

7. Травля часто наносит непоправимый психологический вред ребенку;

8. Буллинг является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде у ребенка.

10. проблемы буллинга в образовательной среде показал недостаточную разработанность данной проблемы в нашей стране.

11. проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сл.1. В нашем мире мы уже давно привыкли сталкиваться с насилием, причем это происходит в любом возрасте и во всех сферах нашей деятельности

Сл.1. В нашем мире мы уже давно привыкли сталкиваться с насилием, причем это происходит в любом возрасте и во всех сферах нашей деятельности

Буллинг это своего рода тирания

Буллинг это своего рода тирания

Родители часто моделируют неадекватную реакцию своих детей на те или иные ситуации

Родители часто моделируют неадекватную реакцию своих детей на те или иные ситуации

Керченский Политехнический колледж, 2018г

Керченский Политехнический колледж, 2018г

Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы

Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы

Если серьезное избиение, то наказание наступает с 14 лет

Если серьезное избиение, то наказание наступает с 14 лет

Заключение В ходе рассмотрения данной проблемы, я пришла к выводу, что: 1

Заключение В ходе рассмотрения данной проблемы, я пришла к выводу, что: 1
Скачать файл