Бурятская поэзия в годы ВОВ
Оценка 4.8

Бурятская поэзия в годы ВОВ

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
7 кл—11 кл
05.01.2021
Бурятская поэзия в годы ВОВ
Исследовательская работа для 7-11 классов
бурятская поэзия в годы ВОВ.docx

                                                                                                                                                                             Оглавление:

1.      Введение                                                                                                2 страница

2.      Теоретическая часть                                                                             4 страница

3.      Практическая часть                                                                               5 страница

4.      Заключение                                                                                            13 страница

5.      Список литературы                                                                               14 страница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

Я очень люблю читать  и как, обычно зайдя в библиотеку, решила найти что-нибудь интересное. Мое внимание привлекла очень старая и  потертая книга, было сразу видно, что ее очень долгое время никто не брал в руки, оказалась, что это сборник  стихотворений бурятских поэтов на период Великой Отечественной войны. Меня заинтересовала эта книга потому, что я до этого момента встречала очень мало стихотворений поэтов Бурятии посвященных войне. Прочтя  этот сборник я была удивлена, почему эта книга так редко бралась в руки. Спросив у своих одноклассников и друзей знают ли они о стихотворениях бурятских поэтов посвященных Великой Отечественной войне. Как оказалась, они знали очень мало о бурятской поэзии этого периода, но многие заинтересовались этой книгой. Тогда я впервые задумалась над тем, чтобы узнать намного больше бурятских стихотворений посвященных Великой Отечественной войне и биографию тех, кто их написал.  С этим вопросом я подошла к школьному библиотекарю, которая предложила мне сделать исследовательскую работу по этой теме.

Актуальность исследования:

 Актуальность исследования обусловлена тем, что в человеке с детства нужно воспитывать такие духовные ценности как патриотизм, любовь к родине, готовность пожертвовать собой во имя отчизны. Изучение и сохранение прошлого нашей страны – важнейшая патриотическая, нравственная и культурная задача. Знакомство и изучение исторического подвига народа в поэзии наших земляков – настоящий урок патриотизма, который будет реализован посредством нашей исследовательской работы. Знание своей истории, ее понимания укрепляет высокое чувство любви к родине, формирует гражданина и патриота. Эти духовные ценности никогда не потеряю своей актуальности.

Цель:

1.      Исследовать военную тему в лирике бурятских поэтов.

2.      Выявить ее особенности: на основе изучения исторического подвига народа.

3.      Формировать духовные ценности школьников, чувство сопричастности к истории нашего отечества, любви и уважения к нему.

Указанные цели реализуются через решение следующих задач:

1.      Расширить представления школьников о значении бессмертного подвига народа в бурятской поэзии в годы Великой Отечественной войны.

2.      Систематизировать стихотворения, написанные бурятскими поэтами  во время Великой Отечественной войны  в соответствии с тематикой и их содержанием.

Объект исследования:

Лирическая бурятская поэзия в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза:

Считаем возможным предположить, что благодаря работе, проводимой с данной тематикой:

-Удастся повысить интерес у школьников к военной теме и донести до сознания учащихся значимость подвига народа в годы Великой Отечественной войны.

- Знакомство учащихся с творчеством наших поэтов – земляков повлияет на развитее духовных   ценностей учащихся, в основе которых лежит потребность служить родине и быть ее защитником.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования :

1.      Аналитическое чтение.

2.      Теоретический анализ литературы.

3.      Поисковый, контекстуальный анализ.

4.      Сравнительный анализ.

5.      Изучение монографических публикаций и статей.

6.      Обобщение.

 

 

 


 

                                        I. Теоретическая часть.

В 2020 году весь российский народ будет праздновать 75-летие со дня окончания Великой Отечественной войны. Война длилась четыре долгих года, и отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых. Осиротила матерей, жен и детей. Боль тех,  чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда. Не один регион нашей страны в те года не остался в стороне и Бурятия в том числе. На сегодняшний день к сожалению, память народа о Великой Отечественной войне  ослабевает, и скоро мы будем изучать войну только по историческим документам. Но создана впечатляющая летопись о Великой Отечественной войне в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько стихотворений было создано на войне. В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов.  Писали о войне и бурятские поэты, но мы об их творчестве или ничего не знаем или знаем мало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

                                           II. Практическая часть.

21 июня 1941 года советские люди провели, как  и все предыдущие дни,  в мирном труде. Таким же мирным, безоблачным представлялся им и следующий день.  Газеты и радио сообщали, а военных действиях, проходящих где-то далеко за пределами страны. Видно было, что советское правительство ищет выходы из создавшегося положения, ищет путь, идя по которому удалось бы избегнуть войны. Зачем была нам нужна война….

                                 Мы строили мирно свои города

                                 Мы мира для мира желали,

                                 Под знаменем красным борьбы и труда

                                 Мы счастье народа ковали!

                                                                                       С. Дунаев.

Но все знали, и правительство и мирные люди, что война может начаться в любой момент, поскольку она бушевала во всем мире. В предвоенные годы в печати и в устных выступлениях нередко можно было встретить такие слова высокопоставленных лиц: любого врага, напавшего на нашу родину, будем бить на той территории, откуда он пришел. Советский  народ еще до войны знал. Что фашизм - это самое жестокое, хищное, бесчеловечно-уродливое чудовище, которое только и хочет истребить другие народы. В 1937 году в стихотворение «Благополучие и счастье - наша жизнь» Хоца Намсараев писал:

Черный фашист,-

Череп, скелет ты,

Облик ты гибели

Старого мира.

Убийства, изуверства-

Утеха твоя,

Спокойствие, счастье-

Стремления наши.

 

Правительственное сообщение 22 июня 1941 года о нападении фашистской Германии на нашу страну прозвучало, как гром среди ясного неба, но едва ли простой советский человек сразу оценил всю ту опасность, какую представляло это нападение. Ведь будущая война, если она, разразится, виделось через розовые очки, надетые на глаза простого советского человека.  Люди и не представляли, что на самом деле армия была ужасна, подготовлена к нападению, и считали, что война закончится быстро и  «малой кровью». Поэтому в это время вышли различные стихотворения, бурятских поэтов, где говорилось о быстрой победе и с минимальными потерями.

Мы войны не хотим, но себя защитим,-

Оборону крепим мы недаром,

И на вражьей земле мы врага разгромим

Малой кровью, могучим ударом…

 

Полетим мы из вражьего неба,

Вражьи гнезда разрушим дотла,

Чтоб над родиной нашею не был

Даже кончик чужого крыла…

Но едва ли кто мог представить, что врага мы не только не будем бить на его территории, но и допустим, чтобы он дошел до Москвы. Все кто мог идти на войну уходили, чтобы защитить свою родину.  Но в первое время войны советская армия отступала,  города и села были оккупированы врагом, множество людей отправляли в Германию в качестве бесплатной рабочей силы, кого не забирали  работать, отправляли в концлагеря.  Почти каждый день приходили плохие новости, одна хуже другой. И многие поэты, и писатели воевавшие, на фронте желали,  как-то показать, что люди непросто готовы воевать за свою родину, а готовы умереть не задумываясь, что как бы ни было тяжело мы сможем победить. И такое патриотическое желание находит отражение во многих стихах поэтов Бурятии. Дольен Мадасон 23 октября 1941 года в  стихотворение «Великая отчизна» писал:

Великая отчизна наша!                                                                                                                                                                       Земля родная - наша мать!                                                                                                                                                                 Тебе, твои мы сыновья,                                                                                                                                                                    Клянемся, присягаем!

Ружье - оружье изучив,                                                                                                                                                      Фашистов - хищников зверей                                                                                                                                                          Изгоним всех, истребим,                                                                                                                                                                 Мы им за их злодейства отомстим..

Призыв партии и правительства «Все для фонта, все для победы над врагом» очень быстро воплощался в конкретные дела каждого советского человека, который не воевал на фронте. Люди трудились не жалея себя, чтобы  помочь фронту и своей родине. Поэты стремились выразить это в своих произведениях. Талантливый поэт Жамсо Тумунов в те дни писал:

Что ты делать умеешь?                                                                                                                                                                    То делай для матери-родины!                                                                                                                                                          Пота не жалей!                                                                                                                                                                                          Хлеба экономь!

 В дни войны, особенно, когда наша советская родина оказалась в трудном положении: Советская армия отступала, наши города и села оккупировались врагом.  Поэты Бурятии били врагов на фронте. Так в сражении с фашистами пал смертью храбрых Константин Брянский, Жамьян Балданжабон, Сокто Номтоев, Дарижаб Дамдинов, Жамсо Тумунов, Алексей Уланов и Данри Хидтухин. Жамсо Тумунов – поэт-фронтовик в стихотворении «По серебряному инею» писал:

Пули свистят,                                                                                                                                                 Сабли сверкают,                                                                                                                                         Кони топочут,                                                                                                                                          Корчатся змеи –                                                                                                                                            В дыму и пламени                                                                                                                                          Свой долг выполняю.

Алексей Уланов бурятский поэт, пока не был ранен в Сталинграде  и не эвакуирован в тыл, читал своим друзьям – однополчанинам  написанные им стихотворения, зажигая их сердца огнем ненависти к лютому врагу.  Одно из его стихотворения « есть силы – шагай»:

Есть сила – шагай, врывайся в окопы,                                                                                                                                          Вперед и вперед – Смоленск не долек.                                                                                                                                     Обрызганы грязью дороги и тропы,                                                                                                                                                  В атаку вперед, подымай, кто залег.

В сборнике Алексея Уланова «есть силы – шагай» вышедшим в 1943 году имеются девять стихотворений полных патриотизма, глубокой верой в силу и доблесть советского народа. Обо этом говорят строки стихотворения « Да примут смерть» :

                                                                                                                  Коль пришли не с добром, пусть находят могилу –                                                                                                           Так бывало, так будет и  впредь:                                                                                                                         С нами, правда и храбрость и сила,                                                                                                                     Да и примут захватчики смерть.

Хоца Намсараев писал:                                                                                                                                           

Большевистские сыны и дочери,                                                                                                                                         Черных врагов фашистов, в дребезги разбив,                                                                                          Многочисленному народу покой и счастье принесут.

Цокто Номтоев обращается к Днепру 1942 год:                                                                                             

Днепр река, всего доброго!                                                                                                                              Закончив войну, возвратимся.

Дарижаб Дамдинов в июле 1941 года пишет:                                                                                               

Страна наша                                                                                                                                                                          С непобедимой силой,                                                                                                                                                Поднялся весь народ                                                                                                                                                     Страну защищать.

Семен Дунаев в своем стихотворение « час пробил», 18 августа 1941 года написал:                                     

Последнего боя полыхает пожар,                                                                                                                                  Истории ход не приложен.                                                                                                                                      Пусть враг в исступленье коварен и яр,                                                                                                                                       Он будет в бою уничтожен.

Поэты Бурятии не только безгранично любили свою советскую родину, но и глубоко верили в ее несокрушимые силы, а врага считали обреченным на неминуемою  гибель.

Жамсо Тумунов в стихотворении «ружье наведено» обращенное к пленному фашисту писал:

Когда дворцы высокие                                                                                                                                                 В пепел превращались, –                                                                                                                                                     смеялся ты!                                                                                                                                                                                Когда ты видел слезы                                                                                                                             Опозоренной тобою матери, –                                                                                                          удовлетворялся ты!

И вот, наконец – то наступил  первый переломный момент в Великой Отечественной войне победа в Битве под Москвой. В феврале 1943 года Сталинградская победа ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и  Второй мировой войн. Но продвижение советских войск было остановлено. Армия вермахта, вновь овладев инициативой, захватили Донбасс, Харьков и Белгород. На центральном участке советского– германского  фронта к апрелю 1943 года образовалась так называемая Орловско- Курская дуга. На поле боя шириной 6 километров разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение. Советские войска потеряли 500 боевых машин, но планы вермахта были сорваны. Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной Армии.

И конечно же эта победа не могла бы быть возможной без героизма советского человека. Все стихи бурятских поэтов в период Великой Отечественной войны о героизме проникнуты идеей любви к своей родине, защите не только своих близких, но и всех людей своей страны, защите своей культуры и свободы. Лирический герой стихотворения Ж. Балданжабона погибает на фронте, но он не сожалеет, об этом говорят последние  строки стихотворения:

За  мирную, вольную                                                                                                                                                                          Родину-мать,                                                                                                                                                                                      За милых и ласковых                                                                                                                                                                     Мать и отца…

Великая Отечественная война запомнилась массовым героизмом наших воинов.                                                                                              Стихотворения бурятских поэтов, посвященных героизму советских воинов, характерно тем, что в них, во-первых, дается описание подвига без глубоких обобщений, во-вторых, герои совершают подвиги во имя интересов родины, за ними всегда стоит народ, в их действия не видно ни тени обреченности. Прочитав стихотворение Ч. Цыдендамбаева о капитане Гастелло понимаешь, что причина бессметного подвига Гастелло заключается, безусловно,  в его величайшем патриотизме, вспыхнувшем пламени в ту минуту, когда подбили фашисты самолет героя. Чимит  Цыдендамбаев, очевидно так и считает. Об этом говорят последние строки стихотворения:

Твое тело в пламени священном                                                                                                                                                 Светом солнечным сияло,                                                                                                                                                               Негасимым гневом миллиардов народов                                                                                                                                        И победой миллионов сияло.

Красная Армия наступала, освобождая ранее захваченные территории Германии. Теперь войска вермахта не могли сдержать наступление советских войск, но германское командование не оставляло надежду сдержать наступление. С тяжелым боем Красная Армия полностью овладела Берлином- это было 2 мая 1945 года. Великая Отечественная война окончилась, и об этом дне, о великой победе героической Советской Армии, о всенародном ликовании писали почти все поэты Бурятии. Трудно было не писать, ведь эта война была серьезным ударом по советскому народу. Поэтом было трудно найти такие слова, которые могли бы  передать  читателям, слушателям состояние народа в день победы над черной фашистской силой. Стихотворение Хоца Намсараева написанное и выпущенное в свет 11 мая 1945 года:

                                                                                                                                                        Со щеки с боков острого меча                                                                         Доля-судьба засверкала                                                                                                                                                                Великая Победа                                                                                                                                                                                                    Народное сердце обогрела.                                                                                                                                                                    Когда враг подох,                                                                                                                                                                                     В огне войны обогрев,-                                                                                                                                                                           Массы народной счастья                                                                                                                                                                   Земную кору потрясут.

 

Но нельзя было не заметить, что многие бурятские поэты заимствовали образы из бурятского народного эпоса. Так  Дольен Мадасон обращается к образу Гэсэра в бурятской поэзии в годы Великой Отечественной войны. Он олицетворяет Советский союз как добро противостоящие злу в лице фашисткой Германии.  Причем образ врага рисовался обычно так же по-фольклорному «шаблону». В стихотворении «от остроты русского копья извивается змея, издыхая» Ш. Балдуев воспользовался именно этим «шаблоном»:

Когда он в даль вгляделся,-                                                                                                                                                                Ядовитый змей на хойморе                                                                                                                                                         Свой Желудок поправлял.                                                                                                                                                           Стариков, старух и девушек,                                                                                                                                                          Втягивая в пасть, глотал,                                                                                                                                                                   Ихний скот, имущество                                                                                                                                                                     В пыль и пепел превращал. 

Хоца Намсараев в стихотворении «Илалтаар» ( Победой) написанное в июле 1941 года начал перефразировкой первых строк эпоса «Гэсэр» в записи Ц. Жамцарано:

На священном желтом дереве                                                                                                                                   лучистая свеча пылает,                                                                                                                                                                а в девяти ветвях «Гэсэра»                                                                                                                                народная воля процветает.

Дольен Мадасон собирался поразить фашистов также как поражал своих врагов Гэсэр:

С неотступной отвагою                                                                                                                                                великого батора Гэсэра                                                                                                                                                               мы врага убьем, насквозь его                                                                                                                                          проколов магнитно-стальным копьем.

Очевидно, влиянием фольклора и военно-поэтической традиции следует объяснить и то, что в бурятской поэзии распространенным видом фронтового транспорта являются – кони. Жамсо Тумунов в стихотворении « коню» посвятил такие строки:

В погоне за мерзостным немцем                                                                                                                                                    Ты скорость изюбра являешь,                                                                                                                                                             Когда догоняю его,                                                                                                                                                                                                       Ты мощный мой меч заостряешь,                                                                                                                                                      При встрече с опасностью злою                                                                                                                                                         Летишь, закусив удила,                                                                                                                                                           Зеленых степей жеребенок –                                                                                                                                                                       Мой конь, аргамак.

 Так же образ фашиста в бурятской поэзии в исследуемых годах были даны следующие характеристики:

1.      Дрянного, никуда не годного врага

2.      Злобных коварных врагов

3.      Голодные фашисты

4.      Черного злобного врага

5.      От злостного страшного врага

6.      Бешеный враг

В творчестве бурятских поэтов образ врага занимает значительное место, и это понятно ведь любовь к родине не мыслима без ненависти к ее врагу. У бурятских поэтов этой ненависти хватало. 

Вывод: Основным мотивом бурятской поэзии в первые дни войны являлось выражение готовности,  или желания лирических герое отправится на фронт, чтобы сражаться против врагов за свою родину. Воспевание силы и мощи советского народа и его армии, их  не сомнений победы. Позднее бурятские поэты в своих лирических стихотворениях отображали, главным образом народный восторг в связи с победами одерживаемые нашей армией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

                                                            Заключение:

 Читая стихотворения бурятских поэтов, написанные в годы войны, нельзя не прийти к выводу, что риторика, неумелое применение фольклорных образов, наличие в произведениях легко подобранных слов. Но не смотря на эти недостатки бурятской лирической поэзии успешна шла по пути реализма – реалистически правильно отражала жизнь народа в те трудные времена. Основное содержание поэзии военных лет, осуществления призыва партии и правительства « все для фронта, все для обеды» читатель, все равно понимает и чувствует все те чувства и эмоции, через которые проходят лирические герои произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

                                   Список литературы:

1.      Алексей Уланов сборник «Есть силы – шагай». Улан-Удэ 1943.

2.      Советская литература и Фольклор Бурятии. Выпуск 2 Улан-Удэ 1962.

3.      Дарижаб Дамдинов. Илалтын дуунууд. 1957

4.      Цэдэн Галсанов. Шэлэгдэмэл зохеолнууд.1948

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Оглавление: 1. Введение 2 страница 2

Оглавление: 1. Введение 2 страница 2

Введение Я очень люблю читать и как, обычно зайдя в библиотеку, решила найти что-нибудь интересное

Введение Я очень люблю читать и как, обычно зайдя в библиотеку, решила найти что-нибудь интересное

Расширить представления школьников о значении бессмертного подвига народа в бурятской поэзии в годы

Расширить представления школьников о значении бессмертного подвига народа в бурятской поэзии в годы

I. Теоретическая часть. В 2020 году весь российский народ будет праздновать 75-летие со дня окончания

I. Теоретическая часть. В 2020 году весь российский народ будет праздновать 75-летие со дня окончания

II. Практическая часть. 21 июня 1941 года советские люди провели, как и все предыдущие дни, в мирном труде

II. Практическая часть. 21 июня 1941 года советские люди провели, как и все предыдущие дни, в мирном труде

Поэтому в это время вышли различные стихотворения, бурятских поэтов, где говорилось о быстрой победе и с минимальными потерями

Поэтому в это время вышли различные стихотворения, бурятских поэтов, где говорилось о быстрой победе и с минимальными потерями

Призыв партии и правительства «Все для фонта, все для победы над врагом» очень быстро воплощался в конкретные дела каждого советского человека, который не воевал на…

Призыв партии и правительства «Все для фонта, все для победы над врагом» очень быстро воплощался в конкретные дела каждого советского человека, который не воевал на…

Коль пришли не с добром, пусть находят могилу –

Коль пришли не с добром, пусть находят могилу –

Когда ты видел слезы

Когда ты видел слезы

Твое тело в пламени священном

Твое тело в пламени священном

Когда он в даль вгляделся,-

Когда он в даль вгляделся,-

Дрянного, никуда не годного врага 2

Дрянного, никуда не годного врага 2

Заключение: Читая стихотворения бурятских поэтов, написанные в годы войны, нельзя не прийти к выводу, что риторика, неумелое применение фольклорных образов, наличие в произведениях легко подобранных…

Заключение: Читая стихотворения бурятских поэтов, написанные в годы войны, нельзя не прийти к выводу, что риторика, неумелое применение фольклорных образов, наличие в произведениях легко подобранных…

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2021