Методические рекомендации для уроков литературы при изучении творчества М Горького
Оценка 4.8

Методические рекомендации для уроков литературы при изучении творчества М Горького

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература
7 кл—11 кл
18.09.2018
Методические рекомендации для уроков литературы при изучении творчества М Горького
Данная работа представляет собой методические рекомендации для уроков литературы при изучении творчества М Гоького. Изучение художественных текстов М. Горького в рамках интегрированного урока поможет учащимся более полно окунуться в образы, созданные великим мастером , и почувствовать красоту и многообразие русской речиметодические рекомендации для уроков литературы при изучении творчества М Горького
Горький.docx

Интегрированные уроки . "Образ моря в литературе , живописи, музыке"

учитель русского языка и литературы Шкарина Людмила Николаевна (Городецкий район МБОУ "Строчковская средняя школа").

Литература -один из предметов гуманитарного цикла, который позволяет формировать внутренний мир ребенка, воспитывать его как личность. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного восприятия. Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов. Идея интеграция совсем не нова, однако и в современной школе она находит своё применение, активно используясь в инновационных педагогических технологиях: проблемных, исследовательских, информационных, проектных и др.

 Интеграция на уроках литературы позволяет ученику воспринимать мир в единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусств.

Каждый вид искусства отражает мир по-своему: всю полноту многокрасочности мира способна передать живопись ; музыка выражает человеческие чувства; передать всю гамму переживаний, описать любые события может литература.

Оособенно интересны  в этом плане уроки литературы, связанные с образами природы и человека, определяющие их взаимопроникновение.
Уроки «Словом, музыкой и кистью…» предполагают знакомство с творчеством  поэтов, писателей, художников, композиторов. Уроки могут носить  исследовательский характер : ученики могут самостоятельно выбирать произведения искусства и их авторов для исследования того или иного аспекта, либо направление деятельности  может обозначить учитель, ориентируя детей в нужное русло.
Урок может носить бинарный характер. Очень полезно будет получить информацию о произведении искусства из уст профессионала: учителя музыки или ИЗО.
Работа на уроке  может осуществляться через групповую форму работы : в парах, в постоянных группах ,в динамических группах.

Такие уроки интересны и полезны как ученикам среднего, так и старшего звена, при этом важно учитывать возрастные особенности школьников. Интегрированные уроки помогут формированию УУД: предметных, метапредметных и личностных.


Образ моря- один из интересных сквозных образов для интегрированных уроков. Море- одно из удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, а бывает грозным,опасным. Море всегда считалось частью человеческой жизни, точно выражая оттенки души. Школьникам можно предложить для анализа и  сопоставления разные тексты писателей и поэтов 19 и 20 века: Жуковского, Пушкина, Тютчева, Горького.

С точки зрения живописи интересны в этом плане полотна Айвазовского И. К., Грабовского И.М., Боголюбова А.П., Клода Моне и др.
 
Симфоническая симфония «Море» французского композитора Дебюсси поможет услышать море в разные моменты.
Просыпается море – 1 часть «От зари до полудня на море»;далее следует «Игра волн», безмятежные ,радостные звуки моря . Финал поэмы «Диалог ветра и моря» рисует динамическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.
Также можно использовать оперы Римского-Корсакова «Шехерезада», «Сказка о царе Салтане».



Морской пейзаж привлекал прежде всего романтиков или писателей, в чьем творчестве были заметны романтические настроения.
Морской пейзаж- зеркало смутных потаенных желаний, чувств и мыслей человека, состояние его души, данное в эмоциональном изображении через картины природы.

В другом случае пейзаж служит внешним фоном , отбрасывающим отсвет на жизнь персонажей ,как представителей определенной среды.
Эта тема содержит богатейший материал для исследовательской деятельности  по интерпретированию текстов, определению изобразительно-выразительных  языковых средств, их роли в тексте и др.
Интересно сравнить роль образа «моря» в произведениях литераторов 19и 20 веков.

 Возьмем  для анализа стихотворение Жуковского «Море» (1822г). Это романтическая элегия, где поэт изображает море  как свободную стихию, бескрайнее пространство, не подчиняющееся личным законам.

«Когда же собираются темные тучи,
Чтоб ясное  небо отнять у тебя,
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь.
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.»
Море у Жуковского – живое существо. Образ живого моря воплощается с помощью олицетворений : «ты дышишь»; «горишь»; «дрожишь»; «ласкаешь».
Образ моря здесь аллегоричен и иносказательно передает душевное состояние автора, лирический герой переносит свои личные переживания на созерцаемое  им море ,заставляя его любить, ревновать, бунтовать.
У Пушкина образ моря встречается в разных произведениях. Так в стихотворении «Погасло дневное светило», написанном поэтом в начале Южной ссылки, также показано олицетворение, но, в отличие от моря Жуковского , оно чуждо автору. («угрюмый океан» повторяется в стихотворении трижды). Поэт погружен в свои мысли и предан печальным воспоминаниям, он не столько концентрируется на образе моря  ,сколько ощущает свою зависимость от воли морской бездны.
Наиболее ярко образ моря обрисован Пушкиным в элегии «К морю». Здесь море для автора – безусловный символ свободы, стихотворение начинается с перифраза в обращении:
«Прощай, свободная стихия!»
Пушкин показывает близость моря к лирическому герою ,историю их отношений: сначала сильная привязанность(«Могучей страстью очарован, у берегов остался я»), разочарование («О чем жалеть? Один предмет в твоей пустыне мою бы душу поразил») и разлука  (Прощай же, море, не забуду
Твоей таинственной красы…).
У Пушкина море- законченный образ-символ свободы и вольности.
В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»(1865г) море – всегда живое, одухотворенное , движущееся ; здесь и умиротворение , и восторг , и вселенская красота.
Поэт тоже наделяет море «живой душой».

«В лунном сиянии, словно живое, ходит , и дышит, и блещет оно.»
Море у Тютчева – величественная морская стихия, способная очаровывать и гипнотизировать человека.


Тема «моря» нашла своё отражение в произведениях писателей 20 века, в частности А. М. Горького.  Рассказы  «Макар Чудра», «Челкаш», «Мальва», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» , «Песня о Буревестнике»  будут интересны для анализа на уроке.

Имя М. Горького не должно остаться незамеченным для современного  читателя, так как художественный мир  писателя, творившего во время смены эпох, очень близок к лучшим образцам классической литературы 19 века.

 Любовь Горького к слову известна , он призывал молодых литераторов «слышать и видеть язык». Анализ произведений М.Горького поможет не только приблизить имя писателя-земляка и понять его творчество, но и обогатить свой язык, речь, мышление. 
В рассказе «Мальва» море олицетворяет собой душу главной героини.

 Яркий образный пейзаж открывает рассказ и сопровождает его на протяжении всего повествования. Четко представленные образные средства языка будут понятны ученикам любого возраста, поэтому фрагменты текста можно использовать для анализа , начиная уже с 5 класса; в старших классах через образ моря ученики должны понять замысел автора, его миропонимание.

Ласкающее , умиротворяющее, смеющееся море изображено в «Мальве», и этот чудный образ с естественной непринужденностью сливается с обликом вольнолюбивой красавицы Мальвы.
Старый цыган Макар Чудра (рассказ "Макар Чудра") появляется перед читателем в окружении романтического пейзажа: его окутывает «мгла осенней ночи,открывающая слева безграничную степь и справа безграничное море». В основе характера Чудры лежит единственное начало, котрое он считает наиболее ценным
- максимальное стремление к свободе. Эта мысль является главной и в его рассказе о красавице Радде и смелом Лойке Зобаре.
На фоне морской стихии происходит встреча автора со старухой Изергиль(рассказ «Старуха Изергиль»). Мы попадаем в мир песен, тихого моря, в мир неизбежной красоты и приятного спокойствия. Пейзаж как бы вводит в сказочную обстановку последующих двух легенд, которые рассказывает Изергиль.
Он создает фон для её рассказа. Этому замыслу подчинен и выбор изобразительных средств языка. В пейзаже наряду с красочными эпитетами, определяющими богатство и причудливость красок вечернего моря, большое место занимают эпитеты эмоционально-оценочные, отвлеченные: «странных очертаний и красок», «чудной сказки».
Сравнительный анализ некоторых произведений может показать ученикам, в чем своеобразие Горького-романтика и Горького-реалиста, и каковы особенности пейзажа в его произведениях.
Для сравнения обратимся к рассказу «Челкаш». Как различны эти морские пейзажи, созданные художником почти в один и тот же год, рисующим одно и то же южное море. Если в «Старухе Изергиль» показано тихое засыпающее ночное море, то в рассказе "Челкаш" образ моря реалистичен, на его фоне показан жаркий трудовой день гавани: море-«мутное», «зеленоватое», «в серой вуали». Люди на фоне моря «смешны и жалки»; мы наблюдаем, как величие и  красота природы подавляется деятельностью человека.
При дальнейшем чтении мы наблюдаем, что  описание моря дано автором как дополнительная черта к характеру героя.

Челкаш, человек свободный от условностей общества, от власти денег, «любил море». Оно сродни его независимой душе. "Его кипучая, нервная, жадная на впечатления душа никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной». Море «вливает в душу человека спокойствие»; рождает в ней могучие мечты… В отличие от Челкаша Гаврила боится моря. Его пугает отсутствие почвы под ногами, его не радует красота ночного моря, огни прожекторов – он исполнен страха. Морской пейзаж в этом эпизоде подчеркивает разность характеров героев, усиливая содержательность образов.
Морским пейзажем завершается повествование. Море разыгралось , глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно: трагедия людей подчеркнута напряженным  нарастанием бури, шторма, когда дождь лил как из ведра, и всё окутано мглою. «Море выло, швыряло, большие тяжёлые волны на прибрежный песок…ветер ревел…Всё кругом наполнялось воем, гулом, рёвом». Дождь смывает следы крови на песке,смывает следы людей и слёзы. Человеческие страсти ничтожны, мелки, преходящи – стихия моря вечна, наполнена мощью и величием.
Образ моря, морской стихии, связывающий разные виды искусств: искусства кисты, звука и слова,- найдёт, несомненно, отклик в душе современного читателя. Такая интеграция в системе искусств поможет формированию целостности понимания мира подростком, формированию общечеловеческих ценностей, расширению кругозора, развитию образного мышления и эстетического вкуса.


 

Интегрированные уроки . "Образ моря в литературе , живописи, музыке" учитель русского языка и литературы

Интегрированные уроки . "Образ моря в литературе , живописи, музыке" учитель русского языка и литературы

ИЗО. Работа на уроке может осуществляться через групповую форму работы : в парах, в постоянных группах ,в динамических группах

ИЗО. Работа на уроке может осуществляться через групповую форму работы : в парах, в постоянных группах ,в динамических группах

Морской пейзаж привлекал прежде всего романтиков или писателей, в чьем творчестве были заметны романтические настроения

Морской пейзаж привлекал прежде всего романтиков или писателей, в чьем творчестве были заметны романтические настроения

Поэт погружен в свои мысли и предан печальным воспоминаниям, он не столько концентрируется на образе моря ,сколько ощущает свою зависимость от воли морской бездны

Поэт погружен в свои мысли и предан печальным воспоминаниям, он не столько концентрируется на образе моря ,сколько ощущает свою зависимость от воли морской бездны

Любовь Горького к слову известна , он призывал молодых литераторов «слышать и видеть язык»

Любовь Горького к слову известна , он призывал молодых литераторов «слышать и видеть язык»

Сравнительный анализ некоторых произведений может показать ученикам, в чем своеобразие

Сравнительный анализ некоторых произведений может показать ученикам, в чем своеобразие

Человеческие страсти ничтожны, мелки, преходящи – стихия моря вечна, наполнена мощью и величием

Человеческие страсти ничтожны, мелки, преходящи – стихия моря вечна, наполнена мощью и величием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2018