Бурятские народные инструменты. Песни.
У каждого народа есть своя традиционная музыка – фольклор, который является неотъемлемой частью народного творчества. Сегодня мы расскажем вам о мотивах республики Бурятия и представим бурятские народные инструменты. Вы сможете узнать о них много интересного, а в помощь вам будут картинки с названиями.
Немного о музыкальности населения
На протяжении всей истории музыкальная культура бурят возникала под влиянием разных частей мира – начиная от Центральной Азии оканчивая Дальним Востоком. Музыкальные эксперты отмечают, что местные мотивы близки музыке монголов, тувинцев, калмыков и других народностей Алтая.
Старинные виды музыки Бурятии имеют тесный контакт со скотоводством (игра на дудках), с ритуальными поклонениями богам и шаманскими традициями.
Народный стиль пения не отличается динамическими оттенками. Песни поются «во все горло» открытым и сильным звуком. Объясняется это тем, что издавна буряты музицировали на открытом степном воздухе, где нужно было перепевать ветер и пространство. Такие песни пели пастухи. Бурятские мотивы также исполняются горловым пением, которое народ позаимствовал у тибетских буддистов.
Первые записи народного музицирования собрал в 1852 году Гмелин Иоганн – естествоиспытатель из Германии, который служил в Российской империи и путешествовал по Уралу и Сибири.
Эпический жанр и моринхур
В фольклоре страны есть несколько жанров:
· семейно-бытовой,
· культовый,
· обрядовый,
· исторический,
· эпический,
· лирический.
Оригинально звучат сказания народа о богатырях – баторах. Исполнителей эпического жанра называют улигерами. До сих пор в дальних частях страны можно насладиться песнями старцев. Особенный интерес представляет их музыкальный инструмент хур (моринхур).
Он струнно-смычковый, трапециевидной формы с шейкой, гриф которой украшен в виде головы коня. Почему именно этого животного? Дело в том, что звук моринхура очень похож на ржание лошади. Инструмент двухструнный и состоит из «мужской» струны, которая изготовляется из сто тридцати волосков скакуна и «женской» хвоста кобылы. В восточной традиции это символы мужчины и женщины.
Струны не щипаются, а зажимаются ногтями указательного и среднего пальцев, их внешней частью. Правой рукой держится смычок. На хуре играют в сидячем положении. Это преимущественно мужской инструмент, хотя на нем играют и женщины. Используется он как сольно, так и в аккомпанементе.
Предполагается, что хур прибыл в страну с Марко Поло в 1275 году. Это был подарок ему от правителей тогдашней династии Юань.
Струнные
Еще одним струнным народным инструментом гордятся местные жители – чанзой. Она сходна по форме с хуром, однако может быть и трапециевидной формы, с шейкой и грифом. Имеет три струны, которые щипаются. Чанза издает своеобразное шуршащее и дребезжащее звучание.
Зачастую она звучит в симфоническом оркестре, некоторые композиторы используют чанзу в качестве аккомпанемента под оперу из-за необычного тембра. Такое соло «струнной красавицы» можно услышать в балете Жигжита Батуева «Во имя любви».
В России чанзу реконструировали, добавив четвертую струну.
Другой щипковый инструмент очень напоминает славянские гусли – иочин. На корпус натянуты струны, о которые ударяют палочками из дерева, тростника или бамбука. Современные композиторы могут также пользоваться клавиатурой на иочине. Его используют по большей части в оркестре или ансамбле.
Деревянные духовые
Буряты славятся своим умениям игры на духовых инструментах. Старинным представителем таковых является лимбэ, она похожа на флейту. Это трубка из бамбука, верхний торец которой закрыт пробкой из дерева. Звучит сильно и очень пронзительно.
По диапазону охватывает около 2-х октав. Удивительно, но этого хватает для исполнения виртуозных мелодий с хроматическим рядом звуков. А чтобы играть непрерывно, следует дышать специальным образом.
Редкая техника игры на лимбэ, которая называется круговое или закрытое дыхание, зарегистрирована в списке ЮНЕСКО как нематериальное наследие. Этот метод очень сложен для воспроизведения. В стране есть два известных виртуоза игры — Александр Шодонов и Баттувшин.
На звучание лимбэ очень похожа музыка, извлекаемая из инструмента суур, только мелодии получаются мягче и нежнее. Суур изготовлен в виде флейты. Чаще всего его можно услышать в западной части Бурятии, а на востоке большая часть музыкантов играет на лимбэ.
Бишхур – духовой инструмент в виде гобоя. Исторически мастера изготовляли его таким образом, что он издавал пять звуков. Современные музыканты могут выдавать хроматический ряд.
Барабаны
Еще жители используют ударные. Самым распространенным и интересным можно назвать дынчики – это небольшие медные диски, которые нанизывают на стержень из металла и потом по ним бьют палочкой. Звучание получается вибрирующим и очень нежным.
Своеобразен барабан под названием дамару, имеющий форму песочных часов. Он обтянут кожей с обеих сторон. По ним музыканты ударяют кожаными шариками, которые прикреплены на веревках к самому барабану. Чаще всего на нем играют путешественники из-за его небольшого размера.
Варган
Еще один интересный маленький музыкальный инструмент, который очень любит народ – это варган — губной щипковый идиофон (источник звука – само тело инструмента).
Чтобы сыграть на нем, меняя тембр мелодии, нужно приложить его к зубам, изменять артикуляцию и правильно дышать. Делают варган обычно из кости, металла или дерева.
Модификации варгана можно встретить в большинстве стран мира. Это один из древнейших инструментов в истории человечества. О его точном происхождении уже несколько десятков лет спорят музыкальные эксперты. Предположительно, что появился варган пять тысяч лет назад в Южной Азии и позднее распространился почти на всю территорию земного шара.
Заключение
Мы рассмотрели самые известные инструменты Бурятии.
· Баторах
· Чанза
· Лимбэ – Суур
· Бишхур
· Барабаны
· Варган
Бурятские народные песни
Любому из нас иногда хочется отвлечься от обыденных ежедневных треков и расслабиться. В такие моменты каждый, как правило, включает какую-нибудь необычную музыку. Бурятские народные песни — отличное средство для релакса. Они завораживают слушателя своим необычным ритмом и широким диапазоном звуков. Включая такую музыку, вы как будто переноситесь в далекую степь. И это не случайно, ведь именно пастухами были сложены почти все бурятские песни. Если вы захотите слушать онлайн самобытный музыкальный фольклор, то это можно сделать на Zaycev.net.
Из истории
Первый сборник народных бурятских песен был опубликован в 1852 году. Автором данного труда стал И. Г. Гмелин. До этого песни передавались устно из поколения в поколение. Буряты в основном были пастухами, и это наложило отпечаток на их культуру. Большинство их песен — протяжные и монотонные, с большим количеством орнаментики и достаточно прихотливой ритмикой. Это связано с тем, что певцы испокон веков находились в степи, которая накладывала специфический акустический отпечаток на любые звуки, в том числе и на человеческие голоса. Сюжет песен преимущественно вращается вокруг важных исторических событий, обрядов и различных праздников.
Особую роль в развитии бурятского фолка сыграли национальные музыкальные инструменты, самыми популярными из которых стали лимбэ и бэшхур. Отдельно стоит отметить хэнгэрэг и дамаари, которые применялись в шаманской практике и буддийских культах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.