ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УМК « Начальная школа 21 века»
Предметная область: литературное чтение
Класс: 3 м
Учитель: Соколова О.В.
Тема урока: Былина «Как боролся русский богатырь». Л.Н. Толстой
Цель урока: углубить знания о творчестве Л. Н. Толстого; расширить представления о былине, богатырях, о славной русской старине.
1. формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора, название, жанр произведения;
2. формировать умение работать в группах;
3. совершенствовать навык чтения, упражнять в выразительном чтении;
4. развивать интерес к истории нашей Родины, способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, щедрости, скромности, великодушия
5. развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь;
6. пробуждать любовь к родине;
7. учить понимать точку зрения автора и выражать своѐ мнение о произведении.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства любви к родине, русской истории;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
- формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в группах и выполнять
соответственно ролям и функциям;
- формировать умения работать в информационно- образовательной среде.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- повторить изученные произведения.
- развивать навыки работы с текстами, выразительность, правильность чтения.
Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды): учебник, тетрадь, электр.доска, презентация «Л.Н.Толстой».
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1 |
Мотивирование на учебную деятель- ность |
Настраивает учеников на успешную работу
Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а все, что услышите, может вам пригодиться. Нужно отправляться нам в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятано в кроссворде
|
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу |
Коммуникативные Регулятивные (волевая саморегуляция) |
2 |
Актуализация знаний |
Организует разгадывание кроссворда
|
Разбиваются на команды по 4 человека, выбирают капитана. Учащиеся занимают свои места. Задание 1
|
Регулятивные (целеполагание), Познавательные (логические УУД,) Коммуникативные (интегрируются в группу) |
3 |
Выход на тему, постановка учебных задач в сотворчестве с детьми. Презентация |
Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к определению темы урока, помогает сформировать и принять учебную задачу.
Я вам читаю отрывок, а вы должны называть, из какого произведения этот отрывок.
а) «Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его слабели…»
б) «Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали и поделили поровну зерна»
в) «Наутро охотники начинают разбирать след, путаются по его двойным следам и далеким прыжкам. Удивляются его хитрости».
Что общего во всех этих произведениях?
Исходя из вышеперечисленного: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
|
Учащиеся высказывают предположение о том, что необходимо познакомиться с произведением Л.Н. Толстого «Как боролся русский богатырь». Можно найти в учебнике, прочитав произведение.
(Л.Н. Толстой рассказ «Лебеди»)
(Л. Н. Толстой сказка «Два брата»)
(Л.Н. Толстой научно-познавательный рассказ «Зайцы»
(Их написал Л.Н.Толстой)
( о произведениях Л.Н.Толстого) Будем читать былину Л.Н.Толстого
|
Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности), Регулятивные(целеполагание, планирование, оценка), Коммуникативные (умение слушать и слышать) |
4 |
Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока Работа с текстом учебника
|
Организует работу, контролирует ход работы.
А что характерно для этого жанра? А как читаются былины?
– Вспомните, ребята имена богатырей русских
– Внимательно прочтите мой перечень имен и согласны ли вы с ним?
– Кто помнит, как называется произведение про богатыря Руслана?
– Кто автор этой поэмы.
– Кто хочет рассказать отрывок, который мы с вами учили из этого произведения?
С какими трудностями мы обычно сталкиваемся при чтении былин?
-Готовы познакомиться с произведением? Прежде предлагаю познакомиться со словами, которые встретятся в былине.
Организует работу с устаревшими словами на слайде.
Выразительно читает былину. Предлагает прочесть самостоятельно, подготовив вопросы по одному вопросу для одноклассников. Организует работу по вопросам учебника, учеников.
|
Былина – русская народная эпическая песня, сказание о богатырях.
Былины – это древние сказания, которые дошли до наших дней. Былины появились, когда не было книжек, поэтому их не читали, а сказывали – пели. Во время пения подыгрывали на гуслях. Исполнителей былин называли сказителями, но это умели делать немногие. Их почитали и выражали им всяческое уважение.
Задание 2 Илья Муромец Добрыня Никитич Алеша Попович Святогор Руслан Черномор (злодей укравший у Руслана жену) Вольга
Поэма “Руслан и Людмила»
(А.С. Пушкин)
ученик читает наизусть
Отмечают, что главная трудность-устаревшие слова.
Готовятся слушать Читают устаревшие слова на слайде.
Печенеги - кочевое племя, совершавшее набеги на Русь. Сам-четверт - четвертый Мне не показалось, как он это делает, я и побрани его.- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его. Побрани – поругал князь – предводитель войска и правитель области; покорись ты со всей своей землею – признай меня победителем; однова мял воловью шкуру – однажды; одолеет – победит; сошлись, – встретились, подошли друг к другу; поброни его – поругай; кушаки – матерчатый, широкий пояс; шмякнул – уронил или бросил со шлепающим звуком.
Внимательно слушают. Читают самостоятельно, заготавливают вопросы.
Отвечают на вопросы учебника, вопросы одноклассников. |
Познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД). Регулятивные (оценка) |
|
ФИЗМИНУТКА |
– Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало (под музыку дети выполняют упражнения)
|
Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. Наклонились влево, вправо Получается на славу!
|
|
5 |
Закрепление пройденного материала. |
Организует работу учащихся
-Ребята, мы познакомились с произведением, определили жанр.
У вас на столах лежат листочки, на которых написаны пункты плана былины. Как вы думаете для чего нужен будет нам этот план? Правильно расположите части .
Напоминаю правило работы в группах. Товарища уважай, Другу не мешай, Не согласен – предлагай
Используя вновь полученные знания поработаем с текстом.
О ком эта былина? Где происходили события. При каком князе? - Кто напал на русскую землю?
- О чем договорились печенежский и киевский князь? Прочитайте
-Кто выступил от русской дружины?
Как сказал Иван о своей силе?
- Как проверяли силу богатыря? Найдите ответ в тексте.
Прочитайте, как выглядели русский и печенежский богатырь?
- Найдите описание поединка. Прочитайте Чем он закончился?
Рассмотреть иллюстрацию: - подберите из текста предложения, которые подходят для описания иллюстрации.
Вывод: В каких строках заключена главная мысль этого произведения?
|
(Работа в парах)
План Борьба двух силачей. (3) Печенеги напали на Русь (1) Русский силач (2)
Читают вопросы, отвечают.
|
Познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД), Регулятивные (целеполагание, планирование, саморегуляция) |
6 |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Организует работу по подведению итогов игры. Подводит итоги работы Возвращает учащихся к теме, учебным задачам. -Чем занимались на уроке, с каким произведением познакомились?
Зачем написана такая былина?
Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить? Дайте ответ на мои загадки:
С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы?
Кто, ребята, на границе Нашу землю стережет, Чтоб работать и учиться Мог спокойно наш народ?
У Алёши старший брат, Он всегда помочь всем рад. Кошек с дерева сниматель, Это будущий ...
Он готов в огонь и бой, Защищая нас с тобой. Он в дозор идёт и в град, Не покинет пост …
Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины. Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.
-Вам понравился урок? -Что было интересным на уроке для вас?
И хочется закончить наш урок следующими словами:
Аи сильны могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать им конями землю Русскую! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнется!
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
|
Вспоминают тему, учебные задачи. Делают выводы.
Сегодня мы познакомились с былиной.
Для того, чтобы показать мужество, отвагу, силу нашего народа. что русский народ непобедим
(Пожарники)
(Пограничник.)
(спасатель)
(Солдат.)
Анализируют свою деятельность. |
Регулятивные. Овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу; планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Самооценка. Познавательные. Работать с информацией, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка). Коммуникативные: слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения. |
7 |
Домашнее задание. Организационный момент. |
-Спасибо за урок. Подготовиться к работе по творчеству Л.Н.Толстого. |
|
Регулятивные (волевая саморегуляция) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.