Былина «Как боролся русский богатырь». Л.Н. Толстой (технологическая карта урока литературного чтения)
Оценка 4.8

Былина «Как боролся русский богатырь». Л.Н. Толстой (технологическая карта урока литературного чтения)

Оценка 4.8
docx
14.06.2022
Былина «Как боролся русский богатырь». Л.Н. Толстой (технологическая карта урока литературного чтения)
технологическая карта урока.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА

УМК « Начальная школа 21 века»

Предметная область: литературное  чтение

Класс: 3 м

Учитель:  Соколова О.В.

Тема урока:  Былина «Как боролся русский богатырь». Л.Н. Толстой

Цель урока: углубить знания о творчестве Л. Н. Толстого; расширить представления о былине, богатырях, о славной русской старине.

1. формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора, название,  жанр произведения;

2. формировать умение работать в группах;

3. совершенствовать навык чтения, упражнять в выразительном чтении;

4.  развивать интерес к истории нашей Родины, способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, щедрости, скромности, великодушия

5. развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь;

6. пробуждать любовь к родине;

7. учить понимать точку зрения автора и выражать своѐ мнение о произведении.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства любви к родине, русской истории;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);

- формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в  группах и выполнять

соответственно ролям и функциям;

- формировать умения работать в информационно- образовательной среде.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- повторить изученные  произведения.

- развивать навыки работы с текстами, выразительность, правильность чтения.

Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды): учебник, тетрадь, электр.доска,  презентация «Л.Н.Толстой».

 

 

 

 

 

 

Содержание взаимодействия педагога  и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Мотивирование на

учебную деятель-

ность

Настраивает учеников

на успешную работу

 

Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а все, что услышите, может вам пригодиться. Нужно отправляться нам в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятано в кроссворде

 

 

 

 

Создание благожелательной атмосферы урока,

нацеленности на работу

Коммуникативные

Регулятивные

(волевая саморегуляция)

2

Актуализация знаний

Организует разгадывание кроссворда

 

 

Разбиваются на команды по 4 человека, выбирают капитана.

Учащиеся занимают свои  места.

Задание 1

http://images.myshared.ru/6/564712/slide_17.jpg

 

Регулятивные (целеполагание),

Познавательные (логические УУД,)

Коммуникативные (интегрируются в

группу)

3

Выход на тему,

постановка учебных

задач в сотворчестве с

детьми.

Презентация

Учитель в позиции консультанта

побуждает учащихся к определению

темы урока, помогает сформировать и принять  учебную задачу.

 

 

Я вам читаю отрывок, а вы должны называть, из какого произведения этот отрывок.

 

а) «Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его слабели…»

 

б) «Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали и поделили поровну зерна»

 

в) «Наутро охотники начинают разбирать след, путаются по его двойным следам и далеким прыжкам. Удивляются его хитрости».

 

 

Что общего во всех этих произведениях?

 

 

Исходя из вышеперечисленного: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

 

 

Учащиеся высказывают предположение о том, что необходимо познакомиться с  произведением  Л.Н. Толстого «Как боролся русский богатырь». Можно найти в учебнике, прочитав произведение.

 

 

 

 

 

 

 

(Л.Н. Толстой рассказ «Лебеди»)

 

 

 

(Л. Н. Толстой сказка «Два брата»)

 

 

(Л.Н. Толстой научно-познавательный рассказ  «Зайцы»

 

 

 

 

(Их написал Л.Н.Толстой)

 

 

 

( о произведениях Л.Н.Толстого)

Будем читать былину  Л.Н.Толстого

 

Личностные (самоопределение к

учебной познавательной

деятельности),

Регулятивные(целеполагание, планирование,

оценка),

Коммуникативные (умение слушать и

слышать)

4

Организация

взаимодействия

учителя с учащимися по

овладению содержанием

темы урока

Работа с текстом

учебника

 

Организует работу, контролирует ход работы.

 

 

А что характерно для этого жанра? А как читаются былины?

 

 

 

 

 

 

 

 

– Вспомните, ребята имена богатырей русских

 

– Внимательно прочтите мой перечень имен и согласны ли  вы с ним?

 

 

 

 

 

 

 

 

– Кто помнит, как называется произведение про богатыря Руслана? 

 

– Кто автор этой поэмы.

 

– Кто  хочет рассказать отрывок, который мы с вами учили из этого произведения?

 

 

 

 С какими трудностями мы обычно сталкиваемся при чтении былин?

 

-Готовы познакомиться с произведением? Прежде предлагаю познакомиться со словами, которые встретятся в былине.

 

Организует работу  с устаревшими словами  на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выразительно читает былину.

Предлагает прочесть самостоятельно, подготовив вопросы по одному вопросу для одноклассников.

Организует работу по вопросам учебника, учеников.

 

 

 

 

Былина – русская народная эпическая песня, сказание о богатырях.

 

Былины – это древние сказания, которые дошли до наших дней. Былины появились, когда не было книжек, поэтому их не читали, а сказывали – пели. Во время пения подыгрывали на гуслях. Исполнителей былин называли сказителями, но это умели делать немногие. Их почитали и выражали им всяческое уважение.

 

 

Задание 2

Илья Муромец

Добрыня Никитич

Алеша Попович

Святогор

Руслан

Черномор (злодей укравший у Руслана жену)

Вольга

 

 

 

 

Поэма “Руслан и Людмила»

 

 

(А.С. Пушкин)

 

 

ученик читает наизусть

 

 

 

 

Отмечают, что главная трудность-устаревшие слова.

 

Готовятся слушать

Читают устаревшие слова на слайде.

 

Печенеги - кочевое племя, совершавшее набеги на Русь.

Сам-четверт - четвертый

Мне не показалось, как он это делает, я и побрани его.- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его.

Побрани – поругал

князь – предводитель войска и правитель области;

покорись ты со всей своей землею – признай меня победителем;

однова мял воловью шкуру – однажды;

одолеет – победит;

сошлись, – встретились, подошли друг к другу;

поброни его – поругай;

кушаки – матерчатый, широкий пояс;

шмякнул – уронил или бросил со шлепающим звуком.

 

 

 

 

 

Внимательно слушают. Читают самостоятельно, заготавливают вопросы.

 

 

Отвечают на вопросы учебника, вопросы одноклассников.

Познавательные (работа с

информацией, моделирование,

логические УУД).

Регулятивные (оценка)

 

ФИЗМИНУТКА

– Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало (под музыку дети выполняют упражнения)

 

Дружно встали – раз, два, три –

 Мы теперь богатыри.

 Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из под ладошек.

 Наклонились влево, вправо

 Получается на славу!

 

 

5

Закрепление

пройденного

материала.

Организует работу учащихся

 

-Ребята, мы познакомились с произведением, определили жанр.

 

 

 

У вас на столах лежат листочки, на которых написаны пункты плана былины.

Как вы думаете для чего нужен будет нам этот план?

 Правильно расположите части .

 

Напоминаю правило работы в группах.

Товарища уважай,

Другу не мешай,

Не согласен – предлагай

 

 

Используя вновь полученные знания поработаем с текстом.

 

О ком эта былина?

Где происходили события.

При каком князе?

- Кто напал на русскую землю?

 

 

- О чем договорились печенежский и киевский князь? Прочитайте

 

-Кто выступил от русской дружины?

 

Как сказал Иван о своей силе?

 

- Как проверяли силу богатыря?

Найдите ответ в тексте.  

 

Прочитайте,  как выглядели русский и печенежский богатырь?

 

- Найдите описание поединка. Прочитайте

Чем он закончился?

 

Рассмотреть иллюстрацию:

-          подберите из текста предложения, которые подходят для описания иллюстрации.

 

Вывод:

В каких строках заключена главная мысль этого произведения?

 

 

 

 

 

 

 

(Работа в парах)

 

 

 

 

 

 

 

План

Борьба двух силачей. (3)

Печенеги напали на Русь (1)

Русский силач (2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают вопросы, отвечают.

 

 

 

 

 

Познавательные  (работа с

информацией, моделирование,

логические

УУД),

Регулятивные (целеполагание,

планирование, саморегуляция)

6

Рефлексия

деятельности (итог

урока)

Организует работу по подведению

итогов игры.

Подводит итоги работы

Возвращает учащихся к теме, учебным

задачам.

  -Чем занимались на уроке, с каким произведением познакомились?

 

 Зачем написана такая былина?

 

 

Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить?

 Дайте ответ на мои загадки:

 

 С огнем бороться мы должны –

 Мы смелые работники,

 С водою мы напарники.

 Мы очень людям всем нужны.

 Так кто же мы?

 

 Кто, ребята, на границе

 Нашу землю стережет,

 Чтоб работать и учиться

 Мог спокойно наш народ?

 

 

 У Алёши старший брат,

 Он всегда помочь всем рад.

 Кошек с дерева сниматель,

 Это будущий ...

 

 Он готов в огонь и бой,

 Защищая нас с тобой.

 Он в дозор идёт и в град,

 Не покинет пост …

 

 

Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

 Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины.

 Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.

 

 

 

-Вам понравился урок?

-Что было интересным на уроке для вас?

 

 

И хочется закончить наш урок следующими словами:

 

Аи сильны могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать им конями землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

 

 

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

 

 

Вспоминают тему, учебные задачи. Делают выводы.

 

 

 

 

Сегодня мы познакомились с былиной.

 

 

Для того, чтобы показать мужество, отвагу, силу нашего народа. что русский народ непобедим

 

 

 

 

 

 

 

 

(Пожарники)

 

 

 

 

 

(Пограничник.)

 

 

 

 

 

(спасатель)

 

 

 

 

 

(Солдат.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют свою деятельность.

Регулятивные.

Овладевать способностью

принимать и сохранять учебную

задачу;

планировать, контролировать и

оценивать свою

деятельность. Самооценка.

Познавательные.

Работать с информацией, овладевать

операциями мышления (анализ,

синтез, классификация, группировка).

Коммуникативные: слушать и

слышать, ясно и четко излагать свою

точку зрения.

7

Домашнее задание. Организационный момент.

-Спасибо за урок.

Подготовиться к работе по творчеству Л.Н.Толстого.

 

Регулятивные

(волевая саморегуляция)

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; - освоение…

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; - освоение…

Содержание взаимодействия педагога и учащихся №

Содержание взаимодействия педагога и учащихся №

Регулятивные (целеполагание),

Регулятивные (целеполагание),

Работа с текстом учебника

Работа с текстом учебника

Организует работу с устаревшими словами на слайде

Организует работу с устаревшими словами на слайде

Закрепление пройденного материала

Закрепление пройденного материала

Найдите ответ в тексте.

Найдите ответ в тексте.

Так кто же мы? Кто, ребята, на границе

Так кто же мы? Кто, ребята, на границе

Аи сильны могучие богатыри на славной

Аи сильны могучие богатыри на славной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2022