Комитет образования и науки Курской области
Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
Методическая разработка урока/занятия внеурочной деятельности
по теме «Защита прав потребителей финансовых услуг»
Малыхина Евгения Сергеевна
Учитель истории и обществознания
МКОУ «Первоавгустовская СОШ»
Дмитриевского района Курской области
Курск
2021
Технологическая карта урока.
Тема урока: «Защита прав потребителей финансовых услуг в России»
Цели:
1. Познакомить целевую аудиторию с понятием, видами финансовых услуг
2. Дать информацию о законодательстве РФ в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг
3. Ознакомить с практикой применения законодательства
4. Сформировать компетенции эффективного использования законодательства в различных ситуациях
Задачи:
1. Дать определение понятию «финансовая услуга».
2. Познакомиться с организациями, оказывающими финансовые услуги и организациями, ответственными за защиту прав на финансовом рынке.
3. Рассмотреть виды финансовых услуг.
4. Изучить законодательство РФ о защите прав потребителей финансовых услуг.
5. Получить представление о потребителе финансовых услуг.
6. Получить информацию о способах защиты прав потребителей финансовых услуг.
Планируемые результаты:
1. Личностные: знакомить учащихся с понятиями и видами финансовых услуг, узнать как организации предоставляют финансовые услуги, получить представление о потребителе финансовых услуг, изучить законодательство в сфере защиты финансовых услуг, изучить способы защиты финансовых услуг.
2. Предметные: Научиться защищать права потребителя в сфере финансовых услуг. Знать понятия и пользоваться ими: «финансовая услуга», «финансовый рынок», «права потребителей», «банковская услуга», «инвестиционно-банковские услуги», «страховая услуга», «права потребителя», «Финансовый омбудсмен».
3. Метапредметные:
- коммуникативные: организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
- регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели.
- познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы.
Целевая аудитория – 11 класс
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Ученики должны знать:
1. Виды финансовых услуг;
2. Механизм защиты своих прав (порядок решения споров, способы защиты, организации, ответственные за защиту прав на финансовом рынке).
Должны уметь:
1. Эффективно использовать законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в различных ситуациях;
2. Уверено пользоваться финансовыми продуктами и услугами на финансовом рынке.
Применяемая педагогическая технология: интерактивная лекция
Применяемые педагогические методы: объяснительно иллюстративные (словесные, наглядные)
Формы познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оснащение учебного занятия: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентации, раздаточный материал, анкеты
Источники информации:
Текстовые информационно-образовательные материалы «Защита прав потребителей финансовых услуг в РФ», подготовлено АНО «ЭПШ ФБК» по заданию Министерства финансов Российской Федерации, М. 2014 г. – 61 с.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав потребителей финансовых услуг:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями);
3. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями);
4. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изменениями и дополнениями);
5. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Литература:
1. Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. Деловой двор, 2012. 67
2. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. КноРус, 2012.
3. Основы потребительских знаний. Вита-пресс, 2010.
4. Фогельсон Ю.Б., Ефремова М.Д., Петрищев В.С. Защита прав потребителей финансовых услуг. Норма, 2010.
Интернет-источники:
1. https://cbr.ru – сайт банка России
2. https://kurskstat.gks.ru/publication_collection – территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Курской области
3. http://adm.rkursk.ru/index.php?id=693&mat_id=114739 – официальный сайт Администрации Курской области
4. http://rospotrebnadzor.ru – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
5. http://www.finpotrebsouz.ru – Союз защиты прав потребителей финансовых услуг общероссийская общественная организация потребителей.
6. http://www.centrekspertiza.ru – АНО «ЦентрЭкспертиза. Аккредитована при Торгово-промышленной палате и Обществе защиты прав потребителей «Общественный контроль», как экспертная организация.
7. http://potrebiteli.ru – социальная сеть, созданная в 2010 году для потребителей и представителей бизнеса. Зарегистрировано, как официальное СМИ: Эл № ФС77-40163 от 04.06.10.
Технологическая карта изучения темы:
Тема: |
Защита прав потребителей финансовых услуг в России |
Цели: |
Образовательные: Сформировать представления о защите прав потребителей финансовых услуг Формировать УУД: - Личностные УУД: проявлять готовность к сотрудничеству, творческое отношения к процессу обучения, нравственное оценивание усваиваемого материала - Регулятивные УУД: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели. - Коммуникативные УУД: организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. - Познавательные УУД: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы. |
Планируемый результат: |
1. Личностные: знакомить учащихся с понятиями и видами финансовых услуг, узнать как организации предоставляют финансовые услуги, получить представление о потребителе финансовых услуг, изучить законодательство в сфере защиты финансовых услуг, изучить способы защиты финансовых услуг. 2. Предметные: Научиться защищать права потребителя в сфере финансовых услуг. Знать понятия и пользоваться ими: «финансовая услуга», «финансовый рынок», «права потребителей», «банковская услуга», «инвестиционно-банковские услуги», «страховая услуга», «права потребителя», «Финансовый омбудсмен». 3. Метапредметные: - коммуникативные: организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. - регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели. - познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы.
|
Основные понятия: |
«финансовая услуга», «финансовый рынок», «права потребителей», «банковская услуга», «инвестиционно-банковские услуги», «страховая услуга», «права потребителя», «Финансовый омбудсмен» |
Межпредметные связи: |
Математика, экономика, право. |
Ресурсы: |
Презентация, кейс задания, карточки |
Организация пространства: |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. |
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, деятельность которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УДД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: создание условия для включения обучающихся в деятельность |
Приветствие |
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. |
|
|
Личностны е УУД: самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели: Создание условий для возникновения интереса к получению новых знаний, включение в деятельность. |
Анализируют полученную информацию, методом логического мышления приходят к теме нового урока. Озвучивают тему урока. Отвечают на вопросы. Работа над терминами. |
Давайте раскроем понятие «финансовая услуга» Финансовая услуга – услуга, оказываемая организацией, связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических лиц и предоставлением защиты имущественных интересов посредством страхования. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги, являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые потребительские (подпадающие под действие законодательства о защите прав потребителей) услуги подразделяются на: 1. Банковские услуги – ряд финансовых услуг, право совершения которых принадлежит только банкам. К этим услугами относятся: - привлечение денежных средств во вклады; - расчётно-кассовое обслуживание. 2. Финансовые услуги, которые предоставляются не только банками: - кредитование (включая жилищное кредитование или ипотеку); - денежные переводы. 3. Инвестиционно-банковские услуги – в общем смысле услуги посредничества между потребителем и фондовым рынком: - депозитарные услуги; - финансовое консультирование; - оценка собственности. 4. Страховые услуги – услуги по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных (страховых) фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии): - страхование; - перестрахование.
|
Ответить на вопросы: Какие виды финансовых услуг вы знаете? Потребителями каких финансовых услуг вы или ваши родные являетесь? Какие организации оказывают финансовые услуги?
|
Знать понятия: - финансовая услуга -потребитель -финансовая организация -денежные средства -физические лица -юридические лица |
Личностные УУД: самоопределение; Регулятивные УУД: целеполагание; Коммуникативные УУД: умение слушать ответы своих одноклассников; оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку рения, формулировать высказывание; Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт или новую информацию, умение её обобщать |
III. Изучение нового материала Цели: Организация осмысленного восприятия новой информации. |
Разбирают экономические понятия. Отвечают на вопросы, высказывают мнение, изучают виды финансовых услуг изучают способы защиты потребителя в сфере финансовых услуг. Предполагают варианты, как защитить себя, как потребителя, и отстоять свои права. Вспоминают изученные ранее права и дополняют свои сведения новыми данными. |
Задает вопросы, знакомит с новыми правовыми актами.
В России основой правового регулирования защиты прав потребителей является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Рассмотрим его основные сильные и слабые стороны в отношении защиты прав потребителей финансовых услуг. 1. Право на информацию. Согласно Статье 8 закона, потребитель имеет право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), Статья 9 уточняет, какую минимально-необходимую информацию должен раскрыть изготовитель (исполнитель, продавец) о себе, Статья 10 – о товарах (работах, услугах). Статья 36 обязывает исполнителя предоставлять потребителю информацию об обстоятельствах, которые могут оказать влияние на качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) установлена в статье 12. 2. Право на возмещение ущерба. Это право детально закреплено в законе «О защите прав потребителей». В первой главе (Общие положения) оно прописано в статьях 12-17, где возмещение ущерба потребителю в полном объеме должно быть предоставлено в случаях предоставления ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге), в случае наличия недостатков у товара (работы, услуги), наличия недействительных условий договора, ущемляющих права потребителя, причинения морального вреда потребителю нарушением его прав, а также закреплено право потребителя на защиту в суде. Возмещение ущерба также освещено и в Главе III (Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг), где отдельное внимание уделено случаю несоблюдения сроков оказания услуг и праву потребителя на отказ от исполнения договора об оказании услуг (выполнении работ). 3. Право на безопасность. Статья 7 закона устанавливает право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) для здоровья, жизни и имущества потребителя. Относительно товаров и услуг право на безопасность реализуется посредством сертификации, установлении стандартов качества, норм и порядка предоставления конкретных товаров и услуг. Для финансовых услуг безопасность обеспечивается закреплением в законах по конкретным видам финансовых услуг основных принципов их предоставления, стандартных и обязательных условий договоров на предоставление финансовых услуг, условий, не допустимых в договорах оказания услуг. 4. Право на выбор. Статья 16 закона «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя» утверждает существование права потребителя на «свободный выбор» товаров (работ, услуг). Несмотря на то, что в этой же статье закреплен запрет «обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)», в российской практике по-прежнему нередки попытки пакетирования финансовых услуг. 5. Право на потребительское образование. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей закреплено в Статье 3. В данной статье не только устанавливается право, но и определяются механизмы реализации этого права: включение соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и программы. 6. Право быть услышанным - означает право на свободу слова, убеждения и их выражение. Это право установлено не только для потребителей, а для каждого человека, и потому закреплено в Статье 19 Всеобщей декларации прав человека и статье 29 Конституции Российской Федерации. 7. Право на здоровую окружающую среду - закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением). 8. Право на удовлетворение базовых потребностей – это право иметь доступ к базовым, основным товарам и услугам (согласно трактовке Всемирной организации потребителей): адекватное питание, одежда, жилье, здравоохранение, образование, ЖКХ, водоснабжение и канализация. Это право потребителей реализуется с помощью широкого спектра законодательных актов, регулирующих предоставление названных выше базовых товаров и услуг. Контролем и надзором в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг занимаются: - Минфин России. - Роспотребнадзор. - ФАС России - Государственные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления. - Банк России. - Суды (общей юрисдикции и арбитражные). - Общественные объединения потребителей - Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей финансовых услуг |
Ответить на вопросы:
1. Какие услуги относятся к финансовым? 2. Назовите виды финансовых услуг. 3. Перечислите основные нормативные документы, регулирующие потребительские отношения в сфере финансовых услуг. 4. Назовите права потребителей банковских и страховых услуг. 5. Куда следует обращаться, если нарушены ваши права? 6. Назовите способы защиты прав потребителей финансовых услуг. 7. Назовите организации, в которые можно обращаться, если нарушены ваши прав.
|
Усвоить новые понятия, изучить права потребителя в сфере финансовых услуг |
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения, имеющиеся знания; умение слушать ответы своих одноклассников; оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения . Регулятивные УУД : умение регулировать свои действия, не перебивать одноклассников. Познавательные УУД: анализировать информацию на слух, умение давать оценку своим действиям, оценивать результат, обобщать полученную информацию. Личностные УУД: проявлять готовность к сотрудничеству. |
IV. Закрепление нового материала Цель: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на приобретение нового опыта. |
Разбирают различные жизненные ситуации, анализируют, делают выводы. Каждая группа выступает с выводами (1- 2 минуты) |
Делит класс на группы (3-4 группы)
В условиях широкого распространения финансовых услуг в России, а также увеличения нарушений прав потребителей в указанной сфере немаловажно знать свои права и уметь ими пользоваться. Кто является потребителем финансовых услуг? В соответствии с Законом о защите прав потребителей, Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать, или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, потребителем не могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) для своих нужд. |
Разбирают ситуации из жизни, где права потребителей были нарушены, ученикам нужно предложить решение проблемы. Ответить на вопросы: Права нарушены или нет? Как именно нарушены их права? Куда обратиться в данной ситуации? Кто уполномочен контролировать данную ситуацию?
|
|
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя новую информацию. |
V. Контролирующее задание Цель: - проверить умение планирования семейного бюджета. Помочь осмыслить, проанализировать новый опыт, приобретенный в процессе практической работы. |
Обсуждают, делают расчеты, анализируют, формулируют ответ на вопрос. Делают вывод. |
Оценка настроя обучающихся, усиленная активация, призыв на результат. Оценка работы в команде (активность, навыки групповой работы, время работы). |
Группам на рассмотрение предлагаются 4 ситуации:
1)Решил заяц построить себе избушку, заказав проект в фирме «Ни кола, ни двора». В назначенный срок строительные материалы были доставлены. Но, приступив к сборке, заяц обнаружил, что чертежи и инструкции по сборке отсутствуют. Какое право потребителя нарушено в данной ситуации? (Право на информацию о товаре)
2) Мальвина обратила внимание на сумку в фирме «Три желания». На вопрос о цене ей ответили, что сумка продается только в комплекте с перчатками и косметичкой. Сумка стоит 500 золотых, перчатки 400, а косметичка - 200. Какое право потребителя нарушено? (Право на выбор)
3) Незнайка решил производить автомобили на цветочном топливе. Однако цветочный двигатель иногда давал сбои на испытаниях, потому что проект не был до конца разработан. Так как это случалось очень редко, Незнайка решил продавать такие автомобили, а вырученные деньги направить на доработку проекта. Какое право потребителя нарушено в данном случае? (Право на безопасность)
4) Придя домой, Карабас Барабас с ужасом обнаружил, что лекарство из пиявок, купленное им у Дуремара, имеет истекший срок годности. Какое право нарушено? (Право на качество товара)
-А теперь мы вместе обсудим эти ситуации. Послушаем мнение других групп. Таким образом, мы с вами рассмотрели разные варианты задач, и пришли к выводу о необходимости знании своих прав, как потребителя. |
Умения грамотно заполнять таблицы, делать расчёты. |
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; обобщать полученную информацию; - давать оценку своим действиям, оценивать результат; Регулятивные УУД: формулировать вопрос, проблему, затруднения , с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию. Коммуникативные УУД: сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: Организация оценки знаний и достижений. Подведение итогов работы. |
Самооценка. Выражают впечатления от работы в команде. |
Домашнее задание.
Почему, по вашему мнению, существуют трудности в реализации защиты прав потребителей? Случались ли в вашей жизни или на примере ваших знакомых, родственников ситуации, когда права нарушались?
3. |
Ученики приводят примеры, в каких жизненных ситуациях они или их близкие сталкивались с ситуациями, в которых их права в сфере финансовых услуг были нарушены, обсуждают, как в данных ситуациях они защищали, или как можно было бы, защитить их права. |
Усвоить, что входит в финансовую грамотность и необходимость знаний прав потребителя |
Личностны е УУД: - Проявление творческого отношения к процессу обучения. Познавательные УУД: обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; Регулятивные УУД: формулировать вопрос проблему, затруднения, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию. Коммуникативные УУД: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; - сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат. |
Вывод
Финансовая грамотность способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способна повысить финансовую безопасность населения. Она помогает нам мыслить более рационально, планировать свое будущее. Ее нельзя недооценивать, ведь от нее зависит благополучие человека. Финансовая грамотность, напрямую связана с денежным обменом. Мы совершаем покупки каждый день и знаем, что покупка может быть неудачной - товар не соответствует рекламе и ожиданиям, обнаруживаются скрытые дефекты и так далее. Изначально потребитель не обладает полной информацией о товаре - о его истинных свойствах, уровне качества, браке этой марки и даже партии. В то время как продавец осведомлен гораздо больше и может даже намеренно применять определенные маркетинговые приемы, чтобы продать потребителю товар или услугу несоответствующего качества, не отвечающий его потребностям или по неадекватно высокой цене. Экономисты это называют асимметрией информации - количество информации у потребителя и у продавца или у изготовителя неодинаково, а именно у потребителя ее всегда меньше.
Сейчас научное, а за ним и политическое сообщество разных стран признает, что человеку нужно не только обеспечить удовлетворение его базовых потребностей на минимальном уровне, но и помогать делать правильный потребительский выбор, с учетом всех выгод и издержек, в том числе косвенных и отложенных во времени. Надо сказать, что мир финансовых услуг - это квинтэссенция сложности и неопределенности для человеческого мозга (впрочем, есть вещи и более зубодробительные, например теория струн у физиков). Это означает, что на плечи социально ответственного государства ложится еще задача регулирования предоставления информации о финансовых услугах таким образом, чтобы потребителю было легко сравнить и выбрать оптимальный способ с учетом его обстоятельств. Помимо этого, основной задачей является информирование населения о его правах в сфере потребительских услуг.
Предложенное занятие по теме «Защита прав потребителей финансовых услуг в России» является одним из важных этапов при изучении курса «Финансовой грамотности». В ходе занятия обучающиеся получают представление о потребителе и о защите его прав. Занятие строится на активном взаимодействии и сотрудничестве преподавателя и учеников. Обучающиеся в процессе групповой работы вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, учат грамотно оформлять результаты своей деятельности и представлять их. Таким образом, обучающиеся должны понять, что знать и защищать свои права достаточно просто, если их изучить.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.