Проект урока по теме: «Что такое местоимение?» (урок 1)
Ф.И.О. |
Рошко Наталья Евгеньевна |
Должность, СОШ |
Учитель начальных классов, СОШ №39 |
Предмет |
Русский язык |
УМК |
«Школа России» |
Класс |
2 |
Номер темы в разделе |
Урок № 145 |
Цель и предполагаемый результат (предметный и метапредметный) |
Формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении. |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Необходимое оборудование |
Предметные картинки, доска, тетради, учебники, интерактивная доска. |
Этап урока. Цель данного этапа |
Деятельность учителя, обучающегося (приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы) |
Характеристика деятельности ученика |
Содержание учебного материла |
Планируемые результаты |
ЭОРы: «Российская электронная школа». «Инфо-урок» и др. (не менее 4-х) |
|
Предмет-ные |
УУД |
|||||
I. Самоопределение к деятельности. (2 мин) Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Проверяет готовность к уроку детей. Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь.
-Какие главные три правила на уроке русского языка? (правильно сидеть, наклон тетради, держать ручку) -Проверяем посадку. |
Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.
|
- |
- |
Личностные: мотивация и настрой на урок. Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
|
Минутка чистописания. Словарное слово
II. Актуализация знаний. (5мин) Цель. Повторение изученного материала |
Откройте тетради, запишите дату и классная работа. Прописываем нижнее соединение ЛО Отгадайте, с каким словарным словом мы сегодня познакомимся по его толковому значению: орудие с длинной, обычно деревянной ручкой и широким плоским концом для копания земли Молодцы, верно определили. Лопата Поделите слово по слогам. Поставьте ударение. Какую букву запоминаем? - Предлагаю вам сыграть в игру «Рыбалка». Задание. На доске три ведерка: имя существительное, имя прилагательное, глагол. На рыбках написаны слова: тетрадь, заяц, морозить, ягодный, работать, он, я, умный. Нужно выловить рыбку-слово, определив часть речи и положить в нужное ведерко. - Молодцы. Теперь расскажите мне что такое имя существительное?
- Что такое имя прилагательное?
- Что такое глагол?
- Почему вы не все слова распределили? - А мы употребляем эти слова в речи? - А если мы уберем из своей речи местоимения, то какой частью речи они будут заменены? - Эти слова являются частью речи? - Значит мы будем сегодня узнавать что-то новое об этих словах? |
Прописывают соединение ЛО по образцу
Разбор слова лопата. Ло-па-та Ударение падает на второй слог. Запоминаем букву О в первом слоге
Играют в игру «Рыбалка» Сущ.: тетрадь, заяц Прил.: ягодный, умный Гл.: морозить, работать Мест.: он, я
Это часть речи, отвечающая на вопрос Кто? Что? обозначает предмет и изменяется по числам и падежам.
Это часть речи, обозначающая признак предмета, отвечает на вопросы: Какое? Какая? Какой? Какие? Изменяется по родам, числам и падежам.
Это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета, отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по времени, числам, в настоящем времени по лицам, в прошедшем по родам.
|
Работа в тетради И на доске
Приложение 1
Приложение 2
|
Формулируют тему урока. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества совместно с учителем. Познавательные: использование знаково-символических средств, подведение под понятие |
лопата
Урок русского языка..pptx_
|
III Постановка учебной задачи. (3 мин)
Цель. Подведение обучающихся к формулированию темы урока. Составление плана работы.
|
- Расшифруйте слово: ЕИНЕМИОТСЕМ - Верно. Тема нашего сегодняшнего урока Местоимение. - Поставьте цель урока. |
Местоимение
Расширить и закрепить знания о местоимении, научить новым приемам использования |
Приложение 3 Работа со слайдом |
Регулятивные: самопроверка (постановка учебной задачи) Коммуникативные: владение диалоговой формой речи. |
Урок русского языка..pptx_
|
|
IV. «Открытие обучающимися новых знаний». (3мин) Цель. |
Посмотрим упражнение 171 на с. 100. Вы видите мышку и лягушку на картинке. В каких сказках есть такие персонажи? - Прочитайте текст. - Найдите вопросительные и восклицательные предложения в тексте. - С какой целью автор использовал вопросительные/восклицательные предложения? - Прочитайте с интонацией вопросительные/восклицательные предложения. - Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет? - На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? - Можно перечислять мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д., а можно каким одним словом сказать? - Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова. - Что такое диалог? - Как записывается (выделяется) диалог в тексте?
- Хорошо, теперь посмотрим правило на с. 101. Кто прочитает? - Хорошо. Кто сможет повторить слова-местоимения? - Выпишите в правиле предложение в тетрадь: «Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения» и подчеркните слово местоимения. - Какую часть речи заменяют местоимения? Для чего? Например, Дуб растет на поле. Дуб высокий и могучий. Под дубом хорошо в солнечную погоду. - Хорошо звучат предложения? Какие слова мы изменим и на что? - Также хочу, чтобы вы обратили внимание на местоимение «ним». Как вы думаете какое это местоимение? - Это местоимение «он» в творительном падеже. - Местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они это начальная форма. Они спрягаются по падежам. - Я надеюсь теперь вы поняли какую роль местоимение играет в тексте. - На какие вопросы отвечают местоимения? |
Стоит в поле теремок. Он не низок не высок. Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в теремочке живет? - Я, мышка-норушка! А ты кто? - А я Лягушка-квакушка. - Иди ко мне жить! Стали они вдвоем жить.
Теремок. Мышка-норушка, лягушка-квакушка. К лягушке-квакушке. Мышка-норушка, лягушка-квакушка
Они.
Это разговор двух и более лиц. Каждая реплика нового героя записывается с новой строки с тире.
я, ты, мы, вы, он, она, оно, они
Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.
Дуб – он, под дубом – под ним.
он
Местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные. |
|
Формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении. |
Регулятивные:логические (анализ, обобщение); самоконтроль. Познавательные: добывают новые знания находят ответы на вопросы, Личностные: положительноеотношение к процессу познания. |
https://rabochaya-tetrad-uchebniki.com/zor_0480_elkn/0480.html#prettyPhoto/33/
|
V. Первичное закрепление. (5 мин) Цель. Закрепить и обобщить знания о написании местоимений |
- Давайте посмотрим упражнение 173 на с. 101. Кто прочитает стихотворение? - Определите главную мысль стихотворения. - Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор? - Спишите первое предложение, подчеркивая местоимение. - Каких местоимений нет в стихотворении?
- Посмотрите упражнение 172. Давайте повторим еще раз. Что такое местоимение? Назовите местоимения. - Верно. Местоимение – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос кто? Мест.: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они |
Прочитайте. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты — Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только я и ты — Если мы сорвём цветы. (Т. Собакин) |
Работа по учебнику |
|
Регулятивные:анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя. Познавательные- отбирают нужную информацию. |
|
Динамическая пауза (3 мин) |
Правило такое. Я называю существительное – вы тянете руки вверх, прилагательное – прыгаете, глагол – приседаете, местоимение – хлопаете. Яблоко, ехать, веселый, листок, растет, мы, плывут, бежевый, оранжевый, ты, он, прыгать, стол, стена, хлопать, вы, они, хороший, она, я, вкусный. - Замечательно, присаживайтесь. |
Выполняют движения по правилам |
Приложение 4 Динамическая пауза. |
|
Урок русского языка..pptx_
https://power.gybka.com/song/170150568/Dinamicheskaya_-_pauza/
|
|
VI Самостоятельная работа (5 мин) .
Цель: работать самостоятельно |
- Сейчас самостоятельная работа по карточкам. 1 уровень Замени существительные местоимениями : Катя - _____________ Игорь -____________ Окно -____________ Дети -___________
2 уровень Вставь местоимения подходящие по смыслу. Ира,____________ пойдёшь гулять? Мама, _________ будем играть? Елена Ивановна, __________ нам объясните урок?
Закончили? Проверяем по образцу на слайде. - У кого нет ни одной ошибки поднимите руку? у кого две ошибки? Три? |
|
Работа с карточками Приложение 5 |
Регулятивные:контролирует результат своей деятельности. Познавательные: учатся мыслить и работать самостоятельно Личностные: способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в речи |
|
|
VII. Рефлексия (2 мин) Цель. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка деятельности. |
Подводит итог. (по плану, составленному в начале урока) - С какой частью речи познакомились? - Какую часть речи заменяет местоимение? - Назовите местоимения. - Что особенно понравилось на уроке? - Запишите домашнее задание. Выучить правило и уметь пользоваться им. А сейчас, найдите лист самооценки и покажите в центре солнышка условным знаком своё настроение. Похлопайте в ладошки те, у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке. - Спасибо за урок. До свидания. |
Контролирует результат своей деятельности. Понимает причины успеха/неуспеха. Находит ответы на вопросы, опираясь на свой опыт. Оценивает свою деятельность на уроке
|
Приложение 6 План работы. Работа с планом на доске, составленном в начале урока.
Приложение 7 Лист оценивания |
Обобщают новые знания, полученные на уроке, используя план. |
Познавательные - Ориентировать ся в системе знаний; отличать новое от уже известного. Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и речи. Регулятивные -самовыражение |
|
Приложение к уроку 145
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Индивидуальные карточки (разноуровневые)
1 уровень
Замени существительные местоимениями :
Катя - _____________
Игорь -____________
Окно -____________
Дети -___________
2 уровень
Вставь местоимения подходящие по смыслу.
Ира,____________ пойдёшь гулять? Мама, _________ будем играть? Елена Ивановна, __________ нам объясните урок?
Приложение 6
План работы
1.Поиграть и игру «Рыбаки», вспомнить пройденные части речи
2. Отгадать тему урока и поставить цель
3. Достичь поставленной цели с помощью упражнений в учебнике
4. Выполнить работу в парах, чтобы закрепить знания по теме
5. Подвести итог урока
Приложение 7
Лист оценивая
Используемая литература:
1. 1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.:Просвещение, 2017. – С. 100 – 102.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 72.
3.Илюхина В.А. Письмо с «секретом»: (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся). - М.:новая школа, 1994 - 48с.
Используемые Интернет-ресурсы:
1.Учительский портал: https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/82630-konspekt-uroka-chto-takoe-mestoimenie-2-klass-po-programme-shkola-rossii.html
2.Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/11/03/pismo-strochnoy-bukvy-t
3.КТП по русскому языку 2 класс «Школа России»: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/08/19/russkiy-yazyk-2-klass-ktp-po-umk-shkola-rossii
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.