Урок по обществознанию в 7 классе:
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Автор: учитель истории и обществознания Малыхина Евгения Сергеевна
Цели и задачи урока
Цель урока: сформировать у учащихся представление о глобальных проблемах человечества и понимание возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели в ходе урока необходимо решить ряд задач:
· сформулировать определение понятия «глобальные проблемы человечества»;
· конкретизировать содержание вышеуказанного понятия в разрезе составляющих его проблем: проблема ограниченности ресурсов, проблема «Север-Юг», демографическая проблема и др.;
· освоить прием «инфографика» применительно к изучению глобальных проблем;
· использовать системный подход для формулирования и обсуждения учащимися векторов решения глобальных проблем.
Ход урока
1. Вводная часть.
Слова учителя: Современные проблемы существования и развития человечества в целом – предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами – продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.
2. Беседа с учащимися по вопросам:
1) Что, на ваш взгляд, означает слово «глобальный»? (Предположительный ответ: «всеобщий», «всеохватный»)
2) Какие проблемы, стоящие перед человечеством в начале XXI века, можно назвать глобальными? (Предположительный ответ: экологические, нехватка ресурсов, СПИД и др.)
3. Введение учителем определения понятия «глобальные проблемы человечества» и характеристик, объединяющих составляющие элементы данного понятия.
Определение: Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.
Общие черты:
· затрагивают всё человечество;
· требуют обязательного решения;
· могут быть решены коллективными усилиями стран мира.
Когда появились глобальные проблемы?
С конца ХIХ в. начинается
современный, наиболее интенсивный этап воздействия человека на природу.
60-е г. ХХ в. Разрушающее взаимодействие общества на природу достигло
глобальных масштабов.
Что породило глобальные проблемы?
4. Анализ конкретных проблем и их проявлений с использованием графической формы «Фишбоун» (fishbone) (Рис.1). Схема «Фишбоун» изображается учителем на доске и учащимися в тетрадях.
Проблема и ее проявление.
Рассмотрим каждую проблему :
Проблема войны и мира:
Война – это самое страшное на
планете, это cмepть, жестокость, всеобщая боль, это горе матерей, потерявших детей,
это стон родной земли.
Во II половине ХХ в. В связи созданием ядерного оружия и paкетной техники,
возникла реальная возможность, в случае развязывания 3-й мировой войны,
уничтожения целых стран и даже континентов.
Поэтому проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны,
выживание и самосохранение человечества стала поистине проблемой №1
современности.
Современный научно-технический прогресс меняет технологию производства
настолько быстро, что прежде чем хозяйственная система возвращается в положение
равновесия, в биосферу попадает такое количество отходов, которое она не в
состоянии переработать. В последнее время с интенсивным использованием
свободной энергии органического топлива, сжигания, разрушения природных
структур, аккумулирующих энергию Солнца, наметилась тенденция к снижению
организованности биосферы. Сегодня промышленное производство в современном виде
не может не наносить ущерба биосфере. Каждый промышленный центр цивилизации
превратился в постоянно действующий вулкан, т.к. в нем с помощью тепловой и
других видов энергии переpaбатывают продукты земной коры и это влияет на всю
биосферу Земли.
Демографическая проблема
Как и другие глобальные
проблемы, демографическая проблема имеет длительную предысторию. Численность
населения на земном шаре систематически возрастала. Сегодня на планете
приблизилась к 8 миллиардам жителей.
Энергетическая и сырьевая проблема
Это прежде всего
проблема надежного обеспечения человечества топливом и сырьем.
(1986 г. – Чернобыльская авария)
Продовольственная проблема
Прирост населения опережает темпы роста объемов продовольствия, которые не успеваю расти так же быстро, как население. Пахотные ресурсы постоянно сокращаются за счет роста городов, развития трaнcпорта. Если в начале ХХ в. на одного человека приходилось 9 га культурных земель, к середине ХХ в. – 6 га, в настоящее время – 3 га; в начале нового столетия будет всего 2 га. От голода и недоедания в мире страдает примерно 1 млрд. человек. Калорийное голодание испытывают 20% населения Земли.
Экологическая проблема
Загрязнение Мирового океана, грунтовых вод, атмосферы, вырубка лесов, опустынивание и др.
Проблема здоровья
Сегодня обострилась проблема здоровья человечества. Здоровье является состоянием полного физического, духовного, социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов.
От промышленных отбросов страдает не только природа, но и человек - сотни тысяч жителей Заполярья. Страдают, вдыхая зараженный воздух, потрeбляя воду с тяжелыми металлами. Нельзя сказать, что воздух, вода, растения напичканы у нас ядами: их тысячные доли процента, но если учесть, что человек в течение суток потрeбляет
20 м3 воздуха,
1,5 кг пищи,
2,5-3 л воды,
то и малые химические соединения, накапливаясь, оказывают отнюдь не благоприятное влияние на организм и здоровье людей. Все это вызывает такие опасные заболевания, как заболевания органов дыхания и пищеварения, кожи, сердечнососудистой системы, нарушают детородные функции, способствуют кариесу зубов, paку, угнетают головной мозг.
5. Далее учитель предлагает рассмотреть кроссенсы. (на слайдах презентации)
Итоги, анализ данных:
Человек и природа – это единое
целое. Природа не прощает халатного отношения к себе, не прощает ошибок и
промахов.
Никогда на протяжении истории человечество не сталкивалось со столь
многими угрозами его существования. Проблемы окружающей среды, энергии,
населения продовольствия и самих форм воспроизводства людей - все это образует
взаимопроникающий комплекс, и бесполезно пытаться решать эти проблемы по отдельности.
Необходима скоординированная мировая стратегия для их решения. Это было бы
первой глобальной революцией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.