Былины
Цель: познакомить с былинами, былинными богатырями, происхождением былин.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
Учитель. Давайте посмотрим, какие вы принесли альбомы.
Дети показывают свои альбомы (сейчас у редкой девочки нет такого альбома, мальчики менее откровенны), альбомы своих близких. Может, у кого-нибудь и найдется альбом прошлых лет.
– Прочитайте дарственные надписи.
– Прочитайте стихи, которые вам написали ваши близкие подруги, друзья.
– Как к вам обратились как к хозяйке альбома?
– Какие стихи-пожелания вам записали?
– Какие нежные чувства вам выразили в стихах?
– Какие секреты вы написали в уголках?
– Обижаются на такие «секреты» ваши знакомые?
– Что бы вы пожелали тем, кто не ведет альбомы?
– И все-таки быт и духовный мир народа был бы скуднее без этих непритязательных записей!
– А сейчас сделаем выставку из тех сборников и небольших книг, которые вы принесли по нашей сегодняшней теме «Былины».
Работа над новой темой.
Учитель. Слово «былина» употреблялось в народной речи в значении быль, былое. В этом значении оно встречается в «Слове о полку Игореве» (по былинам сего времени), а в литературу вошло как название русских эпических песен в середине ХIХ века. На севере России для обозначения этих песен был народный термин старина. Былина как общепринятое обозначение этих произведений постепенно закрепилось в научной и художественной литературе и в первой половине ХХ в. стало вытеснять слово старина в среде исполнителей.
В последние столетия былины исполнялись без музыкального сопровождения, в более давние времена – под аккомпанемент гуслей. В казачьих селах юга России былины преобразовывались в протяжные песни, исполняемые хором, но в основных очагах бытования эпоса на Европейском Севере России их пение не было коллективным. Эпические песни исполняли немногие знатоки, которых называли сказителями.
В среде крестьян сказители пользовались особым почетом и уважением. Знаменитого сказителя Т. Г. Рябинина, ходившего на рыболовный промысел, старалась заманить к себе каждая артель. «Если бы ты к нам пошел, Трофим Григорьевич, – говаривали рыболовы, – мы бы на тебя работали : лишь бы ты нам сказывал, а мы бы тебя все слушали».
А вот свидетельство этнографа В. Н. Харузиной об исполнении былин и отношении крестьян к их содержанию: «День был воскресный и народу в деревне много. Горница быстро наполнялась народом. Сели на лавках, на кровати, жались в дверях. Вошел Утка (сказитель Никифор Прохоров), невысокого роста старик, коренастый и плечистый. Седые волосы, короткие и курчавые, обрамляли высокий и красивый лоб, редкая бородка клинушком заканчивала морщинистое лицо, с добродушными, немного лукавыми губами и большими голубыми глазами. Во всем лице было что-то добродушное, детски беспомощное. Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвел взглядом присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось; исчезло все лукавое, детское и наивное. Что-то вдохновенное выступило на нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две маленькие слезинки; румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка нервно подергивалась шея.
Он жил со своими богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук его этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они. Утка кончил и торжествующим взглядом окинул все собрание. С секунду длилось молчание, потом со всех сторон поднялся говор.
– Ай да старик, как поет…Ну уж потешил».
Рефлексия деятельности.
– В каком значении употреблялось в народной речи слово «былина»?
– В каком сопровождении исполнялись былины?
– Как назывались люди, которые пели и исполняли былины?
– Какой знаменитый сказитель пользовался особым уважением и почетом в Кижах?
– Как вы думаете, почему рыбаки готовы были за него исполнять работу в артели, лишь бы он «сказывал» былину?
– Опишите внешность сказителя Утки (Никифора Прохорова), какие внешние черты говорили о том, что это был человек, умевший вызывать интерес у слушателей?
– Как он рассказывал былины, что говорит о его увлеченности?
– А как слушатели воспринимали его рассказ?
– Как вы понимаете слова: «Ну уж потешил…»?
Учитель. Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма не похожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.
«Старшие» богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаический тип героя.
Такому нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть иного противника, кроме самой природы, матери-сырой земли. Святогор, например, обладает совершенно невиданной силой и мощью. Даже Илья Муромец оказывается по сравнению с ним не просто слабым, но до такой степени беспомощным, что Святогор его и не замечает. Когда Илья пытается разбудить спящего богатыря сначала «зычным голосом», а потом ударив «палицей булатной» по «белым грудям», тот долго не просыпается, а пробудившись, замечает: «Ох как больно русские мухи кусаются». Затем
Он берет Илью за желты кудри,
Положил Илью да он к себе в карман,
Илью с лошадью да богатырскоей,
И поехал он по святым горам –
Совершенно при этом забыв,
Кто сидит у него в кармане.
Все, что связано со Святогором, от рождения до смерти, подчеркивает его уникальность даже среди других былинных героев. Вот как описывается его появление на свет:
Как из далеча-далеча, из чиста поля…
Наперед-то выбегает лютый Скимен-зверь
Зашипел он, лютый Скимен, по-змеиному,
Заревел он, вор-собака, по-звериному,
От того было от шипу от змеиного,
Зелена трава в чистом поле повянула,
От того было от рева от звериного
Быстрой Днепр-река сколыбалася…
Заслышал Скимен-зверь невзгодушку:
Уж как на небе родился светел месяц,
На земле-то народился могуч богатырь.
Святогора и земля-то с трудом носит. Он сам похваляется тем, что мог бы померяться с нею силой:
Как бы я тяги нашел,
Так я бы всю землю поднял!
Но сила матери-сырой земли – единственная сила, которой он не может противостоять. От неё богатырь и принимает смерть: пытаясь поднять «маленькую сумочку переметную», которую носят, перекинув через плечо, землепашцы, он «по колен ушел да в сыру-мать землю». Сумочка – это и были те самые тяги от земли (то, за что можно было ухватиться, чтобы ее перевернуть).
Если Святогор славен силой своей, то второй «старший» богатырь, Волх, умеет оборачиваться разными зверями, т. е. колдовать, волхвовать, на что указывает и его имя (Волх – от волхв). Благодаря этой способности он завоевывает Индийское царство:
Обернулся гнедым туром – золотые рога,
Побежал он ко царству Индейскому,
Он первый скок за целу версту скочил,
А другой скок не могли найти.
Он обернулся ясным соколом,
Полетел он ко царству Индейскому…
И сел он на палаты белокаменны…
Он обернулся горностаем…
У тех луков тетивки накусывал,
У каленых стрел железцы повынимал.
Рождение Волха Всеволодовича тоже чудесное – от «лютого змея», а в момент рождения – земля дрожала, на небе «просветил месяц», а «сине море сколыхалося». А когда Волху исполнилось от роду полтора часа, он велел матушке:
Пеленай меня, матушка,
В крепки латы булатные,
А на буйну голову клади злат шелом,
По праву руку – палицу…
Как вы догадываетесь, эти черты богатырей сказочны, поступки, ими совершенные, совсем не похожи на реальные, зато образы их сопоставляются с мифологическими представлениями.
Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Например, Илья Муромец, прежде чем повстречаться с разбойниками, так выбирает дорогу:
Мне направо идти – богату быть,
Мне налево идти – женату быть,
Мне напрямо идти – убиту быть.
Мне богатство старому не надобно,
Жениться старому не хочется, –
Я пойду старый прямо-напрямо…
Добрыня, например, вопреки наказу матери отправляется к Почай-реке, где живет змей: «Богатырско его сердце распотелося, распотелося сердце, нажаделося (разыгралося)». Но кроме того, чтобы «распотелося» сердце, героями былин движет желание постоять за людей и за веру. Так Алеша Попович говорит о Тугарине Змеевиче, о «чуде поганом»:
Богу, собака, не молится,
Князю со княгиней не кланяется,
Князьям и боярам челом не бьет.
Рефлексия деятельности.
– Кто же, что же за главные герои былин? Какими чертами их наделяют в былине?
– Кого относят к «старшим» богатырям?
– Почему их так называют?
– Какими чертами обладают «старшие» богатыри?
– С чем сравнивает побои по « белым грудям» Святогор?
– Как описывается появление Святогора на свет? (Прочитать еще раз отрывок.)
Как из далеча-далеча, из чиста поля…
Наперед-то выбегает лютый Скимен-зверь…
Зашипел он, лютый скимен, по-змеиному,
Заревел он, вор-собака, по-звериному.
От того было от шипу от змеиного,
Зелена трава в чистом поле повянула,
От того было от рева от звериного
Быстрой Днепр-река сколыбалася…
Заслышал Скимен-зверь невзгодушку:
Уж как на небе родился светел месяц,
На земле-то народился могуч богатырь.
Даже природа радовалась появлению на земле могучего богатыря!
– Какая сила единственная была не подвластна богатырям?
– Какой из богатырей оборачивается разными зверями? Какое царство он завоевывает?
– Какие чудеса происходили при рождении Волха Всеславьича?
– Что он велел матушке? («Пеленай меня, матушка, в крепки латы булатные, а на буйну голову клади злат шелом, по праву руку – палицу.)
– А как вы думаете, черты богатырей реальны? Были ли эти события на самом деле?
– Что же все-таки в былинах воспевалось, кроме удали молодецкой, стремления, желания сразиться, потешить «богатырско сердце»?
(Помимо желания проявить свою удаль и потешить «богатырско сердце», героями былин движет и желание постоять за людей и за веру.)
– Что возмущает Алешу Поповича в поведении Тугарина Змеевича? (Богу, собака, не молится …)
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Как вы понимаете такой литературоведческий термин исторические песни?
С п р а в к а д л я у ч и т е л я.
Исторические песни – народные повествовательные песни, посвященные историческим событиям и их героям. Таковы русские исторические песни о царе Иване Грозном, Ермаке, Степане Разине, Пугачеве и других.
Русские исторические песни, так же как былины, являются произведениями устного народного творчества, сложены былинным стихом и исполняются нараспев. Исторические песни более позднего происхождения, чем былины.
Домашнее задание. Прочитать былины «Старшие богатыри».
Нарисовать рисунки. Участвовать в конкурсе рисунков «Былинные богатыри».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.