В соответствии с «Концепцией развития детско-юношеского спорта» спортивно-оздоровительный профильный отряд «Быстрее, выше, сильнее!» при МАОУ «СОШ№136» позволяет учащимся получить необходимые умения и навыки для участия в соревнованиях по баскетболу, легкой атлетике, русской лапте, олимпиадах по физической культуре. А также получить необходимые знания по организации спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе, расширение кругозора в области физической культуры и спорта.
В процессе изучения у ребят формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, ребята приобщаются к здоровому образу жизни. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. В дальнейшем, приобретенныеВ соответствии с «Концепцией развития детско-юношеского спорта» спортивно-оздоровительный профильный отряд «Быстрее, выше, сильнее!» при МАОУ «СОШ№136» позволяет учащимся получить необходимые умения и навыки для участия в соревнованиях по баскетболу, легкой атлетике, русской лапте, олимпиадах по физической культуре. А также получить необходимые знания по организации спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе, расширение кругозора в области физической культуры и спорта.
В процессе изучения у ребят формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, ребята приобщаются к здоровому образу жизни. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. В дальнейшем, приобретенные
Программа деятельности
Летнего спортивнооздоровительного профильного отряда
«Быстрее, выше, сильнее!»Пояснительная записка.
В соответствии с «Концепцией развития детскоюношеского спорта» спортивно
оздоровительный профильный отряд «Быстрее, выше, сильнее!» при МАОУ «СОШ№136»
позволяет учащимся получить необходимые умения и навыки для участия в соревнованиях по
баскетболу, легкой атлетике, русской лапте, олимпиадах по физической культуре. А также
получить необходимые знания по организации спортивномассовых и физкультурно
оздоровительных мероприятий в школе, расширение кругозора в области физической культуры и
спорта.
В процессе изучения у ребят формируется потребность в систематических занятиях
физическими упражнениями, ребята приобщаются к здоровому образу жизни. Занятия спортом
дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность. Психологи
утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно
развивается при систематических занятиях. В дальнейшем, приобретенные в течение лагерной
смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы
в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески
развитые сверстники.
Актуальность программы заключается в том, что она органично вписывается в сложившуюся
систему физического воспитания. В настоящее время возрастает потребность в развитии
физических качеств учащихся, сохранение и укрепление здоровья. Данная программа по этому
профилю работает первый год.
Участники программы:
Возраст учащихся 8 12 лет, из них 4 девочки и 8 мальчиков
Учащиеся, имеющие средний уровень физической подготовленности, отнесенные по
состоянию здоровья к основной физкультурной группе, в состав входят:
учащиеся из неблагополучных, малообеспеченных, неполных и многодетных семей учащиеся, состоящие на учете ВШУ
Цель программы:
Формирование физической культуры личности школьника по средствам освоения основ
содержания физкультурной деятельности с общеобразовательной направленностью.
Задачи:
Организация рационального режима дня
Всемерное развитие физических качеств
Формирование знаний о физкультурной деятельности
Формирование знаний и получение навыков игровой деятельности
Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися специальных физкультурно
спортивных знаний и умений
Расширение технического арсенала по баскетболу
Совершенствование групповых тактических взаимодействий
Реализация достигнутого потенциала атлетической и технической подготовленности в
условиях игровой и соревновательной деятельности
Центром воспитательной работы отряда является ребенок и его стремление к
самореализации.
Механизм реализации программы:
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль
Формы работы:
Планирование
Подготовка к лагерной смене
Оформление отряда
Подготовка материальной базы
Определение обязанностей
Оздоровительный модуль
Формы работы:
Утренняя зарядка
Встречи с медицинским работником
Влажная уборка, проветривание
Организация питания воспитанников
Витаминизация
Спортивные занятия и игры
Творческий модуль
Формы работы
Теоретический и тренировочной процесс
Коллективнотворческая и проектная деятельность
Участие в общелагерных мероприятиях
Участие в соревнованиях
Контрольный модуль
Формы работы Диагностика воспитанников (уровень достижений)
Тестирование
Содержание программы.
1. Тематика теоретических занятий 6 часов
№ п/п
Тема
Колво часов
Виды деятельности
1
2
3
4
5
Классификация видов соревнований
История развития игры «Русская лапта» в
России
Правила судейства
Правила по баскетболу и русской лапте
Жесты судей по баскетболу
1
1
1
2
1
2. Тематика практических занятий – 62 часа
учащихся
Презентация
Презентация
Лекционно
практическое занятие
Лекционно
практическое занятие
Лекционно
практическое занятие
№ п/п
Тема
Колво часов
Виды деятельности
учащихся
7
8
Баскетбол – 20 часов
Техника передвижений:
передвижения
Стойка баскетболиста,
приставными шагами, остановки, повороты
на месте
Техника владения мячом:
Ловля мяча двумя руками
Передачи мяча двумя руками от
груди, сверху, одной рукой от плеча
Бросок мяча с места, в движении
Ведение мяча (с высоким и низким
отскоком о пол, с изменением
направления движения
9
Тактика защиты:
Противодействие получению мяча,
выходу на
противодействие
свободное место, переключение
Система зонной и смешанной
защиты
1
1
1
2
2
2
1
Практика
Практика Система личного и зонного
прессинга
10
Тактика нападения:
Выход на мяч для отвлечения
противника, розыгрыш мяча
Передай мяч и выходи, наведение,
«скрестный» выход
Игра в баскетбол
Тактика игры в команде
Волейбол 20 часов
Тактика игры бьющей команды
Удары мяча.
Упражнения для выработки скоростных
качеств
Упражнения с мячом
Подводящие игры
Игра в волейбол
1
1
2
6
1
1
3
3
3
1
8
Презентация +
практика
Презентация +
практика
Презентация +
практика
Практика
Практика
Практика
Практика
11
12
13
14
15
16
17
18
1
2
3
Общая физическая подготовка (ОФП) – 24 часа
Бег на длинные дистанции
Специальные беговые и прыжковые
упражнения
Бег на короткие дистанции
6
6
6
Системы розыгрыша – 4 часа.
№ п/п
Тема
Колво часов
Виды деятельности
1
2
3
Круговая система
Система с выбыванием
Смешанная система
2
1
1
учащихся
Лекционно
практическое занятие
Лекционно
практическое занятие
Лекционно
практическое занятиеРасписание занятий спортивно оздоровительного профильного отряда
«Быстрее, выше, сильнее!»
2 ДЕНЬ
10.0012.00 – Диагностика:
тестирование
физической
подготовки
12.3013.30 – игра «Дартс»
12.4513.45 –
Диагностика:
тестирование
технической подготовки по
баскетболу и волейболу
1 ДЕНЬ
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП:
бег
дистанцию 2 км, специальные
на длинную
беговые упражнения
техника
Баскетбол:
передвижений, ловля и передача
мяча двумя руками, учебная
игра в баскетбол
II тренировка:
12.4513.45
Волейбол (тактика игры)
3 ДЕНЬ
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП: бег на длинную дистанцию
2 км,
специальные беговые
упражнения
техника
Баскетбол:
передвижений, ловля и передача
мяча двумя руками, учебная игра
в баскетбол
Теория «Классификация видов
соревнований»
II тренировка:
12.4513.45
Волейбол (тактика игры)
4 ДЕНЬ
5 ДЕНЬ
6 ДЕНЬ
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП:
бег на длинные
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП: бег на длинные дистанции
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП: бег на длинные дистанциидистанции до 2 км,
специальные
беговые
до 3 км,
прыжковые упражнения
специальные
до 3 км,
прыжковые упражнения
специальные
упражнения
техника
Баскетбол:
передвижений, передача мяча
двумя руками, бросок мяча с
Баскетбол
: передача мяча двумя
руками, бросок мяча с места и в
учебная игра в
движении,
Баскетбол
: бросок мяча с места и
в движении, ведение мяча с
высоким и низким отскоком о
баскетбол)
II тренировка:
12.4513.45
Волейбол: тактика игры
места и в движении, учебная
игра в баскетбол)
12.3013.30 –
Теория
игры «Волейбола» в России»
II тренировка:
13.4515.00 –
Волейбол
«История развития
: тактика игры
7 ДЕНЬ
8 ДЕНЬ
пол, с изменением направления
учебная игра в
движения,
баскетбол)
II тренировка:
13.0014.00 –
Волейбол:
удары мяча,
упражнения для выработки
скоростных качеств и упражнения
с мячом.
9 ДЕНЬ
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП:
бег на длинные
дистанции до 3 км,
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП: бег на короткие дистанции
30 м, 60 м, пробегание
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП: бег на короткие дистанции
30 м, 60 м, пробегание
специальные
упражнения
прыжковые
отрезков 3 раза по 100м,
прыжковые
специальные
отрезков 3 раза по 100м,
прыжковые
специальные
Баскетбол: бросок мяча с места
и в движении, ведение мяча с
высоким и низким отскоком о
пол, с изменением направления
движения,
учебная игра в
по
«Правила
баскетбол)
12.3013.30 –
Теория
баскетболу»
II тренировка:
12.4513.45
Волейбол
:
упражнения для выработки
удары мяча,
скоростных
упражнения с мячом
качеств
и
упражнения и беговые
упражнения
упражнения
упражнения
и беговые
Баскетбол:
ведение мяча с
высоким и низким отскоком о
Волейбол
:
упражнения для выработки
удары мяча,
пол, с изменением направления
движения,
противодействие
получению
мяча,
противодействие выходу на
свободное место, учебная игра в
баскетбол)
12.3013.30 –
Настольные игры:
шахматы
II тренировка:
12.4513.45
Волейбол
:
упражнения для выработки
удары мяча,
шашки,
«Жесты судей по
скоростных качеств и упражнения
с мячом.
12.1513.00 –
Теория
баскетболу»
II тренировка:
13.0014.00 –
ведение мяча с
Баскетбол:
высоким и низким отскоком о
пол, с изменением направления
движения,
получению
противодействие
мяча,
противодействие выходу наскоростных
упражнения с мячом.
качеств
и
свободное место, учебная игра в
баскетбол)
10 ДЕНЬ
11 ДЕНЬ
12 ДЕНЬ
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП: бег до 2 км
Баскетбол: система зонной и
личной защиты
12.3013.30 –
Системы розыгрыша
система)
II тренировка:
12.4513.45
Соревнования
Олимпийские игры»
(круговая
«Малые
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП: бег до 2 км
Волейбол
:
упражнения для выработки
скоростных качеств и упражнения
мяча,
подача
с мячом.
12.3013.30 –
Системы розыгрыша
выбыванием)
(система с
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП:
бег на короткие
дистанции 30 м, 60 м,
пробегание отрезков 3 раза
по 100м,
специальные
прыжковые упражнения и
беговые упражнения
Баскетбол:
ведение мяча с
высоким и низким отскоком
о пол,
направления
с изменением
движения,
противодействие получению
мяча,
учебная игра в
баскетбол)
II тренировка:
12.4513.45
Волейбол
:
упражнения для выработки
и
скоростных
мяча,
качеств
подача
упражнения с мячом.
13 ДЕНЬ
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП:
бег на короткие
дистанции 30 м, 60 м,
14 ДЕНЬ
15 ДЕНЬ
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП: бег на короткие дистанции
30 м, 60 м, пробегание
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
ОФП: бег на короткие дистанции
30 м, 60 м, пробегание
пробегание отрезков 3 раза
специальные
по 100м,
отрезков 3 раза по 100м,
прыжковые
специальные
отрезков 3 раза по 100м,
прыжковые
специальные
прыжковые упражнения и
беговые упражнения
упражнения и беговые
упражнения
упражнения и беговые
упражнения
Баскетбол
: выход на мяч, для
отвлечения мяча, розыгрыш
мяча, передай мяч и выходи,
Баскетбол: выход на мяч, для
отвлечения мяча, розыгрыш
мяча, передай мяч и выходи,
Баскетбол:
передай мяч и
выходи, наведение, скрестный
выход, игра баскетбол)
наведение, скрестный выход,
наведение, скрестный выход,игра баскетбол)
игра баскетбол)
розыгрыша
12.3013.30 –
Системы
(смешанная система)
II тренировка:
12.4513.45 –
Подвижные игры «Мяч по
кругу»,
«Мяч капитану»,
«Салки с мячом».
16 ДЕНЬ
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
Баскетбол (передай мяч и
выходи,
скрестный выход,
наведение,
игра
баскетбол)
II тренировка:
12.4513.45
Спортивная игра «Футбол»
(круговая
12.3013.30 –
Системы розыгрыша
система)
II тренировка:
12.4513.45 –
Игра «Волейбол»
12.3013.30 –
Соревнования по шашкам
II тренировка:
12.4513.45 –
Игра «Волейбол»
15.1515.45 –
Спортивная игра «Футбол»
17 ДЕНЬ
10.00 – 12.00 –
I тренировка:
Баскетбол (игра в баскетбол)
12.3013.30 –
Игра «Дартс»
II тренировка:
18 ДЕНЬ
10.00 – 12.00 –
Диагностика:
Тестирование
физической
подготовки
12.3013.30 –
Просмотр фильма про хоккеиста
«Легенда № 17»
3. Система диагностики – 8 часов (Приложение 1.)
Тестирование физической подготовки: бег 30 м, 1000м, челночный бег 66,4м, прыжок в длину с
места, прыжок с доставанием, прыжки на скакалке
Тестирование технической подготовки по баскетболу: штрафной бросок, броски с дистанции,
скоростная техника (ведение), передачи в стену на скорость, передвижение.
Тестирование технической подготовки по волейболу: подача мяча (удар сверху, снизу), ловля
мяча.
Материальнотехническое обеспечение:
Мячи баскетбольные
Скакалки
Теннисные мячи
Флажки
Стойки
Ноутбук
Свисток
Критерии эффективности программы:
Повышение физических показателей на 510%
Повышение результативности участия в соревнованиях по баскетболу, волейболуУменьшение заболеваемости детей ОРВИ И ОРЗ
Положительная динамика в поведении учащихся, отвлечение от вредных привычек, ведущие
к улучшению адаптации в социуме (уменьшение проявлений девиантности в поведении,
снятие с учета в ВШУ)
Ожидаемый результат:
Знание правил игры баскетбол, волейбол
Получение минимума знаний для физического совершенствования
Навыки простейшего судейства
Навыки составления таблицы игр, используя системы розыгрыша
Формирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде
Участие в соревнованиях
Кадры программы:
Администрация ОУ Школьный фельдшер
Начальник лагеря Повара
Тех.персонал
Учителя физкультуры
Смета расходов на реализацию программы.
№
п/п
Наименование
Единицы
измерения
Количество
Цена за
1
2
3
4
Мячи баскетбольные
Скакалки
Мячи волейбольные
Мячи теннисные большие
Итого по смете:
шт
шт
шт
шт
6
12
6
10
Общая
сумма
(руб)
4200,00
840,00
3300,00
800,00
9140,00
одну
единицу
(руб)
700,00
70,00
550,00
80,00
руб
Система диагностики.
Приложение 1
Тестирование по физической и технической подготовке детей по баскетболу, легкой
Указания к выполнению контрольных упражнений по физической подготовке.
1. Прыжок в длину с места.
атлетике и волейболу.Из исходного положения, стоя стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой
выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние (дается две попытки, в
протокол записывается лучший результат)
2. Прыжок с доставанием.
Игрок располагается под щитом и отталкиваясь двумя ногами прыгает вверх, стремясь
достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями,
укрепленную на баскетбольном щите. В зачет идет лучший результат из трех попыток. Показатель
прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания
рукой, стоя на носочках.
3. Бег 30 м
Исходное положение «низкий старт», по команде «марш» участник стартует и пробегает
дистанцию. Бежит только по своей дорожке. Время останавливается после того, как участник
пересекает линию
4. Бег 1000 м.
Исходное положение «высокий старт», по команде «марш» участник стартует и пробегает
дистанцию. Время останавливается после того, как участник пересекает линию.
5. Челночный бег 66,4 м.
Проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш – с лицевой линии. Спортсмен бежит
до линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и
возвращается до линии штрафного броска, далее бежит до противоположной линии штрафного
броска и возвращается к месту старта.
6. Прыжки на скакалке.
Исходное положение скакалка в руках, ноги вместе. По команде «марш» выполняются
прыжки на двух ногах с одновременным отталкиванием.
Таблица 1.
Нормативные требования для ребят 1113 лет по физической подготовке.
Вид
Пол
Мальчики
Девочки
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок с доставанием
Бег 30 м (с)
Бег 1000 м (с)
Челночный бег 66,4 м
Прыжки на скакалке за 30 сек(раз)
174
27
5.1
4.10
15.2
50
160
25
5.3
4.20
15.6
55
Указания к выполнению контрольных упражнений по технической подготовке по
баскетболу.
1. Передвижение в защитной стойке.
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый перемещается спиной в
защитной стойке, после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линиивыполняет рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее время
(с). Для всех одинаковое задание.
Инвентарь: 3 стойки.
2. Скоростное ведение.
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра дриблер начинает ведение левой
рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую
руку, проходит внутри ворот и т.д. Каждый раз, проходя ворота, игрок должен выполнить перевод
мяча и менять ведущую руку. Преодолев последние, пятые ворота, игрок выполняет ведение
правой рукой и бросок в движении на 2х шагах (правой рукой). После броска игрок снимает мяч с
кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведет правой рукой, а в конце,
преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок на 2х шагах левой рукой.
Инвентарь: 10 стоек, 1 баскетбольный мяч.
Общеметодические указания (ОМУ):
Перевод выполняется с руки на руку
Фиксируется общее время и общее количество заброшенных мячей. В протокол
Задание выполняется 2 дистанции (4 броска)
записывается время, за каждый мяч отнимается 1 с (пример 25 мин + 4 броска = 21
мин)
3. Передачи мяча в стену.
Встать на расстоянии 23 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя
руками от груди в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач
4. Броски с дистанции.
Игрок выполняет бросок последовательности от десяти равно удаленных точек, по 2 броска с
каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, параллельно
лицевой. Считается число попаданий.
5. Штрафной бросок.
Игрок выполняет последовательно по 2 броска в каждое кольцо. После первого броска мяч
подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к
противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение
выполняется 5 минут (20 бросков).
Нормативные требования для ребят 1113 лет по технической подготовке – баскетбол.
Таблица 2.
Вид
Пол
Мальчики
Передвижение в защитной стойке (с)
Штрафной бросок (раз)
Броски с дистанции (раз)
Скоростное ведение(с)
Передачи мяча в стену на скорость (раз)
10,1
10
9
20
18
Девочки
10,2
8
7
23
16Литература
1.
Виленский М.Я., И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др. Физическая культура: учеб, для
учащихся 57 кл, общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
2.
Дулин А.Л. Баскетбол в школе. 2е изд., доп. и перераб.: Учебное пособие для студентов
факультетов физической культуры. Ижевск: Издво Удм, унта, 1996. 400 с. Ил.
3. Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе: программы, екомендации.
Волгоград: Издво Учитель, 2010 г. – 167 с.
4. Портнов Ю.М., Башкирова В.Г., Луничкин В.Г., Духовный М.И., Мацак А.Б., Чернов С.В.,
Саблин И.И. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детскихюношеских
школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004 – 100 с.