Бытовые жанры в фортепианном творчестве Ф.Шуберта
Оценка 5

Бытовые жанры в фортепианном творчестве Ф.Шуберта

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
музыка
5 кл—8 кл
04.07.2022
Бытовые жанры в фортепианном творчестве Ф.Шуберта
Фортепианное творчество Шуберта пронизано ритмами и интонациями бытовых жанров. Наряду с венской классикой и народной культурой, они явились той почвой, которая питала профессиональное искусство Шуберта. Композитор поэтизирует бытовую песню, марш, танец, возвышая их до глубоко обобщенного образного выражения романтических идей, своего отношения к миру.
Масленникова А.О. Шуберт статья.doc

 Бытовые жанры в фортепианном творчестве Ф. Шуберта

В обширном творческом наследии Франца Шуберта значительное место занимает его фортепианное творчество. Оно включает в себя два фортепианных трио, свыше двадцати фортепианных сонат (из них шестнадцать законченных), множество произведений для фортепиано в четыре руки, большое количество мелких пьес, особенно танцев (вальсов, лендлеров, полонезов) и маршей и многие другие сочинения. По свидетельству современников,  композитор обладал развитой фортепианной техникой и, несмотря на разносторонние музыкальные интересы, был преданным поклонником фортепиано. Потребность в игре и в сочинении для фортепиано сопровождала Шуберта всю жизнь [1, с. 173].

Во времена Шуберта музицирование было неотъемлемой частью быта. В Вене, где жил композитор, одном из самых музыкальных городов Европы, музыка звучала под открытым небом на улицах, площадях, парках, в аристократических салонах и домах бюргеров, в фешенебельных ресторанах и скромных кабачках. Часто весь «оркестр» состоял из трех-четырех музыкантов. Исследователь шубертовского наследия  Лаврентьева И. В. отмечает, что бытовые жанры, окружавшие композитора в повседневной жизни, оказали большое влияние на его творчество [2, с. 14-15].

Цель нашей работы: рассмотреть влияние бытовых жанров на фортепианное творчество Ф. Шуберта.

По мнению Валентины Джозефовны Конен[1], фортепианная музыка Ф. Шуберта начинается с  его фортепианных танцев, преимущественно вальсов, лендлеров, немецких танцев и маршей [1, с. 175].

Вальс – танец народных низов был привезен в Вену ансамблями деревенских музыкантов, игравших на уличных перекрестках, в пригородных кабачках, в ресторанах, в танцевальных залах. Шубертовские вальсы (всего около 250) – это подлинные камерные миниатюры. Многие из них родились на «Шубертиадах»[2], некоторые появились во время летних путешествий по Верхней Австрии, некоторые были специально сочинены для карнавального бала, для загородных прогулок. Иногда в названиях группы вальсов хранится воспоминание о событии, вызвавшем их к жизни. Так, например, Ацценбрукские вальсы связаны с поездкой, вместе с Шобером[3], за город, Грацовские – с пребыванием композитора в провинциальном городе, где у него было много друзей и поклонников.

Несмотря на явное происхождение вальса от бытового танца, у Шуберта он неизмеримо возвышается над увеселительно-развлекательной музыкой.  Вальс Шуберта становится поэмой – так много в нем настроения и лирики, так неповторима и обаятельна мелодия, столько тонких красок в сопровождении. К лирическим танцам относится широко известный си-минорный вальс ор. 18№2.

Во многих вальсах Шуберта весьма непосредственно выявляются танцевальные движения, например, в фа-мажорном ор.9 или соль-мажорном немецком танце ор.33. В шубертовских вальсах нет ни томности, ни салонности. В них много от жизнерадостной простоты деревенского вальса.

Вальс заметно повлиял на стиль и сонатно-симфонических произведений Шуберта. В некоторых случаях он проникал в цикл в виде законченной пьесы-миниатюры, «маскируясь» под традиционный менуэт или скерцо. Часто, сложившиеся стилевые признаки вальса (плавная трехдольность, акцент на первой и последней доле, характерная фразировка, ассоциирующаяся с вальсовой пластикой) определяли выразительный облик отдельных сонатных тем (например, побочная тема финала сонаты ля мажор ор. 120) [1, с. 175-177].

Марш у Шуберта встречается преимущественно в фортепианных дуэтах, а также является характерной чертой шубертовских четырехручных миниатюр (Военные марши, Характерные марши, Дивертисмент в форме марша, Героический марш, похоронный марш и другие). Первым композитором, открывшим доступ маршу в симфоническую сферу, был Бетховен. Он трактовал жанр марша в возвышенном духе. У Шуберта к бетховенской трактовке прибавился военный марш национально-австрийского склада – подвижный, легкий, близкий к складу бытовой танцевальной музыки. Таковым является  знаменитый ре-мажорный Военный марш.

Маршевые темы, подобно вальсовым, часто проникают в сонатно-симфонические произведения Шуберта, придавая им иногда танцевально-бытовой, а иногда героический оттенок (например, тема из первой части фортепианной сонаты ор. 42).

Маршевостью пронизана вторая часть си-бемоль-мажорной фортепьянной сонаты. Несмотря на трёхдольный размер, характерные жанровые признаки (пунктирный ритм, аккордовая фактура, выдержанная ритмическая фигура, ассоциирующаяся с поступью, трёхчастная контрастная форма) создают яркий, возвышенно-героический образ марша.

Фортепианные миниатюры Шуберта (восемь «Экспромтов», 1827; шесть «Музыкальных моментов», 1823-1827; «Три фортепианные пьесы», 1828) также часто связаны  с бытовыми танцами (вальс, марш, экосез и т.д.) ) [1,с. 181].

Музыкальный момент № 3 F Minor

Важнейшей и любимой областью творчества композитора была песня. Песенность у Шуберта становится стилистическим принципом, определяющим собой характер и круг образов. На материале слышанных в Желизе песен, Шуберт создал фортепианный дуэт «Венгерский дивертисмент» (1824). Композитор делает здесь попытку воспроизвести подлинный народный колорит венгерской музыки. Своеобразный лад (соль минор с явно обыгрываемой пентатоникой – так называемый венгерский лад) и синкопированные тяжело-акцентированные ритмы сближают шубертовское произведение с венгерским национальным стилем, известным под названием «вербункош».

Песенностью пронизана фортепианная до-мажорная фантазия «Скиталец», центральным эпизодом которой становится одна из тем шубертовской песни «Скита­лец». Трагическое Adagio является эмоциональным центром, где тема песни определила углубленный характер всего эпизода. Adagio представляет собой вариации на тему песни, где эмоциональный эффект достигается при помощи модуляций ) [1, с. 183-184].

Таким образом, выше изложенное позволяет сделать вывод: фортепианное творчество Шуберта пронизано ритмами и интонациями бытовых жанров. Наряду с венской классикой и народной культурой, они явились той почвой, которая питала профессиональное искусство Шуберта. Композитор поэтизирует бытовую песню, марш, танец, возвышая их до глубоко обобщенного образного выражения романтических идей, своего отношения к миру.

 

Список литературы

1.  Конен В.Д. Шуберт. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. -  240 с.

2.  Лаврентьева И.В. Симфонии Шуберта: путеводитель. – М.: Издательство «Музыка», 1967. – 112 с.


3.  Скачано с www.znanio.ru



[1]В.Д. Конен - русский музыковед, специалист по западной музыке.

[2] «Шубертиада» - встречи друзей и поклонников таланта Ф.Шуберта.

[3]  Франц Шобер – поэт, близкий друг Ф. Шуберта

Бытовые жанры в фортепианном творчестве

Бытовые жанры в фортепианном творчестве

Иногда в названиях группы вальсов хранится воспоминание о событии, вызвавшем их к жизни

Иногда в названиях группы вальсов хранится воспоминание о событии, вызвавшем их к жизни

Марш у Шуберта встречается преимущественно в фортепианных дуэтах, а также является характерной чертой шубертовских четырехручных миниатюр (Военные марши,

Марш у Шуберта встречается преимущественно в фортепианных дуэтах, а также является характерной чертой шубертовских четырехручных миниатюр (Военные марши,

Фортепианные миниатюры Шуберта (восемь «Экспромтов», 1827; шесть «Музыкальных моментов», 1823-1827; «Три фортепианные пьесы», 1828) также часто связаны с бытовыми танцами (вальс, марш, экосез и т

Фортепианные миниатюры Шуберта (восемь «Экспромтов», 1827; шесть «Музыкальных моментов», 1823-1827; «Три фортепианные пьесы», 1828) также часто связаны с бытовыми танцами (вальс, марш, экосез и т

Таким образом, выше изложенное позволяет сделать вывод: фортепианное творчество

Таким образом, выше изложенное позволяет сделать вывод: фортепианное творчество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2022