Бытовые жанры в фортепианном творчестве Ф. Шуберта
В обширном творческом наследии Франца Шуберта значительное место занимает его фортепианное творчество. Оно включает в себя два фортепианных трио, свыше двадцати фортепианных сонат (из них шестнадцать законченных), множество произведений для фортепиано в четыре руки, большое количество мелких пьес, особенно танцев (вальсов, лендлеров, полонезов) и маршей и многие другие сочинения. По свидетельству современников, композитор обладал развитой фортепианной техникой и, несмотря на разносторонние музыкальные интересы, был преданным поклонником фортепиано. Потребность в игре и в сочинении для фортепиано сопровождала Шуберта всю жизнь [1, с. 173].
Во времена Шуберта музицирование было неотъемлемой частью быта. В Вене, где жил композитор, одном из самых музыкальных городов Европы, музыка звучала под открытым небом на улицах, площадях, парках, в аристократических салонах и домах бюргеров, в фешенебельных ресторанах и скромных кабачках. Часто весь «оркестр» состоял из трех-четырех музыкантов. Исследователь шубертовского наследия Лаврентьева И. В. отмечает, что бытовые жанры, окружавшие композитора в повседневной жизни, оказали большое влияние на его творчество [2, с. 14-15].
Цель нашей работы: рассмотреть влияние бытовых жанров на фортепианное творчество Ф. Шуберта.
По мнению Валентины Джозефовны Конен[1], фортепианная музыка Ф. Шуберта начинается с его фортепианных танцев, преимущественно вальсов, лендлеров, немецких танцев и маршей [1, с. 175].
Вальс – танец народных низов был привезен в Вену ансамблями деревенских музыкантов, игравших на уличных перекрестках, в пригородных кабачках, в ресторанах, в танцевальных залах. Шубертовские вальсы (всего около 250) – это подлинные камерные миниатюры. Многие из них родились на «Шубертиадах»[2], некоторые появились во время летних путешествий по Верхней Австрии, некоторые были специально сочинены для карнавального бала, для загородных прогулок. Иногда в названиях группы вальсов хранится воспоминание о событии, вызвавшем их к жизни. Так, например, Ацценбрукские вальсы связаны с поездкой, вместе с Шобером[3], за город, Грацовские – с пребыванием композитора в провинциальном городе, где у него было много друзей и поклонников.
Несмотря на явное происхождение вальса от бытового танца, у Шуберта он неизмеримо возвышается над увеселительно-развлекательной музыкой. Вальс Шуберта становится поэмой – так много в нем настроения и лирики, так неповторима и обаятельна мелодия, столько тонких красок в сопровождении. К лирическим танцам относится широко известный си-минорный вальс ор. 18№2.
Во многих вальсах Шуберта весьма непосредственно выявляются танцевальные движения, например, в фа-мажорном ор.9 или соль-мажорном немецком танце ор.33. В шубертовских вальсах нет ни томности, ни салонности. В них много от жизнерадостной простоты деревенского вальса.
Вальс заметно повлиял на стиль и сонатно-симфонических произведений Шуберта. В некоторых случаях он проникал в цикл в виде законченной пьесы-миниатюры, «маскируясь» под традиционный менуэт или скерцо. Часто, сложившиеся стилевые признаки вальса (плавная трехдольность, акцент на первой и последней доле, характерная фразировка, ассоциирующаяся с вальсовой пластикой) определяли выразительный облик отдельных сонатных тем (например, побочная тема финала сонаты ля мажор ор. 120) [1, с. 175-177].
Марш у Шуберта встречается преимущественно в фортепианных дуэтах, а также является характерной чертой шубертовских четырехручных миниатюр (Военные марши, Характерные марши, Дивертисмент в форме марша, Героический марш, похоронный марш и другие). Первым композитором, открывшим доступ маршу в симфоническую сферу, был Бетховен. Он трактовал жанр марша в возвышенном духе. У Шуберта к бетховенской трактовке прибавился военный марш национально-австрийского склада – подвижный, легкий, близкий к складу бытовой танцевальной музыки. Таковым является знаменитый ре-мажорный Военный марш.
Маршевые темы, подобно вальсовым, часто проникают в сонатно-симфонические произведения Шуберта, придавая им иногда танцевально-бытовой, а иногда героический оттенок (например, тема из первой части фортепианной сонаты ор. 42).
Маршевостью пронизана вторая часть си-бемоль-мажорной фортепьянной сонаты. Несмотря на трёхдольный размер, характерные жанровые признаки (пунктирный ритм, аккордовая фактура, выдержанная ритмическая фигура, ассоциирующаяся с поступью, трёхчастная контрастная форма) создают яркий, возвышенно-героический образ марша.
Фортепианные миниатюры Шуберта (восемь «Экспромтов», 1827; шесть «Музыкальных моментов», 1823-1827; «Три фортепианные пьесы», 1828) также часто связаны с бытовыми танцами (вальс, марш, экосез и т.д.) ) [1,с. 181].
Музыкальный момент № 3 F Minor
Важнейшей и любимой областью творчества композитора была песня. Песенность у Шуберта становится стилистическим принципом, определяющим собой характер и круг образов. На материале слышанных в Желизе песен, Шуберт создал фортепианный дуэт «Венгерский дивертисмент» (1824). Композитор делает здесь попытку воспроизвести подлинный народный колорит венгерской музыки. Своеобразный лад (соль минор с явно обыгрываемой пентатоникой – так называемый венгерский лад) и синкопированные тяжело-акцентированные ритмы сближают шубертовское произведение с венгерским национальным стилем, известным под названием «вербункош».
Песенностью пронизана фортепианная до-мажорная фантазия «Скиталец», центральным эпизодом которой становится одна из тем шубертовской песни «Скиталец». Трагическое Adagio является эмоциональным центром, где тема песни определила углубленный характер всего эпизода. Adagio представляет собой вариации на тему песни, где эмоциональный эффект достигается при помощи модуляций ) [1, с. 183-184].
Таким образом, выше изложенное позволяет сделать вывод: фортепианное творчество Шуберта пронизано ритмами и интонациями бытовых жанров. Наряду с венской классикой и народной культурой, они явились той почвой, которая питала профессиональное искусство Шуберта. Композитор поэтизирует бытовую песню, марш, танец, возвышая их до глубоко обобщенного образного выражения романтических идей, своего отношения к миру.
Список литературы
1. Конен В.Д. Шуберт. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. - 240 с.
2. Лаврентьева И.В. Симфонии Шуберта: путеводитель. – М.: Издательство «Музыка», 1967. – 112 с.
3. Скачано с www.znanio.ru
[1]В.Д. Конен - русский музыковед, специалист по западной музыке.
[2] «Шубертиада» - встречи друзей и поклонников таланта Ф.Шуберта.
[3] Франц Шобер – поэт, близкий друг Ф. Шуберта
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.