Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального
образования Свердловской области
“Камышловский педагогический колледж”
Cборник игр направленных на развитие коммуникативных умений
дошкольников
Выполнила: Чусовитина Екатерина
Руководитель: Кочнева Галина Николаевна
2015НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКА
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности
эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на
нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие,
способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы
взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Развитие детей дошкольного возраста предполагает воспитание всех этих навыков с самого
рождения. Эти навыки включают в себя: способность с пониманием и заботой относиться к
другим людям, умение поставить себя на место другого и входить в его положение, осторожно
и избирательно относиться к использованию фраз и выражений, понимая, что неосторожные
слова могут очень сильно воздействовать на чувства и эмоции другого человека. Чем больше
понимание между людьми, тем большая симпатия может возникнуть. Важно вкладывать в юные
головы мысли о том, что нельзя принижать и оскорблять других людей, даже если они не
согласны с вашим мнением и чемто отличаются от большинства. Развитие всех этих навыков у
детей дошкольного возраста происходит во взаимодействии с родителями, братьями и
сестрами, с товарищами по группе детского сада, с преподавателями и воспитателями.
Характерные черты общения с окружением начинают проявляться сразу после рождения
ребенка. Младенец, вступивший в жизнь, впитывает, как губка, схемы коммуникативности,
которыми пользуется его окружение в семье и детском учреждении.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных
навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений нужно регулярно ипоследовательно заниматься обучением таких детей навыкам оптимального общения.
Грамотное развитие у детей дошкольного возраста навыков общения способно нейтрализовать
возникшую проблему и даже повлиять на развитие новой оптимальной модели поведения
ребенка. Обучение детей раннего возраста навыкам оптимального общения должно ставить
перед собой следующие задачи:
создание в общении доброжелательного и чуткого отношения;
обучение умению услышать и понять другого человека;
обучение невербальным способам общения, мимикой и жестами;
развитие способности взаимодействия в сложных моментах;
обучение разговорной этике;
преодоление стеснительности, снятие зажимов;
обучение способности осознавать свои чувства;
развитие способности распознавать эмоции другого человека;
развитие способности выражать свои чувства словесно;
опора на взаимодействие с родителями детей.
Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня
коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно
разделить их на несколько видов по типу восприятия:
Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.
Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.
Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций.
Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.
Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.
1.
2.
3.
4.
5.
6.Все эти методы направлены на развитие у детей дошкольного периода жизни доброты,
эмпатии, гуманности, способности к нормальному человеческому взаимодействию с
окружающими людьми. Подробнее остановимся на том, как осуществляется коммуникативное
и социальное развитие дошкольников с помощью игровых методов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Все игровые упражнения можно разделить на шесть разделов в зависимости от того, на какую
сферу человеческой личности воздействуют.
1.
Игры, воздействующие на физиологию дошкольника. В первую очередь такие игры
помогают снятию мышечных зажимов, развивают гибкость, пластичность тела, стимулируют
самовыражение детей в эмоциональном движении. Игры, ориентированные на телесные
ощущения, помогают ребенку справляться с пассивностью, скованностью, закрепощенностью и
замкнутостью. Ведь не секрет, что расслабление на уровне тела и мышц помогает человеку
обрести и психологическое спокойствие, равновесие, расслабление. Пример игры «Двигайся,
как медведь, страус, лягушка и т.д.». Детям предлагается в движении изобразить какоелибо
животное или сказочного персонажа.
Игры, развивающие вербальные и невербальные способы общения. Вербальное общение
формируется с помощью сочинения рассказа о своем переживании сильных чувств: страха,
гнева, грусти, а также в игре «Испорченный телефон». Обучение невербальному общению с
помощью жестов, мимики, пантомимы осуществляется в играх «Говорим через стекло»,
«Рассказываем стихи жестами», «Показываем мимикой, чего хочешь».
Игры, знакомящие с человеческими эмоциями, обучающие умению выражать свои
эмоции и правильно распознавать эмоциональное состояние товарища. В данном разделе
используются игры «Дневник настроений», «Изобрази эмоции пальцами», «Эмоции в
картинках». Для игр применяются карточки с изображением различных эмоций схематическим
рисунком, дети подбирают соответствующую пиктограмму к изображенной на рисунке эмоции.
На пустых карточках дети могут изобразить свое лицо, радостное или грустное.
2.
3.4.
Игры, направляющие внимание на себя самого, свои чувства, состояние. В упражнении
«Психологический автопортрет» дети поочередно отвечают на вопросы о себе: за что можно
похвалить и за что можно поругать? В упражнении «Опиши себя» все ответы должны
начинаться с имени отвечающего и описывать личные качества, увлечения, чувства, черты
характера. Затем проводится совместное обсуждение каждого ответа. Если ребенок
затрудняется самостоятельно рассказать о себе, разрешаются подсказки других детей. Таким
образом, происходит развитие способности дошкольника задумываться о себе, о том, каким он
сам себя представляет и каким видят его окружающие.
5.
Игры, формирующие осознанное отношение к своей семье в целом, каждому ее члену в
отдельности и к себе как значимому и полноправному члену семьи. Для этого применимы
задания «Нарисуй свою семью и свой дом», рассматривание фотоальбомов с заданием
прокомментировать каждую фотографию, беседа о любви к родителям. Такие занятия
активизируют развитие чувства родства, теплоты, любви к членам своей семьи, а также дают
понимание о том, что ребенок сам является таким же родным, любимым и принимаемым
человеком для своих домочадцев.
6.
Игры, активизирующие развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Такие
игры развивают у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих
товарищей, формируют доброжелательное, дружеское отношение к ним, создают чувство
единения, причастности к общему делу. Для этого применяется упражнение «Рисуем вместе»,
в котором вся группа работает над созданием одной большой картины, где каждый ребенок
отвечает за определенный участок. Дети учатся договариваться, уступать, делиться
карандашами, фломастерами, обсуждать проект рисунка. Возможно применение
театрализованного проигрывания различных ситуаций взаимодействия детей друг с другом. В
таких сценках дети решают нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной
ситуации, задумываются над вопросом, какого человека называют добрым, честным, смелым,
вежливым.Игры
Формирование коммуникативности важное условие нормального психологического развития
ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям
дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль,
отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и
слышать собеседника.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических,
подвижных, сюжетноролевых игр.
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать
радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Цели и задачи:
чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных
барьеров;
умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества
других и выражать это словами, делать комплименты;
умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;
создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и
эмоциональной близости.
Клеевой ручеёк
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за
деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща
можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они
преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от
друга.Слепец и поводырь
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его
по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных
столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их
передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем
участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую
“школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и
уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Волшебные водоросли
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами
общения.
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли
понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в
круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.
Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть,
рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);
извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной
ночи).
Подарок на всех
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками,
чувства коллектива.
Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты
подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик Семицветик, какое бы
желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка
один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, помоему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Волшебный букет цветов
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения,
замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Воспитатель
настроение, когда вы смотрите на эту полянку?
(показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у васДети. Грустное, печальное, скучное.
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Дети.
Цветов.
Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения
Воспитатель.
и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг
друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и
выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой
полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней относится
друг к другу и говорить хорошие слова.
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии
вытянутой руки.
Воспитатель даёт задания:
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь
получше узнать своего соседа, опустите руки;
снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят
прощения, вы расстаётесь друзьями.
Игрыситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями,
эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы –
попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь
делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы
никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что выскажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя
пошутил.
Коврик примирения
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на
улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы
выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и
при обсуждении «Как поделить игрушку».
Изобрази пословицу
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какуюлибо пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
Разговор через стекло
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им
нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе
детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу
пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Закорючка
Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.
Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки
в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе
небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит
закорючку так, чтобы получился какойнибудь предмет, или животное, или растение. Потом
второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют
победителя игры.
Прессконференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно
формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в прессконференции на любую тему (например: “Твой выходной
день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга», «В цирке” и др.). Один из участников
прессконференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает
на любые вопросы детей.
Пойми меня
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных
ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 45предложений, Дети должны догадаться, кто
говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации
возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация –
соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).Без маски
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и
откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое
воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:
“Чего мне понастоящему хочется, так это…”;
“ Особенно мне не нравится, когда…”;
“Однажды меня очень напугало то, что…”;
“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».
«Зеркало»
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в
«зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть
родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а когонибудь другого, «Зеркало»
должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться,
почувствовать себя более свободно, раскованно.
«Лебедь, рак и щука».
Цель развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить
коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».
В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись
руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит
дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы
дети не нанесли себе травмы.
Игра «Расследование»
Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и
аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.
Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за
чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет,
что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает).
Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним
– цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда
предположения закончатся, ребенок выходит изза занавески, все могут увидеть и сравнивать,
насколько точным было их описание.
Игра «Веселая сороконожка»
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности,
внимания.
Не забудьте включить детям веселую музыку! В игру участвует, как минимум, шестеро детей –
чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи
ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет
движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и
темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить,
попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.Список литературы
http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2014/01/10/igrynarazvitie
kommunikativnykhsposobnosteydeteydoshkolnogo
http://moyasna.ru/razvitierebenka/razvitiyekommunikativnyx
navykov.html