ГАОУ НСО «Школа-интернат
с углубленным преподаванием предметов
спортивного профиля» г.Новосибирск
учитель русского языка и литературы
Брянцева Светлана Васильевна
Час хорошей литературы
«Жил-был сказочник…
(сценарий мероприятия, посвященного Е.Л.Шварцу)
Евгений Львович Шварц (1896-1958) - прозаик, драматург. Родился 9 (21) октября в Казани в семье врача.
Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из-под его пера вышло более 20 пьес, сказочных постановок для кукольного и драматического театров. Также по его сценариям сняли немало игровых фильмов и один мультипликационный фильм.
«Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот — сказочник. И все — и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и сказочники — все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди». Эти слова героя пьесы «Снежная королева» полностью применимы к ее автору, Евгению Львовичу Шварцу, который талантливо, честно и самоотверженно работал в литературе несколько десятилетий.
Этот удивительный
писатель, драматург по-новому пересказал для нас старые сказки и сочинил свои
собственные, не менее увлекательные.
Евгений Львович Шварц был художником во многих отношениях уникальным в
своем роде. Больше всего он писал для театра, был удивительным мастером слова,
истинно поэтического, неповторимого в своей жизненной наполненности. Он писал и
для взрослых, и для детей. Он был одним из самых жизнелюбивых писателей своего
времени.
Но вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена: "Принцесса и свинопас", "Красная шапочка", "Золушка", "Снежная королева", на которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся более "живыми". Они органично сочетаются с реальным миром. Автор совмещает сказочную поэтику с какими-то бытовыми деталями и делает это столь искусно, что зритель, читатель безоговорочно принимает героев, нисколько не сомневаясь в их подлинности.
В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: "Медведь", "Веселый волшебник", "Послушный волшебник", "Безумный бородач", "Непослушный волшебник": Пока, наконец, не получилось изящно и просто - "Обыкновенное чудо". Здесь звучит тема преданности и любви, без трескучих фраз: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, – смерть иной раз отступает от них…»
Вечные истины - вне политики, вне времени. Они - те законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения, согласно которым добро всегда побеждает, истина торжествует, а подлецы получают по заслугам. Торжество этих законов - цель любого нормального общества. Их соблюдение должны быть нормой жизни. А их глашатаи достойны славы
«Дракон» — вершина творческого достижения Евгения Шварца. Он закончил пьесу в 1944 году, работал тщательно, кропотливо, создал аж три варианта. Герой — странствующий рыцарь Ланцелот — побеждает ужасного Дракона, а потом спустя годы возвращается вновь и, увидев одни осколки от былой победы, печально говорит: «Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона».
Ольга Берггольц позднее писала:
А Вас ли уж не драконили
разные господа
разными беззакониями
без смысла и без суда.
Но в самые тяжелые годы
от сказочника-поэта
мы столько слышали свободы,
сколько видели света.
Созданный умной и доброй фантазией, мир Шварца сказочен и в то же время узнаваем. Герои сказок похожи на нас, на наших соседей: глупый голый король и прелестная Золушка, благородный Рыцарь Печального Образа и жестокая Снежная Королева, дракон и тень, пытавшаяся стать человеком... Волшебное и реальное, фантастическое и будничное, повседневное существуют в сказках Шварца рядом, впрочем, как и в жизни,— недаром одна из лучших его пьес названа «Обыкновенное чудо».
И как в жизни, в сказках Шварца великодушие, честность, смелость противостоят лжи и жестокости, лицемерию и фанатизму, подлости и трусости. Но хотя в пьесах Добро побеждает Зло, в жизни, увы, случается часто наоборот. Читатель и зритель Шварца запомнит — нельзя поддаваться драконам. И еще: противостоять Злу трудно, но отступать перед ним — подло. Труднее же всего бороться с драконом в человеческой душе, со Злом, которое в нас самих.
Лучшие
герои писателя, подобно рыцарям Круглого Стола (не случайно герой в «Драконе»
назван Ланцелотом), готовы в любую минуту вступить в бой за справедливость,
защитить слабого, прийти на помощь обиженному. Все они разные, такие герои, но
объединяет их благородство, мужество, самоотверженность. И мы согласны с
писателем — этим «волшебным свойствам никогда не придет конец».
Во
многих из нас живет страх перед Драконом. Почти каждый верит в Обыкновенное
чудо, а порой говорит себе: "Я не волшебник, я еще только учусь". Да
и Голый король – персонаж современный.
Со дня рождения создателя этих героев Евгения Шварца прошло почти 125 лет. Но его пьесы, как шедевры ювелира, со временем становятся все драгоценней.
"Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить", – охарактеризовал Шварца журналист и писатель Илья Эренбург.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.