Час профориентации. Ключ к успеху.

  • Мероприятия
  • docx
  • 30.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал можно использовать на классном часе, во внеурочной деятельности в целях профориентационной работы.
Иконка файла материала Ключ к успеху (для сайта).docx

 

Сценарий классного часа по профориентации «Ключ к успеху»

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Д.Уэбстер

Цель: организовать профориентационную работу, досуг и развлечения учащихся.

Образовательные задачи:

- способствовать расширению представлений о типах профессий и людях труда;

- способствовать обобщению знаний полученных на уроках;

- способствовать умению применять трудовые навыки на практике в изменённых условиях.

Коррекционные задачи:

- способствовать развитию интереса учащихся к трудовой деятельности;

- способствовать овладению способами контроля и взаимоконтроля;

- развивать умение работать в команде.

Воспитательные задачи: - способствовать самораскрытию каждого учащегося;

- воспитывать эмоционально-нравственные качества: положительную мотивацию к выполнению практических работ, доброту, чувство скромности.

Профориентационные задачи:

- способствовать осознанному профессиональному самоопределению учащихся;

- способствовать осознанию потребности в трудовой деятельности.

 

Оборудование и материалы:

проектор, ноутбук, презентация.

Подготовительная работа: тестирование воспитанников

Тест - Определение типа будущей профессии

В бланке рядом с номером высказывания, которое вам подходит, поставьте «+», если нет — поставьте «—» . Если сомневаетесь, поставьте «?»

Чтобы не ошибиться с выбором профессии, на все вопросы теста необходимо отвечать честно и быстро, не тратя время на обдумывание. Как правило, именно такие ответы являются самыми правильными и с достаточно большой точностью отражают наличие склонностей к определённым видам деятельности. Нужно ориентироваться на свою интуицию и выбирать варианты, отзывающиеся наиболее приятной эмоциональной реакцией.

 

Ч

Т

П

З

И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 

 

 

 

 

1.                 С удовольствием ухаживаю за растениями, животными

2.                 Могу подолгу могу что-нибудь мастерить

3.                 Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

4.                 Мне нравится что-нибудь вычислять, чертить

5.                 Легко знакомлюсь с людьми

6.                 Охотно читаю о растениях, животных

7.                 Мое техническое творчество обычно вызывают интерес у товарищей, старших

8.                 Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

9.                 Знакомые считают, что у меня есть художественные способности

10.             С удовольствием общаюсь с самыми разными людьми

11.             Я хорошо себя чувствую наедине с растениями или животными

12.             Принимаю участие в спектаклях, концертах.

13.             Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

14.             Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

15.             Легко улаживаю разногласия между людьми

16.             Мне кажется, что я чувствую состояние растений и животных

17.             Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

18.             Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

19.             Знакомым нравится, как я пою, танцую, рисую, пишу стихи (хотя бы одно)

20.             Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

21.             Охотно наблюдаю за растениями или животными

22.             Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

23.             Без особого труда усваиваю иностранные языки

24.             Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

25.             Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.

 

Обработка результатов.  По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов. Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника) З (знак), И (искусство), Ч (человек).

5 баллов говорят о выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Отсутствие плюсов означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов. 

Ход классного часа

I. Добрый день гости, ребята! Сегодня у нас тематический  классный  час и называется  он «Ключ к успеху».

Как вы думаете: «Какова цель классного часа?», «Какие задачи нам нужно решить?».

- Поэтому и начнём с вами постепенно знакомиться с миром профессий. Жизнь изменяется, меняются и профессии, какие-то старые исчезают, а новые появляются. Как же разобраться в море профессий, как выбрать именно ту, которая будет вашей  желанной профессией. чтобы вы получали от работы своей удовлетворение? Над этим мы и будем работать с вами вплоть до выпускного класса.

          Первые шаги в этом направлении мы сделаем сегодня. Узнать о той или иной профессии можно как? (книги, профессии родителей, фильмы, Интернет, беседы…).

 

Учитель

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а более 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

 

II. ? Что же такое профессия?

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Специальность – это более частное обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чём совершенствует своё мастерство. Например, учитель – это профессия, а учитель физики – это специальность,  врач – невропатолог).

Квалификация – это специальные знания, полученные человеком, а также умения, навыки, приобретённые им во время практической деятельности (уровень профессионального мастерства).

В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений и навыков, опыта, различают высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Робототехника, автоматизация, внедрение компьютеров  оставляют всё меньше места для простого труда. Увеличивается спрос на высококвалифицированный труд. Современное производство предъявляет высокие требования к работникам. Они должны постоянно обновлять свои знания, совершенствовать умения и навыки, т.е. постоянно повышать свою  квалификацию

Должность – это место, занимаемое человеком в той  или иной организации, соответствующее  уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей.

 

III. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов 

Выступление 5-ти учащихся с коротким рассказом о каждом из типов.

1.«Человек - живая природа». Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. 
    Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

2."Человек - техника" (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. 

 Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

3."Человек - человек" (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. 

К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

4. "Человек - знаковая система" (3).Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.

Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

5. Человек - художественный образ" (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. 

 К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

 

IV. Мы с вами выполнили тест «Определение типа будущей профессии». 

Тест составлен с таким расчётом, чтобы по каждой группе профессий оценивались: эмоциональное отношение (нравится – не нравится)

познавательная активность личности

наличие некоторого опыта

факт признания способностей окружающими.

Если вы набрали максимально баллов в одной из групп профессий, значит у вас максимальный показатель склонности к этому типу профессий.

Результаты:

Человек-человек: Борис 5б

Человек – техника (и неживая природа): Анастасия 1б, Татьяна 3,5б

Человек – живая природа: Ярослав 1б, Роман 5б

Человек – художественный образ:

Человек – знаковая система:

Учитель.  Каждый человек мечтает о том, чтобы просыпаться утром в хорошем настроении и с удовольствием идти на любимую работу, которая приносит одни положительные эмоции. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.

Чтобы добиться этого, важно правильно выбрать сферу деятельности. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно? ?????

V. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Учитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

V. Мини-лекция «Ключ к успеху».

Успех не является исключительной прерогативой избранных групп людей. Успеха может добиться каждый, если будет иметь готовность идти к нему.

А что получится, если сложить три слова «хочу», «могу» и «надо»?

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Однако прежде для себя необходимо четко уяснить, что успех нужно уметь принимать, а не получать при помощи силы. Вы имеете способность к принятию успеха только тогда, когда внутри себя становитесь успешным. Изменив себя изнутри путем перестройки собственных убеждений и мыслей, постепенно изменения начнут проявляться и в реальной жизни и в окружающем вас мире.

Три ключа в выборе профессии:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии.

«Это мой выбор!»

Как же работает принцип осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении детей.

(ученики читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

? Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

VII.А теперь слово – гостям, вашим родителям.

Профессия моих родителей (мамы, папы):

1. Название профессии

2. История профессии

3. Значимость профессии

4. Качества человека, необходимые для успешной работы в данной профессии

5. Трудности профессии

6. Радости профессии

7. Как получить данную профессию

8. Фотография мамы на рабочем месте

 

VIII. Заключительное слово.

Мы ещё не один раз вернёмся к теме профессии, познакомимся подробней с другими профессиями, с учебными заведениями Пермского края. Но главное в каждой профессии - уметь трудиться, быть трудолюбивым. А к труду нужно приучаться с детства.

? Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас? (Учиться).

Ученье – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами станет серьёзный вопрос «Кем быть?» И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии.

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У вас на партах лежат звезды. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках. Это ваша мечта. Мы сохраним эти звездочки до 9 класса. Наверное, вам будет интересно узнать, исполнится ли ваше желание, сбудется ли ваша мечта? Наша беседа подошла к концу. Что вам сегодня больше всего понравилось на нашем мероприятии? Над чем вам хочется задуматься?

Учитель:

На свете много профессий разных.

И все они людям нужны,

От самых простых, до самых сложных,

Все они в жизни важны.