Сценарий классного часа по профориентации «Ключ к успеху»
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Д.Уэбстер
Цель: организовать профориентационную работу, досуг и развлечения учащихся.
Образовательные задачи:
- способствовать расширению представлений о типах профессий и людях труда;
- способствовать обобщению знаний полученных на уроках;
- способствовать умению применять трудовые навыки на практике в изменённых условиях.
Коррекционные задачи:
- способствовать развитию интереса учащихся к трудовой деятельности;
- способствовать овладению способами контроля и взаимоконтроля;
- развивать умение работать в команде.
Воспитательные задачи: - способствовать самораскрытию каждого учащегося;
- воспитывать эмоционально-нравственные качества: положительную мотивацию к выполнению практических работ, доброту, чувство скромности.
Профориентационные задачи:
- способствовать осознанному профессиональному самоопределению учащихся;
- способствовать осознанию потребности в трудовой деятельности.
Оборудование и материалы:
проектор, ноутбук, презентация.
Подготовительная работа: тестирование воспитанников
Тест - Определение типа будущей профессии
В бланке рядом с номером высказывания, которое вам подходит, поставьте «+», если нет — поставьте «—» . Если сомневаетесь, поставьте «?»
Чтобы не ошибиться с выбором профессии, на все вопросы теста необходимо отвечать честно и быстро, не тратя время на обдумывание. Как правило, именно такие ответы являются самыми правильными и с достаточно большой точностью отражают наличие склонностей к определённым видам деятельности. Нужно ориентироваться на свою интуицию и выбирать варианты, отзывающиеся наиболее приятной эмоциональной реакцией.
Ч |
Т |
П |
З |
И |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|
|
|
|
|
1. С удовольствием ухаживаю за растениями, животными
2. Могу подолгу могу что-нибудь мастерить
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки
4. Мне нравится что-нибудь вычислять, чертить
5. Легко знакомлюсь с людьми
6. Охотно читаю о растениях, животных
7. Мое техническое творчество обычно вызывают интерес у товарищей, старших
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах
9. Знакомые считают, что у меня есть художественные способности
10. С удовольствием общаюсь с самыми разными людьми
11. Я хорошо себя чувствую наедине с растениями или животными
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы
15. Легко улаживаю разногласия между людьми
16. Мне кажется, что я чувствую состояние растений и животных
17. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой
18. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме
19. Знакомым нравится, как я пою, танцую, рисую, пишу стихи (хотя бы одно)
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь
21. Охотно наблюдаю за растениями или животными
22. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов
23. Без особого труда усваиваю иностранные языки
24. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.
25. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.
Обработка результатов. По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов. Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника) З (знак), И (искусство), Ч (человек).
5 баллов говорят о выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Отсутствие плюсов означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов.
Ход классного часа
I. Добрый день гости, ребята! Сегодня у нас тематический классный час и называется он «Ключ к успеху».
Как вы думаете: «Какова цель классного часа?», «Какие задачи нам нужно решить?».
- Поэтому и начнём с вами постепенно знакомиться с миром профессий. Жизнь изменяется, меняются и профессии, какие-то старые исчезают, а новые появляются. Как же разобраться в море профессий, как выбрать именно ту, которая будет вашей желанной профессией. чтобы вы получали от работы своей удовлетворение? Над этим мы и будем работать с вами вплоть до выпускного класса.
Первые шаги в этом направлении мы сделаем сегодня. Узнать о той или иной профессии можно как? (книги, профессии родителей, фильмы, Интернет, беседы…).
Учитель
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а более 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
II. ? Что же такое профессия?
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Специальность – это более частное обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чём совершенствует своё мастерство. Например, учитель – это профессия, а учитель физики – это специальность, врач – невропатолог).
Квалификация – это специальные знания, полученные человеком, а также умения, навыки, приобретённые им во время практической деятельности (уровень профессионального мастерства).
В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений и навыков, опыта, различают высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Робототехника, автоматизация, внедрение компьютеров оставляют всё меньше места для простого труда. Увеличивается спрос на высококвалифицированный труд. Современное производство предъявляет высокие требования к работникам. Они должны постоянно обновлять свои знания, совершенствовать умения и навыки, т.е. постоянно повышать свою квалификацию
Должность – это место, занимаемое человеком в той или иной организации, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей.
III. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов
Выступление 5-ти учащихся с коротким рассказом о каждом из типов.
1.«Человек - живая природа».
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами,
микроорганизмами и условиями их существования.
Сюда можно отнести профессии, связанные с
изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с
профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог,
овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор,
лесовод и др.
2."Человек - техника" (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.
3."Человек - человек" (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.
4. "Человек - знаковая система" (3).Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.
5. Человек - художественный образ" (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.
IV. Мы с вами выполнили тест «Определение типа будущей профессии».
Тест составлен с таким расчётом, чтобы по каждой группе профессий оценивались: эмоциональное отношение (нравится – не нравится)
познавательная активность личности
наличие некоторого опыта
факт признания способностей окружающими.
Если вы набрали максимально баллов в одной из групп профессий, значит у вас максимальный показатель склонности к этому типу профессий.
Результаты:
Человек-человек: Борис 5б
Человек – техника (и неживая природа): Анастасия 1б, Татьяна 3,5б
Человек – живая природа: Ярослав 1б, Роман 5б
Человек – художественный образ:
Человек – знаковая система:
Учитель. Каждый человек мечтает о том, чтобы просыпаться утром в хорошем настроении и с удовольствием идти на любимую работу, которая приносит одни положительные эмоции. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.
Чтобы добиться этого, важно правильно выбрать сферу деятельности. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно? ?????
V. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Учитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
V. Мини-лекция «Ключ к успеху».
Успех не является исключительной прерогативой избранных групп людей. Успеха может добиться каждый, если будет иметь готовность идти к нему.
А что получится, если сложить три слова «хочу», «могу» и «надо»?
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
Однако прежде для себя необходимо четко уяснить, что успех нужно уметь принимать, а не получать при помощи силы. Вы имеете способность к принятию успеха только тогда, когда внутри себя становитесь успешным. Изменив себя изнутри путем перестройки собственных убеждений и мыслей, постепенно изменения начнут проявляться и в реальной жизни и в окружающем вас мире.
Три ключа в выборе профессии:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
VI. Демонстрация осознанного выбора профессии.
«Это мой выбор!»
Как же работает принцип осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении детей.
(ученики читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
? Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
VII.А теперь слово – гостям, вашим родителям.
Профессия моих родителей (мамы, папы):
1. Название профессии
2. История профессии
3. Значимость профессии
4. Качества человека, необходимые для успешной работы в данной профессии
5. Трудности профессии
6. Радости профессии
7. Как получить данную профессию
8. Фотография мамы на рабочем месте
VIII. Заключительное слово.
Мы ещё не один раз вернёмся к теме профессии, познакомимся подробней с другими профессиями, с учебными заведениями Пермского края. Но главное в каждой профессии - уметь трудиться, быть трудолюбивым. А к труду нужно приучаться с детства.
? Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас? (Учиться).
Ученье – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами станет серьёзный вопрос «Кем быть?» И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии.
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У вас на партах лежат звезды. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках. Это ваша мечта. Мы сохраним эти звездочки до 9 класса. Наверное, вам будет интересно узнать, исполнится ли ваше желание, сбудется ли ваша мечта? Наша беседа подошла к концу. Что вам сегодня больше всего понравилось на нашем мероприятии? Над чем вам хочется задуматься?
Учитель:
На свете много профессий разных.
И все они людям нужны,
От самых простых, до самых сложных,
Все они в жизни важны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.