Час профориентации. Ключ к успеху.
Оценка 5

Час профориентации. Ключ к успеху.

Оценка 5
Мероприятия
docx
классное руководство
7 кл—11 кл
30.03.2023
Час профориентации. Ключ к успеху.
Материал можно использовать на классном часе, во внеурочной деятельности в целях профориентационной работы.
Ключ к успеху (для сайта).docx

 

Сценарий классного часа по профориентации «Ключ к успеху»

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Д.Уэбстер

Цель: организовать профориентационную работу, досуг и развлечения учащихся.

Образовательные задачи:

- способствовать расширению представлений о типах профессий и людях труда;

- способствовать обобщению знаний полученных на уроках;

- способствовать умению применять трудовые навыки на практике в изменённых условиях.

Коррекционные задачи:

- способствовать развитию интереса учащихся к трудовой деятельности;

- способствовать овладению способами контроля и взаимоконтроля;

- развивать умение работать в команде.

Воспитательные задачи: - способствовать самораскрытию каждого учащегося;

- воспитывать эмоционально-нравственные качества: положительную мотивацию к выполнению практических работ, доброту, чувство скромности.

Профориентационные задачи:

- способствовать осознанному профессиональному самоопределению учащихся;

- способствовать осознанию потребности в трудовой деятельности.

 

Оборудование и материалы:

проектор, ноутбук, презентация.

Подготовительная работа: тестирование воспитанников

Тест - Определение типа будущей профессии

В бланке рядом с номером высказывания, которое вам подходит, поставьте «+», если нет — поставьте «—» . Если сомневаетесь, поставьте «?»

Чтобы не ошибиться с выбором профессии, на все вопросы теста необходимо отвечать честно и быстро, не тратя время на обдумывание. Как правило, именно такие ответы являются самыми правильными и с достаточно большой точностью отражают наличие склонностей к определённым видам деятельности. Нужно ориентироваться на свою интуицию и выбирать варианты, отзывающиеся наиболее приятной эмоциональной реакцией.

 

Ч

Т

П

З

И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 

 

 

 

 

1.                 С удовольствием ухаживаю за растениями, животными

2.                 Могу подолгу могу что-нибудь мастерить

3.                 Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

4.                 Мне нравится что-нибудь вычислять, чертить

5.                 Легко знакомлюсь с людьми

6.                 Охотно читаю о растениях, животных

7.                 Мое техническое творчество обычно вызывают интерес у товарищей, старших

8.                 Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

9.                 Знакомые считают, что у меня есть художественные способности

10.             С удовольствием общаюсь с самыми разными людьми

11.             Я хорошо себя чувствую наедине с растениями или животными

12.             Принимаю участие в спектаклях, концертах.

13.             Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

14.             Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

15.             Легко улаживаю разногласия между людьми

16.             Мне кажется, что я чувствую состояние растений и животных

17.             Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

18.             Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

19.             Знакомым нравится, как я пою, танцую, рисую, пишу стихи (хотя бы одно)

20.             Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

21.             Охотно наблюдаю за растениями или животными

22.             Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

23.             Без особого труда усваиваю иностранные языки

24.             Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

25.             Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.

 

Обработка результатов.  По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов. Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника) З (знак), И (искусство), Ч (человек).

5 баллов говорят о выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Отсутствие плюсов означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов. 

Ход классного часа

I. Добрый день гости, ребята! Сегодня у нас тематический  классный  час и называется  он «Ключ к успеху».

Как вы думаете: «Какова цель классного часа?», «Какие задачи нам нужно решить?».

- Поэтому и начнём с вами постепенно знакомиться с миром профессий. Жизнь изменяется, меняются и профессии, какие-то старые исчезают, а новые появляются. Как же разобраться в море профессий, как выбрать именно ту, которая будет вашей  желанной профессией. чтобы вы получали от работы своей удовлетворение? Над этим мы и будем работать с вами вплоть до выпускного класса.

          Первые шаги в этом направлении мы сделаем сегодня. Узнать о той или иной профессии можно как? (книги, профессии родителей, фильмы, Интернет, беседы…).

 

Учитель

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а более 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

 

II. ? Что же такое профессия?

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Специальность – это более частное обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чём совершенствует своё мастерство. Например, учитель – это профессия, а учитель физики – это специальность,  врач – невропатолог).

Квалификация – это специальные знания, полученные человеком, а также умения, навыки, приобретённые им во время практической деятельности (уровень профессионального мастерства).

В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений и навыков, опыта, различают высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Робототехника, автоматизация, внедрение компьютеров  оставляют всё меньше места для простого труда. Увеличивается спрос на высококвалифицированный труд. Современное производство предъявляет высокие требования к работникам. Они должны постоянно обновлять свои знания, совершенствовать умения и навыки, т.е. постоянно повышать свою  квалификацию

Должность – это место, занимаемое человеком в той  или иной организации, соответствующее  уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей.

 

III. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов 

Выступление 5-ти учащихся с коротким рассказом о каждом из типов.

1.«Человек - живая природа». Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. 
    Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

2."Человек - техника" (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. 

 Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

3."Человек - человек" (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. 

К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

4. "Человек - знаковая система" (3).Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.

Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

5. Человек - художественный образ" (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. 

 К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

 

IV. Мы с вами выполнили тест «Определение типа будущей профессии». 

Тест составлен с таким расчётом, чтобы по каждой группе профессий оценивались: эмоциональное отношение (нравится – не нравится)

познавательная активность личности

наличие некоторого опыта

факт признания способностей окружающими.

Если вы набрали максимально баллов в одной из групп профессий, значит у вас максимальный показатель склонности к этому типу профессий.

Результаты:

Человек-человек: Борис 5б

Человек – техника (и неживая природа): Анастасия 1б, Татьяна 3,5б

Человек – живая природа: Ярослав 1б, Роман 5б

Человек – художественный образ:

Человек – знаковая система:

Учитель.  Каждый человек мечтает о том, чтобы просыпаться утром в хорошем настроении и с удовольствием идти на любимую работу, которая приносит одни положительные эмоции. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.

Чтобы добиться этого, важно правильно выбрать сферу деятельности. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно? ?????

V. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Учитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

V. Мини-лекция «Ключ к успеху».

Успех не является исключительной прерогативой избранных групп людей. Успеха может добиться каждый, если будет иметь готовность идти к нему.

А что получится, если сложить три слова «хочу», «могу» и «надо»?

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Однако прежде для себя необходимо четко уяснить, что успех нужно уметь принимать, а не получать при помощи силы. Вы имеете способность к принятию успеха только тогда, когда внутри себя становитесь успешным. Изменив себя изнутри путем перестройки собственных убеждений и мыслей, постепенно изменения начнут проявляться и в реальной жизни и в окружающем вас мире.

Три ключа в выборе профессии:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии.

«Это мой выбор!»

Как же работает принцип осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении детей.

(ученики читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

? Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

VII.А теперь слово – гостям, вашим родителям.

Профессия моих родителей (мамы, папы):

1. Название профессии

2. История профессии

3. Значимость профессии

4. Качества человека, необходимые для успешной работы в данной профессии

5. Трудности профессии

6. Радости профессии

7. Как получить данную профессию

8. Фотография мамы на рабочем месте

 

VIII. Заключительное слово.

Мы ещё не один раз вернёмся к теме профессии, познакомимся подробней с другими профессиями, с учебными заведениями Пермского края. Но главное в каждой профессии - уметь трудиться, быть трудолюбивым. А к труду нужно приучаться с детства.

? Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас? (Учиться).

Ученье – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами станет серьёзный вопрос «Кем быть?» И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии.

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У вас на партах лежат звезды. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках. Это ваша мечта. Мы сохраним эти звездочки до 9 класса. Наверное, вам будет интересно узнать, исполнится ли ваше желание, сбудется ли ваша мечта? Наша беседа подошла к концу. Что вам сегодня больше всего понравилось на нашем мероприятии? Над чем вам хочется задуматься?

Учитель:

На свете много профессий разных.

И все они людям нужны,

От самых простых, до самых сложных,

Все они в жизни важны.


 

Сценарий классного часа по профориентации «Ключ к успеху»

Сценарий классного часа по профориентации «Ключ к успеху»

Ч Т П З

Ч Т П З

Обработка результатов. По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов

Обработка результатов. По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов

II . ? Что же такое профессия?

II . ? Что же такое профессия?

Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных:…

Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных:…

К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник,…

К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник,…

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников

Три ключа в выборе профессии: - хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа; - могу - это все, что мне по…

Три ключа в выборе профессии: - хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа; - могу - это все, что мне по…

VII.А теперь слово – гостям, вашим родителям

VII.А теперь слово – гостям, вашим родителям

Что вам сегодня больше всего понравилось на нашем мероприятии?

Что вам сегодня больше всего понравилось на нашем мероприятии?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2023