Управление образования администрации Сорочинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа №5 имени А.Н. Лавкова"
г. Сорочинска Оренбургской области
Методическая разработка
Устного журнала «Космос и мы»
Возраст детей: 710 лет
Автор: Потапова Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
Сорочинск
1 2018 г.
Пояснительная записка
Материал рассчитан для учащихся 14 классов и может быть использован в
качестве часа интересного общения ко Дню Космонавтики, для расширения
знаний о космосе и первом космонавте.
Сопровождается слайдовой презентацией, аудиозаписями, для групп модели
солнечной системы, кроссворды для работы в паре, картинки для ребуса,
словари Ожегова. В подготовительной части учащиеся работают в группах:
учат стихи о космосе, изучают биографию Ю.А. Гагарина, создают рисунки
о космонавте и космосе.
Тема: устный журнал «Космос и мы!»
Цель: Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважение к
достижениям страны.
Задачи:
включить учащихся в активное познание
космоса, космонавтах,
духовных ценностей и традиций нашей Родины;
учить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо
относиться к своей истории, окружающим людям;
способствовать воспитанию духовнонравственных качеств личности,
самоуважения и национальной гордости за наш народ;
развивать познавательный интерес и коммуникативные способности
учащихся.
Актуальность и целесообразность использования:
интенсификация учебновоспитательного процесса (увеличение
количества предлагаемой информации увеличивается в несколько раз);
повышение эффективности усвоения учебного материала за счет
одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа
демонстрационных фрагментов (подача материала двумя способами:
аудиально и визуально).
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер (с ОС
MicrosoftWindowsXP) презентация, аудиозаписи, словарь, раздаточный
материал для работы в группах и парах, геометрический материал для
индивидуальной работы.
Ход мероприятия
2
(Слайд 1)
I. Мобилизующее начало:
Звучит песня «Земля в иллюминаторе» (Слайд2)
Здравствуйте, ребята. Что вы представили слушая песню?
Давайте поскорее отправимся с вами в путешествие.
II. Актуализация.
а) Разгадайте слово, зашифрованное в ребусе (Приложение 1) (Слайд 3)
(Космос) (Слайд 4)
Что объединяет ребус и песню?
Так куда же мы сегодня отправимся в путешествие? (Слайд 5)
Представление домашнего задания 1 группы.
Инсценировка стихотворения Ларисы Бесчастной
Мальчик шустрый и курносый,
Подошел к отцу с вопросом:
Папа, космос он какой?
Он косматый и пустой?
О, сынок! – воскликнул папа
Уронив газету на пол,
Космос он такой! Такой…
Да…Вопросик непростой.
Как же быть тут? Вот докука…
Сын трясет отцову руку:
Ну! Какой он? Голубой?
Нет! Он синий! И большой.
Много разных в нем планет
Но людей там вовсе нет…
Почесал сынок макушку
И пошел к своим игрушкам.
Но минут так через пять
Снова начал приставать:
Папа! Звезды там живут?
Облака туда плывут?
Вверх повел отец руками:
Космос, сын, за облаками,
Пыль там мелкая со льдом.
Космос это звездный дом!
3 Как вы понимаете значение слова «космос»? (в это время двое учащихся
ищут значение этого слова в словаре )
Давайте послушаем ребят, которые работали со словарём.
III. Постановка темы и учебных задач:
Назовите тему нашего мероприятия?
Тема нашего часа общения «Космос и мы». (Слайд 6)
Чтобы вы хотели узнать о космосе? ( Составляется «Корзина идей»)
Где можно взять информацию о космосе? ( перечисляют источники:
интернет, словари, книги, газеты, журналы) (Слайд 7)
IV. Работа над темой
Сегодня час интересного общения пройдет в форме устного журнала.
Первая страница нашего журнала:
Работа в группах. (Приложение 2) (Слайд 9)
Космос – планеты (Слайд 8)
Посмотрите на карту, так о космосе были представления древних
ученых. Вы, дети XXI века, скажите, правильно ли она составлена? (На доске
модель Солнечной системы по Птолемею)
Что было в центре, по мнению древнего ученого? А что на самом деле?
Расположите космические тела в правильном порядке. (Располагают на
своих моделях. Работают в группах ). Проверка по эталону. (Слайд 10)
Как называются космические тела? (Планеты)
В солнечной системе только планеты. (Нет, Солнце это звезда)
Следующая страница нашего журнала «Звезды». (Слайд 11)
На этой страничке нас ждет игра «Крестикинолики». Работа в парах.
(Приложение 3)(Слайд12)
Выполнив задание, у вас получится контур, напоминающий одно из созвездий.
Если на вопрос нужно ответить положительно – ставится «+», отрицательно –
«0» (Заполнение производится по горизонтали.Крестик или нолик нужно
ставить в центре поля.) (Слайд12)
Как называется это созвездие?
Читают стихотворение и определяют название страницы.
Звезды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчании долгом
4
Человек в простор ночной –
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
Удалось ли человеку побывать в космосе?
Кто первым осуществил мечту человечества? (Юрий Алексеевич
Гагарин) Кому посвятим третью страницу?
Открываем третью страницу нашего журнала Ю.А.Гагарин
Когда был совершён первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961
года)
Заслушивается домашнее задание 2 группы.
Читают стих:
В космической ракете , с названием «Восток»,
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поёт об этом песня, весенняя капель,
Навеки будут вместе – Гагарин и апрель.
(Видео 14).
Рассказ о Ю.А. Гагарине подготовленный детьми 2 группы (Слайд 15)
12 апреля 1961 года имя Юрия Гагарина сразу стало известно на весь
мир. Он родился 9 марта 1934 года в крестьянской семье. (Слайд 16)Его
мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были из деревни Клушино
Гжатского района. Пережив трудное время немецкой оккупации, семья
Гагариных в 1945 году переехала из Клушино в город Гжатск. После
окончания школы Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище,
которое окончил по специальности формовщиклитейщик.
Затем он поступил в Саратовский индустриальный техникум, а с 1954 года
начал заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 году Гагарин с отличием
окончил Саратовский индустриальный техникум, а 10 октября того же года
Саратовский аэроклуб.
27 октября 1955 года Гагарин был призван в Советскую армию ВС СССР и
направлен в Чкалов (ныне Оренбург), в 1 – е военно авиационное училище
лётчиков имени К.Е.Ворошилова. Обучался у известного в те времена
лётчика испытателя Я. Ш. Акбулатова. В 1957 году Гагарин окончил
училище.
9 декабря 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в
группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для
прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном
научноисследовательском авиационном госпитале. (Слайд 17)
5 Отбор в отряд первых космонавтов начался за два года до легендарного
старта. Главный конструктор Сергей Королев изложил требования возраст
примерно 30 лет, вес до 72 килограммов, рост не выше 170 сантиметров.
(Слайд 18)Программа подготовки космонавтов первого набора отличалась
предельной жесткостью. Всем летчикам пришлось пройти строжайший
медицинский отбор, испытания на центрифуге, в барокамере, на вибростенде,
вращающемся кресле, а также пройти испытания на полную изоляцию в так
называемой "камере тишины" размером примерно три шага в длину и полтора
в ширину. Юрий Гагарин наравне со всеми успешно прошел испытание в
период с 26 июля по 5 августа 1960 года.
(Слайд 18)Старт корабля «Восток» был произведён в 09:07 12 апреля 1961
года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот
вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на
одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был
«Кедр».
. (Слайд 19) Слайд 20
Погиб первый космонавт планеты 27 марта 1968 года при выполнении
тренировочного полета в сложных метеоусловиях. (Слайд 21)По
официальной версии, самолет "МиГ15", пилотируемый Гагариным и
командиром учебного полка Центра подготовки космонавтов полковником
Серегиным, вошел в штопор, а для его вывода якобы не хватило высоты.
Самолет упал в лес и разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского
района Владимирской области.(Слайд 22)
Учитель: Множество ракет отправляется с той поры в космос.(Слайд 23) Там
побывали сотни космонавтов. В том числе были женщины. Мы можем
гордиться этими отважными людьми и достижениями нашей страны.
А вы хотели бы стать космонавтами? Какими качествами, по вашему мнению,
должен обладать космонавт?
Выберите необходимые качества (на доске запись):
умным,
невнимательным, необщительным.
Учащиеся выбирают качества, которыми должен обладать космонавт.
Вот и последняя страничка нашего журнала.(Слайд 24)
Это творческая страничка (Приложение 4)
Используя геометрические фигуры, постройте ракеты.(Дети складывают
ракету и наклеивают её на основу). Как бы вы назвали свою ракету?
находчивым,
сильным,
добрым,
здоровым,
рассеянным,
6 V. Рефлексия.
Все ли поставленные задачи удалось осуществить, на все ли вопросы смогли
найти ответ? Кто бы хотел продолжить изучение космоса?
Какие чувства вы испытывали на нашем занятии?
С кем из одноклассников вам было интересно и комфортно путешествовать?
Пусть эти маленькие ракеты останутся у вас в память о нашем
сегодняшнем мероприятии. Старайтесь быть всегда первыми, учитесь,
познавайте окружающий вас мир, будьте сильными, добрыми и умными.
Гордитесь своей Родиной и людьми, которые её славят.(Слайд25)
Приложени 2.
7 1.
4.
7.
2.
5.
8.
3.
6.
9.
Приложение 3.
8 0
1.
4.
+
7.
+
2.
5.
8.
+
+
+
3.
6.
9.
+
0
0
Вопросы к игре «Крестики – нолики»
1. Солнце – самая большая звезда. (0)
2. Солнце – это звезда (+)
3. Звезды кажутся маленькими потому, что находятся далеко от Земли (+)
4. «Планета» в переводе означает «блуждающая звезда».(+)
5. Звезда излучает свет. (+)
6. Расстояние между космическими телами измеряется в км. (0)
7. Наша Галактика – это громадное скопление звезд. (+)
8. Каждая звезда, как и Солнце, имеет свою систему (+)
9. Вселенная и Галактика – это одно и то же. (0)
9 Приложение 4.
10 Приложение 1.
11 Литература
http://ivanok.ru/gor_menu/st_kosmos.php
http://mkisrael.co.il/articles/2016/04/11/yuriylonchakovdorogavkosmos
otkrytadlyavsekhmalchishekidevchonok.html
http://www.gctc.ru/main.php?id=3411
http://www.maam.ru/detskijsad/urokkosmosyetomygagarinskiiurok.html
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/009d/00083dfcfbf0c706/img8.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин,_Юрий_Алексеевич
https://yandex.ru/images/search?text=ребус%20о%20космосе
12 13
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Час общения . Гагаринский урок «Космос - это мы» час
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.