Час общения.
Тема: Русский язык – мой родной язык.
Дата проведения : сентябрь 2017 г
Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения;
способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа,
культуры, расширять, углублять и закреплять у младших школьников знания по русскому языку,
учить учащихся правильной, красивой речи.
Предметные: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию
знаний о том, что русский язык является распространённым языком мира, входит в семейство
восточнославянских языков, раскрывать тайны родного языка, уметь подбирать фразеологизмы и
антонимы, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету, пополнять речь
новыми словами.
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; воспитывать умение работать в
группах, формировать уровень рефлексии и адекватной самооценки.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество.
Познавательные: уметь строить высказывание, формулировать проблемы, перерабатывать
полученную информацию,
Регулятивные:
учителя; учиться высказывать своё предположение
материалом; делать выводы в результате совместной работы;
предложенному учителем плану
определять и формулировать цель деятельности с помощью
на основе работы с
учиться работать по
(версию)
Оборудование: проекты «Фразеологизмы», видео, аудиозапись
Ход мероприятия.
Мотивация. Поиск проблемы.
I.
Прежде, чем начать занятие, давайте пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Повернитесь друг к
другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу,
но не соприкасайтесь, будем «здороваться» пальчиками.
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
Сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.
Дети смотрят сюжет из «Ералаша» «Ну почему мы так говорим?»
Краткое описание Мальчик едет в лифте с соседом и рассказывает ему историю про
велосипед на «своем» языке – молодёжном сленге. Затем мужчина спрашивает у мальчика,
что он проходит по литературе. Узнав, что мальчик изучает Гоголя, его сосед процитировал
одно из произведений автора на языке «молодежи».
Над чем вы сейчас смеялись?
Ну и что, может так разговаривать тоже можно. Что здесь плохого?
Что бы вы посоветовали мальчику, чтобы его речь изменилась?
А вам нужно этому учиться, или вы и так уже научились правильной, красивой речи?
II. Сообщение темы. Постановка цели.
Наш час общения мы посвящаем русскому языку. Тема: Русский язык – мой родной язык.
Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его,
любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.
Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных
классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами,
узнаете много нового.
III. Справка о русском языке
Рубрика «Знаете ли вы, что…»
Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём
говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5е место
в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.
Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык
является близким родственникам, для других языков отдалённым. Наибольшее родство русский
язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки
русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом
древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу
восточнославянских языков.
В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий,
болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими
языками. И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства
с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки
образуют большую семью индоевропейских языков.
С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился
А.С.Пушкин.
Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение М.Ю.Лермонтова
«Русалка».
Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью,
выразительностью.
IV. Игры с русским языком
1.«Прятки»
В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы,
переставлять их местами.
Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.
Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи. Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.
И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.
Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.
Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.
2. «Беглянка»
Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А
теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.
Казнить пленника нельзя помиловать!
Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!
Строить здесь нельзя сносить!
Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!
Говорить на уроке нельзя молчать!
Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!
3. «Что за фразеологизм?»
Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке и с его помощью закончи предложение.
Я сегодня так устал, что всю ночь спал….
Свои вещи нужно содержать в порядке,….
Вася, почему ты не садишься делать уроки, что ты …. Лёва …. и начал кричать и топать ногами.
Почему ты не говоришь правду, а всё время ….
Смелым и ….
Я сделал всё правильно и аккуратно так, что …. 4. «Игры с антонимами».
Вспомните поговорки и дополните их словамиантонимами.
….едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь.
В одно ухо …., в другое …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое – вышло.
….дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний – гноит.
Волос ….., да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий.
Ученье ….., а не ученье …./ Ответ: Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Готовь сани …., а телегу …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой
.
Декабрь год …., а зиму …./ Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
V. Подведение итогов.
Продолжите фразы:
Сегодня я понял ….
Сегодня я узнал ….
Сегодня я вспомнил…
Сегодня я научился…
Спасибо за сотрудничество.
Час общения на тему "Русский язык - родной язык"
Час общения на тему "Русский язык - родной язык"
Час общения на тему "Русский язык - родной язык"
Час общения на тему "Русский язык - родной язык"
Час общения на тему "Русский язык - родной язык"
Час общения на тему "Русский язык - родной язык"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.