Оглавление
стр.
Введение__________________________________________________ 3 |
|
Основная часть_____________________________________________ 4
Глава 1. Единицы грамматической системы языка в оформленииWeb-страниц___________________________________4
Глава 2. Части речи в организации информации на Web-страницах 2.1 Имя существительное_____________________________5 2.2 Местоимение____________________________________6 2.3 Имя прилагательное______________________________7 2.4 Количественные числительные_____________________7 2.5 Глагол__________________________________________7 Глава 3. Соотношение частей речи на страницах Интернета________11
Заключение_________________________________________________12
Литература_________________________________________________13
|
Введение.
В современном мире активно развивается новая сфера общения, хранения, представления и передачи информации — Интернет, который существует благодаря компьютерным технологиям и функционированию естественного языка человеческого общения.Изучение особенностей данного процесса представляет для нас несомненный интерес, потому что он включает не только описание и объяснение новых явлений, но и прежде всего, укрепляет традиции нормативного употребления языка в качественно новом коммуникативном пространстве.
Многообразие форм и способов общения в сети Интернет определяет различные направления лингвистических исследований.
Актуальность темы позволила выявить факт отображения специфики языковой картины, связанной с морфологией, на страницах Интернета.
Новизна исследования отразилась в том, что исследование употребления частей речи на страницах Интернета является одним из самых молодых направлений языкознания.
Проблема исследования: изучение и укрепление употребления частей речив качественно новом коммуникативном пространстве.
Цель данной работы - изучить традиции функционирования единиц
грамматической системы естественного языка и актуализация их категорий в
языковом оформленииWeb-страниц на материале оформления высказываний-
гиперссылок(термин Интернет-технологий).
Не претендуя на исчерпывающий анализ проблемы, я поставилперед
собой следующие задачи:
1. Выделить базовые категории грамматической системы языка на
страницахИнтернета;
2. Рассмотреть особенности значения частей речи и их категорий в
представлении информации на страницах Интернета.
Объектом исследования являются самостоятельные части речи.
Предмет исследования -актуализация частей речи и их категорий в представлении информации на страницах Интернета.
Гипотеза:
Я предположил, что избирательное употребление той или иной грамматической формы или синтаксической конструкции характеризует коммуникативные цели речемыслительной деятельности, позволяет ввести в фокус внимания определенную деталь ситуации.
Методы исследования: анализ научных и литературных источников, различных сайтов сети Интернет, классификация, соотношение частей речи.
Материалом исследования послужили различные сайты и Web-страницы Интернета, научная литература по языкознанию.
Основная часть
Глава 1. Единицы грамматической системы языка в оформлении Web-страниц
Лингвистическая традиция определяет части речи как базовые категории грамматической системы языка. Они отражают как устройство языковой картины мира, так и особенности восприятия и осмысления его человеком, с одной стороны, и рождающиеся в недрах коммуникации средства для выполнения закрепленных за ними функций в предложении — с другой.
Традиции функционирования единиц грамматической системы естественного языка и актуализация их категорий в языковом оформлении Web-страниц исследуются мною на материале оформления высказываний-гиперссылок (термин Интернет-технологий).
Гиперссылками называются высказывания, оформленные различными единицами языка (предложениями, словосочетаниями, отдельными словоформами), которые выполняют функцию заголовков и обозначают блоки информации, тематически связанные с линейным текстом на странице, но размещенные на других страницах сайта. Таким образом, эти высказывания рассматриваются как микротексты по сравнению со страницами газет и журналов: на одной Web-странице, помимо основного линейного текста, расположены заголовки других тематически связанных с ним текстов.
Гиперссылки играют ведущую роль в представлении информации. Ее организация строится на принципах иерархии, которая в оформлении Web-страниц выражена через соотношение языковых единиц и актуализацию их категорий.
Кроме того, взаимодействие данных единиц и их категорий определяет поведение пользователя как участника речевой коммуникативной ситуации.
Глава 2. Части речи в организации информации на Web-страницах
2.1 Имя существительное
В организации информации на Web- страницах активно используются как изолированные формы, так и предложно-падежные конструкции имени существительного. Известно, что в русском языке существительные имеют категории рода, числа и падежа.
Однако результаты моего анализа свидетельствуют о том, что для обозначения блоков информации релевантной оказывается категория падежа, так как она отражает синтаксические отношения имени к другим знаменательным языковым единицам, образующим коммуникативную ситуацию.
В лингвистических исследованиях разрабатываются различные подходы к трактовке падежей, однако ученые едины в определении основных функций падежей-субъектно-объектных и обстоятельственных. При этом форма субъекта противостоит всем объектным функциям как основная и исходная. Именно поэтому в главном меню Web- страницы, которое выполняет функцию оглавления сайта и характеризует основные направления представления информации, как правило, используются абстрактные и конкретные нарицательные имена существительные в именительном падеже в формах единственного и множественного числа (приложение 1):
Образование, Наука, Досуг - http://www.students.ru
Документы - http://www.assembly.spb.ru/
Отдельного внимания заслуживают предложно-падежные конструкции в оформлении высказываний-гиперссылок. На пространстве Интернет-страниц доминируют следующие типы взаимоотношений: чье действие — для кого / кому адресована информация — о ком / чем эта информация — где происходит событие.
Важно рассмотреть употребление форм родительного падежа, поскольку «в системной теории падежей родительный падеж противопоставлен остальным косвенным падежам как приименный, или притемный, т. е. как средство актуализации номинативного смысла имени, называющего ядро темы — подлежащее»[[1]]. Данные категориальные характеристики родительного падежа объясняют тот факт, что на страницах сайтов активно используется родительный субъект. Это, в свою очередь, подтверждает, что главной и исходной семантической функцией родительного падежа в русском языке следует считать субъектную, а не объектную:
Работа собрания -http://www. assembly, spb.ru/
Объектная функция родительного падежа реализуется посредствомпредложных конструкций:
Услуги для частных лиц - http://www.rosno
Однако для обозначения объекта направления информации на Web-страницах гораздо чаще используется форма дательного падежа без предлога:
подписчикам - http://www.rg.ru/абитуриентам - http://www. mmonline.ru/
Эти данные можно объяснить, опираясь на специфические особенности падежа существительных, обозначающих одушевленное лицо, которому предназначена информация. В этом случае он играет роль второго субъекта, участвующего в речевой ситуации. Формы дательного падежа без предлога, оформляющие адресат информации — одушевленное лицо, усиливают «активное участие» данного адресата в ситуации, представляя его в качестве участника общения.
В целом можно отметить, что на пространстве Web-страницы доминируют именительный, родительный и дательный падежи. Из других падежей наиболее активен предложный, обозначающий место действия и тему информации независимо от тематической направленности сайта и степени официальности в изложении информации: о газете - http://www. rg.ru/
На Web-страницах в качестве самостоятельных высказываний, характеризующих субъект фрагмента информации, функционируют и имена собственные, называющие людей, которые осуществляют представляемый вид деятельности. Это повышает впечатление публичности, открытости и контактности, усиливает эффект персональности:
Новости Марата Гельмана - http://vvww.guelman.ai
2.2 Местоимение
В языковом оформлении Интернет- страниц активно используются конструкции с местоимениями (приложение 2). Из всего многообразия разрядов предпочтение отдается личным и притяжательным местоимениям 1-го и 2-го лица множественного числа:
Какк нампроехать- http://www.vlz.rn/diogen/
Наш край -http://www.primorsky.ai
Виртуальный аквариум у вас дома- http://homejun- gle.km.ai
Доминанту данных форм в языковом оформлении Web-страниц можно объяснить следующим. Известно, что в беседе местоимения 1-го и 2-го лица постоянно меняются ролями, попеременно оказываясь то в роли обозначения говорящего, то в роли обозначения слушающего. Появление данных местоимений в ключевых высказываниях на Web-странице, которая представляет письменную форму коммуникации при отсутствии непосредственного контакта между автором и адресатом информации, усиливает эффект их взаимодействия.
Форма местоимения 2-го лица множественного числа вы усиливаетличностное начало, персонифицирует обращение авторов информации к потенциальному читателю:
Вамсюда!http://www. mmonline.ru/
В процессе анализа нам не удалось обнаружить местоимение 3-го лица в качестве элемента высказываний, обозначающих блоки информации на сайте. Мы объясняем это, прежде всего тем, что данные единицы не обозначают участников коммуникации, они идентифицируют 3-е лицо, которое не выступает в роли автора или адресата информации.
Кроме того, местоимения 3-го лица выполняют функцию замещения полнозначных слов. Но для этого адресат о них должен быть предварительно проинформирован. В нашем же случае высказывание-гиперссылка — это первое предъявление информации, где замещение невозможно по существу.
Добавим также, что Интернет рассматривается как виртуальное сообщество. Именно поэтому в оформлении высказываний-гиперссылок традиционно функционируют местоимения определенные (мы, вы, реже — я).
2.3 Имя прилагательное и наречие
Еще одной особенностью представления информации на страницах Интернета является употребление имен прилагательных и наречий в качестве самостоятельных высказываний-заголовков. Некоторые формы могут рассматриваться как клише для обозначения определенного типа информации (приложение 3).
Так, в языковом оформлении сайтов региональных парламентов, финансовых структур, развлекательного сайта о новинках кинопродукции и др. мы наблюдаем обозначение блоков информации посредством прилагательных, которые, на наш взгляд, подвергаются процессу «контекстно обусловленной» субстантивации, например:
разное - http://www.legislature.ru
главная - http://www. tmn.ru ~tyumduma/(сайты думы)
Подобные субстантивированныеформы сохранят свой коммуникативно прагматический потенциал и в соответствующей предложно-падежной конструкции:
на главную - http://www. polit. spb.ru
Возможно и самостоятельное использование субстантивных прилагательных в соответствии с индивидуальным намерением автора. Так, в языковой организации сайта для детей присутствует высказывание-гиперссылка, оформленная субстантивными прилагательными:
свежее, любимое - http://www. kinder.ru
Складывается уже традиция использования в качестве самостоятельных высказываний, обозначающих фрагмент информации, и наречий:
официально -http://www.rg.rn/любопытно - http://www.wineworld.ru
Такое оформление заголовков нетипично для организации текстов в печатных средствах массовой информации. На наш взгляд, появление изолированных форм имен прилагательных и наречий в качестве самостоятельного названия блока информации усиливает эффект взаимодействия с потенциальным адресатом информации, так как является своеобразным ответом на его вопросы, какое это сообщение, как представлена информация
2.4 Количественные числительные
Количественные числительные,контрастируя с другими именными конструкциями по форме, привлекают внимание читателя:
100 советскихасов - http://www.air- force.ru/staff/index.htm
В целом можно отметить, что именные конструкции играют ведущую роль в оформлении высказываний, которые обозначают иерархию блоков информации на Web-сайте. Прежде всего, это относится к оформлению главных страниц сайтов (приложение 4).
Однако участвуют в организации информации на сайте и глагольные конструкции.
2.5 Глагол
Известно, что глагол как часть речи обладает целым комплексом грамматических категорий. Но при оформлении высказываний-гиперссылок релевантными оказываются лишь некоторые.
Прежде всего, следует отметить роль императивных глагольных конструкций и видовых форм глагола.
Особенности употребления видовых форм совершенного (далее — СВ) и несовершенного видов (далее — НСВ) отражают коннотации модально-субъективного характера. Так, НСВ иногда связывается с выражением немедленности совершения действия, СВ характеризует оттенки просьбы, совета, вежливости[[2]]. Формы НСВ обозначают и неоднократные, узуальные действия, нелокализованные во времени[[3]].
Если предполагаемому исполнителю известно о действии, которое ему предписывается выполнить, то употребляется форма НСВ. Если исполнитель не располагает данной информацией, то употребляется форма СВ, передающая новую информацию[[4]].
В оформлении Web-страниц доминируют формы СВ. Они составляют 80 % от числа всех императивных конструкций, оформляющих высказывания-гиперссылки:
Прислушайтесь к советам - http;//www.dzintars.ru
Преимущественное употребление форм СВ по отношению к формам НСВ характеризует намерения субъекта речи, тактику его речевого поведения (вежливая рекомендация, совет, а не приказ) и, соответственно, социально-этикетную сторону коммуникации (стиль общения между участниками коммуникации).
Категория вида обеспечивает воздействие высказывания на адресата (расширение его информированности, влияние на его оценку качества информации). В частности, формы СВ характеризуют статус представленной информации как новой для адресата.
Как было отмечено ранее, императивные формы глагола являются ядром поля повелительности. Однако в данной сфере функционируют также и конструкции с инфинитивом.
В повелительных высказываниях инфинитив замещает личные императивные формы. Как отмечают исследователи, эти повелительные конструкции социально маркированы. Их употребление естественно в речи «начальника», а не в речи «подчиненного»[[5]].
Принципиально важным является тот факт, что на пространстве Web-страницы в качестве «начальника» выступает потенциальный пользователь. Именно его пожелания в адрес авторов информации оформляются повелительными конструкциями с инфинитивом (приложение 5).
Инфинитив оформляет повелительные высказывания пользователя на сайтах различной социальной и тематической ориентации:
написать письмо -http://www.kremlin.ru/about
Формы изъявительного наклонения не часто присутствуют на первых — домашних — страницах. В среднем их число составляет 2 % от общего числа ссылок на домашней странице. При этом преимущественно актуализируются личные глагольные формы настоящего времени:
Ищем друзей -http://www.kinder.ru
Личные глагольные формы прошедшего времени крайне редко используются для оформления высказываний, обозначающих блоки информации. Данные
конструкции не присутствуют на домашних страницах. На других страницах сайта они оформляют высказывания, представляющие факультативную информацию. При этом следует обратить внимание на некоторые традиции реализации форм СВ и НСВ.
Для обозначения фактов, описывающих события в прошлом, используется НСВ:
История КВН. Как играли? Кто играл? - http://www.amik.ru/history.asp
Формы СВ реализуются для установления контакта с собеседником:
Застраховал машину - http://www.eleks.ru
В процессе анализа я не обнаружил высказываний, в которых функционировали бы формы сослагательного наклонения. Это объясняется, в частности, и тем, что основная коммуникативная задача «всемирной паутины» состоит в сообщении реальных фактов, событий и т. д., причем так, чтобы пользователь мог воспользоваться этими данными в практических целях. Условность и, как следствие, неопределенность информации, действия и т. д. могут снизить интерес и доверие пользователя к сайту в целом.
Вместе с тем языковое оформление Web-страницы может включать ситуацию возможности. В русском языке группа модальных модификаторов включает различные по своим морфологическим характеристикам единицы. На пространстве Web-страниц при оформлении ситуации возможности функционирует модальный глагол мочь и модальный предикатив (категория состояния) можно.
При этом субъект действия либо словесно не выражен, поскольку он совпадает с адресатом (1), либо представлен агентивной подлежащной конструкцией (2):
(1) здесь можно подписатьсяна ежедневную рассылку
новостей - http://www.or.ru
(2) ответы на часто задаваемые вопросы вы можете
найти здесь -http://www.bank.ru
В речевой ситуации модальность возможности взаимодействует с категорией вида. При этом формы НСВ характеризуют значение ситуативно обусловленной возможности или разрешения.
В оформлении высказываний, структурирующих блоки информации на сайте, крайне редко употребляются формы пассивного залога. Доминирующее положение активного залога в данном случае определяется технологиями Интернета, основанными на активном взаимодействии авторов информации и пользователей.
Актуализация различных частей речи и их грамматических категорий в оформлении высказываний-микротекстов является в частотном отношении разной.
Глава 3. Соотношение частей речи на страницах Интернета
На главных (домашних) страницах число именных конструкций составляет от 100% до 90%, возможно появление до 10%глагольных конструкций. На последующих страницах количество глагольных конструкций возрастает до 30%.
На домашних страницах используются именные конструкции в именительном падеже. Кроме этого, присутствуют конструкции, падежная семантика которых определяет, о ком и для кого информация.
Общее процентное соотношение частотности актуализации данных падежных форм на следующих за главной (домашней) страницах представляет следующий ряд: формы родительного субъекта —36%, дательный/родительный со значением «адресат информации» — 31%, предложный со значением «о субъекте информации» — 33%.
Доля прилагательных и наречий в оформлении высказываний-микротекстов составляет от 5% до 20% от общего числа гиперссылок на странице.
Число конструкций с личными и притяжательными местоимениями 1-го и 2-го лица множественного числа может достигать 56% от общего числа заголовков-гиперссылок на странице.
В оформлении высказываний, обозначающих блоки информации, преимущественно используются личные глагольные формы в повелительном (до 40%) и значительно реже в изъявительном наклонении.
Доминирование субъективных падежей имени существительного, обозначающих адресата информации -участника речевой ситуации, преобладание личных и притяжательных местоимений, активное использование имен прилагательных и наречий в качестве самостоятельных высказываний как ответа на вопрос потенциального посетителя сайта, доминирующие позиции императивных глагольных конструкций, особенности использования форм СВ и НСВ, отсутствие пассивных глагольных конструкций и форм сослагательного наклонения создают эффект межличностного взаимодействия, усиливают активное личностное начало, акцентируют внимание на реальности коммуникативной ситуации.
Заключение
Исследовательская работа «Части речи на страницах Интернета» может представлять практический интерес не только для филологов, но и для широкого круга людей, общающихся на различных сайтах в сети Интернет. Данное исследование
способствует расширению знаний о языке, пополнению лексического запаса, является дополнительным источником знаний о грамматике русского языка.
Выводы
Проведя данное исследование,я пришел к выводу о том, что
1.Части речи на страницах Интернета - это своеобразные «микротексты», вбирающие в себя разнообразную информацию об объектах, общающихся на различных Web – сайтах. А категории частей речи не только называют предметы реальности, но и передают информацию о состоянии автора, о его эмоциональном отношении к предметуречи.
2.Избирательность в употреблении частей речи и актуализации их категорий при оформлении высказываний, которые системно организуют информацию на сайте, свидетельствует о том, что части речи и их категории характеризуют следующие составляющие в многогранном коммуникативном событии, представленном влингвистическом дизайне страницы:
- релевантные с точки зрения автора структуры информации о фрагментах объективной реальности;
- стратегии поведения пользователя (определение круга интересов, формулирование вопросов, выполнение конкретных действий);
- ценностные характеристики процесса представления информации в сети: возможность воздействия на адресата и взаимодействия с ним.
Литература
1. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык.- М.: АСТ, 1998.
2. Мельников Г.П., ДремовА.Ф. Об иерархии семантических функций родительного падежа // Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения. — М., 1997.
3. Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. — М., 1982.
4. Соболева О.Л.Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ, 2013.
5. ШелякинМ.А. Модально-аспектуальные связи // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990.
6. Храковский В.С. Повелительность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990.
7. Web- страницы и гиперссылки Интернета.
Скачано с www.znanio.ru
[1]Мельников Г. П., ДремовА.Ф. Об иерархии семантических функций родительного падежа // Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения. — М., 1997. — Ч. II.— С. 217.
[2] См.: ШелякинМ. А. Модально-аспектуальные связи // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990. - С. 113.
[3] См.: Храковский В. С. Повелительность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990. — С. 220.
[4]См.: Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. — М., 1982.С.131-134.
5 См.: ХраковскийВ. С. Указ.работа. - С. 233.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.