Части речи на страницах интернета
Оценка 4.9

Части речи на страницах интернета

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
9 кл
24.03.2017
Части речи на страницах интернета
Исследовательская работа по лингвистике. В современном мире активно развивается новая сфера общения, хранения, представления и передачи информации — Интернет, который существует благодаря компьютерным технологиям и функционированию естественного языка человеческого общения.Изучение особенностей данного процесса представляет для нас несомненный интерес, потому что он включает не только описание и объяснение новых явлений, но и прежде всего, укрепляет традиции нормативного употребления языка в качественно новом коммуникативном пространстве. Многообразие форм и способов обще¬ния в сети Интернет определяет различные направления лингвистических исследований.
Части речи на страницах Интернета.docx

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

стр.                         

Введение__________________________________________________         3

Основная часть_____________________________________________         4

 

Глава 1. Единицы  грамматической системы языка в

оформленииWeb-страниц___________________________________4

 

Глава 2. Части речи в организации информации на Web-страницах

2.1 Имя существительное_____________________________5

2.2 Местоимение____________________________________6

2.3 Имя прилагательное______________________________7

2.4 Количественные числительные_____________________7

2.5 Глагол__________________________________________7

Глава 3. Соотношение частей речи на страницах Интернета________11

 

Заключение_________________________________________________12

 

Литература_________________________________________________13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современном мире активно развива­ется новая сфера общения, хранения, представления и передачи информации — Интернет, который существует благо­даря компьютерным технологиям и функционированию естественного языка человеческого общения.Изучение особенностей данного про­цесса представляет для нас несомненный инте­рес, потому что он включает не только описание и объяснение новых явлений, но и прежде всего,  укрепляет традиции норматив­ного употребления языка в качественно новом коммуникативном пространстве.

Многообразие форм и способов обще­ния в сети Интернет определяет различ­ные направления лингвистических ис­следований.

Актуальность темы позволила выявить факт отображения специфики языковой картины,  связанной с морфологией, на страницах Интернета.

Новизна исследования отразилась в том, что исследование употребления частей речи на страницах Интернета является одним из самых молодых направлений языкознания.

Проблема исследования: изучение и укрепление употребления частей речив качественно новом коммуникативном пространстве.

    Цель данной работы  - изучить традиции функционирования единиц

 грамматической системы естественного языка и актуализация их категорий в

языковом оформленииWeb-страниц на материале оформления высказываний-

гиперссылок(термин Интернет-технологий).

 Не претендуя на исчерпывающий анализ проблемы, я поставилперед

собой следующие задачи:

1.     Выделить базовые категории грам­матической системы языка на

страницахИнтернета;

2.     Рассмотреть  особенности  значения  частей речи и их категорий в

представлении информации на страницах Интернета.

    Объектом исследования  являются  самостоятельные части речи.

              Предмет исследования -актуализация частей речи и их категорий в представлении информации на страницах Интернета.

Гипотеза:

 Я предположил, что избирательное употребление той или иной грамматической формы или син­таксической конструкции характеризует коммуникативные цели речемыслитель­ной деятельности, позволяет ввести в фокус внимания определенную деталь ситуации.

               Методы исследования: анализ научных и литературных источников, различных сайтов сети Интернет, классификация, соотношение частей речи.

Материалом  исследования послужили различные сайты и Web-страницы Интернета, научная литература по языкознанию.


 


 

 

 

 

 

Основная часть

Глава 1. Единицы грамматической системы языка в  оформлении Web-страниц

Лингвистическая традиция определяет части речи как базовые категории грам­матической системы языка. Они отража­ют как устройство языковой картины мира, так и особенности восприятия и осмысления его человеком, с одной стороны, и рождающиеся в недрах ком­муникации средства для выполнения закрепленных за ними функций в пред­ложении — с другой.

Традиции функционирования единиц грамматической системы естественного языка и актуализация их категорий в языковом оформлении Web-страниц ис­следуются мною на материале оформле­ния высказываний-гиперссылок (термин Интернет-технологий).

Гиперссылками называются высказы­вания, оформленные различными единицами языка (предложения­ми, словосочетаниями, отдельными сло­воформами), которые выполняют функ­цию заголовков и обозначают блоки информации, тематически связанные с линейным текстом на странице, но размещенные на других страницах сайта. Таким образом, эти высказывания рас­сматриваются как микротексты по срав­нению со страницами газет и журналов: на одной Web-странице, помимо основ­ного линейного текста, расположены заголовки других тематически связанных с ним текстов.

Гиперссылки играют ведущую роль в представлении информации. Ее органи­зация строится на принципах иерархии, которая в оформлении Web-страниц вы­ражена через соотношение языковых единиц и актуализацию их категорий.

Кроме того, взаимодействие данных еди­ниц и их категорий определяет поведе­ние пользователя как участника речевой коммуникативной ситуации.

 

 

Глава 2. Части речи в организации информации на Web-страницах

2.1       Имя существительное

В организации информации на Web- страницах активно используются как изолированные формы, так и предлож­но-падежные конструкции имени суще­ствительного. Известно, что в русском языке существительные имеют категории рода, числа и падежа.

Однако результаты моего анализа свидетельствуют о том, что для обозначения блоков информа­ции релевантной оказывается категория падежа, так как она отражает синтакси­ческие отношения имени к другим зна­менательным языковым единицам, обра­зующим коммуникативную ситуацию.

В лингвистических исследованиях раз­рабатываются различные подходы к трактовке падежей, однако ученые едины в определении основных функций падежей-субъектно-объектных и об­стоятельственных. При этом форма субъекта противостоит всем объектным функциям как основная и исходная. Именно поэтому в главном меню Web- страницы, которое выполняет функцию оглавления сайта и характеризует основ­ные направления представления инфор­мации, как правило, используются аб­страктные и конкретные нарицательные имена существительные в именительном падеже в формах единственного и мно­жественного числа (приложение 1):

Образование, Наука, Досуг - http://www.students.ru

Документы - http://www.assembly.spb.ru/

Отдельного внимания заслуживают предложно-падежные конструкции в оформлении высказываний-гиперссылок. На пространстве Интернет-страниц до­минируют следующие типы взаимоотно­шений: чье действие — для кого / кому адресована информация — о ком / чем эта информация — где происходит со­бытие.

 Важно рассмотреть употребление форм родительного паде­жа, поскольку «в системной теории па­дежей родительный падеж противопо­ставлен остальным косвенным падежам как приименный, или притемный, т. е. как средство актуализации номинативно­го смысла имени, называющего ядро темы — подлежащее»[[1]]. Данные катего­риальные характеристики родительного падежа объясняют тот факт, что на страницах сайтов активно используется родительный субъект. Это, в свою очередь, подтверждает, что главной и исходной семантической функцией ро­дительного падежа в русском языке следует считать субъектную, а не объект­ную:

Работа собрания -http://www. assembly, spb.ru/

Объектная функция родительного па­дежа реализуется посредствомпредлож­ных конструкций:

Услуги для частных лиц - http://www.rosno

Однако для обозначения объекта на­правления информации на Web-страницах гораздо чаще используется форма дательного падежа без предлога:

подписчикам - http://www.rg.ru/абитуриентам - http://www. mmonline.ru/

Эти данные можно объяснить, опира­ясь на специфические особенности паде­жа существительных, обозначающих оду­шевленное лицо, которому предназначе­на информация. В этом случае он играет роль второго субъекта, участвующего в речевой ситуации. Формы дательного падежа без предлога, оформляющие ад­ресат информации — одушевленное лицо, усиливают «активное участие» дан­ного адресата в ситуации, представляя его в качестве участника общения.

В целом можно отметить, что на пространстве Web-страницы доминируют именительный, родительный и датель­ный падежи. Из других падежей наибо­лее активен предложный, обозначающий место действия и тему информации независимо от тематической направлен­ности сайта и степени официальности в изложении информации: о газете - http://www. rg.ru/

На Web-страницах в качестве самосто­ятельных высказываний, характеризую­щих субъект фрагмента информации, функционируют и имена собственные, называющие людей, которые осущест­вляют представляемый вид деятельности. Это повышает впечатление публичности, открытости и контактности, усиливает эффект персональности:

Новости Марата Гельмана - http://vvww.guelman.ai

2.2 Местоимение

В языковом оформлении Интернет- страниц активно используются конструк­ции с местоимениями (приложение 2).  Из всего много­образия разрядов предпочтение отдается личным и притяжательным местоимени­ям 1-го и 2-го лица множественного числа:

Какк нампроехать- http://www.vlz.rn/diogen/

Наш край -http://www.primorsky.ai

Виртуальный аквариум у вас дома- http://homejun- gle.km.ai

Доминанту данных форм в языковом оформлении Web-страниц можно объяс­нить следующим. Известно, что в беседе местоимения 1-го и 2-го лица постоянно меняются ролями, попеременно оказы­ваясь то в роли обозначения говорящего, то в роли обозначения слушающего. Появление данных местоимений в клю­чевых высказываниях на Web-странице, которая представляет письменную форму коммуникации при отсутствии непосред­ственного контакта между автором и адресатом информации, усиливает эф­фект их взаимодействия.

Форма местоимения 2-го лица множе­ственного числа вы усиливаетличност­ное начало, персонифицирует обращение авторов информации к потенциальному читателю:

Вамсюда!http://www. mmonline.ru/

В процессе анализа нам не удалось обнаружить местоимение 3-го лица в качестве элемента высказываний, обо­значающих блоки информации на сайте. Мы объясняем это, прежде всего тем, что данные единицы не обозначают участни­ков коммуникации, они идентифициру­ют 3-е лицо, которое не выступает в роли автора или адресата информации.

Кроме того, местоимения 3-го лица выполняют функцию замещения полноз­начных слов. Но для этого адресат о них должен быть предварительно проинфор­мирован. В нашем же случае высказыва­ние-гиперссылка — это первое предъяв­ление информации, где замещение не­возможно по существу.

Добавим также, что Интернет рассмат­ривается как виртуальное сообщество. Именно поэтому в оформлении выска­зываний-гиперссылок традиционно функционируют местоимения определен­ные (мы, вы, реже — я).

2.3 Имя прилагательное и наречие

Еще одной особенностью представле­ния информации на страницах Интерне­та является употребление имен прилага­тельных и наречий в качестве самостоя­тельных высказываний-заголовков. Не­которые формы могут рассматриваться как клише для обозначения определен­ного типа информации (приложение 3).

Так, в языковом оформлении сайтов региональных парламентов, финансовых структур, развлекательного сайта о но­винках кинопродукции и др. мы наблю­даем обозначение блоков информации посредством прилагательных, которые, на наш взгляд, подвергаются процессу «контекстно обусловленной» субстанти­вации, например:

разное - http://www.legislature.ru

главная - http://www. tmn.ru ~tyumduma/(сайты думы)

Подобные субстантивированныеформы сохранят свой коммуникативно прагматический потенциал и в соответ­ствующей предложно-падежной кон­струкции:

на главную - http://www. polit. spb.ru

Возможно и самостоятельное исполь­зование субстантивных прилагательных в соответствии с индивидуальным намере­нием автора. Так, в языковой организа­ции сайта для детей присутствует выска­зывание-гиперссылка, оформленная субстантивными прилагательными:

свежее, любимое - http://www. kinder.ru

Складывается уже традиция использо­вания в качестве самостоятельных вы­сказываний, обозначающих фрагмент информации, и наречий:

официально -http://www.rg.rn/любопытно - http://www.wineworld.ru

Такое оформление заголовков нети­пично для организации текстов в печат­ных средствах массовой информации. На наш взгляд, появление изолированных форм имен прилагательных и наречий в качестве самостоятельного названия блока информации усиливает эффект взаимодействия с потенциальным адре­сатом информации, так как является своеобразным ответом на его вопросы, какое это сообщение, как представлена информация

2.4 Количественные числительные

Количественные числительные,кон­трастируя с другими именными кон­струкциями по форме, привлекают вни­мание читателя:

100 советскихасов - http://www.air- force.ru/staff/index.htm

В целом можно отметить, что именные конструкции играют ведущую роль в оформлении высказываний, которые обозначают иерархию блоков информа­ции на Web-сайте. Прежде всего, это относится к оформлению главных стра­ниц сайтов (приложение 4).

Однако участвуют в организации ин­формации на сайте и глагольные кон­струкции.

2.5 Глагол

Известно, что глагол как часть речи обладает целым комплексом граммати­ческих категорий. Но при оформлении высказываний-гиперссылок релевантны­ми оказываются лишь некоторые.

Прежде всего, следует отметить роль императивных глагольных конструкций и видовых форм глагола.

Особенности употребления видовых форм совершенного (далее — СВ) и несовершенного видов (далее — НСВ) отражают коннотации модально-субъек­тивного характера. Так, НСВ иногда связывается с выражением немедленности совершения действия, СВ характери­зует оттенки просьбы, совета, вежливос­ти[[2]]. Формы НСВ обозначают и неодно­кратные, узуальные действия, нелокализованные во времени[[3]].

Если предполагаемому исполнителю известно о действии, которое ему пред­писывается выполнить, то употребляется форма НСВ. Если исполнитель не рас­полагает данной информацией, то упот­ребляется форма СВ, передающая новую информацию[[4]].

В оформлении Web-страниц домини­руют формы СВ. Они составляют 80 % от числа всех императивных конструк­ций, оформляющих высказывания-ги­перссылки:

Прислушайтесь к советам - http;//www.dzintars.ru

Преимущественное употребление форм СВ по отношению к формам НСВ характеризует намерения субъекта речи, тактику его речевого поведения (вежли­вая рекомендация, совет, а не приказ) и, соответственно, социально-этикетную сторону коммуникации (стиль общения между участниками коммуникации).

Категория вида обеспечивает воздейст­вие высказывания на адресата (расшире­ние его информированности, влияние на его оценку качества информации). В частности, формы СВ характеризуют статус представленной информации как новой для адресата.

Как было отмечено ранее, императив­ные формы глагола являются ядром поля повелительности. Однако в данной сфере функционируют также и кон­струкции с инфинитивом.

В повелительных высказываниях ин­финитив замещает личные императив­ные формы. Как отмечают исследовате­ли, эти повелительные конструкции со­циально маркированы. Их употребление естественно в речи «начальника», а не в речи «подчиненного»[[5]].

Принципиально важным является тот факт, что на пространстве Web-страницы в качестве «начальника» выступает по­тенциальный пользователь. Именно его пожелания в адрес авторов информации оформляются повелительными конструк­циями с инфинитивом (приложение 5).

Инфинитив оформляет повелительные высказывания пользователя на сайтах различной социальной и тематической ориентации:

написать письмо -http://www.kremlin.ru/about

Формы изъявительного наклонения не часто присутствуют на первых — домаш­них — страницах. В среднем их число составляет 2 % от общего числа ссылок на домашней странице. При этом пре­имущественно актуализируются личные глагольные формы настоящего времени:

Ищем друзей -http://www.kinder.ru

Личные глагольные формы прошедше­го времени крайне редко используются для оформления высказываний, обозна­чающих блоки информации. Данные

конструкции не присутствуют на домаш­них страницах. На других страницах сайта они оформляют высказывания, представляющие факультативную инфор­мацию. При этом следует обратить внимание на некоторые традиции реали­зации форм СВ и НСВ.

Для обозначения фактов, описываю­щих события в прошлом, используется НСВ:

История КВН. Как играли? Кто играл? - http://www.amik.ru/history.asp

Формы СВ реализуются для установле­ния контакта с собеседником:

Застраховал машину - http://www.eleks.ru

В процессе анализа я не обнаружил высказываний, в которых функциониро­вали бы формы сослагательного накло­нения. Это объясняется, в частности, и тем, что основная коммуникативная за­дача «всемирной паутины» состоит в сообщении реальных фактов, событий и т. д., причем так, чтобы пользователь мог воспользоваться этими данными в практических целях. Условность и, как следствие, неопределенность информа­ции, действия и т. д. могут снизить интерес и доверие пользователя к сайту в целом.

Вместе с тем языковое оформление Web-страницы может включать ситуацию возможности. В русском языке группа модальных модификаторов включает раз­личные по своим морфологическим ха­рактеристикам единицы. На пространст­ве Web-страниц при оформлении ситуа­ции возможности функционирует мо­дальный глагол мочь и модальный пре­дикатив (категория состояния) можно.

При этом субъект действия либо сло­весно не выражен, поскольку он совпа­дает с адресатом (1), либо представ­лен агентивной подлежащной конструк­цией (2):

(1)          здесь можно подписатьсяна ежедневную рассылку

новостей - http://www.or.ru

(2)         ответы на часто задаваемые вопросы вы можете

найти здесь -http://www.bank.ru

В речевой ситуации модальность воз­можности взаимодействует с категорией вида. При этом формы НСВ характери­зуют значение ситуативно обусловленной возможности или разрешения.

В оформлении высказываний, структу­рирующих блоки информации на сайте, крайне редко употребляются формы пас­сивного залога. Доминирующее положе­ние активного залога в данном случае определяется технологиями Интернета, основанными на активном взаимодейст­вии авторов информации и пользовате­лей.

Актуализация различных частей речи и их грамматических категорий в офор­млении высказываний-микротекстов яв­ляется в частотном отношении разной.

 

 

 

 

Глава 3. Соотношение частей речи на страницах Интернета

На главных (домашних) страницах число именных конструкций составляет от 100% до 90%, возможно появление до 10%глагольных конструкций. На последующих страницах количество глагольных конструкций возрастает до 30%.

На домашних страницах используются именные конструкции в именительном падеже. Кроме этого, присутствуют кон­струкции, падежная семантика которых определяет, о ком и для кого информа­ция.

Общее процентное соотношение час­тотности актуализации данных падежных форм на следующих за главной (домаш­ней) страницах представляет следующий ряд: формы родительного субъекта —36%, дательный/родительный со значе­нием «адресат информации» — 31%, предложный со значением «о субъекте информации» — 33%.

Доля прилагательных и наречий в оформлении высказываний-микротекс­тов составляет от 5% до 20% от общего числа гиперссылок на странице.

Число конструкций с личными и притяжательными местоимениями 1-го и 2-го лица множественного числа может достигать 56% от общего числа заголов­ков-гиперссылок на странице.

В оформлении высказываний, обозна­чающих блоки информации, преимуще­ственно используются личные глаголь­ные формы в повелительном (до 40%) и значительно реже в изъявительном на­клонении.

Доминирование субъективных падежей имени существительного, обозначающих адресата информации -участника рече­вой ситуации, преобладание личных и притяжательных местоимений, активное использование имен прилагательных и наречий в качестве самостоятельных вы­сказываний как ответа на вопрос потен­циального посетителя сайта, доминирую­щие позиции императивных глагольных конструкций, особенности использова­ния форм СВ и НСВ, отсутствие пассив­ных глагольных конструкций и форм сослагательного наклонения создают эф­фект межличностного взаимодействия, усиливают активное личностное начало, акцентируют внимание на реальности коммуникативной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исследовательская работа «Части речи на страницах Интернета» может представлять  практический интерес  не только для филологов, но и для широкого круга людей, общающихся на различных сайтах в сети Интернет. Данное исследование 

способствует расширению знаний о языке,  пополнению лексического запаса, является дополнительным источником знаний о грамматике русского языка.

Выводы

Проведя данное исследование,я пришел к выводу о том, что

1.Части речи на страницах Интернета  - это своеобразные «микротексты», вбирающие в себя разнообразную информацию об объектах, общающихся на различных Web – сайтах. А категории частей речи  не только называют предметы реальности, но и передают информацию о состоянии автора, о его эмоциональном отношении к предметуречи.

2.Избирательность в употреблении час­тей речи и актуализации их категорий при оформлении высказываний, которые системно организуют информацию на сайте, свидетельствует о том, что части речи и их категории характеризуют следующие составляющие в многогран­ном коммуникативном событии, пред­ставленном влингвистическом дизайне страницы:

- релевантные с точки зрения автора структуры информации о фрагментах объективной реальности;

                - стратегии поведения пользователя (определение круга интересов, формули­рование вопросов, выполнение конкрет­ных действий);

               - ценностные характеристики процесса представления информации в сети: возможность воздействия на адресата и взаимодействия с ним.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.              Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык.- М.: АСТ, 1998.

2.              Мельников Г.П., ДремовА.Ф. Об иерархии семантических функций родитель­ного падежа // Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения. — М., 1997.

3.              Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. — М., 1982.

4.               Соболева О.Л.Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ, 2013.

5.              ШелякинМ.А. Модально-аспектуальные связи // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990.

6.              Храковский В.С. Повелитель­ность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990.

7.              Web- страницы и гиперссылки Интернета.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Мельников Г. П., ДремовА.Ф. Об иерархии семантических функций родитель­ного падежа // Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения. — М., 1997. — Ч. II.— С. 217.

[2] См.: ШелякинМ. А. Модально-аспектуальные связи // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990. - С. 113.

[3] См.: Храковский В. С. Повелитель­ность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990. — С. 220.

[4]См.: Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. — М., 1982.С.131-134.

5 См.: ХраковскийВ. С. Указ.рабо­та. - С. 233.

 

Части речи на страницах интернета

Части речи на страницах интернета

Оглавление стр.

Оглавление стр.

Введение. В современном мире активно развива­ется новая сфера общения, хранения, представления и передачи информации —

Введение. В современном мире активно развива­ется новая сфера общения, хранения, представления и передачи информации —

Основная часть Глава 1. Единицы грамматической системы языка в оформлении

Основная часть Глава 1. Единицы грамматической системы языка в оформлении

Глава 2. Части речи в организации информации на

Глава 2. Части речи в организации информации на

Формы дательного падежа без предлога, оформляющие ад­ресат информации — одушевленное лицо, усиливают «активное участие» дан­ного адресата в ситуации, представляя его в качестве участника общения

Формы дательного падежа без предлога, оформляющие ад­ресат информации — одушевленное лицо, усиливают «активное участие» дан­ного адресата в ситуации, представляя его в качестве участника общения

Имя прилагательное и наречие

Имя прилагательное и наречие

Прежде всего, следует отметить роль императивных глагольных конструкций и видовых форм глагола

Прежде всего, следует отметить роль императивных глагольных конструкций и видовых форм глагола

При этом пре­имущественно актуализируются личные глагольные формы настоящего времени:

При этом пре­имущественно актуализируются личные глагольные формы настоящего времени:

Глава 3. Соотношение частей речи на страницах

Глава 3. Соотношение частей речи на страницах

Заключение Исследовательская работа «Части речи на страницах

Заключение Исследовательская работа «Части речи на страницах

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017