части речи на страницах интернета

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 24.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследовательская работа по лингвистике. В современном мире активно развивается новая сфера общения, хранения, представления и передачи информации — Интернет, который существует благодаря компьютерным технологиям и функционированию естественного языка человеческого общения.Изучение особенностей данного процесса представляет для нас несомненный интерес, потому что он включает не только описание и объяснение новых явлений, но и прежде всего, укрепляет традиции нормативного употребления языка в качественно новом коммуникативном пространстве. Многообразие форм и способов обще¬ния в сети Интернет определяет различные направления лингвистических исследований.
Иконка файла материала Части речи на страницах Интернета.docx

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

стр.                         

Введение__________________________________________________         3

Основная часть_____________________________________________         4

 

Глава 1. Единицы  грамматической системы языка в

оформленииWeb-страниц___________________________________4

 

Глава 2. Части речи в организации информации на Web-страницах

2.1 Имя существительное_____________________________5

2.2 Местоимение____________________________________6

2.3 Имя прилагательное______________________________7

2.4 Количественные числительные_____________________7

2.5 Глагол__________________________________________7

Глава 3. Соотношение частей речи на страницах Интернета________11

 

Заключение_________________________________________________12

 

Литература_________________________________________________13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современном мире активно развива­ется новая сфера общения, хранения, представления и передачи информации — Интернет, который существует благо­даря компьютерным технологиям и функционированию естественного языка человеческого общения.Изучение особенностей данного про­цесса представляет для нас несомненный инте­рес, потому что он включает не только описание и объяснение новых явлений, но и прежде всего,  укрепляет традиции норматив­ного употребления языка в качественно новом коммуникативном пространстве.

Многообразие форм и способов обще­ния в сети Интернет определяет различ­ные направления лингвистических ис­следований.

Актуальность темы позволила выявить факт отображения специфики языковой картины,  связанной с морфологией, на страницах Интернета.

Новизна исследования отразилась в том, что исследование употребления частей речи на страницах Интернета является одним из самых молодых направлений языкознания.

Проблема исследования: изучение и укрепление употребления частей речив качественно новом коммуникативном пространстве.

    Цель данной работы  - изучить традиции функционирования единиц

 грамматической системы естественного языка и актуализация их категорий в

языковом оформленииWeb-страниц на материале оформления высказываний-

гиперссылок(термин Интернет-технологий).

 Не претендуя на исчерпывающий анализ проблемы, я поставилперед

собой следующие задачи:

1.     Выделить базовые категории грам­матической системы языка на

страницахИнтернета;

2.     Рассмотреть  особенности  значения  частей речи и их категорий в

представлении информации на страницах Интернета.

    Объектом исследования  являются  самостоятельные части речи.

              Предмет исследования -актуализация частей речи и их категорий в представлении информации на страницах Интернета.

Гипотеза:

 Я предположил, что избирательное употребление той или иной грамматической формы или син­таксической конструкции характеризует коммуникативные цели речемыслитель­ной деятельности, позволяет ввести в фокус внимания определенную деталь ситуации.

               Методы исследования: анализ научных и литературных источников, различных сайтов сети Интернет, классификация, соотношение частей речи.

Материалом  исследования послужили различные сайты и Web-страницы Интернета, научная литература по языкознанию.


 


 

 

 

 

 

Основная часть

Глава 1. Единицы грамматической системы языка в  оформлении Web-страниц

Лингвистическая традиция определяет части речи как базовые категории грам­матической системы языка. Они отража­ют как устройство языковой картины мира, так и особенности восприятия и осмысления его человеком, с одной стороны, и рождающиеся в недрах ком­муникации средства для выполнения закрепленных за ними функций в пред­ложении — с другой.

Традиции функционирования единиц грамматической системы естественного языка и актуализация их категорий в языковом оформлении Web-страниц ис­следуются мною на материале оформле­ния высказываний-гиперссылок (термин Интернет-технологий).

Гиперссылками называются высказы­вания, оформленные различными единицами языка (предложения­ми, словосочетаниями, отдельными сло­воформами), которые выполняют функ­цию заголовков и обозначают блоки информации, тематически связанные с линейным текстом на странице, но размещенные на других страницах сайта. Таким образом, эти высказывания рас­сматриваются как микротексты по срав­нению со страницами газет и журналов: на одной Web-странице, помимо основ­ного линейного текста, расположены заголовки других тематически связанных с ним текстов.

Гиперссылки играют ведущую роль в представлении информации. Ее органи­зация строится на принципах иерархии, которая в оформлении Web-страниц вы­ражена через соотношение языковых единиц и актуализацию их категорий.

Кроме того, взаимодействие данных еди­ниц и их категорий определяет поведе­ние пользователя как участника речевой коммуникативной ситуации.

 

 

Глава 2. Части речи в организации информации на Web-страницах

2.1       Имя существительное

В организации информации на Web- страницах активно используются как изолированные формы, так и предлож­но-падежные конструкции имени суще­ствительного. Известно, что в русском языке существительные имеют категории рода, числа и падежа.

Однако результаты моего анализа свидетельствуют о том, что для обозначения блоков информа­ции релевантной оказывается категория падежа, так как она отражает синтакси­ческие отношения имени к другим зна­менательным языковым единицам, обра­зующим коммуникативную ситуацию.

В лингвистических исследованиях раз­рабатываются различные подходы к трактовке падежей, однако ученые едины в определении основных функций падежей-субъектно-объектных и об­стоятельственных. При этом форма субъекта противостоит всем объектным функциям как основная и исходная. Именно поэтому в главном меню Web- страницы, которое выполняет функцию оглавления сайта и характеризует основ­ные направления представления инфор­мации, как правило, используются аб­страктные и конкретные нарицательные имена существительные в именительном падеже в формах единственного и мно­жественного числа (приложение 1):

Образование, Наука, Досуг - http://www.students.ru

Документы - http://www.assembly.spb.ru/

Отдельного внимания заслуживают предложно-падежные конструкции в оформлении высказываний-гиперссылок. На пространстве Интернет-страниц до­минируют следующие типы взаимоотно­шений: чье действие — для кого / кому адресована информация — о ком / чем эта информация — где происходит со­бытие.

 Важно рассмотреть употребление форм родительного паде­жа, поскольку «в системной теории па­дежей родительный падеж противопо­ставлен остальным косвенным падежам как приименный, или притемный, т. е. как средство актуализации номинативно­го смысла имени, называющего ядро темы — подлежащее»[[1]]. Данные катего­риальные характеристики родительного падежа объясняют тот факт, что на страницах сайтов активно используется родительный субъект. Это, в свою очередь, подтверждает, что главной и исходной семантической функцией ро­дительного падежа в русском языке следует считать субъектную, а не объект­ную:

Работа собрания -http://www. assembly, spb.ru/

Объектная функция родительного па­дежа реализуется посредствомпредлож­ных конструкций:

Услуги для частных лиц - http://www.rosno

Однако для обозначения объекта на­правления информации на Web-страницах гораздо чаще используется форма дательного падежа без предлога:

подписчикам - http://www.rg.ru/абитуриентам - http://www. mmonline.ru/

Эти данные можно объяснить, опира­ясь на специфические особенности паде­жа существительных, обозначающих оду­шевленное лицо, которому предназначе­на информация. В этом случае он играет роль второго субъекта, участвующего в речевой ситуации. Формы дательного падежа без предлога, оформляющие ад­ресат информации — одушевленное лицо, усиливают «активное участие» дан­ного адресата в ситуации, представляя его в качестве участника общения.

В целом можно отметить, что на пространстве Web-страницы доминируют именительный, родительный и датель­ный падежи. Из других падежей наибо­лее активен предложный, обозначающий место действия и тему информации независимо от тематической направлен­ности сайта и степени официальности в изложении информации: о газете - http://www. rg.ru/

На Web-страницах в качестве самосто­ятельных высказываний, характеризую­щих субъект фрагмента информации, функционируют и имена собственные, называющие людей, которые осущест­вляют представляемый вид деятельности. Это повышает впечатление публичности, открытости и контактности, усиливает эффект персональности:

Новости Марата Гельмана - http://vvww.guelman.ai

2.2 Местоимение

В языковом оформлении Интернет- страниц активно используются конструк­ции с местоимениями (приложение 2).  Из всего много­образия разрядов предпочтение отдается личным и притяжательным местоимени­ям 1-го и 2-го лица множественного числа:

Какк нампроехать- http://www.vlz.rn/diogen/

Наш край -http://www.primorsky.ai

Виртуальный аквариум у вас дома- http://homejun- gle.km.ai

Доминанту данных форм в языковом оформлении Web-страниц можно объяс­нить следующим. Известно, что в беседе местоимения 1-го и 2-го лица постоянно меняются ролями, попеременно оказы­ваясь то в роли обозначения говорящего, то в роли обозначения слушающего. Появление данных местоимений в клю­чевых высказываниях на Web-странице, которая представляет письменную форму коммуникации при отсутствии непосред­ственного контакта между автором и адресатом информации, усиливает эф­фект их взаимодействия.

Форма местоимения 2-го лица множе­ственного числа вы усиливаетличност­ное начало, персонифицирует обращение авторов информации к потенциальному читателю:

Вамсюда!http://www. mmonline.ru/

В процессе анализа нам не удалось обнаружить местоимение 3-го лица в качестве элемента высказываний, обо­значающих блоки информации на сайте. Мы объясняем это, прежде всего тем, что данные единицы не обозначают участни­ков коммуникации, они идентифициру­ют 3-е лицо, которое не выступает в роли автора или адресата информации.

Кроме того, местоимения 3-го лица выполняют функцию замещения полноз­начных слов. Но для этого адресат о них должен быть предварительно проинфор­мирован. В нашем же случае высказыва­ние-гиперссылка — это первое предъяв­ление информации, где замещение не­возможно по существу.

Добавим также, что Интернет рассмат­ривается как виртуальное сообщество. Именно поэтому в оформлении выска­зываний-гиперссылок традиционно функционируют местоимения определен­ные (мы, вы, реже — я).

2.3 Имя прилагательное и наречие

Еще одной особенностью представле­ния информации на страницах Интерне­та является употребление имен прилага­тельных и наречий в качестве самостоя­тельных высказываний-заголовков. Не­которые формы могут рассматриваться как клише для обозначения определен­ного типа информации (приложение 3).

Так, в языковом оформлении сайтов региональных парламентов, финансовых структур, развлекательного сайта о но­винках кинопродукции и др. мы наблю­даем обозначение блоков информации посредством прилагательных, которые, на наш взгляд, подвергаются процессу «контекстно обусловленной» субстанти­вации, например:

разное - http://www.legislature.ru

главная - http://www. tmn.ru ~tyumduma/(сайты думы)

Подобные субстантивированныеформы сохранят свой коммуникативно прагматический потенциал и в соответ­ствующей предложно-падежной кон­струкции:

на главную - http://www. polit. spb.ru

Возможно и самостоятельное исполь­зование субстантивных прилагательных в соответствии с индивидуальным намере­нием автора. Так, в языковой организа­ции сайта для детей присутствует выска­зывание-гиперссылка, оформленная субстантивными прилагательными:

свежее, любимое - http://www. kinder.ru

Складывается уже традиция использо­вания в качестве самостоятельных вы­сказываний, обозначающих фрагмент информации, и наречий:

официально -http://www.rg.rn/любопытно - http://www.wineworld.ru

Такое оформление заголовков нети­пично для организации текстов в печат­ных средствах массовой информации. На наш взгляд, появление изолированных форм имен прилагательных и наречий в качестве самостоятельного названия блока информации усиливает эффект взаимодействия с потенциальным адре­сатом информации, так как является своеобразным ответом на его вопросы, какое это сообщение, как представлена информация

2.4 Количественные числительные

Количественные числительные,кон­трастируя с другими именными кон­струкциями по форме, привлекают вни­мание читателя:

100 советскихасов - http://www.air- force.ru/staff/index.htm

В целом можно отметить, что именные конструкции играют ведущую роль в оформлении высказываний, которые обозначают иерархию блоков информа­ции на Web-сайте. Прежде всего, это относится к оформлению главных стра­ниц сайтов (приложение 4).

Однако участвуют в организации ин­формации на сайте и глагольные кон­струкции.

2.5 Глагол

Известно, что глагол как часть речи обладает целым комплексом граммати­ческих категорий. Но при оформлении высказываний-гиперссылок релевантны­ми оказываются лишь некоторые.

Прежде всего, следует отметить роль императивных глагольных конструкций и видовых форм глагола.

Особенности употребления видовых форм совершенного (далее — СВ) и несовершенного видов (далее — НСВ) отражают коннотации модально-субъек­тивного характера. Так, НСВ иногда связывается с выражением немедленности совершения действия, СВ характери­зует оттенки просьбы, совета, вежливос­ти[[2]]. Формы НСВ обозначают и неодно­кратные, узуальные действия, нелокализованные во времени[[3]].

Если предполагаемому исполнителю известно о действии, которое ему пред­писывается выполнить, то употребляется форма НСВ. Если исполнитель не рас­полагает данной информацией, то упот­ребляется форма СВ, передающая новую информацию[[4]].

В оформлении Web-страниц домини­руют формы СВ. Они составляют 80 % от числа всех императивных конструк­ций, оформляющих высказывания-ги­перссылки:

Прислушайтесь к советам - http;//www.dzintars.ru

Преимущественное употребление форм СВ по отношению к формам НСВ характеризует намерения субъекта речи, тактику его речевого поведения (вежли­вая рекомендация, совет, а не приказ) и, соответственно, социально-этикетную сторону коммуникации (стиль общения между участниками коммуникации).

Категория вида обеспечивает воздейст­вие высказывания на адресата (расшире­ние его информированности, влияние на его оценку качества информации). В частности, формы СВ характеризуют статус представленной информации как новой для адресата.

Как было отмечено ранее, императив­ные формы глагола являются ядром поля повелительности. Однако в данной сфере функционируют также и кон­струкции с инфинитивом.

В повелительных высказываниях ин­финитив замещает личные императив­ные формы. Как отмечают исследовате­ли, эти повелительные конструкции со­циально маркированы. Их употребление естественно в речи «начальника», а не в речи «подчиненного»[[5]].

Принципиально важным является тот факт, что на пространстве Web-страницы в качестве «начальника» выступает по­тенциальный пользователь. Именно его пожелания в адрес авторов информации оформляются повелительными конструк­циями с инфинитивом (приложение 5).

Инфинитив оформляет повелительные высказывания пользователя на сайтах различной социальной и тематической ориентации:

написать письмо -http://www.kremlin.ru/about

Формы изъявительного наклонения не часто присутствуют на первых — домаш­них — страницах. В среднем их число составляет 2 % от общего числа ссылок на домашней странице. При этом пре­имущественно актуализируются личные глагольные формы настоящего времени:

Ищем друзей -http://www.kinder.ru

Личные глагольные формы прошедше­го времени крайне редко используются для оформления высказываний, обозна­чающих блоки информации. Данные

конструкции не присутствуют на домаш­них страницах. На других страницах сайта они оформляют высказывания, представляющие факультативную инфор­мацию. При этом следует обратить внимание на некоторые традиции реали­зации форм СВ и НСВ.

Для обозначения фактов, описываю­щих события в прошлом, используется НСВ:

История КВН. Как играли? Кто играл? - http://www.amik.ru/history.asp

Формы СВ реализуются для установле­ния контакта с собеседником:

Застраховал машину - http://www.eleks.ru

В процессе анализа я не обнаружил высказываний, в которых функциониро­вали бы формы сослагательного накло­нения. Это объясняется, в частности, и тем, что основная коммуникативная за­дача «всемирной паутины» состоит в сообщении реальных фактов, событий и т. д., причем так, чтобы пользователь мог воспользоваться этими данными в практических целях. Условность и, как следствие, неопределенность информа­ции, действия и т. д. могут снизить интерес и доверие пользователя к сайту в целом.

Вместе с тем языковое оформление Web-страницы может включать ситуацию возможности. В русском языке группа модальных модификаторов включает раз­личные по своим морфологическим ха­рактеристикам единицы. На пространст­ве Web-страниц при оформлении ситуа­ции возможности функционирует мо­дальный глагол мочь и модальный пре­дикатив (категория состояния) можно.

При этом субъект действия либо сло­весно не выражен, поскольку он совпа­дает с адресатом (1), либо представ­лен агентивной подлежащной конструк­цией (2):

(1)          здесь можно подписатьсяна ежедневную рассылку

новостей - http://www.or.ru

(2)         ответы на часто задаваемые вопросы вы можете

найти здесь -http://www.bank.ru

В речевой ситуации модальность воз­можности взаимодействует с категорией вида. При этом формы НСВ характери­зуют значение ситуативно обусловленной возможности или разрешения.

В оформлении высказываний, структу­рирующих блоки информации на сайте, крайне редко употребляются формы пас­сивного залога. Доминирующее положе­ние активного залога в данном случае определяется технологиями Интернета, основанными на активном взаимодейст­вии авторов информации и пользовате­лей.

Актуализация различных частей речи и их грамматических категорий в офор­млении высказываний-микротекстов яв­ляется в частотном отношении разной.

 

 

 

 

Глава 3. Соотношение частей речи на страницах Интернета

На главных (домашних) страницах число именных конструкций составляет от 100% до 90%, возможно появление до 10%глагольных конструкций. На последующих страницах количество глагольных конструкций возрастает до 30%.

На домашних страницах используются именные конструкции в именительном падеже. Кроме этого, присутствуют кон­струкции, падежная семантика которых определяет, о ком и для кого информа­ция.

Общее процентное соотношение час­тотности актуализации данных падежных форм на следующих за главной (домаш­ней) страницах представляет следующий ряд: формы родительного субъекта —36%, дательный/родительный со значе­нием «адресат информации» — 31%, предложный со значением «о субъекте информации» — 33%.

Доля прилагательных и наречий в оформлении высказываний-микротекс­тов составляет от 5% до 20% от общего числа гиперссылок на странице.

Число конструкций с личными и притяжательными местоимениями 1-го и 2-го лица множественного числа может достигать 56% от общего числа заголов­ков-гиперссылок на странице.

В оформлении высказываний, обозна­чающих блоки информации, преимуще­ственно используются личные глаголь­ные формы в повелительном (до 40%) и значительно реже в изъявительном на­клонении.

Доминирование субъективных падежей имени существительного, обозначающих адресата информации -участника рече­вой ситуации, преобладание личных и притяжательных местоимений, активное использование имен прилагательных и наречий в качестве самостоятельных вы­сказываний как ответа на вопрос потен­циального посетителя сайта, доминирую­щие позиции императивных глагольных конструкций, особенности использова­ния форм СВ и НСВ, отсутствие пассив­ных глагольных конструкций и форм сослагательного наклонения создают эф­фект межличностного взаимодействия, усиливают активное личностное начало, акцентируют внимание на реальности коммуникативной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исследовательская работа «Части речи на страницах Интернета» может представлять  практический интерес  не только для филологов, но и для широкого круга людей, общающихся на различных сайтах в сети Интернет. Данное исследование 

способствует расширению знаний о языке,  пополнению лексического запаса, является дополнительным источником знаний о грамматике русского языка.

Выводы

Проведя данное исследование,я пришел к выводу о том, что

1.Части речи на страницах Интернета  - это своеобразные «микротексты», вбирающие в себя разнообразную информацию об объектах, общающихся на различных Web – сайтах. А категории частей речи  не только называют предметы реальности, но и передают информацию о состоянии автора, о его эмоциональном отношении к предметуречи.

2.Избирательность в употреблении час­тей речи и актуализации их категорий при оформлении высказываний, которые системно организуют информацию на сайте, свидетельствует о том, что части речи и их категории характеризуют следующие составляющие в многогран­ном коммуникативном событии, пред­ставленном влингвистическом дизайне страницы:

- релевантные с точки зрения автора структуры информации о фрагментах объективной реальности;

                - стратегии поведения пользователя (определение круга интересов, формули­рование вопросов, выполнение конкрет­ных действий);

               - ценностные характеристики процесса представления информации в сети: возможность воздействия на адресата и взаимодействия с ним.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.              Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык.- М.: АСТ, 1998.

2.              Мельников Г.П., ДремовА.Ф. Об иерархии семантических функций родитель­ного падежа // Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения. — М., 1997.

3.              Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. — М., 1982.

4.               Соболева О.Л.Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ, 2013.

5.              ШелякинМ.А. Модально-аспектуальные связи // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990.

6.              Храковский В.С. Повелитель­ность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990.

7.              Web- страницы и гиперссылки Интернета.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Мельников Г. П., ДремовА.Ф. Об иерархии семантических функций родитель­ного падежа // Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения. — М., 1997. — Ч. II.— С. 217.

[2] См.: ШелякинМ. А. Модально-аспектуальные связи // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990. - С. 113.

[3] См.: Храковский В. С. Повелитель­ность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990. — С. 220.

[4]См.: Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. — М., 1982.С.131-134.

5 См.: ХраковскийВ. С. Указ.рабо­та. - С. 233.