Части речи в русском языке

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова? Территория – земельный участок с определёнными границами. Терраса – 1) площадка на наклонной поверхности земли; 2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки. Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur67_+.doc
Русский язык ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Урок 67 (61). Тема: Части речи в русском языке Цель:    –  развитие умений выделять признаки классификации частей  речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4  1. Словарная работа. –  В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова? Территория – земельный участок с определёнными границами. Терраса –  1) площадка на наклонной поверхности земли;  Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  © ООО «Баласс», 2013 1учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. 2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки. Террариум  –   специальный   ящик   с   землёй,   песком   для   содержания пресмыкающихся: ящериц, змей. –  Сколько звуков и букв в слове  территория? Почему их одинаковое количество? – Однокоренные ли это слова? (Нет. У них разное значение и корень.) –  Запишите   эти   слова.   Подчеркните   буквы,   написание   которых   надо запомнить. 2. Введение в тему урока. Беседа о многообразии слов. – Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых? – Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать?   Конечно,   наводить   порядок.   А   как?   Надо   их   как­то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова  хлеб  и плакать, на другую у и плохо? Будет ли порядок? II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   1 3 3  – Как же установить порядок, сгруппировать, классифицировать слова? Как вы поняли, что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что­то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы. План. Учитель вместе с детьми составляет план. 1. Наблюдение за словами. 2. Классификация слов. 3. Наблюдение за частями речи. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 2IIΙ . Открытие  новых знаний. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 3 4 1. Наблюдение за словами в предложении. Дети оставляют строчку для написания темы перед записью слов. Упр. 205. –  На   какой   вопрос   отвечает   пропущенное   слово   в 1­м  предложении? (Вопрос что делают?) –  Запишите   слова,   которые   можно   вставить   вместо   точек.   (Учитель записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют...) – Что обозначают все эти слова? (Действие.)  Учитель записывает над вопросом что делают? – действие. – Что же общего у всех записанных слов? (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие.) Аналогично   проводится   работа   и   запись   слов   ко   2­му   и   3­му предложениям. Дети заканчивают схему: действие                         признак              предмет (лицо) (что делают?)              (какие?)               (кто?) Вывод.   В   русском   языке   слова   делятся   на   большие   группы   в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают. 2. Формулирование темы и цели урока. © ООО «Баласс», 2013 3–  Эти группы слов называются частями речи. Подпишите над схемой тему урока: Части речи. – Прочитайте название раздела. Предположите, о чём в нём будет идти речь. (О словах, которые отвечают на разные вопросы.) –  Сформулируйте   цель   урока.   (Узнать,   какие   бывают   части   речи,   и научиться их определять в предложении.) 3. Наблюдение за частями речи. а)  Упр. 206 – развивается умение группировать слова по вопросам и выявлять  самую большую  группу  слов. Выполняется  по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме: –  Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая группа – первая, в которой слова отвечают на вопросы кто? что? б)  Упр. 207 – развивается умение отграничивать слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы. © ООО «Баласс», 2013 4Работа в парах (устно), можно группы обозначить карандашом: 1, 2, 3. Проверка: 2–3 пары прочитывают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно. Проблемный вопрос: к каким словам не смогли задать вопрос? Как они называются? (Предлоги.) – Сделайте новый вывод: есть слова (предлоги (к, над и др.), союзы (и и др.), к которым вопрос поставить нельзя. в)  Упр.   208   –   развивается   умение   составлять   из   форм   слов предложения и текст. Выполняется под руководством учителя. – Какие вопросы можно надписать над каждым столбиком? – Где вопрос невозможен? – Составьте текст. Вариант текста: Рассвет Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро покажется из­за леса алое солнце. –  Что   нужно   сделать,   чтобы   получился   текст?   (Cвязать   слова, переставить их в нужном порядке.) –  Слова  каких из групп чаще всего встречаются в тексте? (Сравните количество слов в столбиках, в каком больше.) – Сделайте вывод: что называют слова, которые чаще всего встречаются  П.  Как   они   называются? в   тексте?   (Предметы   и   действия.) (Существительные и глаголы.) 4. Работа с определением и схемой. © ООО «Баласс», 2013 5VΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  – Прочитайте определение на с. 5. Что же такое части речи? (Большие группы слов.) – Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все   слова   в   русском   языке   относятся   к   какой­то   группе,   это обязательно должно быть в языке.) – Рассмотрите схему на с. 6. На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет? – Какие части речи называют самостоятельными? служебными? П. Что такое междометия? – Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов. 1 3 5 3 4  Работа в учебнике. Упр. 209 – выявление связи жизненных вопросов с темой урока. Ученики объясняют смысл рисунка. Малыши всегда задают очень много вопросов: кто это? что это? что он делает? почему?  и т.д. Дети спрашивают, потому что познают мир. Но если вдуматься, какие вопросы они задают, то это будут вопросы, на которые отвечают слова разных частей речи. Ведь части речи   –   это   слова,   которые   называют   всё,   что   нас   окружает: предметы, людей, их действия, признаки. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  © ООО «Баласс», 2013 6ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 4  4 – Что общего у слов одной части речи? – Какие части речи вы знаете? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? 1. Упр. 210. 2. Выучить классификацию частей речи. V. Итог урока. VI. Домашнее  задание. Деятельность учеников:  Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.  Определять грамматические признаки имён существительных.  Определять начальную форму имени существительного.  Наблюдать за использованием имён существительных в речи. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также