В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?
Территория – земельный участок с определёнными границами.
Терраса –
1) площадка на наклонной поверхности земли;
2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.
Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.
Русский язык
ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Урок 67 (61).
Тема: Части речи в русском языке
Цель:
– развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять
разницу между ними.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
– В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких
словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?
Территория – земельный участок с определёнными границами.
Терраса –
1) площадка на наклонной поверхности земли;
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2013
1учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.
Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания
пресмыкающихся: ящериц, змей.
– Сколько звуков и букв в слове территория? Почему их одинаковое
количество?
– Однокоренные ли это слова? (Нет. У них разное значение и корень.)
– Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо
запомнить.
2. Введение в тему урока.
Беседа о многообразии слов.
– Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе
взятых?
– Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что
делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их както
сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и
плакать, на другую у и плохо? Будет ли порядок?
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– Как же установить порядок, сгруппировать, классифицировать слова?
Как вы поняли, что значит классифицировать? (Разделить по группам,
разрядам, классам.) Значит, нам надо найти чтото общее (основание), по
которому можно разбить слова на группы.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
1. Наблюдение за словами.
2. Классификация слов.
3. Наблюдение за частями речи.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2013
2IIΙ . Открытие
новых знаний.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
3 4
1. Наблюдение за словами в предложении.
Дети оставляют строчку для написания темы перед записью слов.
Упр. 205.
– На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1м предложении?
(Вопрос что делают?)
– Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель
записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут,
смеются, играют, поют, танцуют...)
– Что обозначают все эти слова? (Действие.)
Учитель записывает над вопросом что делают? – действие.
– Что же общего у всех записанных слов? (Общее у всех слов то, что они
отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие.)
Аналогично проводится работа и запись слов ко 2му и 3му
предложениям.
Дети заканчивают схему:
действие признак предмет (лицо)
(что делают?) (какие?) (кто?)
Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в
зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы
отвечают.
2. Формулирование темы и цели урока.
© ООО «Баласс», 2013
3– Эти группы слов называются частями речи. Подпишите над схемой
тему урока: Части речи.
– Прочитайте название раздела. Предположите, о чём в нём будет идти
речь. (О словах, которые отвечают на разные вопросы.)
– Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и
научиться их определять в предложении.)
3. Наблюдение за частями речи.
а) Упр. 206 – развивается умение группировать слова по вопросам и
выявлять самую большую группу слов. Выполняется по «шагам» в
записи. Запись слов группами в начальной форме:
– Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая
группа – первая, в которой слова отвечают на вопросы кто? что?
б) Упр. 207 – развивается умение отграничивать слова, к которым
нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы.
© ООО «Баласс», 2013
4Работа в парах (устно), можно группы обозначить карандашом: 1, 2,
3.
Проверка: 2–3 пары прочитывают получившиеся группы. Результаты
обсуждаются коллективно.
Проблемный вопрос: к каким словам не смогли задать вопрос? Как
они называются? (Предлоги.)
– Сделайте новый вывод: есть слова (предлоги (к, над и др.), союзы (и и
др.), к которым вопрос поставить нельзя.
в) Упр. 208 – развивается умение составлять из форм слов
предложения и текст. Выполняется под руководством учителя.
– Какие вопросы можно надписать над каждым столбиком?
– Где вопрос невозможен?
– Составьте текст.
Вариант текста:
Рассвет
Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё
не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро
покажется изза леса алое солнце.
– Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Cвязать слова,
переставить их в нужном порядке.)
– Слова каких из групп чаще всего встречаются в тексте? (Сравните
количество слов в столбиках, в каком больше.)
– Сделайте вывод: что называют слова, которые чаще всего встречаются
П. Как они называются?
в тексте? (Предметы и действия.)
(Существительные и глаголы.)
4. Работа с определением и схемой.
© ООО «Баласс», 2013
5VΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
– Прочитайте определение на с. 5. Что же такое части речи? (Большие
группы слов.)
– Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка?
(Все слова в русском языке относятся к какойто группе, это
обязательно должно быть в языке.)
– Рассмотрите схему на с. 6. На какие три большие группы делятся части
речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет?
– Какие части речи называют самостоятельными? служебными?
П. Что такое междометия?
– Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают.
Приведите примеры слов.
1 3 5 3 4
Работа в учебнике.
Упр. 209 – выявление связи жизненных вопросов с темой урока.
Ученики объясняют смысл рисунка.
Малыши всегда задают очень много вопросов: кто это? что это? что
он делает? почему? и т.д. Дети спрашивают, потому что познают
мир. Но если вдуматься, какие вопросы они задают, то это будут
вопросы, на которые отвечают слова разных частей речи. Ведь части
речи – это слова, которые называют всё, что нас окружает:
предметы, людей, их действия, признаки.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
© ООО «Баласс», 2013
6ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
4 4
– Что общего у слов одной части речи?
– Какие части речи вы знаете?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
1. Упр. 210.
2. Выучить классификацию частей речи.
V. Итог урока.
VI. Домашнее
задание.
Деятельность учеников:
Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.
Определять грамматические признаки имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
© ООО «Баласс», 2013
7