Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Процесс возникновения и развития человека называется антропогенезом.
Название теории |
Сущность теории происхождения человека |
Религиозная теория |
Человек – творение Бога. Душа – источник человеческого в человеке. |
Теория космического происхождения человека |
Человек – существо внеземное, пришелец из космоса. |
Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая) |
Человек – биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное происхождение. |
Трудовая теория Ф. Энгельса (материалистическая) |
Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, язык и творческие способности. |
Основные отличия человека от животного
Человек
обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной
целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть
последствия своих действий, характер и направленность развития природных
процессов; – выражает ценностное отношение к действительности.
Животное
в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально
запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность,
создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей
среде.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство
производства материальных благ.
Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные
потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Человек обладает сознанием.
Сознание
Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Структура сознания |
|||
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (познание и самопознание) |
логико-понятийные способности к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов) |
эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий) |
ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию) |
Свойства
сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской
деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном
уровне);
– субъективность;
– творческое начало.
Бессознательное – явления,
процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение
человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях,
мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества,
общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется
образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей,
мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как
личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и
физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда
субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на
успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на
избегание неудач).
Поведение –
совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный
период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива
и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий
Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду. |
||
Индивид – единичный представитель вида "homo sapiens". Индивидными признаками являются морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность) |
Личность – это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность |
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт) |
Становление
личности происходит
в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает
выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила
поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект
свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации объекта,
самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление
её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью
личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Деятельность
Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).
Различия деятельности человека и активности животного
Активность животных |
Деятельность человека |
приспособление к условиям природы |
не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды |
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей |
генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений |
целесообразность, направляемая инстинктом |
не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию |
использует готовые природные материалы |
создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений |
Структура деятельности
Элемент деятельности |
Характеристика |
Субъект |
человек, группа людей, всё общество в целом |
Объект |
то, на что направлена деятельность |
Мотив |
совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.) |
Цель |
это осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека |
Действия |
активность, направленная на достижение цели |
Средства |
всё, что используется для достижения цели (материальные и духовные) |
Результат |
реализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства ) |
Виды
действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и
побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге,
достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида,
внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).
Основные
типы деятельности:
– игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер
игры: реальный и условный);
– учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний,
умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
– труд (направлен на достижение цели, для него характерна
практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности
людей).
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
Практическая |
Духовная |
материально-производственная |
учебно-познавательная, научная |
социально-преобразовательная |
ценностно-ориентировочная |
прогностическая |
В
зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и
коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и
продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно
новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная
– аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная –
реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая,
духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя –
внутренняя.
Общение
Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Структура общения |
|||
Субъекты |
Цель – то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях |
Содержание |
Средства общения – способы передачи, переработки и расшифровки информации |
– реально
существующие партнёры; |
–
передача и получение знаний; |
информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства |
–
органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание); |
ОБЩЕНИЕ |
||
Непосредственное – осуществляется при помощи органов чувств |
Опосредованное – осуществляется с использованием специальных приспособлений |
|
Прямое – непосредственные контакты людей друг с другом |
Косвенное – через других людей (например, передать привет) |
|
Функции
общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).
Потребности и интересы
Пирамида потребностей человека (по Маслоу)
Для
обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек
удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены
предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои
потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в
человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте,
знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без
реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо
объекту.
Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая
определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Свобода и ответственность в человеческой деятельности
Свобода –
способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать
поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид
взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного
осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Условия существования свободы
Человек
делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности
за пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не
может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека |
|
Относительная свобода во внешних условиях жизни |
Абсолютная свобода во внутренней жизни |
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности |
В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями |
Способности личности
Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.
Виды способностей:
1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).
По
уровню развития способностей различают людей:
– способных;
– с выдающимися способностями;
– талантливых;
– гениальных. Гении – люди, обладающие необыкновенным
творческим потенциалом, способные к уникальным качественно новым открытиям и
творениям. Признаки гениальности:
– оригинальность;
– глубокий смысл, значение;
– это результат «озарения свыше».
Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.