Человек и природа: сегодня и завтра
Оценка 4.7

Человек и природа: сегодня и завтра

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
10 кл—11 кл
05.01.2017
Человек и природа:  сегодня и завтра
Урок конференция:Человек и природа: сегодня и завтра (10-11 класс биология). В самом начале урока перед учащимися были поставлены проблемные вопросы о нашей планете, на которые они должны были в ходе работы подготовить сообщения по теме «Природоохранная деятельность в Карелии" .
Человек и природа.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Д Авдеево Пудожского муниципального района Республики Карелия

186181 Пудожский район д Авдеево д 93 тел 3-64-67 факс 3-64-67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-конференция

 

«Человек и природа:

 сегодня и завтра»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок подготовила и провела:

Учитель МКОУ СОШ д.Авдеево

Адамонис Н.Н.

 

 

 

 

 

Авдеево 2016

 

 

 

 

Урок-конференция «Человек и природа: сегодня и завтра»

 

Урок для учащихся 10-11 классов

Предмет: биология, 2 часа

 

Цель: рассмотреть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем.

Задачи: 

- создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей;

- показать, что биосфера - это глобальная экосистема Земли с присущими экосистеме параметрами и связями;

раскрыть основные экологические проблемы и осмыслить роль человека в их решении;

- расширить и закрепить знания учащихся об экологических проблемах современности;

 - раскрыть суть, причины и последствия основных экологических проблем;

- показать зависимость всего живого от деятельности человека;

- формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Методы: постановка проблемы, беседа-диалог, мозговая атака.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемно-развивающее обучение, исследовательский и  деятельностный подход, ИКТ, элементы межпредметной и внутрипредметной интеграции.

Тип урока: комбинированный: урок получения новых знаний, обобщения и повторения.

Оборудование: статьи из СМИ; фотографии из журналов и газет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека; высказывания  и плакаты;  презентация; видео «Негативное влияние человека на природу»

Ход урока:

I.                  Организационный момент

Учитель: Добрый день. С  острыми проблемами экологии общество столкнулось сравнительно недавно. Да это и понятно, ведь раньше люди даже не задумывались о вреде, который они наносят природе, да и сам вред в прошлом был намного меньше чем сейчас.

(Выдержки из статей) "...Вопрос о сохранении природы, ее судьба зависит от нас. Она имеет право на защиту и продолжение жизни, ведь когда-то именно природа дала жизнь человечеству. Сегодня мы видим ту природу, которое создало прошлое поколение, но завтра, мы увидим то, что создадим мы. История взаимоотношений природы и человека была и будет исчитываться веками, завтрашний день для нас неизвестен, но надо помнить и знать, что природа велика и человек не имеет право распоряжаться ею."

"... человек и природа крепко связаны между собой. Человек рождается и развивается, взаимодействуя с природой, т.к. является ее неотъемлемой частью.

-  О чем эти строки?  какова их тема?  (ответы учащихся)

- Какие проблемы озвучиваются в этих строках ? (ответы учащихся)

- Один из ученых-экологов сказал, что мы не унаследовали Землю от своих родителей, а взяли ее взаймы у своих детей. Как вы понимаете эту мысль? (ответы учащихся)

II. Изучение новой темы

Учитель:   Сегодня у нас необычный урок: опираясь на знания, полученные на уроках биологии, обществознания, экологии рассмотрим глобальные проблемы человечества и найдем пути их решения. Сегодня мы открываем конференцию по теме: «Человек и природа: сегодня и завтра».   Мы обсудим воздействие человека на природу и  окружающую среду, которое приняло огромные  масштабы. Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на природу. Он даже назвал себя царем Природы. Провозгласил лозунг: "Нельзя ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача”

Постановка проблемы: Что же, руководствуясь этим лозунгом, натворил "царь Природы” на Земле?

Посмотрите эпиграфы и высказывания (на доске)

На нашей конференции присутствуют ведущие специалисты-экологи, биологи, химики, технологи, лесоводы, географы.

В начале урока учащимся раздаются листовки с заданиями, по которым они должны в ходе работы конференции подготовить ответ.

1.Подумайте, почему глобальное духовное воспитание человечества выдвигается сегодня в качестве одного из серьезнейших направлений в решении экологических проблем?

2.Один из ученых-экологов сказал, что мы не унаследовали землю от своих родителей, а взяли ее взаймы у своих детей. Как вы понимаете эту мысль?

3.Объясните, каким образом загрязнению окружающей среды способствуют: нерациональное использование ископаемого топлива, сельскохозяйственная деятельность, чрезмерное расширение химического производства. Назовите основные виды загрязнителей, образующиеся в результате деятельности человека, перечисленной выше.

4.Подтвердите фактами огромное разнообразие видов живых организмов, обитающих на нашей планете. Какие меры необходимы для сохранения биологического разнообразия жизни на Земле? Почему?

5.Расскажите, какой природоохранной деятельностью вы занимаетесь или планируете заняться.

В ходе работы конференции учащимися были подготовлены сообщения-исследования по теме урока, презентации.

 

Учитель: Давайте попробуем узнать, что же Человек натворил и как исправить его ошибки. На прошлом уроке  Вы работали в группах, каждая группа получила свое индивидуальное задание - исследование, результаты, которых вы представите публично сегодня. На вашу работу отводится 10- 20 минут. Оценивание работ будет проводиться по рабочим листам группы – учителем и самооценкой. 

Изменение биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Человек выступает в качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли, на что еще в ранних своих работах указывал В.И. Вернадский. В связи с этим с середины 20 века обострились проблемы, которые принято считать экологическими. Рост народонаселения и техногенный характер использования природы привели к угрозе экологических нарушений, затрагивающих не только отдельные государства и страны, но и биосферу в целом. Изменяются планетарные циклы круговорота веществ. В результате перед человечеством возник целый ряд глобальных экологических проблем, обусловленных антропогенным воздействием на окружающую среду. Проблемы глобального характера, которые осознаны как первоочередные и которым в значительной мере посвящена наша конференция, широко освещаются в СМИ и, наверно, не будут новыми для наших слушателей. Кто перечислит основные экологические проблемы биосферы?

 (ответы учащихся):

Проблемы загрязнения воздуха, воды и почв. Сюда же можно отнести проблемы температурного режима Земли, озонового экрана и сохранения видового разнообразия жизни

Учитель:  Но, чтобы в корне улучшить положение, сложившееся на Земле, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. А это возможно только в том случае, если мы накопим надежные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов. В ходе конференции мы кратко, ознакомиться с некоторыми экологическими проблемами. Перед вами лежат вопросы, на которые вы должны ответить в ходе работы и в конце конференции мы обсудим ваши предложения.

Кто начнет выступления?

Эколог-1 (гр. учеников): Это как никто другой понимают экологи, ежедневно сталкивающиеся с проблемами охраны окружающей среды. Современное производство, не только промышленное, но и сельскохозяйственное, порой низкая экологическая культура населения в обращении с отходами нередко приводят к серьезному загрязнению среды нашего обитания. Сегодня остро обнажились проблемы сохранения биологического разнообразия, обеспечения рационального и экологически безопасного природопользования. Поэтому внимание в нашей стране уделяется вопросам экологического образования и просвещения, повышению уровня культуры, формированию нового мировоззрения. Только экологически подготовленное общество может обеспечить устойчивое развитие государства. Этим объясняется, почему так часто организуются всевозможные акции, массовые мероприятия по охране и сбережению нашего главного богатства, которое мы должны передать детям и внукам, а их научить жить в гармонии с природой. Традиционным и знаковым среди них стало проведение ежегодного Республиканского экологического форума

Человек издавна влиял на климат своей деятельностью. На климате сказывались вырубка лесов, орошение засушливых земель, создание искусственных каналов и плотин и многое другое. Правда, до определенного времени изменения не были существенными. В результате хозяйственной деятельности в последние десятилетия в атмосферу выбрасывается огромное количество химических соединений. Ежегодное их поступление оценивается величинами от 1000 до 2600 млн. т.. Деятельность человека, приобретая глобальный характер, оказывает весьма ощутимое влияние на биогеохимические циклы многих элементов, в том числе и на круговорот углерода. Увеличение содержания углекислого газа, образующегося при сжигании всевозрастающих количеств углеродного топлива, и атмосферных аэрозолей, выделяющееся тепло от ТЭЦ и АЭС вызывают так называемый парниковый эффект. Углекислота поглощает инфракрасное излучение, поэтому она не влияет на приток к поверхности планеты световой энергии, но препятствует излучению тепла в пространство. Эта роль углекислого газа аналогична роли стеклянной крыши теплицы или парника, поэтому нагревание поверхности Земли из-за повышения его содержания в атмосфере и названо «парниковым эффектом». Подобным свойством обладают и другие газы, в частности, газообразные углеводороды. Но угроза развития парникового эффекта связана в основном, минимум на 80%, с углекислым газом.

Эколог – 2 (гр. учеников): В последние годы ученые все с большей тревогой отмечают истощение озонового слоя атмосферы, который является защитным экраном от ультрафиолетового излучения. Опасность заключается в том, что ультрафиолетовое излучение губительно для живых организмов. Наиболее ярким примером воздействия антропогенного фактора на глобальный климат планеты является и возникновение «озоновой дыры» над Антарктидой. Известно, что атмосферный озон образуется в результате сложных фотохимических реакций под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Хотя его содержание невелико, его значение для биосферы огромно. Под действием ультрафиолетового излучения молекулы кислорода (О) распадаются на свободные атомы, которые, в свою очередь, могут присоединяться к другим молекулам кислорода с образованием озона (О). Свободные атомы кислорода могут также реагировать с молекулами озона, образуя две молекулы кислорода. Таким образом, между кислородом и озоном устанавливается и поддерживается равновесие. Однако загрязнители типа фреонов катализируют (ускоряют) процесс разложения озона, нарушая равновесие между ним и кислородом в сторону уменьшения концентрации озона.        Основной причиной истощения озонового слоя является применение фреонов, широко используемых в производстве и быту в качестве хладреагентов, растворителей. Фреоны, особенно, окись хлора, интенсивно разрушают озон. Сами же они разрушаются очень медленно – в течение 50-200 лет. Сокращение производства фреонов в мире позволит сохранить защитный слой биосферы.

        

Почвовед (гр. учеников) : Человеческая деятельность оказывает существенное влияние и на биологический круговорот, представляющий собой круговую циркуляцию веществ между почвой, растениями, животными и микроорганизмами. Открытая разработка полезных ископаемых, эрозия, осушение и орошение, усиленное применение минеральных удобрений и пестицидов приводят к снижению и разрушению плодородия почв. По данным ЮНЕП («Программа ООН по окружающей среде»), ежегодно в мире безвозвратно теряется около 7 млн. гектаров пахотных земель.

Во всем мире около 40% орошаемых земель подвержено засолению, что резко снижает урожайность многих культур. Чрезмерное применение удобрений и пестицидов увеличивает степень накопления вредных компонентов в сельскохозяйственных растениях. Поэтому в настоящее время наметилась тенденция к уменьшению доз пестицидов или к их полной отмене.

Эколог – 3 (гр. учеников): Одним из глобальных проявлений деградации почв, да и всей окружающей природной среды в целом, является опустынивание. Многие экологи считают, что в списке злодеяний против окружающей среды на второе место после гибели лесов можно поставить “опустынивание”.

Опустынивание - это процесс необратимого изменения почвы и растительности и снижения биологической продуктивности, который в экстремальных случаях может привести к полному разрушению биосферного потенциала и превращению территории в пустыню. (автор: Ю. Одум)

Всего в мире подвержено опустыниванию более 1 млрд. га практически на всех континентах. Причины и основные факторы опустынивания различны. Как правило, к опустыниванию приводит сочетание нескольких факторов, совместное действие которых резко ухудшает экологическую ситуацию. Оно может происходить в разных климатических зонах, но особенно быстротечно протекает в засушливых регионах Земли. Опустыниваются ежегодно в среднем 6 млн. гектар обрабатываемых земель, а свыше 20 млн. гектаров теряют продуктивность. Особенно интенсивно эти процессы происходят в Африке. Здесь наступление пустынь наблюдается в 100 странах и сказывается на жизни более чем 850 млн. человек. Одна из наиболее пострадавших — Мавритания: песок накрыл десятки деревень, причем скорость продвижения пустыни достигла 6 км/год; участились пыльные бури. По линии ООН разработан «План действий по борьбе с опустыниванием», который поможет в масштабе нашей планеты противостоять распространению пустынь.

Причина катастрофического опустынивания обусловлена сочетанием двух факторов:

· усилением воздействия человека на природные экосистемы с целью обеспечения продовольствием быстро растущего населения;

· изменившимися метеорологическими условиями (длительными засухами).

Способы борьбы с опустыниванием:

- оптимизация использования природных ресурсов, оптимизация структуры сельскохозяйственных угодий, специализация хозяйств, совершенствование структуры посевных площадей, нормированное использование пастбищ;

- мелиорация природных условий, проведение комплексных мероприятий, включая защитное лесоразведение, борьбу с эрозией почв, улучшение солонцовых почв, рекультивацию техногенно нарушенных земель;

- расширение запасов водных ресурсов, включая регулирование поверхностного стока, поиск и добычу пресных подземных вод, защиту поверхностных и подземных вод от загрязнения;

- адаптивно-ландшафтное землепользование, разработка и освоение ландшафтных систем земледелия, обеспечивающих высокую и устойчивую продуктивность, адаптация систем землепользования применительно к многоукладности хозяйствования;

- фитомелиорация пастбищ, в особенности - современных очагов опустынивания, использование растений-закрепителей песка с последующим их включением в пастбищеобороты. (автор: Ю. Одум

Учитель: Биосфера — экологическая система Земли первого порядка. Она является главным регулятором жизни на планете. Устойчивость и жизнеспособность биосферы во многом зависит от своеобразия и богатства разнообразных живых организмов, образующих ее. Полагают, что за время существования биосферы на Земле было не менее I млрд. видов. Каковы число и распределение видов, составляющих биологическое разнообразие планеты? Каково их значение? Предоставим слово биологам

 

Биолог-1 (гр.учеников)

Судя по всему, в настоящее время существуют миллионы видов живых организмов, хотя описано только 1,7 млн. По оценкам специалистов, их не менее 5 млн., но последние данные позволяют предполагать, что одних только насекомых в тропических лесах может достигать 30 млн. Кроме того, известно, что распределены виды по планете неравномерно. По крайней мере 2/3, а возможно и 90% их сосредоточены в тропиках. Если мы не сможем сохранить природу тропиков, то рано или поздно погибнем вместе с ней.

По вине человека в настоящее время катастрофически уменьшается видовое разнообразие животных и растений. Часть видов исчезла в результате прямого истребления. Посмотрите, пожалуйста, на слайд этих животных мы сможем увидеть только на картинках.

Значительно опаснее оказались резкие изменения природной среды, разрушение местообитаний. Из-за этого гибель грозит 2/3 существующих видов. Сейчас темпы антропогенного обеднения природы таковы, что несколько видов животных и растений исчезают ежедневно. В истории Земли процессы вымирания видов уравновешивались процессами видообразования.

В настоящее время темпы эволюции оказались несопоставимыми с разрушительным влиянием человека на видовое разнообразие планеты.

Когда мы называем мотивы, которые могут убедить человечество и каждого человека в необходимости сохранения всех живых существ, то первое, что приходит в голову, — это их польза.

Учитель: Одной из самых сложных глобальных экологических проблем современности является массовое сведение лесов. К чему может привести необдуманное уничтожение леса? Об этом расскажут лесоводы.

Лесовод (гр. учеников):

Массовое сведение лесов – одна из наиболее важных глобальных экологических проблем современности. И проблема истребления лесов ненова. О ней уже очень много сказано, написано книг и статей, но в основном её рассматривают вместе с другими экологическими проблемами. 

         Вы уже знаете, что лесные сообщества играют важнейшую роль в нормальном функционировании природных экосистем. Они поглощают атмосферные загрязнения антропогенного происхождения, защищают почву от эрозии, регулируют нормальный сток поверхностных вод, препятствуют снижению уровня грунтовых вод и заиливанию рек, каналов и водохранилищ. Уменьшение площади лесов нарушает процесс круговорота кислорода и углерода в биосфере.

Действительно уничтожение лесов приводит к активизации почвенной эрозии, нарушению нормального стока поверхностных вод и снижению уровня фунтовых вод, заиливанию рек, каналов и водохранилищ. Уменьшение площади лесов нарушает баланс кислорода и углерода в атмосфере. Ведь только 1 га леса дает нам в течение года до 20 млн. кубометров чистого воздуха. Особенно страдают влажнотропические леса. Помимо прямого воздействия (вырубка, подсечно-огневое земледелие и др.) губительным для лесов оказывается и косвенное загрязнение окружающей среды, чрезмерное применение пестицидов, вторичное засоление и т.п. Одна из причин гибели лесов во многих регионах мира – кислотные дожди, главными виновниками которых являются электростанции. Выбросы двуокиси серы и перенос их на большие расстояния приводят к выпадению таких дождей далеко от источников выбросов. Сведение лесов влечет за собой гибель и их богатейшей фауны. Размышляя над этой проблемой, американский натуралист А.Ньюмен в своей книге «Легкие нашей планеты…» взывает к разуму человека: «Каковы наши намерения — промотать основной капитал своего богатого биологического наследия или, проявив мудрость, сохранить его, чтобы в дальнейшем благополучно жить на щедрые проценты?». В последние годы во многих странах мира стали успешно проводиться работы по искусственному лесоразведению и организации высокопродуктивных лесных плантаций. Особенно значительных успехов в этом достигли европейские страны.

.

Географ (ученик): Говоря о ценности генофонда, его изумительном разнообразии, нельзя ограничиваться лишь его полезностью. Велика роль живых существ в культурных традициях народов планеты, становления их нравственных ориентиров. В действительности, ценность каждого живого организма имеет универсальное значение — научное, эстетическое, нравственное, экономическое. Открытие многих загадок и тайн живой природы имеет большое значение для человека. Например, относительно недавно мы узнали, что волосы полярного медведя совсем не белые. Эти лишенные пигмента тонкие полые трубочки кажутся белыми из-за того, что имеют неровную внутреннюю поверхность, которая отражает ультрафиолетовые лучи, что позволяет белому медведю использовать их для согревания собственного тела. Используя эту особенность, мы научились делать специальную одежду для работы в холодном климате. Подобные знания помогают нам и в области медицины.

Учитель: Продолжая нашу конференцию, хотелось бы остановиться на первоочередной проблеме окружающей среды — проблеме загрязнения. Из сырья, добываемого человеком, используется пока всего 1%, а 99% в искаженном, чуждом природе виде становятся отходами, загрязняющими среду. Нетрудно представить, чем это грозит в ближайшей перспективе. Наиболее масштабным  и  значительным  является  химическое загрязнение среды несвойственными  ей  веществами   химической  природы.  Среди   них  - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового  происхождения.

 Прогрессирует и  накопление  углекислого   газа  в  атмосфере.   Вызывает  тревогу  у экологов  и   продолжающееся   загрязнение   Мирового    океана   нефтью   и нефтепродуктами,  достигшее  уже  11/5  его  общей   поверхности.   Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать  существенные   нарушения   газо  - и водообмена между гидросферой и атмосферой.Вдумайтесь в такой факт: объем промышленной продукции на планете удваивается каждые 8— 10 лет. Соответственно растет и загрязнение. В наши дни проблема отходов стала одной из серьезнейших глобальных проблем современности. Постепенно мусор становится монстром цивилизации. Вопрос «Куда девать мусор?» становится все более актуальным. Обычный в прошлом метод — собирать все отходы на свалках, расположенных, как правило, вблизи населенных пунктов, — уже становится невозможным. Американские исследователи-экологи 6 лет изучали природные изменения. По прошествию срока заявили – жить в чистоте больше нельзя, на планете загрязнено все, что можно. Биосфера  Земли  в  настоящее  время    подвергается    нарастающему антропогенному воздействию.  При  этом  можно  выделить  несколько  наиболее существенных  процессов,  любой   из  которых  не   улучшает   экологическую ситуацию на планете. Слово предоставляется технологам.

Технолог 1 (ученик): 

Все отходы можно разделить на две большие группы: отходы производства и отходы потребления. Отходы потребления включают бытовые отходы и крупногабаритный мусор. За последние годы сильно изменился состав бытового мусора, что создало новые проблемы для тех, кто его вывозит. Важные составные части бытового мусора — кухонные отбросы, печатные материалы, пластмасса, текстиль, дерево, кожа, стекло, камни, металлы. В современном бытовом мусоре основным компонентом является упаковочный материал: бумага, пластик, металл и стекло. Пока что человечество придумало три принципиально разных пути: организация свалок, вторичное использование и сжигание мусора. Для захоронения твердых отходов требуется все больше места, и это даже притом, что часть мусора сжигается. Ведь не всякий мусор горит, и не все, что горит, можно сжигать без риска для окружающей среды. А ведь многое из отходов можно было бы снова пустить в дело, ведь мусор состоит не только из одних ядов и грязи, в нем содержатся многие ценные вещества, не находящие себе применения. Но мы не только выбрасываем ценное сырье, мы еще немало платим: сбор, вывоз и захоронение мусора обходятся ежегодно в кругленькую сумму. Единственным выходом из создавшейся ситуации является ведение кампаний по сокращению отходов потребления, а также вторичное использование сырья на предприятиях по переработке мусора.

В случае промышленных производств, загрязняющих окружающую среду, следует акцентировать внимание на перестройку технологий. Сейчас — приспособление индустриальных процессов к природным; в будущем — превращение природных в индустриальные, моделирование синтезирующей и разрушающей (деструктивной) функций биосферы.

Технолог 2 (ученик): Прогресс человеческого общества неизбежно приводит к увеличению масштабов использования многих видов природных ресурсов, необходимых для обеспечения разнообразных потребностей человека. Следствием этого является истощение полезных ископаемых, главным образом руд черных и цветных металлов, запасов нефти и угля, воды и древесины. Именно поэтому в настоящее время остро встала проблема рационального использования.

Эколог-2 (ученик): Говоря о рациональном использовании, хотелось бы вспомнить основные законы экологии, которые сформулировал американский ученый Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг».

1.Все связано со всем. Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям в функционировании всей экосистемы.

2.Все должно куда-то деваться. Все химические элементы и вещества биосферы включены в хорошо отлаженные циклы — круговороты. Многие же вещества, созданные человеком, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно — они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде, почве, живых организмах.

3.Природа знает лучше. Это такой же закон, как и первый, о биосфере. Нельзя покорять природу, с ней надо сотрудничать.

4.За все надо платить. Все, что было извлечено из глобальной системы человеческим трудом, должно быть возмещено.

Человечество нарушает эти законы, поэтому это неизбежно приводит к тому, что экологические проблемы, имевшие в прошлом местный, локальный характер, приобретают в наши дни глобальные масштабы.

Учитель: Спасибо за интересную информацию. Такие примеры все более убеждают нас в наличии тесных связей между человеком и живой природой. Какие же существуют способы сохранения и восстановления видового разнообразия?

Биолог-2 (гр.уч.): Очевидно, что наиболее целесообразно сохранение достаточно больших, богатых видами экосистем, в составе которых сохранятся и все входящие в них виды. Это — генеральная линия в борьбе за сохранение видового разнообразия жизни — создание территорий, на которых частично или полностью запрещается хозяйственная деятельность, а присутствие людей ограничивается штатом охраны и исследователей. Такие территории называются заповедниками. 

К сожалению их не так и много на территории нашей страны. Возможны более «мягкие» формы охраны, при которых разрешаются одни формы деятельности (например, сельское хозяйство) и запрещаются другие (охота, рыбная ловля, лесозаготовки). Такие территории с ограниченным хозяйственным использованием называют заказниками.

Еще одна возможность сохранения редких видов заключается в увеличении числа зоопарков и ботанических садов, разведении исчезающих видов в условиях неволи с последующим возвращением вида в природную среду. Одним из примеров успешного сохранения является восстановление численности европейского зубра.

«Последняя линия обороны» в борьбе с уменьшением видового разнообразия жизни на Земле — генетические криобанки, создание которых только начинается. Еще в начале XX века, после того, как научились получать сжиженные газы с очень низкими температурами кипения, было обнаружено, что многие семена растений и даже некоторые животные (тихоходки) не теряют жизнеспособности после замораживания в жидком азоте. Возникла новая отрасль биологии — криобиология. Преимущество криобанков в том, что при температуре жидкого азота генетические материалы могут храниться без нарушений в течение десятков лет.

Под биоразнообразием понимают все виды растений, животных, микроорганизмов, а также сами экосистемы и экологические процессы, частью которых они являются. Оно является основой жизни на Земле: чем большее число растительных и живых организмов образуют экосистему, тем более она устойчива.

Биологические ресурсы являются основным источником сырья для промышленности (люди используют в пищу около 7000 видов растений, но 90 % мирового продовольствия создается всего двадцатью, а три вида из них (пшеница, кукуруза и рис) покрывают более половины всех потребностей). В последнее время человечество осознало полезность диких видов животных и растений. Они не только содействуют развитию сельского хозяйства, медицины и промышленности, но и полезны для окружающей среды, являясь неотъемлемой частью природных экосистем. Даже виды организмов, которые не входят в пищевую цепь человека, могут быть ему полезны, хотя и приносят пользу косвенным путем. Называют четыре основные причины исчезновения видов:

• утрата среды обитания, фрагментация и модификация;

• чрезмерная эксплуатация ресурсов;

• загрязнение окружающей среды;

• вытеснение естественных видов интродуцированными экзоти­ческими видами.

Во всех случаях эти причины имеют антропогенный характер. Разрабатываются меры, направленные на сохранение биоразнообразия:

• защита особой среды обитания – создание охраняемых природ­ных территорий;

• защита отдельных видов или групп организмов от чрезмерной эксплуатации;

• сохранение видов в виде генофонда в ботанических садах или в банках генов.

Таким образом, задача сохранения видового разнообразия жизни может быть решена при одновременном использовании всех перечисленных методов.

Ведущий. Благодарим за предоставленную информацию. Итак, человек попрежнему полностью зависит от биосферы, так как черпает из нее все необходимые продукты питания и первичное сырье для промышленности, не говоря уже о таких незаменимых вещах, как кислород и вода. В то же время сейчас уже нельзя пробовать преобразовывать» природу сначала одним способом, а затем переходить к испытанию другого способа. Последствия непродуманных действий могут быть столь печальными, что у людей все более уменьшается право на риск для действия «вслепую», методом проб и шибок. Что же остается?

Химик-1 (ученик): Проблема    загрязнения    Мирового    океана(на примере ряда органических соединений). Нефть и нефтепродукты.

      Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость,  имеющую  темно- коричневый  цвет  и  обладающую   слабой   флуоресценцией.   Нефть   состоит преимущественно   из   насыщенных   алифатических    и    гидроароматических углеводородов.  Основные  компоненты  нефти  -  углеводороды  (до  98%)  - подразделяются на 4 класса: Парафины; Циклопарафины; Ароматические углеводороды; олефины. Нефть   и   нефтепродукты    являются    наиболее    распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. К  началу  80-ых  годов  в  океан  ежегодно поступало около 6 млн.  т.  нефти,  что  составляло  О,23%  мировой  добычи. Наибольшие потери нефти связаны с  ее  транспортировкой  из  районов добычи.   Аварийные  ситуации,  слив  за  борт   танкерами   промывочных   и балластных  вод,  -  все  это  обуславливает  присутствие  постоянные  полей загрязнения  на  трассах  морских  путей.   В  период  за  1962-79  годы   в результате аварий в морскую среду поступило около 2  млн.   т.   нефти.   За последние 50 лет.  начиная с 1964 года.   пробурено  около  2000  скважин  в мировом океане  из них только в  Северном  море   1000  и  350  промышленных оборудовано. Из-за незначительных  утечек  ежегодно  теряется  О,1  млн.  т. нефти. Большие  массы  нефти  поступают  в  моря  по  рекам,  с  бытовыми  и ливневыми стоками. Нефтяная пленка изменяет состав спектра и интенсивность  проникновения в воду света. Пленка  толщиной  30-40  мкм   полностью поглощает инфракрасное излучение.   Смешиваясь  с  водой,  нефть    образует эмульсию двух типов: прямую "нефть  в  воде"  и  обратную  "вода  в  нефти". Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 0,5  мкм.  Менее устойчивы  и  характерны   для   нефти,   содержащей   поверхностно-активные вещества. При удалении  летучих  фракций,  нефть  образует  вязкие  обратные эмульсии, которые могут сохранятся на  поверхности,  переноситься  течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.

 
 
 
 
 

.

Химик-2 (ученик). Для того чтобы предотвратить экокризис, необходимы: новое восприятие, новая система ценностей, новая философия, новый образ жизни и программа конкретных действий на всех уровнях.
Чтобы принимать долгосрочные решения, необходимо обратить внимание на принципы, определяющие устойчивое развитие, а именно: 
– стабилизация численности населения; 
– переход к более энерго и ресурсосберегающему образу жизни; 
– развитие экологически чистых источников энергии; 
– создание малоотходных промышленных технологий; 
– рециклизация отходов; 
– создание сбалансированного сельскохозяйственного производства, не истощающего почвенные и водные ресурсы и не загрязняющего землю и продукты питания; 
– сохранение биологического разнообразия на планете. 

Так же важным шагом в исправлении сложившейся экологической ситуации – это нахождение нового источника энергии. Ведь это поможет решить главную проблему – загрязнение атмосферы. Химическое топливо – сегодня единственный экономически выгодный источник энергии. Однако, не самый экологически чистый, к тому же минеральное топливо рано или поздно будет исчерпано на столько, что его не будет хватать человечеству с их потребностями (если, конечно, к тому времени человечество не исчезнет вследствие своих действий на Земле). Поэтому необходимо искать новый источник энергии, и этот источник должен быть не просто экологически чистым, но и выгодным с экономической точки зрения. Конечно, уже сегодня существуют альтернативные источники энергии: электромобиль, двигатель на воде, на спирте и многие другие. Но они не перспективны, так как, либо они не выгодны в экономическом отношении, либо у них низкий КПД. В любом случае прогресс постоянно движется вперёд, поэтому необходимо как усовершенствовать старое, так и изобретать новое.
Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе — самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой.

Ведущий. Охрана природы - задача нашего  века,  проблема,  ставшая  социальной.

Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но  до  сих

пор  многие  из  нас  считают  их  неприятным,   но  неизбежным  порождением цивилизации и полагают, что мы еще успеем справиться со  всеми  выявившимися затруднениями. Однако  воздействие  человека  на  окружающую  среду  приняло угрожающие  масштабы.  Чтобы  в  корне   улучшить   положение,   понадобятся целенаправленные  и  продуманные  действия.   Ответственная  и   действенная политика по отношению к   окружающей   среде   будет  возможна  лишь  в  том случае, если мы накопим  надёжные  данные  о  современном  состоянии  среды, обоснованные знания  о  взаимодействии важных экологических факторов,   если разработает новые  методы  уменьшения  и  предотвращения  вреда,  наносимого Природе Человеком.

Учитель Географии:

Человечество осознало, как мала наша Земля, поняло, что вмешиваться в процессы, протекающие в природе, нужно крайне осторожно.

Наша планета уникальна, потому что на ней есть жизнь. Жизнь пронизывает не только водную и воздушную стихии, но и земную твердь. Жизнь, а Земле представлена живым веществом, которое образовано миллионами видов и миллиардами особей. Живое вещество, все биологическое разнообразие Земли защищено от космических лучей геомагнитным полем и озоновым экраном. Все формы и проявления жизни не существуют сами по себе, они связаны сложными взаимоотношениями в единый комплекс жизни-глобальную экосистему (биосферу). Эти взаимоотношения и связи в живой природе удивительны! Каждая группа родственных видов, образующих царство, выполняет определенную роль в круговороте веществ: создание, преобразование, разрушение органических веществ.

Основным источником энергии в биосфере является Солнце. Биогенный круговорот веществ не дает прерваться жизни на планете Земля. Живые существа биосферы преобразовали химический состав воздуха, воды, почвы, определили и их современный состав, повлияли на формирование минералов и горных пород, на рельеф Земли. Биосфера- среда жизни и результат жизнедеятельности.

Одна из главных задач ХХ1 века, в решение которой существенный вклад должна внести экология, - это достижение гармонии между человеком и природой.

 

Учитель: Чтобы человек находился в гармонии с природой, давайте кратко сформулируем законы природы (Законы Барри Комонера). Первый я предлагаю сформулировать так:

1) Все связано со всем;

(ответы учащихся)

2) Природа знает Лучше

3) Все должно куда-то деваться

4) За все надо платить.

И в заключении, заканчивая нашу конференцию, позвольте мне напомнить слова, которые прозвучали в начале урока: "мы не унаследовали Землю от своих родителей, а взяли ее взаймы у своих детей."

Хочется сказать о том, что глобальные проблемы как бы стягивают наш противоречивый и чрезвычайно многообразный мир в единое целое, рождая новые идеи и проекты. Сегодня нас должна объединять новая задача разработка согласованных проектов по преодолению наиболее грозных проявлений экологического кризиса, сохранению систем жизнеобеспечения человека, в первую очередь генетического разнообразия биосферы. Давайте подведем итог нашей дискуссии: как нам нужно жить сегодня, чтобы получить шанс увидеть завтра?

Ответы  учащихся.

- Снизить уровень загрязнения.

- Добиваться экономии ресурсов, так как большинство из них исчерпаемо.

- Решить проблему экологически чистой энергетики.

- Преодолеть потребительский подход к природе во многих странах.

- Стабилизировать рост народонаселения.

Учитель:  Спасибо за активное участие в нашей конференции.

III. Закрепление

А теперь разберем ответы на вопросы, которые вы получили в начале нашей конференции (переход гиперссылкой на вопросы).

Организуется беседа по заданиям, полученным, в начале конференции.

Если останется время

Давайте посмотрим, как красива первозданная природа нашей планеты  - презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Люди гибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира”

Надпись на пирамиде Хеопса

 

 

 

"Жить счастливо и жить согласно с природой одно и тоже”

Сенека

 

 

 

"Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значимо для всех”.

И.В. Гете - немецкий поэт, ученый

 

 

 

"Природа побеждается только подчинением ей...”

Ф. Бэкон - английский философ

 

 

 

"Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность”

М.Ганди - индийский политический деятель

 

 

 

"Экономическое развития общества в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню”

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Урок-конференция «Человек и природа: сегодня и завтра»

Урок-конференция «Человек и природа: сегодня и завтра»

Один из ученых-экологов сказал, что мы не унаследовали

Один из ученых-экологов сказал, что мы не унаследовали

Рост народонаселения и техногенный характер использования природы привели к угрозе экологических нарушений, затрагивающих не только отдельные государства и страны, но и биосферу в целом

Рост народонаселения и техногенный характер использования природы привели к угрозе экологических нарушений, затрагивающих не только отдельные государства и страны, но и биосферу в целом

ТЭЦ и АЭС вызывают так называемый парниковый эффект

ТЭЦ и АЭС вызывают так называемый парниковый эффект

Опустынивание - это процесс необратимого изменения почвы и растительности и снижения биологической продуктивности, который в экстремальных случаях может привести к полному разрушению биосферного потенциала и…

Опустынивание - это процесс необратимого изменения почвы и растительности и снижения биологической продуктивности, который в экстремальных случаях может привести к полному разрушению биосферного потенциала и…

Каково их значение? Предоставим слово биологам

Каково их значение? Предоставим слово биологам

Выбросы двуокиси серы и перенос их на большие расстояния приводят к выпадению таких дождей далеко от источников выбросов

Выбросы двуокиси серы и перенос их на большие расстояния приводят к выпадению таких дождей далеко от источников выбросов

Слово предоставляется технологам

Слово предоставляется технологам

За все надо платить. Все, что было извлечено из глобальной системы человеческим трудом, должно быть возмещено

За все надо платить. Все, что было извлечено из глобальной системы человеческим трудом, должно быть возмещено

Во всех случаях эти причины имеют антропогенный характер

Во всех случаях эти причины имеют антропогенный характер

Химик-2 (ученик). Для того чтобы предотвратить экокризис, необходимы: новое восприятие, новая система ценностей, новая философия, новый образ жизни и программа конкретных действий на всех уровнях

Химик-2 (ученик). Для того чтобы предотвратить экокризис, необходимы: новое восприятие, новая система ценностей, новая философия, новый образ жизни и программа конкретных действий на всех уровнях

Природе Человеком. Учитель Географии:

Природе Человеком. Учитель Географии:

Стабилизировать рост народонаселения

Стабилизировать рост народонаселения

Люди гибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира”

Люди гибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира”

Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значимо для всех”

Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значимо для всех”

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность”

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017