садовник, садовод, садик, рассада…
Сад, посадили,
- Вспомните, что такое корень слова.
- Выделите корень в словах, которые вы выписали.
- Продолжите этот ряд. Выделите корень в словах.
- Как называются эти слова? Почему?
Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть – корень.
В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов.
- Эти слова однокоренные?
- Выделите корень.
- В какой части слова находятся буквы т, ч, щ?
- Какой вопрос возникает?
Определяем основной вопрос урока
Прочитайте слова.
Свет, свеча, освещение
- Однокоренные ли это слова? Почему?
- Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне.
Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания.
Снежок, снежинка, снеговик, снежный
Дружок, подруга, дружный, дружить друзья.
Снежок, снежинка, снеговик, снежный
Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег
Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья
Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг
- Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах?
- Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его.
- Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился?
- Какой вывод можно сделать на основе наблюдений?
[г/ж/з]
[г/ж]
Ты наблюдал закон языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков. Записывается оно так:
берега – бережок [г/ж]
ухо – уши [х/ш]
Сравниваем свой вывод с авторским
- Какие новые чередования вы узнали из определения?
- Какое чередование наблюдали в корнях свет, свеча освещение?
- Сколько согласных звуков могут чередоваться в корне?
пушок, пушинка, пуховик
Книга, книжечка, книжный
Луга, лужок, луговые, Лужники, лужайка.
Круги, кругом, кружок, кружились
Пух, пуховый …
Применяем новые знания. Развиваем умения
[г/ж]
[г/ж]
[г/ж]
[х/ш]
- Прочитайте. Спишите, выделите корень. Однокоренные ли это слова? Почему?
- Допишите однокоренные слова в последнюю группу.
- Найдите чередующиеся согласные звуки и запишите в конце каждой строки.
Дополни таблицу однокоренными словами. Выпиши слова. Обозначь корни. Подчеркни чередующиеся звуки.
Кто? | Что? | Какой? | Что делать? |
тихоня | тишина | …. | затихать |
крикун | …. | крикливый | кричать |
бегунья | пробежка | беговой | … |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.