Урок русского языка в 5 классе 7.02.19г
Тема. Чередование звуков.
Цели: ознакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов, изучить правописание слов с чередованиями е, и в корне; развивать орфографическую зоркость школьников; ученики распознают слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляют произношение и написание слова, знают правило написания е, и в корнях с чередованием и умеют его применять.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
- Опрос учащихся
- Индивид.работа со слабыми учащимися( карточки)
III. Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и цели урока
Задание учащимся.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. Запишите пары слов: пирог — пирожок, горох — горошек. Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные?
1.Восприятие и усвоение учебного материала
Слово учителя.
1) Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: снег — снежок, беру — забираю.
2) Буквы е, и в корнях с чередованием.
Поговорим о корнях с чередованием е/и: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, чет-чит, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил и др. В этих корнях в безударном положении пишется гласная и в случае, если за корнем следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется гласная е: расстилать — расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.
3. Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».
Чередование звуков в корнях слов в русском языке
Чередующиеся звуки |
Примеры |
Чередование гласных |
|
о — а |
поклон — кланяться |
о — ноль звука |
рот — рта |
е — ноль звука |
день — дня |
е — о |
несу — носить |
е — и — ноль звука |
соберу — собирать — собрать |
о, е — ё |
весло — вёсла |
Чередование согласных |
|
г — ж |
бегу — бежишь |
г — з |
друг — друзья |
к — ч |
пеку — печёшь |
х — ш |
ухо — уши |
з — ж |
возить — вожу |
с — ш |
носить — ношу |
т — ст |
плету — плести |
д — ж — жд |
водить — вожу — вождение |
т — ч — щ |
свет — свеча — освещение |
к — ц — ч |
лик — лицо — личный |
ск — ст — щ |
пускать — пустить — пущу |
б — бл |
любить — люблю |
п — пл |
купить — куплю |
м — мл |
утомить — утомлю |
в — вл |
ловить — ловлю |
ф — фл |
графить — графлю |
2. Работа с текстом.
О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?
Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.
Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.
3. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Тренировочное упражнение.
Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.
Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь, сухой — суше, мазать — мажу, холст — холщовый, дробить — дроблю, лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту — выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник, пух — пушистый, косить — кошу, близок — ближе, густой — гуще, ходить — хожу, рубить — рублю, сломить — сломлю, моряк — моряцкий, княгиня — князь, приведу — привести.
2. Распределительный диктант.
Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — с чередующейся буквой е в корне; во 2-й — с и.
Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.
V. Итог урока
1. Заключительное слово учителя.
Сегодня вы познакомились с понятием чередование звуков, много внимания уделили основным чередованиям гласных и согласных звуков в корнях слов, научились находить слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляя произношение и написание слова.
2. Беседа с учащимися.
— Какие гласные чередуются в русском языке?
— Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.
— Какие согласные чередуются в корнях слов?
— Приведите примеры чередования согласных в русском языке.
VI. Домашнее задание: §78, упр 422
1. Слово учителя.
1) Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: снег — снежок, беру — забираю.
2) Буквы е, и в корнях с чередованием.
Поговорим о корнях с чередованием е/и: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, чет-чит, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил и др. В этих корнях в безударном положении пишется гласная и в случае, если за корнем следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется гласная е: расстилать — расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.
3. Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».
Чередование звуков в корнях слов в русском языке
Чередующиеся звуки |
Примеры |
Чередование гласных |
|
о — а |
поклон — кланяться |
о — ноль звука |
рот — рта |
е — ноль звука |
день — дня |
е — о |
несу — носить |
е — и — ноль звука |
соберу — собирать — собрать |
о, е — ё |
весло — вёсла |
Чередование согласных |
|
г — ж |
бегу — бежишь |
г — з |
друг — друзья |
к — ч |
пеку — печёшь |
х — ш |
ухо — уши |
з — ж |
возить — вожу |
с — ш |
носить — ношу |
т — ст |
плету — плести |
д — ж — жд |
водить — вожу — вождение |
т — ч — щ |
свет — свеча — освещение |
к — ц — ч |
лик — лицо — личный |
ск — ст — щ |
пускать — пустить — пущу |
б — бл |
любить — люблю |
п — пл |
купить — куплю |
м — мл |
утомить — утомлю |
в — вл |
ловить — ловлю |
ф — фл |
графить — графлю |
§ III. Восприятие и усвоение учебного материала
2. Работа с текстом.
Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?
Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.
Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.
(М. Панов)
§ IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Тренировочное упражнение.
Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.
Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь, сухой — суше, мазать — мажу, холст — холщовый, дробить — дроблю, лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту — выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник, пух — пушистый, косить — кошу, близок — ближе, густой — гуще, ходить — хожу, рубить — рублю, сломить — сломлю, моряк — моряцкий, княгиня — князь, приведу — привести.
2. Распределительный диктант.
Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — с чередующейся буквой е в корне; во 2-й — с и.
Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.
3. Работа в малых группах.
1-я группа (учащиеся с начальным и средним уровнями знаний). Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.
Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) Солнце сквозь окно бл..стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин)
2-я группа (учащиеся с достаточным уровнем знаний). Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями е, и в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.
Образец: сжечь — сжигать.
Зап..реть — …, разб..раться — …, расст..лать — …, соб..ру — …, зам..рать — …, разб..русь — …, зап..р — …, выч..тание — …, зам..р — …, соб..раю — …, подб..рать — …, подст..лю — …, выч..сть — …, отб..ру — … .
3-я группа (учащиеся с высоким уровнем знаний). Подберите по смыслу и впишите слова в предложения. Выделите корни.
В математическом примере на … я сделал ошибку. С утра брат … в своей комнате. Мы с трудом … в лесных зарослях. Хорошо подумайте и … правильный ответ. Бабушка украдкой … слёзы. Мама … на столе праздничную скатерть. Холодные … очень закаляют организм.
Для справок: проб..рались, выт..рала, уб..рал, выб..рите, расст..лила, выч..тание, обт..рания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.