Цели:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив - силуэтное изображение сказочных героев, задача – создание галереи портретов героев сказок А. С. Пушкина).
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели и задачи, умение оценивать выполненные эскизы, умение организовать совместную деятельность с одноклассниками, с учителем, формулировать свои мысли.
Предметные:
развитие индивидуальных творческих способностей. Приобретение опыта работы различными художественными материалами, освоение различных техник, создание художественного образа через выразительные средства графики.
Тип урока: Урок «открытия» новых умений и знаний.
Тема: «Черное и белое – основа языка графики. Силуэт как выразительное
средство графики».
Цели урока как планируемые результаты деятельности:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и её мотивом (мотив силуэтное изображение сказочных героев, задача –
создание галереи портретов героев сказок А. С. Пушкина).
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели и задачи, умение оценивать выполненные
эскизы, умение организовать совместную деятельность с одноклассниками, с учителем, формулировать свои
мысли.
Предметные: развитие индивидуальных
творческих способностей. Приобретение опыта работы
различными художественными материалами, освоение различных техник, создание художественного образа
через выразительные средства графики.
Тип урока: Урок «открытия» новых умений и знаний.
Оборудование:
Для учителя презентация, конспект урока, рисунки,; для учеников – фломастеры, черная акварель, гуашь,
простой карандаш, черная гелевая ручка, листы бумаги, баночка для воды, листы черной бумаги.
Аудиоряд: Ф. Шопен – Вальс си – минор, музыка группы «Битлз» в переложении для детей.
№п/п
1.
Этапы урока
Организационный.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Занимают свои места, приветствуют
присутствующих, эмоционально
настраиваются на урок.
Участвуют в обсуждении, сравнивают,
анализируют. Извлекают информацию из
рисунков.
Делают
выводы.
Формулируют тему урока.
Проверить готовность к уроку,
настроить на встречу с
прекрасным.
Мотивирует
учащихся на начало урока,
высказывает добрые пожелания
детям.
Формировать представление о
о выразительных
графике,
средствах
их
применении при создании
творческих работ. Организует
работу для определения темы
урока.
графике,
Постановка целей и
задач урока.
Мотивация учебной
деятельности.
Актуализация
знаний,
воспроизведение
знаний учащихся.
2.
3.
4.
Организовать
включающую
вести диалог об искусстве.
ситуацию,
обучающихся
Работают в группах. Слушают, читают
вопросы, отвечают, анализируют.
Вступают в диалог.
«Открытие»
обучающимися
нового знания.
Предлагает ответить на
вопросы, определить
особенности силуэта, способы
выполнения.
Рассуждают анализируют, сравнивают,
делают выводы. Воспринимают новый
материал и основные вопросы,
подлежащие усвоению.
Коммуникативные:
учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками.
Регулятивные:
учебных принадлежностей
Личностные:
Познавательные:
произвольно строить речевые
высказывания, извлечение
необходимой информации из таблиц,
фотографий, умение проводить
сравнительный анализ.
Коммуникативные:
других.
Регулятивные:
планирование целей и задач.
Коммуникативные:
умения слушать, понимать,
формировать умение строить речевые
высказывания. осуществлять
совместную деятельность в группе
Познавательные:
структурировать знания.
Познавательные:
высказывания, осуществлять анализ и
сравнение, делать выводы.
Коммуникативные:
совместную деятельность в группе.
Регулятивные:
коррективы в работу.
5.
Первичное
Предлагает
ответить
на Рассуждают анализируют, сравнивают, Познавательные:закрепление.
вопросы.
делают выводы.
6.
Творческое
применение в новой
ситуации.
Выполнение работы.
7.
Рефлексия.
Организованное
завершение урока.
Предлагает создать силуэтный
портрет героев сказок А. С.
Пушкина. Применяя
определенные графические
средства и графические
материалы. В форме диалога
формирует представление о
последовательности
выполнения работы. Проводит
фронтальную и индивидуальную
работу с обучающимися.
Контролирует процесс
выполнения работы.
Организует рефлексию.
Подводит итоги урока, ставит
оценку, предлагает составить
памятку для будущих
шестиклассников.
Самостоятельно выбирают образ
сказочного героя, работают в группах.
Определяются с выбором графических
средств и материалов. Выполняют
творческую работу. Приобретают навык
работы с графическими материалами в
определенной технике. Участвуют в
подведении итогов,
обсуждении
творческих работ, дают оценку своей
деятельности
деятельности
одноклассников. Анализируют.
и
Участвуют в подведении итогов, в
обсуждении творческих работ, дают
оценку своей деятельности и
деятельности одноклассников.
Анализируют.
свои мысли, находят информацию
необходимую для решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
в группе, умение договариваться,
умение строить речевые высказывания.
Регулятивные
организовать свою деятельность.
Познавательные:
решать учебную задачу, делать выводы,
анализировать, выражать свои мысли.
Коммуникативные:
в группе, умение договариваться.
Личностные:
язык изобразительного искусства.
Регулятивные:
организовать свою деятельность,
соблюдая этапы, правила рисования.
Коммуникативные:
умения слушать, понимать других,
проявлять толерантность, умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Личностные:
творческим работам.
Познавательные:
умения сравнивать и анализировать.
Регулятивные:
результаты своей деятельности.
План урока:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний, воспроизведение знаний учащихся.
3. «Открытие» обучающимися нового знания.
4. Первичное закрепление.
5. Творческое применение в новой ситуации. Выполнение работы.
6. Рефлексия. Организованное завершение урока.
Содержание урока.
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Наш урок я хочу начать со стихотворения.
Жил да был один министр французский,
Заведовал финансами страны.
Был знатным и богатым, но несчастным.
2В народе славы не снискал себе, увы!
Зато любил он рисовать портреты.
Их из бумаги так искусно вырезал.
Умел он в людях подмечать приметы
И в черных профилях передовал.
Посмотрите на предметы (ножницы, черная и белая бумага, баночка чёрной гуаши, лампа). Что
может объединять эти предметы?
(Ответы детей) На бумаге можно рисовать гуашью,
вырезать из бумаги, а лампой мы можем осветить предмет и получить тень. Тень – это тоже
изображение, т. к. она передаёт очертания предмета. А как можно назвать эти изображения?
(Ответы детей) Силуэтами, а тема нашего урока звучит следующим образом: «Силуэт
выразительное средство графики». Мы попытаемся создать силуэтные портреты героев сказок А.
С. Пушкина.
II. Актуализация знаний, воспроизведение знаний учащихся.
Давайте вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке. Перед вами слайд на котором вы видите
термины. Какие термины связаны с темой урока? (Ответы детей)
Портрет, пятно, линия, анфас, три четверти, профиль, автопортрет, ракурс,
графика, живопись, черный, синий.
Портрет – это жанр, который изображает человека, профиль – это поворот, при котором мы имеем
представление о чертах лица и даже о характере человека, графика – вид изобразительного
искусства, где главными являются пятно, линия – это изобразительные средства, которые помогут
создать нам силуэт героя. Черный цвет главный и без него нельзя обойтись в графике. Черное и
белое – это основа графики.
Так, что же такое силуэт, хочу услышать я ответ? (Ответы детей)
IV. «Открытие» обучающимися нового знания.
Сообщение ученика.
Силуэт включает в себя несколько понятий: это вид графики, плоскостное изображение,
средство художественной выразительности. В силуэте главное – правдивое, точное, выразительное
изображение, характеризующее форму предмета.
Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объёмных форм в зависимости от
освещения. Предметы рисуются сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном
фоне. Портреты в технике силуэта делаются как правило, в профиль. Силуэты можно не только
рисовать, но и вырезать.
Силуэты были известны еще в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Необыкновенно
изящные силуэты с прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов
Древнего Востока.
В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой
половине XVIII века во Франции. Интересно, а почему изображение в виде теней называли
«силуэтами»? Откуда это слово?
Сообщение ученика.
Из истории мы узнаем, что силуэт – это фамилия человека, француза. Звали его Эжен де
Силуэт. Он был министром финансов Франции. Сам он был богат, но его мало кто любил. Сам
Эжен де Силуэт увлекался вырезанием портретов из черной бумаги. Однажды утром вышла газета с
его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. У министра был длинный
нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длинее. Люди, покупавшие газету его узнали
и смеялись. С этого случая такие изображения и стали называть «силуэтами». Было это 200 лет
назад.
В России этим искусством тоже увлекались.
А где сейчас можно встретить силуэтные изображения? (ответы детей)
Фотографии, картины художников, реклама в журналах и газетах, логотипы, эмблемы, фотопленка
– позитив и негатив.
3V. Первичное закрепление. Силуэт – это тень? Так ли это? Любую ли тень можно считать
силуэтом? (ответы учащихся).
Не всегда. Силуэт подобен тени предмета, но падающие тени изменяются в зависимости от
положения и освещения объекта. Вспомните лето, жаркий полдень и тень, бегущую впереди или
позади нас. Она не повторяет нашу фигуру. Это – тень, измененный силуэт. А в силуэте главное –
это правдивое, изображение.
VI. Творческое применение в новой ситуации. Выполнение работы.
Мы можем смело выбирать,
Кого сегодня рисовать:
Гордую девицу – Шамаханскую царицу,
Звездочёта и Дадона,
Царевну Лебедь и Гвидона,
Бабариху иль Салтана,
Или смелого Руслана,
Черномора с бородой,
Людмилу с длинною косой,
Рыбака, старуху злую.
Жадного попа, Балду,
Черта и Бабу Ягу,
Или жадного Кащея,
Что от скупости дряхлеет,
Царевну, семь богатырей
Нарисуем поскорей!
А может, их создателя
Гения, писателя?
Я думаю, вы уже догадались, что рисовать мы будем героев сказок А. С. Пушкина. Создадим
силуэтную галерею портретов. Каждой группе предлагается одна из сказок:
«Сказка о попе и работнике его Балде»;
«Сказка о золотом петушке»;
«Сказка о царе Салтане»;
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
Назовите главных героев сказок. Каждая группа работает в определенной технике: аппликация –
черное пятно на светлом фоне или белое на темном фоне. Графика черным пятном на светлом
фоне или белым на темном фоне, цветной фон черные пятна.
Перед тем как приступить к выполнению работы, вспоминаем правила рисования.
1. Делаем карандашный набросок, базовый рисунок головы. Прорисовываем черты лица по
базовым линиям, обозначаем форму волос или головного убора.
2. Уточняем контуры лица, волос, шеи, передаем сходство персонажа.
3. Полученный силуэт выполняем красками или вырезаем из бумаги черного или белого цвета.
Приклеиваем силуэт.
Не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами.
Перед выполнением творческой работы провести физ. минутку
А теперь давайте глубоко вздохнем, расправим спинки и сделаем медленный выдох. И еще раз вдох
и выдох. Представьте, что ваши руки – это цветы. Давайте покажем, как распускается и
закрывается цветок (согнуть руки в локтях, кисти поднять вверх ладонями друг к другу. Прогнуть
ладонь, на счёт раз, на два сжать пальцы в кулак).
Приступают к выполнению задания. Звучит музыка.
VII. Рефлексия. Организованное завершение урока.
4Первые законченные работы закрепляются на доске. Отмечаются наиболее красивые,
оригинальные и выразительные силуэты героев. По характеру контуров определяется характер
персонажей. Обучающиеся участвуют в обсуждении творческих работ, дают оценку своей
деятельности и деятельности одноклассников.
И в заключении нашего урока, давайте составим «Памятку», для будущих шестиклассников к
теме «Силуэт», где укажем, на что обратить внимание при изучении темы, чтобы не возникли
трудности во время работы.
О силуэты, образы былого,
Как жаль, что вы потомками забыты.
Как хорошо, что вспомнили мы вас.
5