МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Предметно-цикловая комиссия физической культуры и филологических дисциплин
с методикой преподавания
УТВЕРЖДЕН
Заместитель директора по ТО и ИПО
_______________ Е. А. Гололобова
«___»________________ 2022 г.
«ЧЕТЫРЕ КВЕСТА»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
по русскому языку и литературе для обучающихся НПГТ
Разработчик – Попова С. В.,
преподаватель филологических дисциплин
г. Николаевск-на-Амуре
2022 г.
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по русскому языку составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах соответствующей ОПОП СПО (ППССЗ) и соответствующего профиля обучения.
Организация-разработчик:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Разработчик:
Попова С. В., преподаватель
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по русскому языку рассмотрена и согласована на заседании ПЦК физической культуры и филологических дисциплин с методикой преподавания.
Протокол № 6 от «10» февраля 2021 г.
Председатель ПЦК ________________________ /Иштуганова А.О./
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеаудиторное мероприятие «Четыре квеста» проводится в рамках предметной декады ПЦК физической культуры и филологических дисциплин с методикой преподавания с целью повышения мотивации студентов к изучению русского языка.
Внеаудиторное мероприятие предназначено для обучающихся 1- 4 курсов НПГТ.
Задачами его проведения являются следующие:
1. Создание условий для выявления лингвистических знаний в нестандартных игровых ситуациях.
2. Углубление знаний по разделам языкознания;
3. Расширение кругозора обучающихся; знакомство с неизвестными фактами языка;
4. Формирование навыков работы в команде, навыков учебного сотрудничества.
Правила проведения конкурса:
1. Для каждого курса определен круг вопросов и заданий.
2. Время работы каждой команды – 5 минут.
3. Оценивание производится следующим образом: правильный, полный ответ оценивается 2 баллами; правильный, но неполный – 1 баллом.
4. При отсутствии ответов команда получает «ключ» для продолжения участия в квесте, но при этом ей начисляются «штрафные» очки – вычитается один балл за каждое невыполненное задание.
5. Количество набранных баллов и «штрафных» очков отмечается в маршрутном листе команды.
6. По итогам конкурса выявляется лучшая команда – победитель каждого курса.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 КУРСА
1. В каком слове сорок гласных? Сорока.
2. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий? Залп.
3. В каких словах по сто согласных? Стол, стон, стог, стоп.
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни? Станет.
5. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна? В слове «камыш» слоги поменять местами (мышка).
6. Какой алфавит состоит всего из шести букв? Азбука.
7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?
Местоимение «он» - союз «но».
8. В каком числительном содержится приказ? Три.
9. Какова разница в значении между словами индус и индеец?
Индус - житель Индии; индеец - представитель коренного населения Америки.
10. Каково происхождение слова мешок? Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.
11. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.
12. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать. Сказать, поймать, взять.
13. Как образовались наречия сегодня и завтра? Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.
14. Какова неопределённая форма глагола вылечу? Какой глагол в 1-м лице единственного числа имеет такую же форму? Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить.
15. Отгадайте загадку: С буквой о я круг приятелей, С буквой а - мероприятие.
Компания – кампания.
16. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное - спортивный термин? Ничья.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 КУРСА
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
3. Замените все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному).
4. Назовите количество местоимений стихотворного фрагмента А. С. Пушкина:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла» (5 местоимений)
5. Угадайте предмет за время моего объяснения.
- Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
- Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
6. Подберите русские эквиваленты иностранным пословицам:
- Трава всегда зеленее по ту сторону забора. (Хорошо там, где нас нет)
- Спешащий таракан в суп попадет. (Поспешишь – людей насмешишь).
7. По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).
8. Составьте как можно больше существительных за 1 минуту из букв слов, располагая их в той же последовательности: сокровищница, государство ( сок, ров, кровь дар, удар, уда (
9. Расшифруйте запись .
[дурной'эсловакаксмалапр'истан'итн'иатл'эп'иш]
(Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь)
10. Вспомните трех писателей, имеющих одинаковую фамилию.
(Л. Н. Толстой; А. Н. Толстой; А. К. Толстой.)
11. Составите крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок).
1. Взялся за гуж
2. Делу время
3. Гром не грянет
4. Чем дальше в лес
5. За все браться
6. Скучен день до вечера
7. Маленькое дело
8. Волков бояться
9. Человек неученый
10. На чужой стороне
1) ничего не сделать
2) и весна не красна
3) в лес не ходить
4) мужик не перекрестится
5) что топор неточеный
6) не говори, что не дюж
7) коли делать нечего
8) потехе час
9) тем больше дров
10) лучше большого безделья
12. Назовите произведения, в названиях которых содержатся числа.
(«150 000 000» В. Маяковского; «Девяносто третий год» В. Гюго; «10 лет спустя», «20 лет спустя» «Сорок пять» А. Дюма; «15-летний капитан» Ж. Верна; «Двенадцатая ночь» В. Шекспира; «Три Дюма» А. Моруа; «Сердца трех» Дж. Лондона; «Петр I» А. Толстого; «В августе 44-го» В. Богомолова; «Тайна двух океанов» Г. Адамова; «Три дня в деревне» Л. Толстого; «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова; «Два капитана» В. Каверина; «В круге первом» А. Солженицына; «17 мгновений весны» Ю. Семенова; «Трое в лодке, не считая собаки» Дж. К. Джерома; «Вокруг света за 80 дней» Ж. Верна; «Десять негритят» А. Кристи; «12 месяцев» С. Маршака; «Первая любовь» И. Тургенева; «Двенадцать» А. Блока; «Шестая Бастионная» В. Крапивина; «Трое с площади Корронад» В. Крапивина.)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 КУРСА
1. Как написать слово "мышеловка" пятью буквами? (кошка)
2. У человека - одно, у вороны -два, у медведя – ни одного. Что это?
(буква "о")
3. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (Без дроби)
4. Кому принадлежат эти строки: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»?
1. Пушкину.
2. Лермонтову.
3. Некрасову.
5. Разгадайте легенду:
Удалого Садко полюбила водяная царица Волхова. Но однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась она от Садко и пошла прочь, а из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только Луна была свидетелем того, как ее чистые слезы превращались в цветы, унизанные жемчужинами.
- Что же это были за цветы? С тех пор их считают символом чистой и нежной любви...
1. Ландыши.
2. Гвоздики.
3. Колокольчики.
6. В известных фразах ключевые слова были заменены на слово «портфель». Вспомните, как звучат эти пословицы в оригинале и верните в них «пропавшие» слова.
1. Я пришел к тебе с портфелем, рассказать, что солнце встало (пришел с приветом)
2. Гусь портфелю не товарищ (Гусь свинье не товарищ).
3. Все дороги ведут в портфель (Все дороги ведут в Рим).
4. Портфель спасет мир. (Красота спасет мир)
5. Портфель начинается с вешалки. (Театр начинается с вешалки).
6. Дареному портфелю в зубы не смотрят. (Дареному коню в зубы не смотрят)
7. Угадайте предмет за время моего объяснения.
-Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
-Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)
8. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?
(Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков).
9. Назовите произведения, названия которых строится по формуле «имя + фамилия» героя.
(«Анна Каренина» Л. Толстого; «Мартин Идеи» Д. Лондона; «Евгений Онегин» Пушкина; «Борис Годунов» Пушкина; «Денис Давыдов» Н. Задонского; «Анна Снегина» С. Есенина; «Тарас Бульба» Н. Гоголя; «Неточка Незванова» Ф. Достоевского; «Макар Чудра» М. Горького; «Джен Эйр» Ш. Бронте; «Мери Поппинс» П. Треверс; «Тереза Ракен» Э. Золя; «Питер Пен» Д. Барри; «Фома Гордеев» М. Горький; «Владимир Маяковский» В. Маяковского.)
10. Подберите русские эквиваленты иностранным пословицам:
-Полученный уксус лучше обещанной халвы (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).
-Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (После драки кулаками не машут).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 4 КУРСА
1. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
2. Чем в старину занимался «стряпчий»: кулинарией, юриспруденцией, торговлей? (Юриспруденцией)
3. Отгадайте предмет за время моего объяснения.
- Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно этот предмет. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (камень).
- Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Подберите русские эквиваленты иностранным пословицам:
- На Аллаха надейся, а верблюда привязывай (На бога надейся, а сам не плошай)
- На море много черного, но не все это тюлени (Не все то золото, что блестит).
5. Отгадайте слово по этимологии: По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его, объясните происхождение слова. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).
6. Назовите произведения, имеющие в своем названии какой-либо определенный цвет.
(«Белый клык», «Белое безмолвие» Д. Лондона; «Красное и черное» Стендаля; «Желтый туман» А. Волкова; «Белая обезьяна»; «Алые перья стрел» В. Крапивина, «Голубятня на желтой поляне» В. Крапивина; «Белый пудель» А. Куприна; «Белые ночи» Ф. Достоевского; «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова; «Черный человек» С. Есенина; «Голубые города» А. Толстого; «Белый пароход», «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова; «Черный консул» А. Виноградова; «Алые паруса», «Зеленая лампа» А. Грин; «Голубая чашка» А. Гайдара; «Голубой карбункул» А. Конан-Дойля; «Город желтого дьявола» М. Горького; «Аленький цветочек» С. Аксакова; «Белый вождь» М. Рида; «Белый Бим Черное Ухо» Г. Троепольского; «Малиновая вода» И. Тургенева; «Калина красная» В. Шукшина.)
7. Назовите количество местоимений данного стихотворного фрагмента А. С. Пушкина:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла» (5 местоимений)
8. Среди буквенной путаницы найдите фамилии 7-ми писателей. Дудсьмрмнвдпушкиноранвдсиврйунтлермонтовмтогдвимктолстойартолстойдлвтсноопнклвжстрвнумтаркрыловлпонзжатнсктранковгсркнетслыкдбсиапнтургеневтмрвенучтвнкдмтналчтсггогольевдывжвыьмсрщахматоварвенуцдбит
(Пушкин, Лермонтов, Толстой, Крылов, Тургенев, Гоголь, Ахматова)
9. Расшифруйте запись:
[дурной'эсловакаксмалапр'истан'итн'иатл'эп'иш]
(Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь)
10. Назовите фамилии 4 известных авторов, имеющих имя Михаил. (Лермонтов, Шолохов, Булгаков, Пришвин, Ломоносов, Зощенко.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Введенская Л.А. Колесников Н.П. Этимология: учеб. пособие/ Л.А.Введенская, Н.П.Колесников. СПб.: Петербург, 2015.
2. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для
внеклассного чтения (8-10кл.). – М,: Просвещение, 2017.
3. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – М.: Просвещение, 2016.
4. Львова С.И. Там , где кончается слово…: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 2016.
5. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии: книга для старших школьников.- М,: Новая школа, 2015.
6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: книга для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 2017.
7. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015.
8. Норманн Б.Ю. Игра на гранях языка. – М.: Флинта: Наука, 2017.
9. Ресурсы Internet: pedsovet.su – http: // pedsovet.su
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.