Четыре способа научить ребёнка думать и размышлять
Одним из навыков будущего постоянно называют критическое мышление. Но что это вообще такое? И как развивать это самое мышление у детей?
«Критическое мышление ребёнка» — звучит стильно, но туманно. Прежде чем
рассказать сыну или дочке эти премудрости и чтобы понять, как развитие такого
мышления помогает работе с информацией, давайте разберемся сами. Научите
ребенка критически мыслить, и вы увидите, как он:
• рассуждает логически;
• ищет аргументы;
• грамотно изъясняется;
• свободно мыслит;
• способен учиться самостоятельно;
чувствует уверенность в работе с любой информацией.
Методы критического мышления
Для изучения критического мышления применяют различные методы, которые постоянно совершенствуются. Давайте рассмотрим несколько примеров.
1. «Мозговой штурм»
Цель использования:
• установить знания детей по заданной теме;
• выбрать приемлемые варианты;
• активизировать в памяти детей полученные знания.
Разбираем, как это работает. Первый вариант: учитель сначала дает каждому
ученику личное задание написать в течение 3 минут всё, что известно по этой
теме, и только потом каждый озвучивает свои «придумки», а другие подключаются к
обсуждению. Второй вариант занятия:
1. Подготовка: определите тему и обратите внимание на то, что
каждый прикладывает максимум интереса к обсуждаемой теме.
2. Генератор идей:
• все высказывают свои идеи без ограничений;
• никто не критикует предложения;
• группа назначенных учеников принимает и записывает абсурдные и фантастические
идеи;
• по ходу этого процесса участники комбинируют и улучшают предложения, идеи
больше приобретают ясность, уверенность и здравый смысл.
3. Достижение: в завершении работы руководитель группы анализирует
и оценивает накопленный материал, выделяет рациональные варианты. Участники
выбирают понравившийся вариант или варианты. Это результат «мозгового штурма».
2. Заучил — понял — осознал
Например, мы изучаем какое-то правило русского языка (заучил),
затем находим в тексте все слова на это правило и у соседа в тетрадке (понял и
осознал). В итоге пишем короткое сочинение, в которое вставляем слова на это
правило (создал).
Затем закрепляем это рефлексией: в последней графе технологии «Знаю — хочу
узнать — узнал» дети сами, своими словами, формулируют и записывают на стикерах
для нашей общей классной таблички что именно они узнали.
4. «Кубик Блума»
Стороны
кубика называются «назови», «почему», «объясни», «предложи», «придумай»,
«поделись». Ребенок вращает кубик и принимает новое правило, предмет или
явление не как готовое знание (заучил), а как проблему (понял, решил). «Назови»
какое-то явление, попробуй описать «почему» оно происходит, «объясни» или
уточни свое мнение о причинах явления, «предложи» как можно что-то изменить в
нем, «придумай» — включи фантазию, добавь к нему что-то, «поделись», расскажи о
собственных мыслях и чувствах при обсуждении явлений или предметов.
Эта технология, отработанная педагогом или родителем, в дальнейшем будет
воспроизводиться в сознании ребенка уже автоматически. Она дисциплинирует
развитие мышления, направляя его в нужное русло.
Все эти методы учат грамотному выражению своих мыслей, принятию эффективных
решений, умению рассуждать и анализировать полученную информацию.
Вся суть развития критического мышления заключена в правильных вопросах.
Задачи, с которыми сталкиваются наши дети, ненамного отличаются от взрослых.
Проблема перестанет быть проблемой, если за ее решение мы возьмем
ответственность. В любой загадке есть часть ответа. Вникаем в вопрос, думаем,
анализируем варианты, выбираем.
В одной пословице сказано: «Дайте людям рыбу, и они будут сыты один день.
Научите их ловить рыбу, и они будут сыты всегда!» Такие высказывания говорят:
ищите варианты решения проблемы, приобретайте навыки. Если один раз запомнить,
как решить определенную задачу, то в дальнейшем будет легко решать подобные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.