Тема: Четырёхугольники
Цель: 1). Систематизировать знания по данной теме.
2). Ещё раз повторить все определения, свойства и признаки фигур.
3). Показать их применение к решению задач.
4). Подвести итоги творческой работы по данной теме.
Для более результативной работы разбиваем класс на пять групп, подразумевается, что класс уже умеет работать в группах. Группа №1- параллелограммы; №2 – прямоугольники; №3 – ромбы; №4 – квадраты.
В начале урока предлагаются задачи для устного решения, на применение определений, свойств и признаков фигур. Каждая группа может заработать жетон - очко за решённую задачу, дополнение, исправление
ошибок в ответах товарищей. В конце занятия, группе получившей большее количество жетонов присваивается звание - «Знатоки четырёхугольников».
I. этап: устная разминка;
II. этап: повторение свойств, признаков и определений фигур;
III. этап: решение задач, защита решения;
IV. этап: подведение итогов, рассматриваем лучшие творческие работы.
А. Дан четырёхугольник АМСD. Докажите,
что АМСD – ромб.
Докажите, что четырёхугольник АМСК,
является прямоугольником.
EMPC – прямоугольник, найдите периметр
прямоугольника EMPC.
В. Повторяем определения, свойства и признаки фигур.
Внимание!!!
(учащиеся показывают инсценировку)
Действующие лица:
Автор; Учитель;
Ученик Вася; Геометрические фигуры: параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат.
Автор:
В некоторой школе,
Да в восьмом уж классе,
Был способный ученик,
Звали его Вася.
Он геометрии учился,
Знал доказательств остроту,
Но после лета обленился
И как-то раз попал в беду.
Учитель:
Итак, Василий, расскажи
О свойствах всех квадрата,
И на рисунке покажи
Фигура чем богата?
В а с я: (водит по чертежу указкой)
Ох, я, не знаю, Марь Петровна,
Болела сильно голова!
И не нашел я эти свойства...
Учитель:
Садись, Василий, снова два!
Ставит оценку в дневник.
А ночь тебе, дружок, не спать,
Зачётик завтра, срочно сдать!
Автор:
Пришел, Василий наш домой,
С досадой сумку пнул,
Учебник взял и сел учить,
О, господи! Заснул!
И снится Васе сущий ад!
Как будто он - больной квадрат.
К в а д р а т (входит охая, голова перевязана):
Я несчастный квадрат,
Нету свойств у меня,
Обобрали, украли
Среди белого дня!
Я и жить не хочу!
Ах, какие мучения!
Где же свойства мои
И определение?!
Вбегают ромб, прямоугольник, параллелограмм входит, хромая,
опираясь на линейку.
Хором:
Что случилось, брат-квадрат?
Почему ты нам не рад?
К в а д р а т:
Свойства все мои украли,
И определение,
Так что жить я не хочу!
Такое настроение!
- Р о м б:
Что ты, квадрушка, постой!
Ты же братец наш родной,
Всем, что есть у нас в запасе,
Мы поделимся с тобой.
Вот я ромб – такой параллелограмм,
Что у меня все стороны равны,
И я тебе сейчас же их отдам,
Родные и друзья делиться всем должны.
А еще, квадратик! Знай же ты о том,
Мои диагонали под прямым углом.
И еще сказать вам я, друзья, готов.
Они ведь биссектрисы всех моих углов.
Эти чудо - свойства я тебе дарю,
Ну, а за внимание всех благодарю.
П р я м о у г о л ь н и к:
А я прямоугольник, такой параллелограмм
С прямыми, брат, углами
Тебе я их отдам.
Диагоналей свойство позволь тебе вручить!
Они равны, двойняшки. Их можно начертить.
П а р а л л е л о г р а м м:
Расступись, ребята. Дедушке два слова!
Буду рад я видеть наш квадрат здоровым.
Вы меня узнали - я параллелограмм,
Свое определение расскажу я вам.
Я старый и хромой, и с рифмой не в ладах.
Вот определение, но только не в стихах!
Я - параллелограмм, такой четырехугольник у которого противоположные стороны параллельны.
А свойства все мои, отдал я вам давно,
Напомним их, ребята, квадрату заодно!
Мои диагонали, раз я параллелограмм,
Пересеченья точкой разделим пополам.
Если сторона одна, да напротив то другой,
То они всегда равны - это уж само собой.
Если угол то один, а напротив то другой,
То они всегда равны - это уж само собой.
А теперь вы мне скажите,
Как в толпе друзей, родных
Меня, деда, отличите
От фигур вы остальных?
П р я м о у г о л ь н и к:
Знаем, признак существует,
По которому тот час,
Мы тебя узнаем мигом
Среди всех похожих нас.
Ромб:
Вы спросите любого школьника,
Он ответит сразу же вам:
"Если диагонали четырехугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник - параллелограмм".
П а р а л л е л о г р а м м:
А еще, мои внучата,
Я хочу всем рассказать,
Что второй имею признак
Его тоже нужно знать:
Если две стороны четырехугольника
Параллельны и равны,
То перед вами я - ваш дедушка,
Вы сомневаться не должны!
Р о м б:
Ну, квадратик, как дела?
Лучше настроение?
К в а д р а т: (снимает повязку с головы)
Голова моя цела,
И в душе волнение!
Спасибо вам, друзья, за все
Ведь вы - мое спасение.
Вернулись свойства все ко мне
И определение!
Я - прямоугольник, стороны равны,
Еще раз убедился, как вы мне нужны!
А втор:
Проснулся наш Василий,
Ушел от страшных снов,
И вдруг как осенило: К зачету ведь готов!
В а с я:
Спасибо вам, фигуры,
Спасли ученика!
Дорога в геометрии
Терниста, нелегка.
Не будет больше двоек,
Их стыдно получать.
Я твердо обещаю
Зачет отлично сдать!
У ребят, исполняющих роли геометрических фигур, соответствующие фигуры из картона прикреплены на груди. У всех фигур, кроме квадрата отмечены их свойства и равные элементы. На голову можно сделать четырехугольные шапочки с кисточками. Когда фигуры дарят свои свойства квадрату, они толстым фломастером отмечают их на изображении квадрата, который находится на груди ученика.
С. Хорошее получилось повторение. Спасибо ребятам. Переходим к решению задач.
Группа параллелограммов:
Дано: АВСD – параллелограмм, АЕ биссектриса угла А, АЕ∩ВС в точке Е, АВ=9см, AD=15см
Найти: ВЕ и ВС
Дано: ABCD – четырёхугольник,
BC//AD, BC=AD
Доказать: ABCD параллелограмм
Группа прямоугольников:
Дано: ABCD – прямоугольник, МО < ОК на 4см, периметр ABCD равен 56см
Найдите: AB, BC, CD, AD
Дано: ABCD - параллелограмм, ∟A=∟B= ∟C=∟D
Доказать: ABCD прямоугольник
Группа ромбов:
Дано: ABCD параллелограмм, AC⊥ BD
Доказать: ABCD ромб
Группа квадратов:
Дано: ∆ АВС – прямоугольный, ∠С=90º, АС=СВ,
МОКD – квадрат, АВ=3м
Найти: ОК – сторону квадрата
Дано: ABCD – прямоугольник, АС⊥BD
Доказать: ABCD квадрат
D. Защита задач, опрос в группах по четырёхугольникам. Подведение итогов.
Е. Представление лучших творческих работ.
«Пропавшие братья» - геометрический детектив,
автор Каширская Лена 8б (приложение №3);
«Легенда о создании прямоугольника, ромба и квадрата»
Автор Белякова Вика 8б и т.д.
Домашнее задание: повторить теоретический материал, №32, 37.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.