Тема урока «Число глаголов. Изменение глаголов по числам»
Тип урока. Изучение нового материала.
Методы урока. Словесные, наглядные, практические, ч- поисковые.
Технология: информационная
Элементы технологий:
1) Работа в парах;
2)здоровье сберегающие технологии;
3)технология проблемного диалога.
Цель: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.
Задачи:
научиться изменять глаголы по числам;
правильно ставить вопросы к глаголам;
научить различать глаголы в единственном и множественном числе;
сотрудничать с другими учащимися в решении учебных задач;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности;
развивать речь учащихся;
формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;
воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ
1). Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;
2). Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;
3). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные УУД:
1). Извлекать информацию из схем и текстов;
2). Выявлять сущность особенности объектов;
3). На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
2). Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);
3). Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1). Слушать и понимать других;
2). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
3). Оформлять свои мысли в устной форме;
4). Работать в коллективе
ЛИЧНОСТНЫЕ
1). Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2). Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ:
1). Воспитание трудолюбия и способности к познанию;
2). Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
3). Формирование интереса к русскому языку;
4). Эстетическое воспитание;
5). Воспитание здорового образа жизни
6). Экологическое воспитание.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Ноутбук, телевизор, презентация, дидактический и раздаточный материал для работы в парах.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
а) Проверка готовности рабочих мест. Настрой на работу.
- Ребята посмотрите всё ли у вас готово к работе на уроке. Сели правильно.
- Руки ? – на месте
- Ноги ? – на месте
- Локти? – у края
- Спинка? –прямая
- Посмотрите пожалуйста на экран . Внимательно прочитайте предложение и попробуйте его продолжить.
( Я пришёл на урок русского языка чтобы, …) ( научиться правильно говорить, грамотно писать, участвовать в диалоге, развивать свою речь, мышление, воображение, а это всё показатель общей культуры человека и тд.)
Итак, начнём свою работу по изучению нашего родного русского языка.
Послушайте, пожалуйста, загадку.
Она приходит с лаской.
Волшебной палочкой взмахнёт
В лесу подснежник расцветёт. ( Весна)
- Правильно ребята, наступило самое прекрасное время года, когда вся природа просыпается от зимнего сна. В течении урока мы ещё будем говорить об этом времени года.
II. Минутка чистописания.
А сейчас откроем тетради
- Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
- Запишем число, классная работа.
- Проверьте правильно ли, вы написали?
- Пишем слово отгадку ВЕСНА
- Написание, какой орфограммы нужно проверить? (Безударная гласная в корне)
- Как мы её проверим? (Подберём проверочное слово – ВЁСНЫ)
- Посмотрите на слайд. Что вы, видите? (Однокоренные слова к слову ВЕСНА: весенний, веснянки, весничка)
- Запомните последовательность, в которой записаны эти слова
- Запишите слова в тетрадь по памяти
- Проверьте, оцените свою работу при помощи сигналов.
Зелёный - всё правильно
Жёлтый – 1 ошибка
Красный – 2 ошибки и более.
III Словарная работа.
Картинный диктант
Заяц, картина, собака, карандаш.
Взаимопроверка . Поменялись тетрадями и проверьте друг у друга написание слов.
Оцените работу товарища с помощью знаков.
IV. Актуализация знаний. Проблемная ситуация. «Чёрный ящик»
В таинственном чёрном ящике есть ответ на вопрос:
- Что объединяет все эти слова? (Они все являются частью речи – именем существительным)
- Что вы знаете об имени существительном?
- Как изменяются имена существительные?
- Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте узнать, о какой части речи в ней говориться. Только, пожалуйста, не выкрикивайте, если догадались. Умейте дослушать до конца.
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет или поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам… ( глагол)
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Каким бывает членом предложения?
- Как изменяются глаголы?
- Мы затруднились ответить на этот вопрос. Вот именно на него мы постараемся ответить в конце нашего урока. И ответ лежит в нашем таинственном чёрном ящике. Вперёд за работу, чтобы до конца разгадать тайну чёрного ящика.
А сейчас вернёмся к нашим словарным словам и подберём к ним подходящие по смыслу глаголы
Заяц прыгает, картина висит, собака лает, карандаш рисует.
V. Самоопределение к деятельности
- Посмотрите, кто изображён, на левой части слайда? Птица
На правой? Птицы
Запишите в тетради каждое слово с большой буквы и с новой строчки
- Какой частью речи являются слова? (Существительные)
-Что изменилось в записи слов? (окончание) ( выделите окончания в этих словах)
-Почему?( изображен 1 предмет, значит сущ-е ед.числа, справа два предмета- мн.число).
- Составьте нераспространенное предложение к левой части. (Птица летает)
- К правой части? (Птицы летают).
- Запишите их в тетрадь.
-Что изменилось в записи глаголов? (окончание) выделите.
-Почему? ( летает - обозначает действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает?- это форма глагола ед. числа),
летают - глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? – это форма мн.числа) -Укажите у себя в тетрадях.
- От какой части речи вы задаете вопрос? ( от имени существительного) Подпишите часть речи – сущ-е.
Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?
( число глаголов зависит от числа имени существительного, с которым глагол связан)
VI Тема и цель урока
Сформулируйте тему урока
Какие цели вы поставите на урок. Что мы должны узнать и чему научиться?
Узнать на какие вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа.
- Научиться различать глаголы единственного и множественного числа.
- Посмотрите в окно и скажите, какие изменения произошли в природе с приходом весны?
(На партах карточки со стихотворением)
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки по улице
Все журчат и журчат.
Журавли курлыкают
И летят, и летят.
- В каком числе стоят глаголы во втором четверостишии?
- Поставьте эти глаголы в единственном числе и запишите четверостишие, изменяя текст.
( Ручеёк по улице
Всё журчит и журчит.
Журавль курлыкает
И летит, и летит).
Обобщение: глагол изменяется по числам
Оцените свою работу
VII Физкультминутка
VIII Первичное закрепление.
Как правильно определить число глагола?
-Откроем учебник и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника. С.74.
- Правильный вывод, вы сделали? ( Да)
- Теперь вернёмся к нашему затруднению. Как изменяются глаголы?
Чёрный ящик открываем.
IX Закрепление
- А сейчас мы проверим как вы поняли тему нашего урока. Работа с учебником.
-А сейчас выполним упражнение № 128 ( Самостоятельная работа)
Прочитайте, напишите четверостишие, над глаголами укажите число.
Проверка по эталону на экране. Оцените свою работу
А сейчас выполним задание на слайде.
Найдите лишнее слово в строке и объясните свой выбор.
1. Играют, смотрят, пишет. ( Глагол ед. ч , все остальные стоят во мн. ч.)
2. Поливает, цветут, растут. ( Глагол ед. ч , все остальные стоят во мн. ч.)
3. Прыгают, зеленеет, танцует. ( Глагол во мн. ч , все остальные стоят в ед. ч.)
Задание 2.
Ребята у вас на партах лежат карточки. Работая в парах, распределите глаголы на две группы.
(Живет, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, играют)
Проверка . Оценивание.
Задание (резервное)
Угадайте предметы по их действию. Что в шляпах?»
Сияет, светит, греет. Что? (солнышко)
Бегают, прыгают, лают. Кто? (Собачки)
Течёт, журчит, льётся. Что? (Ручеёк)
Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.
X. Итог урока.
- Какой итог можем подвести? Что вы узнали нового о глаголах?
XI. Домашнее задание.
с. 74, правило, упр. 129
XII. Рефлексия.
- Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом, созданием картины «Весна».
Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей к солнышку желтый лучик.
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то приклей к ручейку голубую льдинку.
Вывод по рефлексии.
- Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки, ярко светит солнышко. Будем надеяться, что очень скоро такую картину мы сможем увидеть и в окошко.
– Природа весной просыпается и набирается сил, а вы на уроках набираетесь знаний!
– А я радуюсь вашим успехам!
Итоги по листам самооценки. МОЛОДЦЫ !
Живёт, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, играют
|
||||||||||
Живёт, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, играют
|
||||||||||
Живёт, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, играют
|
||||||||||
Живёт, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, играют
|
||||||||||
Живёт, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, играют
|
||||||||||
Живёт, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, играют
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.