Читательская грамотность на уроках географии, примеры заданий.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность является метапредметным умением, так как чтение и понимание учебных текстов, умение получать информацию с текста, осмысливать её и применять для решения различных учебных и практических задач нужны для обучения на каждом учебном предмете. Поэтому на формирование читательской грамотности должны быть направлены усилия каждого учителя-предметника, в том числе и учителя географии.
Понятие «читательская грамотность» появилось в контексте международного исследования PISA, которое направлено на оценку способности 15-летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в различных ситуациях. В рамках исследования PISA оцениваются читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. В соответствии с исследованиями PISA читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской грамотности:
- Умение найти и извлечь информацию из текста.
- Возможность интегрирования и интерпретации прочитанного.
- Осмысление и оценивание прочитанного и предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения.
Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста, предполагает концентрацию читателя на отдельных фрагментах информации текста. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста.
Второе умение: интегрировать и интерпретировать прочитанное, предполагает, что читатель соединяет отдельные части текста, связывает их друг с другом и истолковывает. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.
Третье читательское умение: осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Все три уровня читательских умений тесно взаимосвязаны, они востребованы при выполнении разных учебных заданий.
Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче ОГЭ, ЕГЭ и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
Задания по географии
1.Определите страну по её краткому описанию.
Это одна из самых больших по площади территории стран мира. Расположена в Северном полушарии. Её берега омывают воды трёх океанов. Западную часть страны занимают горы. Страна исключительно богата лесными ресурсами, пушным зверем, запасами пресной воды, различными полезными ископаемыми. Имеет сухопутную границу только с одной страной. Столица – не самый большой по численности населения город страны.
2. Определите страну по её краткому описанию.
Эта страна расположена в двух частях света. Бóльшую часть её территории занимает нагорье, здесь часто происходят землетрясения. Столица – не самый большой по численности населения город в стране. Субтропический климат, живописное морское побережье, обилие историко-культурных памятников привлекают в страну большое число туристов.
3. Определите страну по её краткому описанию.
Это одна из крупнейших по площади территории и численности населения стран мира. Она омывается водами трёх морей. По природным условиям её можно разделить на западную и восточную части. В восточной части находится равнина, сложенная преимущественно речными наносами; здесь формируется муссонный климат. Рельеф западной части горный: здесь расположено одно из крупнейших нагорий в мире.
4. Определите регион России по его краткому описанию.
Этот край, находящийся в азиатской части страны, имеет приморское положение. Он имеет выход к Государственной границе РФ. Административный центр распложен на берегу одной из самых протяжённых рек России. Одной из ведущих отраслей хозяйства является лесная и деревообрабатывающая промышленность.
5. Определите регион России по его краткому описанию.
Эта республика расположена в европейской части страны. Она слабо заселена: плотность населения примерно 2 человека на км2. Коренное население относится к финно-угорской языковой группе. Республика богата запасами каменного угля, нефти, природного газа, лесными и водными ресурсами. Ведущими отраслями экономики являются топливная, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.